Введение Памела Колман Смит и ее младшие арканы: таро уэйта – смит как миниатюрный театр

До последнего времени Памела Колман Смит не была широко известна. Многие детали ее биографии лишь предположительны. Но мы знаем, что она была театральной художницей, настоящим творческим гением, мистиком и ясновидящей. При этом Памелу Колман Смит лучше всего знают как художницу, создавшую в 1909 году иллюстрации для 78 карт Таро, которые стали известны как колода Райдера – Уэйта – Смит. Именно эта колода является самой знаменитой и узнаваемой по сей день.

В 1890-х годах Смит проходила обучение в Институте Искусств Пратта в Клинтон Хилл, Бруклин, Нью-Йорк, всего в двух милях от моего дома в Бруклин Хайт. Я, кстати, был там на выставке ее работ в 2019 году (см. Приложение III).

Итак, с раннего возраста она вращалась в сфере искусств.

Артур Эдвард Уэйт, сосоздатель колоды Уэйта – Смит, и Памела Колман Смит познакомились, будучи членами «Золотой зари», тайного общества, посвященного изучению и практике оккультизма, метафизики и паранормальных явлений. Существует немало литературы об истории этого тайного Ордена. Но мое любопытство вело меня в другом направлении – мне хотелось выяснить насколько сильно театральная жизнь художницы повлияла на ее иллюстрации.

Сложная задача – определить, где заканчивается одно влияние и начинается другое. Как отделить основу от переплетения нитей? Для журнала Craftsman Magazine Смит в 1906 году написала статью «Должен ли думать тот, кто изучает искусство?» (см. приложение IV). Там она высказывает следующую мысль:

«Сцена – великая школа для иллюстратора. […] Сначала смотрите на простые формы выражения радости, страха или горя. Обратите внимание на положение тела, затем на лицо. […] После того, как вы научились схематично рассказывать простые истории, вы сможете уделить внимание деталям. Прорисуйте лицо и одежду. […] Сцена научила меня почти всему, что я знаю о костюмах, о действиях и жестах героев иллюстраций». (Каплан и другие, 2018)

Многое из того, о чем пишет Памела в этой статье, подтверждает мое предположение, убеждая нас, что свое вдохновение как художник она черпала из театрального опыта, из знаний об особенностях постановки театральных сцен, об инструментах актера.

Неудивительно, что проект, связанный с Таро, дался Смит, которая провела большую часть своей жизни в театре, так легко. Еще ребенком она участвовала в любительских постановках. Став взрослой, играла небольшие роли в пьесах с участием Эллен Терри – одной из самых известных английских актрис, блиставшей на сценах Великобритании и Северной Америки в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Возможно, лучше всего Терри запомнили по роли леди Макбет. Мы знаем, что Смит была хорошо знакома с этой знаменитой в свое время актрисой, а также с ее дочерью – Эди Крейг и ее сыном – Эдвардом Гордоном Крейгом. Считается, что Эллен Терри навеки запечатлена Смит в образе Королевы Жезлов. А в книге «Памела Колман Смит. Нерассказанная история» указано, что и на Девятке Пентаклей изображена Эллен Терри, только там она выглядит более зрелой и богатой.

Кац и Гудвин также утверждают, что есть и другие карты, вдохновленные персонажами пьес, с которыми художница была знакома: Девятка Кубков – это Фальстаф из «Генриха IV», части 1 и 2; Девятка Пентаклей – Розалинда из «Как вам это понравится»; Двойка Кубков – Ромео и Джульетта из одноименной пьесы. А три веселые девушки на Тройке Кубков – это, предположительно, Эллен Терри, ее дочь Эди Крейг и сама Памела. (Кац и Гудвин, 2015).

Сын Эллен Терри, Эдвард Гордон Крейг, был известным художником-постановщиком, что, несомненно, повлияло на интерес Смит к театру. Она работала декоратором и художником по костюмам в нескольких лондонских театрах, включая театр «Лицеум» в западной части Лондона, в Вест-Энде. Надо сказать, что она выбрала очень необычную профессию для женщины того времени (Кац и Гудвин, 2015). Смит пробилась сквозь «стеклянный потолок» еще до того, как появился этот термин.

Из книги «Памела Колман Смит. Нерассказанная история» мы узнаем, что Смит была известна как создательница своего особого миниатюрного театра. Это был домик 45 на 45 сантиметров. Актерами служили нарисованные фигурки размером немногим больше, чем фигуры на картах Таро. Так что переход от миниатюрного театра к разработке карт с персонажами, костюмами и пейзажами, судя по всему, для Смит не был сложным. Мы можем легко вообразить, что она, создавая иллюстрации к картам, представляла себе персонажей, которые действуют на сцене ее мини-театра. Художница, можно сказать, «обставляла сцену». Если мы говорим о постановке, это означает, что она расставляла по сцене мебель, размещала на ней вспомогательные предметы, вешала занавес и так далее. Но этот процесс художественной постановки также включает и актеров. Если на репетиции режиссер обращается к актерам и просит их «обставить сцену», он обращается к их «чувству сцены», это означает, что они должны определить свое положение на ней, чтобы создать более сбалансированную общую картину.

Артур Эдвард Уэйт – английский оккультист, писатель и масон – придумал идею колоды Таро и донес до Памелы Смит свое видение Старших Арканов. Очевидно, на него оказало явное влияние французское Марсельское Таро. Но Младшие Арканы он полностью предоставил Смит, предложив ей поразмыслить над их оформлением, подключив воображение и театральный опыт. (Каплан и другие, 2018.)

Уэйт хотел, чтобы все семьдесят восемь карт были проиллюстрированы, и для вдохновения порекомендовал Памеле ознакомиться с итальянской колодой пятнадцатого века – Таро Сола Буска (Sola Busca Tarot). Это была первая колода, в которой изображения присутствовали на всех семидесяти восьми картах. Итак, Уэйт подробно и конкретно описал как он видит Старшие Арканы, а Младшие предоставил воображению Смит. И можно с уверенностью сказать, что именно Младшие Арканы – самое выдающееся достижение колоды Уэйта – Смит.

До того, как Памела их проиллюстрировала, карты от Туза до Десятки выглядели так же, как и в Марсельской колоде. Они были разделены по мастями – Жезлы, Мечи, Кубки и Пентакли. Также их различали по числу символов масти. Например, на Четверке Мечей были изображены четыре меча, и так далее. Придворные карты, тем не менее, были иллюстрированы персонажами. А благодаря Смит персонажи появились на большинстве Младших Арканов.

Тройка Мечей и Королева Жезлов Смит особенно напоминают итальянскую колоду Sola Busca, где на нескольких картах изображены фигуры, отягощенные символами своей масти, эти карты также перекликаются с Десяткой Жезлов Смит. Можно сказать, что на все придворные карты Памелы Смит повлияла колода Sola Busca. Но, тем не менее, Младшие Арканы в колоде Уэйта – Смит – это, прежде всего, произведение Памелы, несмотря на влияние колоды Таро Sola Busca, Эттейллы [1], ордена Золотой зари и собственные впечатления Памелы от картин в Британском музее. Хотя все эти влияния нельзя сбрасывать со счетов, интуиция художницы и ее работа в театре сыграли главную роль при создании иллюстраций к картам.

Глубоко погрузившись в изучение истории колоды, я стал иначе смотреть на Старшие и Младшие Арканы. Старшие Арканы выглядели статичными, словно позировали для портрета, в то время как Младшие напоминали кадр из кино; они дышали жизнью, словно находились в движении, у каждой карты было свое особое настроение. Рисунки вовлекали наблюдателя в сюжет карты, приглашали его пофантазировать, подумать о том, что случится в следующий момент по ходу действия спектакля.

Уалд Амберстоун, сооснователь Школы Таро и Студии тарологов, вместе со своей женой, Рут Амберстоун, проводит интересное разделение между Старшими и Младшими Арканами. Вот его наблюдение: «Проще говоря, Младшие Арканы описывают то, что видно, в то время как Старшие описывают внутренний мир видящего».

Жизнь Смит в театре особенно мне откликается. В ней есть много такого что мне хорошо понятно. Я тоже познакомился с театром в молодости и, можно сказать, провел там целую жизнь. Я работал актером и режиссером, участвовал в создании театра нашей общины и в работе образовательного театра. Я разрабатывал костюмы и декорации, преподавал актерское мастерство в течение сорока лет, на уровне как высшей школы, так и колледжа. В результате, я хорошо знаком со сценическим движением – я знаю, как персонажи двигаются, почему они двигаются, мне понятны их жесты, положение, позы, походка и выражение лица.

Исходя из этого я собираюсь исследовать влияние театрального опыта Смит на ее иллюстрации к картам. За исключением некоторых случаев, я не буду обращаться к символам «Золотой зари», но я знаю, что символизм и названия играют важную роль в понимании каждой карты, так что привожу все эзотерические названия.

Загрузка...