Часть II. Толкование арканов

Система таро

У многих новичков бывает соблазн купить колоду и сразу начать раскладывать карты: «Какая разница, на картинках же все нарисовано, разберусь по ходу». Но в реальности все далеко не так просто – к раскладам можно приступать только когда вы уже понимаете, как устроена колода. Для изучения Таро нужен комплексный, последовательный подход, это требует много времени и сил.

Другая крайность – смотреть на карты узко и только учить значения по порядку, указанному в самоучителе, или, еще хуже, по отдельности («Какая попадется в раскладе, такую и учу»). Без понимания системы все это бессмысленно. Каждый аркан имеет по 10–15 значений. Всего в колоде Уэйта – 78 арканов. Итого: от 780 до 1170 значений. А теперь представьте, что все это вам надо выучить и в нужный момент вытащить из своей головы! И даже если вы сделаете над собой титаническое усилие и у вас действительно получится, смысла все равно нет. Вы не сможете понять, чем же Пятерка жезлов отличается от Пятерки мечей или Паж жезлов от Туза жезлов – они вроде так похожи, да и в МБК и самоучителях приводятся примерно одни формулировки.

Также никто не отменял контекст. Таролог рассматривает в своей работе бесчисленное множество ситуаций, и в каждой из них ему нужно понять, какое именно значение карты актуально в данный момент. Что же делать?

В действительности все арканы взаимосвязаны, помещены в колоде по определенной логике и образуют цельную стройную систему. Ее мы будем изучать в этом разделе. Когда будете читать его, можете пользоваться следующим разделом «Значения арканов» (с. 44) для лучшего понимания.

Виды арканов

В колоде Таро Уэйта и других колодах, созданных по его образу и подобию, – 78 арканов. Арканы делятся на старшие (22 аркана) и младшие (56 арканов).

Младшие арканы, в свою очередь, состоят из двух групп: числовые, или номерные (40 карт), и фигурные, или придворные (16 карт).

Числовые арканы – это по 10 арканов каждой из 4 мастей (от Туза до Десятки), а фигурные – по 4 аркана каждой масти (от Пажа до Короля).



Старшие арканы показывают психоэмоциональный фон человека, глобальные жизненные задачи и уроки, которые перед ним стоят. Они сигнализируют об определяющих, судьбоносных моментах. Старшие арканы самые сложные для изучения, потому что они абстрактны, их сложно «овеществить», применить в реальной жизни. Младшие арканы, наоборот, конкретны и показывают повседневные, бытовые ситуации и процессы. Старшие арканы, как правило, указывают на внутренние состояния, а младшие – на внешние события.

Путь героя

Все арканы в колоде – старшие, младшие числовые и младшие фигурные – образуют свою логическую последовательность и могут быть сложены в связную историю. Старшие арканы – это этапы духовного развития человека. Они образуют путь от начала, рождения (0 или XXII аркан, Шут, или Дурак) – к окончанию цикла и переходу на новую ступень (XXI аркан, Мир). Эта история проживания человеком определенных уроков и совершенствования души называется «Путь героя». Что же означает это понятие и откуда оно пошло?

Многие мифы, религиозные сочинения, литературные романы, киносценарии и другие произведения объединяет схожая последовательность конфликтов и сюжетных поворотов, через которые проходит главный герой. Американский мифолог и литературный теоретик Джозеф Кэмпбелл первым описал этот универсальный шаблон в книге «Тысячеликий герой» (1949). Согласно Кэмпбеллу, на своем пути герой проходит следующие этапы: привычная жизнь, вызов, отказ принимать вызов из-за сомнений; встреча с наставником, который направляет героя; отказ от привычной жизни и столкновение с новым и неизвестным; различные трудности и испытания; и в конце концов, преодоление страхов и слабостей и достижение цели.

Концепция Пути героя чрезвычайно популярна в культуре. «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Аватар» – все эти знаменитые фильмы созданы именно на ее основе.

Яркий пример – история Люка Скайуокера из «Звездных войн». В начале четвертого эпизода саги «Новая надежда» Люк – обычный фермер на пустынной планете Татуин. И только когда в жизнь героя приходит дроид R2-D2 с призывом принцессы Леи о помощи, начинаются его приключения во внешнем мире. Люк сначала сомневается, бороться ему против Империи или нет. Но солдаты Империи убивают его дядю и тетю, и Люк становится повстанцем. Затем он встречает наставника: Оби-Ван Кеноби знакомит его с миром Силы. Люк сталкивается с множеством испытаний – от обучения владению Силой до борьбы с Империей и самим Дартом Вейдером. Вопреки потерям и трудностям, Люк становится все сильнее как джедай и лидер, и это символизирует его подъем. Люк в итоге осознает свою силу, сражается с Императором и спасает Галактику.

Стоп, подождите. Люди такие разные, у каждого из нас свои особые мысли, чувства, устремления. Мы по-разному смотрим на мир. Тогда почему же так много произведений, созданных человеком, сводятся к одной сюжетной канве? Или мы все живем в матрице? (Спойлер: в каком-то смысле да.)

Писатели и режиссеры так любят создавать, а мы – так любим читать и смотреть произведения, основанные на Пути героя, потому что они резонируют с нашим коллективным бессознательным. По Юнгу, это совокупность символов и образов, суммирующих опыт всего человечества, передающихся из поколения в поколение и хранящихся в области бессознательного[1]. Такие символы и образы называют архетипами. Примеры архетипов – это Мать и Отец, Мудрец и Герой, Анимус и Анима[2]

Загрузка...