Часть I. Инструменты

Рабочее место

Организация рабочего пространства при работе с Таро – одна из самых спорных тем. Некоторые тарологи считают, что работать с картами можно на любой поверхности, в любом помещении и в любом положении тела – главное, чтобы было комфортно. Другие, наоборот, утверждают, что к выбору и оформлению места стоит подходить со всей серьезностью. Кто же прав?

Я представляю немагический, рациональный подход к Таро и считаю, что это не магия, а инструмент работы над собой и познания мира. Согласно этому подходу, свечи, коврики, обереги, кристаллы и другие способы создания атмосферы не имеют никакого практического смысла и помогают только в том случае, если тарологу так легче сосредоточиться и абстрагироваться от посторонних мыслей. Аналогично и с выбором локации. Без разницы, где и в каких условиях вы гадаете: на компьютерном или обеденном столе, на полу или на кровати, на деревянной или металлической поверхности. Можно делать расклады и в автомобильной пробке, и в офисе, и даже в туалете. Важен лишь сам человек, который делает расклад, и его навыки работы с Таро (как сказано в Библии: «Суббота для человека, а не человек для субботы»).

Это касается не только места, но и времени работы. Некоторые думают, что нельзя гадать в религиозные праздники, в воскресенье, в определенные лунные дни, в пост и даже в месячные. Однако эти «правила» давно устарели и не работают. Как показывает практика, даже если делать расклады по несколько раз в день – не случится ничего. Вообще. Ничего.

Единственное исключение – время суток, когда вы работаете. Считается, что ночь – более благоприятное время для раскладов, чем утро, день или вечер. Большинство людей ночью спит, а во сне отключается сознание и включается подсознание. За счет этого становится меньше отвлекающих факторов, полученная информация оказывается более точной и репрезентативной (подробнее о том, как состояние таролога и кверента влияет на расклад, рассказала на с. 179). Но это опять же рекомендация, а не строгое правило.

Так или иначе, решать вам. Нет однозначных, повсеместно принятых правил, как «надо» и «не надо». Все зависит от вашего комфорта, и если, например, вы верите, что зажженные свечи создают благоприятную энергетику и помогают получить от расклада больше полезной информации, – смело используйте их в своей работе.

Колода

Выбор колоды

С выбором колоды тоже все индивидуально. Издательства каждый год выпускают огромное количество колод на разные вкусы.

При выборе колоды в первую очередь обращайте внимание на следующие аспекты:

1. Изображения – насколько вам понятно, что изображено на картах? Насколько близка их стилистика и мировоззрение автора? Можете ли вы при первом взгляде на карту сказать, о чем она, даже если не знаете ее значения? Новичку лучше выбрать колоду, где младшие арканы прорисованы, присутствуют персонажи и обозначены сюжеты. Не гонитесь за эксклюзивным высокохудожественным оформлением – есть много мастерски выполненных колод, которые можно причислить к произведениям искусства, но которые тем не менее сложно применить в реальной жизни.

2. Надписи – они бывают на русском или оригинальном языке. Текст играет не первую, но все же значимую роль в восприятии арканов. Если вы плохо владеете языком, на котором выполнена колода, у вас могут возникнуть трудности при трактовке. При взгляде на карту мы «считываем» не только изображение, но и текст, и на подсознательном уровне некоторым могут быть ближе и понятнее надписи на родном языке. Ориентируйтесь на свои ощущения.

3. Полнота сведений – если колода малоизвестная и не очень популярная, скорее всего, вам будет сложно найти книги, обзоры и другие разъясняющие материалы по ней (из маленьких белых книжечек – сокращенно МБК, – которые кладут в упаковку с колодой, как правило, можно почерпнуть не так много). Колода – ваш главный инструмент работы, поэтому так важно изучать историю ее создания, биографию автора, символику. Прежде чем делать расклады, внимательно посмотрите на каждый аркан и попробуйте настроиться на одну волну с изображениями.

4. Размер карт – крупные карты часто приятнее для зрительного восприятия, чем небольшие, на них можно заметить больше деталей. Однако помните, что колоду должно быть удобно держать в руках и тасовать. Для небольшой женской руки максимально удобный размер карт – 12 см в высоту и 7 см в ширину (хотя здесь тоже все относительно). Также выпускают мини-колоды, их удобнее носить с собой и перевозить.

5. Плотность картона и лак – карты бывают лакированные и нелакированные, они могут также различаться плотностью. Карты с лаком и на плотном картоне, как правило, стоят дороже, но служат дольше. Если активно работать с колодой, карты могут погнуться, истрепаться и даже расслоиться. От физического воздействия их могут защитить протекторы – прозрачные конвертики, в которые кладут карты.


Одна из базовых и самых подходящих колод для новичков – Таро Райдера-Уэйта 1909 года. Это самая узнаваемая система Таро в мире. По нему легче учиться, потому что в открытом доступе есть много материалов и курсов. Кроме того, именно на нем основано большинство современных колод.

Однако Уэйт нравится не всем – изображения сегодня, спустя более 100 лет, могут казаться устаревшими, а стилистика – простой и незамысловатой. Есть много других колод, которыми можно заменить классику. Они основаны на системе Уэйта, но их символика более современна и поэтому может быть более понятной новичку. Например, «Таро 78 дверей», «Таро Светлого провидца», «Языческое Таро» («Таро Белой и Черной магии»), «Повседневное Таро ведьмы», «Таро Небо и Земля».

Создатели таких колод, как правило, привносят в них свое видение, отличное от уэйтовского. Например, соответствующие арканы в таких колодах либо имеют общее семантическое ядро, но различаются оттенками смысла (Иерофант в классике – строгий и серьезный, а в «Светлом провидце» – неформальный и веселый), либо полностью противоположны в значениях (Рыцарь жезлов по Уэйту указывает на скорость, стремительность, горячность, а в колоде «Таро 78 дверей» – на выгорание, усталость, промедление).

Методы, которые я здесь описываю, основаны на системе Уэйта. Но, изучив их, вы сможете работать и с другими колодами, в том числе не основанными на Уэйте (Ошо Дзен Таро, Таро Манара, Таро Тота и т. д.)

Новичку на самых первых порах обучения хватит одной колоды. Затем, когда почувствуете себя более комфортно, вы можете при желании перейти к изучению новых колод. Когда у таролога в арсенале их несколько, это обогащает его практику, поскольку каждая колода представляет свою особую философию и взгляд на мир (учитывайте это, когда пробуете что-то новое, и не переносите значения Уэйта на все остальные колоды – ибо не Уэйтом единым живо Таро). Однако если вам не скучно работать с одной колодой, ваш глаз не «замыливается» и она закрывает все ваши запросы, это тоже нормально – не заставляйте себя осваивать другие колоды, если не хочется.

Можно также работать с двумя колодами одновременно и использовать вспомогательные инструменты – эзотерические (руны, кристаллы, амулеты и т. д.) и даже неэзотерические (МАК-карты). Начните с одной колоды, которая наиболее вам близка, – и затем смело пробуйте и изучайте другие.


Тасовка карт

В этом вопросе все так же индивидуально и опционально, как и в организации рабочего места и выборе колоды. При тасовке можно класть колоду в ладонь по длине или ширине. Можно раскладывать карты на стопки и потом мешать их. Или просто выкладывать вокруг себя на столе и перемешивать рукой. Вытаскивать с верха, низа или из середины колоды. Тасовать только после первого вопроса или в течение всего расклада. Выкладывать рубашкой или сразу лицевой стороной. Фантазия не ограничена, важно лишь найти тот стиль работы, который подходит именно вам.

Таро – инструмент, который «сонастраивается» с владельцем и говорит с ним на понятном ему языке. Часто это работает так: то, что вы сами определили для себя, на что настроились (например, на то, что самые верхние три карты после тасовки отражают всю суть ситуации), – это и начинает работать и на практике.

Дневник

Ключевой инструмент для работы с Таро, который намного облегчит вам процесс обучения. Сегодня особенно популярны те книги и сайты, где есть готовые расклады. Почти каждый самоучитель содержит такие схемы, придуманные автором этого самоучителя и предназначенные для разных типичных ситуаций (из разряда: взял карты, разложил их по той же схеме и с теми же вопросами – и вуаля). Я считаю, что такой подход к обучению бесполезен и иногда даже откровенно вредит начинающим тарологам. Как уже было сказано ранее, Таро – гибкая и многогранная система; инструмент, который «сонастраивается» с человеком и который не терпит жестких правил. В Таро нет готовых решений.

Цель этой книги – научить вас составлять свои расклады; работать с Таро самостоятельно, не залезая каждую минуту в пособия или интернет. В этом вам поможет дневник. Заведите отдельную тетрадь и фиксируйте там свои наработки. Так вы поймете, какое значение карт раскрывается в том или ином контексте, какую обратную связь вы получаете от кверентов и как расклады соотносятся с реальностью. Вы увидите, на каком языке колода «говорит» с вами, начнете быстрее запоминать значения карт, а знания в вашей голове будут складываться в структурированную и понятную картину.


Загрузка...