Краткая история Таро. Спекуляция тайной или приглашение к дискуссии

С древности люди учились наблюдать за знаками окружающего мира, толковать их, отыскивать едва уловимый смысл, складывать мозаичную картинку из догадок и озарений. На протяжении нескольких веков Таро используется для ответов на важные вопросы. Однако история карт полна преданий и мистификаций. В данной главе я лишь назову ее основные вехи. За более подробными данными предлагаю обратиться к другим источникам. Например, к трудам моих коллег Галины Бедненко, Максима Бекарюкова, а также к материалам интернета.

Есть мнение, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змейкам-лестницам» и тому подобному, были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпрепровождения, выигрывания денег или простого соревнования. Так видят историю Таро оккультисты. Их авторству принадлежит легенда о создании Таро в Древнем Египте как способа сохранения знаний ушедшей цивилизации атлантов, его использовании для мистерии посвящения (Эттейла, Поль Кристиан) и распространении по миру через гадательную практику цыган (Папюс). Правды ради стоит сказать, что изображения на картах ранних колод (в частности, колоды Висконти-Сфорца, датируемой 1428 годом) не содержат египетского символизма, он появляется только с середины 18 века, одновременно с раскопками в Египте и первыми оккультными трактатами по Таро.

По другой версии, Таро пришло из мусульманского мира, его тайну хранят мудрецы-суфии, но бытующая традиция неполноценна, а истина открыта лишь избранным. Нетрудно предположить, что тайна манит и искушает, рождая множество исторических спекуляций.

Опираясь на письменные источники, можно заключить, что первые дошедшие до нас колоды появились в Италии в 15 веке, распространились по Европе и использовались для игры, похожей на бридж. «Не исключено, что эти карты могли использоваться и для других нужд. Так, в 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Но, кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не возникало вплоть до 18 века»[3].

Можно условно выделить три исторических периода Таро: дооккультный период (до 70-х годов 18 века), период оккультного осмысления и период нью-эйдж (с 60-х годов 20 века).

Дооккультный период Таро интересен тем, что уже на тот момент существовала разница между символическими и игральными картами (то есть Старшими и Младшими арканами), но было несколько разных наборов символических карт, которым не присвоено ни порядковых номеров, ни названий, ни тем более астрологических и каббалистических соответствий. Символические карты иллюстрируют образы итальянского Возрождения: аллегорических персонажей, социальные символы. Самая распространенная колода – Марсельское Таро.

Период оккультного осмысления начался с идей масона А. Кура де Жеблена о египетском происхождении Таро и связи 22 символических карт с буквами древнееврейского алфавита. В этот период также творят такие известные французские мистики-оккультисты, как Эттейла, Элифас Леви, Папюс.

Начало двадцатого века ознаменовано деятельностью масонского ордена Золотой Зари (Англия). Самюэль Мазерс, а за ним Артур Уэйт внесли свой вклад в понимание Таро как системы. В частности, была изменена символика карт, порядок Старших арканов, для Младших арканов созданы легко читаемые иллюстрации. Влияние Артура Уэйта и его колоды (1910 г., художница Памела Смит) сложно переоценить. Оно явственно ощущается и в иконографии современных колод других художников, и в мировоззрении различных предсказательных школ. Его труды называют «кульминацией развития тарологии за последние два века». Колода Артура Уэйта многократно переиздавалась и сегодня является самой популярной, удовлетворяя весьма широкие потребности: ее используют и оккультисты, и гадатели, и психологи.

Отдельно стоит отметить традицию Алистера Кроули и его магическую колоду Таро Тота (1944 г., художница Фрида Харрис). Уникальность этого творения, как и личности автора, состоит в подчеркнуто гротескном выражении архетипических посланий, в шокирующем, провоцирующем воздействии. Эта колода, пожалуй, производит на людей наиболее сильное эмоциональное впечатление, вызывает трепет в мистических кругах.

В 60–70 годах 20 века происходит очередной всплеск интереса к эзотерическим вопросам. Он характерен смешением и популяризацией мистических и религиозных традиций. Так заканчивается эпоха закрытых оккультных орденов и начинается эра нью-эйдж. Создается огромное количество различных колод, в большинстве своем следующих традиции А. Уэйта. Их авторы зачастую не слишком внимательны к принципам системы Таро, и такие произведения отражают их собственное восприятие мира и индивидуальный духовный поиск.

В этот же период Таро начинают использовать в психологических кругах. В первую очередь благодаря Карлу Густаву Юнгу, его теории личности. Идея о том, что карты Таро могут служить проективным тестом, вызывающим различные ассоциации, наподобие чернильных пятен Роршаха, впервые пришла американским психологам Джеку Херли и Джону Хорлеру в начале 1970-х годов. Дабы избежать обвинений в «эзотерике» со стороны профессионального психологического сообщества, они нарисовали собственные карты. Затем в 1980-е годы канадский психолог Дениз Руссель, заинтересовавшийся результатами усилий американских коллег, продолжает исследовать Таро как проекционную методику. Позже во Франции психотерапевт Алехандро Ходоровски применяет в работе Марсельское Таро[4].

Преимущество Таро перед другими проекционными тестами состоит в том, что карты содержат символы, пришедшие из глубины веков. Сегодня практикующие психологи работают с архетипическими образами Таро и гадательными системами разных культур, используют карты как способ диагностики, как интуитивный инструмент самопознания. Существуют медитативные группы «погружения» в арканы и активизации архетипических энергий. В своих авторских методиках я эффективно сочетаю знание Таро с техниками системных расстановок по Б. Хеллингеру, приемами психодрамы, гештальт-терапии, «магического театра».

Открывая для себя это уникальное сокровище культуры, мы оказываемся вовлечены в познание бесконечной тайны о самих себе. А этот путь не знает завершения.


Загрузка...