Есть что-то удивительное и странное в словах поэта о том, что «ненабожный астроном безумен»[5], равно как и в том, что народная молва часто приписывает гениям сумасшествие. И где-то среди этих крайностей, представляющих собой лишь малую долю из десятков тысяч подобных преувеличений, находится высший разум, который берет на себя роль арбитра и делает все, на что способен. Я не думаю, что подобное можно в полной мере отнести к изучению оккультизма, но его причудливость несомненна, и пытаться как-то регулировать оккультную деятельность есть не только трудное, но и неблагодарное занятие. Более того, некая ненормальность оккультизма, если предположить, что она имеет место, носила бы скорее эмпирический характер, нежели теоретический, и ее невозможно было бы оценить по каким-либо определенным критериями.
Итак, оккультизм нисколько не похож на мистические способности и очень редко действует созвучно как с деловыми навыками повседневной жизни, так и со своими собственными принципами. Я знаю, что для высокого искусства чернословья мало что может быть скучнее критиков, твердящих, что тезис неверен, и неспособных осознать его образность. Вместе с тем мне знакомо и то бодрящее ощущение, когда после многолетнего изучения сомнительной доктрины или выматывающего исследования наталкиваешься на шарлатанство, ну или, по крайней мере, нечто максимально абсурдное.
Но исторические аспекты, рассматриваемые сквозь призму оккультизма, как правило, не столь образны и не способны унять терзания, преследующие тех, кто хочет разобраться в их логике. Когда Таро рассматривается в соответствии с высшими законами символизма, может понадобиться ни больше ни меньше, чем терпение «мудреца, управляющего звездами» (Sapiens dominabitur astris[6]) из Братства розы и креста, чтобы не затеряться во мраке глупости.
Подлинное Таро глубоко символично, и никакой другой язык и другие символы ему неведомы. Его эмблемы, с точки зрения их сокровенного значения, складываются в своеобразный алфавит, образуя несметное число комбинаций и наделяя все истинным смыслом. На самом высоком уровне оно дает нам ключ к Таинствам, причем его методы совсем не произвольные, но еще до конца осознанные. Однако нас окружают нелепые вымыслы о Таро, и печатаются они практически во всех издаваемых книгах, посвященных этой теме. Всего два-три автора не скрыли от публики, что как минимум со значениями символов ситуация обстоит подобным образом, ибо их сокровенный смысл известен лишь немногим посвященным, да и те давали обеты и не могут раскрыть тайну, которую им доверили.
Со стороны такое умозаключение выглядит почти фантастическим, так как ему сопутствует логическое заключение, что определенная методика предсказания судьбы – искусство чтения карт – все-таки может быть открыта Сынам Доктрины. Однако сам факт существования в Таро Тайной традиции остается непреложным, и, хотя всегда можно предать огласке некоторые Младшие арканы Таинств под победный звон фанфар, перед этим было бы уместно поставить в известность всех тех, кто интересуется подобными вещами, и объяснить им, что, если говорить о символизме, то любое откровение содержит в себе лишь треть земли и моря и треть звезд небесных. Причина проста: ни сами основы, ни их совершенствование не были записаны на бумаге, так что после всякой попытки раскрытия тайны многое оставалось и остается недосказанным, а стало быть, те хранители храмов посвящения, что стоят на страже подобных таинств, могут быть спокойны.
В своем предисловии к «Цыганскому Таро» (The Tarot of the Bohemians)[7], которое по какому-то неведомому или случайному стечению обстоятельств было переиздано после долгого перерыва, я написал то, что тогда мне представлялось возможным или казалось самым важным. Цель же настоящего издания – ознакомить читателя с колодой карт, исправив прошлые ошибки и неверные оценки, и беспристрастно и правдиво поведать об их значениях (насколько это возможно для восприятия непосвященными).
Что касается Старших арканов, то их истинное и высшее значение сокрыто значительно глубже общепринятого языка образов или иероглифов. Оно будет доступно лишь тем, кто постиг некую часть Тайной традиции. Если же говорить о словесном истолковании Старших арканов, то оно составлено так, чтобы читатель смог отбросить все связанные с ними заблуждения и домыслы прошлых лет, чтобы тот, кто наделен даром предвидения, сумел найти верный путь к их значениям и чтобы значения эти выглядели максимально достоверно (надеюсь, мои скромные возможности позволят мне это сделать).
Как это ни прискорбно, я вынужден признаться в определенных сделанных мной оговорках, на кону стоит моя честь. Находясь между сумасбродством тех, кто ничего не знает о традиции (хотя, по их мнению, является представителями оккультной науки и философии), и выдумками нескольких писателей, воспринявших лишь часть традиции и считающих, что это дает им полное право пускать пыль в глаза окружающим, я чувствую, что настало время сказать все то, что необходимо, ради того, чтобы влияние шарлатанства и невежества в этом вопросе было сведено к минимуму.
В какой-то момент мы с вами увидим, что история карт Таро переполнена негативными фактами, и когда рассматриваемые темы будут очищены от шелухи домыслов и абсурдных спекуляций, высказанных в категоричной форме, то окажется, что вплоть до XIV века карты Таро вообще нигде не упоминались. Обман и самообман относительно их египетского, индийского или китайского происхождения [2] вдохнул лживый дух в уста первых толкователей и появившихся за ними следом оккультных писателей, не сделавших ничего, кроме того, что воспроизвели на страницах своих книг первое ложное показание (без злого умысла, будучи уверенными в достоверности полученных знаний) еще до того, как Таро стало предметом тщательного изучения [3].
К слову сказать, все толкования касались очень узкого диапазона тем, и авторы не испытывали никаких угрызений совести по поводу их псевдонаучности. По меньшей мере одна великолепная возможность была упущена, ибо никому не пришло в голову, что, возможно, карты Таро уже выполнили свою функцию и стали родоначальниками тайного языка символов, использовавшегося альбигойцами[8]. Я прельщаю этой идеей прямых духовных наследников Габриэле Россетти[9] и Эжена Ару[10], а также Гарольда Бейли, написавшего книгу «Новый свет эпохи Возрождения»[11], как горящей во мраке свечой, которая могла бы послужить усердному и пытливому уму госпожи Купер-Оукли[12].
Только задумайтесь о том, что предполагаемое доказательство наличия водяных знаков на бумаге поможет извлечь из карты Иерофант. Особенно, если учесть, что в этих водяных знаках, давших такой большой материал для исследования, господин Бейли обнаружил образ, отсылающий к тайному Альбигойскому патриарху. Буквально на мгновение задумайтесь о карте Жрица, которая изображает представительницу Альбигойской церкви. Или подумайте о Башне, пораженной молнией, как об олицетворении желанного разрушения Папского Рима, города на семи холмах, с понтификом и представителями светской власти, убегающими из духовного здания, расколотого Божьим гневом [4].
Возможностей толкования так много, и все они столь убедительны, что они могли бы ввести в забуждение любого. Но есть и более поразительные факты, хотя вряд ли я осмелюсь их здесь изложить. Когда карты Таро стали предметом первых, весьма поверхностных объяснений и доказательств, археолог Кур де Жебелен[13] предоставил собрание гравюр-символов, и это собрание служило потом основным справочным материалом для впоследствии выпускавшихся колод в течение многих лет. Фигуры, изображенные на тех картах, выглядят очень примитивно и отличаются от колод Эттейлы[14], Марсельского Таро[15] и других карт, продолжающих оставаться в обороте во Франции. Не мне судить о таких вещах, но сам факт того, что каждый из Старших арканов мог бы дать какой-нибудь ответ при обращении к водяным знакам, подтверждается всеми теми доводами, которые я уже привел выше, а также выдающимся примером Туза Кубков.
Мне бы следовало назвать Туз Кубков эмблемой евхаристии (причастия), так как кубок по своей форме напоминает киворий[16], но в данный момент это не играет большой роли. Дело в том, что господин Гарольд Бейли в своей книге «Новый свет эпохи Возрождения» приводит шесть аналогичных изображений, представляющих собой водяные знаки на бумаге XVII века, которые, как он утверждает, имеют альбигойское происхождение и представляют собой священные символы таинства причастия и Грааля[17]. Если бы только он слышал о Таро, если бы он знал, что эти гадальные карты, предсказывающие судьбу, этот инструмент, используемый бродячими артистами, тогда уже, возможно, был в ходу на юге Франции, то, думаю, его очаровательная, но слишком уж фантастическая гипотеза смогла бы получить дальнейшее развитие. Мы, несомненно, должны были бы увидеть гностическое христианство[18], манихейство[19] и все то, что он понимает под истинным Евангелием, прячущимся за изображениями на картах.
Я не смотрю на окружающий мир через подобные очки и могу лишь порекомендовать этот предмет его вниманию для дальнейшего изучения, ибо, как выше уже упоминалось, на страницах этой книги я буду знакомить вас с неслыханными до сих пор рассуждениями, касающимися истории возникновения карт.
Что касается описания и количества этих карт, едва ли необходимо перечислять их, потому что они и так всем хорошо известны, но, так как заранее предполагать что-либо в данном случае весьма рискованно и поскольку на то есть и другие причины, я все же для начала кратко опишу колоду.
Маг, Фокусник, или Фигляр, – заклинатель и шарлатан в мире вульгарного обмана. Эта трактовка настолько же соответствует основному символическому значению, насколько использование Таро в гадании соотносится с его мистическим истолкованием согласно тайной науке символизма. Хочу добавить, что многие независимые исследователи Таро в своих изысканиях выработали определенный порядок значений в отношении Старших арканов, и их выводы иногда наводят на размышления, но истинными все же не являются. Так, например, Элифас Леви[20] говорит, что Маг означает единство, являющееся матерью всех чисел; другие утверждают, что это Божественное Единение; один из современных французских экспертов считает, что в целом карта означает волю [5].
Верховная Жрица, или Папесса Иоанна, Женщина-Понтифик. Ранние толкователи пытались назвать эту карту Матерью или Женой Папы Римского, что совершенно не соответствует символизму. Иногда она используется для обозначения Божественного Закона и Гнозиса[21], и в этом случае соответствует идее Шекины[22]. Она является Тайной традицией и высшим смыслом Установленных Таинств.
Императрица – та, кого иногда изображают анфас, в то время как ее вторую половину – Императора, повернутого к нам боком. И хотя существовала тенденция приписывать этому различию некий символизм, спешу разуверить: в этом нет никакого скрытого смысла. Императрица связана с идеями плодовитости и в целом активной деятельности.
Император – супруг вышеназванной Императрицы. В некоторых случаях он изображается носящим, помимо традиционных регалий, звезды или ленты какого-нибудь рыцарского ордена. Я упоминаю об этом, чтобы показать, что карты представляют собой смесь старых и новых символов. Те, кто настаивает только на одном из вариантов (только старое или только новое), могут натолкнуться на следы второго (если, конечно, найдут их). Но нет никаких веских оснований утверждать, что образ на карте старинный, только из-за его связи с древностью, как и нельзя сказать, что образ современный, потому что в нем заметно вмешательство невежественной руки редактора или более современного художника.
Эту карту называют также Духовный отец, а еще чаще просто Папа. Кажется, ее даже называли Аббатом, а ее вариацию в женском роде (Верховную Жрицу) – Аббатисой, Попадьей или Настоятельницей монастыря. Но все это весьма произвольные и безосновательные толкования. Знаки отличия у фигуры на карте папские, и в таком случае Верховная Жрица может быть только Церковью, с которой Папа и священники обвенчаны таинством рукоположения. Однако, по моему мнению, при таком примитивном толковании эта карта никоим образом не может представлять собой собирательный образ римского понтифика.
Этот образ претерпел множество изменений, чего и следовало ожидать от столь популярного сюжета. В первоначальном виде, который был создан в XVIII веке и таким стал известен миру, изображенные на карте фигуры олицетворяли собой символ супружеской жизни. На карте были изображены отец, мать и ребенок, находящийся между ними. Причем языческий Купидон, парящий над фигурами с луком и стрелами, истолковывался, конечно, в корне неверно. Купидон здесь скорее символизировал зарождающуюся любовь, которую нужно оберегать, а не зрелые чувства. Говорят, карта раньше называлась Simulacyum fidei – символ супружеской веры, для которой радуга как знак союза любящих сердец была бы более подходящим спутником. Считается также, что эти фигуры символизировали Истину, Честь и Любовь. Но я подозреваю, что это была своего рода попытка автора морализировать и идеализировать чувства. Отчасти так оно и есть, но не следует забывать, что у карты имеются и другие, более высокие значения.
В некоторых дошедших до нас рукописях этот образ представлен как повозка, которую тянут за собой два сфинкса, и это средство передвижения созвучно с символикой.
Тем не менее не стоит думать, что таков был первоначальный вид карты; этот образ создавался в угоду конкретной исторической гипотезе.
В XVIII веке в повозку были запряжены уже лошади белого цвета. Что же касается самой идеи карты, то она хоть и невелика, но значительна. Изображение Короля-триумфатора символизирует, однако, победу, дарующую ему власть, но власть эта является приобретенной, а не наследуемой, как на четвертой карте.
В своих трудах господин Кур де Жебелен писал, что это образ Осириса Торжествующего, покорившего солнце в день весеннего равноденствия и преодолевшего все трудности зимы. Но нам достоверно известно, что Осирис, воскресший из мертвых, никогда не изображался с помощью такого очевидного символизма.
Помимо лошадей, при создании вариаций этого образа иногда использовались и другие животные (например, лев и леопард), которых изображали влачащими currus triumphalis – триумфальную колесницу.
Этот образ представляет собой одну из главных добродетелей, о которых речь пойдет позже. На карте обычно изображается женщина, укрощающая льва и закрывающая его пасть рукой. В более ранней версии, представленной Кур де Жебеленом, она явно открывает львиную пасть, а не закрывает. Первый вариант лучше воспринимается с точки зрения символизма, но в любом случае образ является примером силы в ее традиционном понимании и несет в себе идею господства. Считается, что фигура представляет собой innocentia inviolata – чистую, непорочную силу, а также силу, присущую созерцанию.
Отшельник – это наиболее распространенное, обиходное название этой карты. Существует и иное – Капуцин, или более философское – Мудрец. Считается, что этот персонаж находится в поисках Истины, которая лежит где-то на его пути, и справедливости, которая ведет его к намеченной цели. Однако в большей степени это карта достижения (об этом речь пойдет позже), нежели карта поиска. Также говорят, что в фонаре Отшельника горит свет Оккультной науки, а его посох – это Магический жезл.
Все эти образы превосходно соотносятся с предсказательными значениями карты, и об этом мы тоже еще поговорим, когда до этого дойдет дело. Однако мрачная магичность этих трактовок, хотя и правдива сама по себе, все же упускает все те высшие истины, которые содержатся в Старших арканах. Это сравнимо с тем, как если бы человек, в глубине души знающий, что все дороги ведут к вершине горы, где находится Бог, выбрал бы для достижения этой цели путь странствий по мукам или путь безумия. У Элифаса Леви эта карта известна как Благоразумие, однако, определив ее таким образом, он руководствовался желанием заполнить пробел, который в противном случае возник бы в символизме карты.
Четыре основные добродетели необходимы для формирования такой идеологической концепции, как Старшие арканы. Они не должны восприниматься с позиции лишь одного смысла: что они существуют для использования и успокоения всех тех, кого в наши дни низкопробная журналистика называет обывателями. При верном понимании эти добродетели являются коррелятами евангельских советов[23], если бы те были аналогичным образом заново выражены, и звучат они следующим образом:
а) Трансцендентальная Справедливость, тот самый противовес на весах, используемый, когда перевешивает сторона Бога. Соответствующий совет: если в игре с Дьяволом ставки высоки, стоит использовать меченые кости. Аксиома: «Или Бог, или ничего»;
б) Божественный Экстаз как противовес тому, что зовется Умеренностью, чьим признаком, как мне кажется, является тушение света в таверне [7]. Соответствующий совет: пить только молодое вино в царстве Отца нашего небесного, потому что Бог присутствует во всем. Аксиома: человек, будучи разумным существом, должен опьянеть от Бога. Приписываемый показательный пример здесь – Спиноза;
в) состояние Королевской Стойкости изображено в виде Башни из слоновой кости и Золотого храма, но именно Бог, а не человек, стал «столпом крепким пред лицом врагов»[24], и враг был изгнан из этого храма. Соответствующий совет: человек не должен себя жалеть даже перед лицом смерти и должен быть уверен в том, что его жертва не будет напрасной и обеспечит ему достойный конец. Аксиома: сила, которая становится такой огромной, что человек рискует потерять себя, покажет ему, как найти Бога. Поэтому нужно рисковать и учиться;
г) Благоразумие позволяет человеку экономно расходовать силы и двигаться по пути наименьшего сопротивления в первую очередь для того, чтобы его душа могла вернуться к истокам – тому месту, откуда она пришла. Это учение о божественной бережливости и сохранении энергии, несмотря на стрессы, страхи и очевидные тяготы жизни. Соответствующий совет: истинное благоразумие касается единственно необходимого. Аксиома: не растрачивай и не будешь нуждаться.
В качестве заключения можно сделать вывод, который основан на законе взаимообмена: вам не удастся не получить то, что ищете в отношении Божественного. Таков закон спроса и предложения.
Я упомянул здесь обо всем этом по двум простым причинам:
1) потому что при наличии беспристрастного ума бывает довольно трудно определить, что делает наш мир хуже – порок или пошлость;