Про игроманию можно написать отдельную книгу, но я попробую кратко изложить то, что понял за много лет игровой зависимости. Я провел очень много часов своей жизни в виртуальных мирах и, хотя это было очень увлекательно, все же считаю это большой ошибкой. Да, игры помогают уйти от реальности и расслабиться, но легко могут стать зависимостью.
Думаю, люди с шизоидным складом ума подвержены этому больше других. Попробуйте представить себя на месте подростка, который обладает изрядным умом и живым воображением, но при этом стеснителен и неловок в социальном общении. У него в голове множество всего, но поделиться этим не с кем, так как для этого нужен человек, способный его понять. А таких совсем немного. Он уходит в мир книг, сериалов и фильмов, а тут появляется возможность не просто сопереживать главному герою, но и самому стать им. Разве это не мечта?
Мужчины более склонны к зависимости от компьютерных игр, поскольку большинство игр построены вокруг их потребностей: быть героем, конкурировать, проявлять агрессию, защищать и помогать. И удовлетворить эти потребности в игре намного легче, чем в жизни. Но не стоит думать, что игроманы просто безвольные люди. В конце концов против них работает целая индустрия со своими психологами, которые делают все, чтобы сделать игры как можно более затягивающими.
Большинство игр специально построены так, чтобы победа требовала усилий, но была по силам игроку. Это позволяет вызвать состояние потока и цепляет. Ты побеждаешь, чувствуешь себя крутым и подсаживаешься на это ощущение. Та же система подкрепления, которая должна работать в реальном мире (дофамин) очень легко обманывается играми и становится менее чувствительной. Стимулы из реальной жизни начинают блекнуть и уже не приносят такого удовлетворения. Да и для выигрыша в реальности нужно приложить намного больше усилий, чем в игре. При этом без какой-либо гарантии на результат.
В играх же обычно есть последовательное и гарантированное развитие. Завалил сто кабанчиков, получил золото. И оно никуда не денется. Растут столбики опыта и количество денег, копятся предметы. Это затягивает. Некоторые игры, вроде той же Веселой фермы, целиком построены на этом эффекте. И всегда видно, куда расти дальше. Еще чуть-чуть, и новый уровень, еще немного и накопишь золота на крутой предмет для своего персонажа. Идеальная ловушка для системы подкрепления. Сравните это с работой в офисе, где большинство людей не видят результатов своего труда (и смысла). Именно поэтому сейчас в бизнесе пытаются использовать геймификацию, те же самые приемы из игровой индустрии для того, чтобы сделать результаты работы более видимыми и ощутимыми.
В то же время, в играх есть и элемент случайности, который делает их еще более затягивающими. В World of Warcraft и других подобных играх есть вероятность, что из поверженного врага «выпадет» крутой предмет. И игроки могут сутками бегать и убивать одного и того же монстра в надежде получить ценный меч или доспех. В Overwatch и League of Legends выпадают ящики, из которых можно получить уникальные облики персонажей (кстати, для League of Legends некоторые из этих обликов создавали в Луи Витон). По сути, это не сильно отличается от одноруких бандитов в Лас-Вегасе. Даже звуковое сопровождение похоже. И такая непредсказуемость привязывает намного сильнее, чем гарантированный результат.
Не последнюю роль играют и виртуальные «поглаживания по голове». В реальности нас мало кто хвалит (в нашей культуре это вообще не принято), а в играх мы герои и молодцы. И когда какая-нибудь принцесса, пусть и нарисованная, говорит: «Чтобы я без тебя делала,
Но больше всего, конечно, затягивают командные игры. Где ты сражаешься не с компьютерными болванами (и хотя бы отчасти осознаешь, что твоя победа искусственна), а с болванами реальными. Это и знаменитые «танчики», и игры вроде League of Legends или Dota, и разные стрелялки. Ко всем вышеперечисленным крючкам тут добавляется командность и соревновательность. Возможность победить другого, при этом не рискуя ничем кроме гордости. Причем неважно, победил ли ты в конкретном матче или нет, продолжать играть хочется в любом случае. Если выиграл, чувствуешь себя крутым и хочется победить еще раз. А если проиграл, то хочется отыграться. Все это тоже зашито в нашей мужской природе и очень напоминает увлечение тем же футболом. Только тут ты не просто смотришь матч, а сам играешь за свою команду. Хотя сейчас и по компьютерным играм тоже устраиваются чемпионаты и трансляции игр, прямо как в обычном спорте. И киберспорт, пожалуй, единственная ситуация, когда серьезное увлечение играми может приносить пользу. Но, также как и в реальном спорте, зарабатывают на этом единицы.
Главная проблема с играми заключается не в том, что они отнимают время, которое можно было бы потратить на что-то более полезное. И даже не во вреде здоровью от сидячего образа жизни. Самое ужасное, что со временем ты подсаживаешься на эти виртуальные победы и подтачиваешь реакцию системы подкрепления на реальные стимулы. Попросить босса о повышении? Проще завалить босса в игре. Тебя отвергает очередная девушка или пилит жена? Не беда, в играх куча прекрасных персонажей женского пола, которые всегда с тобой. У тебя нет друзей? Собери свой отряд в очередной игре. Ты неудачник по жизни? Будь героем в виртуальном мире!
И чем дальше, тем более серым и унылым начинает казаться реальный мир. Реальные награды манят все меньше, да и возможности их получить стремительно тают. Но это всего лишь искажение восприятия. И чтобы это преодолеть нужно осознанно учиться замечать краски в реальной жизни. Чувствовать вкус и запах, быть в теле, замечать происходящее здесь и сейчас (а не на следующем уровне). Эти же приемы, кстати, используют и при лечении других зависимостей.
Также ухудшается способность адекватно переживать неудачи. Видели когда-нибудь видео про игроков, впадающих в истерику от проигрыша? Хотел написать «смешные», но на самом деле это не смешно. Возможно, это тоже связано с привычкой к легким победам и немедленным вознаграждениям.
Еще один побочный эффект от игр – это ухудшение контакта с телом и уход в голову. Это чем-то похоже на психологическую защиту под названием диссоциация, когда чтобы защититься от негативных эмоций человек отстраняется и воспринимает происходящее как будто бы со стороны (прямо как с персонажем в игре). Но в итоге, это приводит к потере и позитивных эмоций тоже. Тут могут помочь разные физические активности, занятия телесными практиками и даже просто массаж.
Постепенно я все это осознал и смог практически полностью отказаться от игр. Всем так и говорил: «Я завязал». Но увы, много времени уже было потрачено впустую. Что помогло мне бросить игры? Помимо понимания этих механизмов – расставание с девушкой, учет времени и занятия телесными практиками. Расставание, впрочем, было не из-за игр, а просто послужило стимулом что-то поменять в жизни. Но про это я напишу в следующих главах. Учет же времени помог мне увидеть сколько часов я трачу на игры и ужаснуться. Это очень отрезвляет.
Если у вас или ваших близких есть проблема с играми, то я предлагаю попробовать следующее:
• Не обвинять себя (и, соответственно, не обвинять другого). Помните, что против вас играет целая индустрия с огромными бюджетами.
• Посчитать, сколько часов уходит на игры в неделю (цифра вас удивит).
• Осознать, что игры специально созданы для того, чтобы затягивать. И постараться понять какие трюки создателей игр цепляют именно вас.
• Подумать, чем можно заменить игры. Но учтите, что замена всегда поначалу будет менее привлекательной.
• Восстановить контакт с телом. Спорт, йога, массаж – все что помогает включить тело.
Если эта книга поможет еще кому-нибудь осознать и преодолеть свою зависимость от игр, значит я писал это все не зря. Я не могу сказать, что как только я бросил игры моя жизнь заиграла новыми красками, а волосы стали мягкими и шелковистыми. Но моя жизнь стала более настоящей. И это уже само по себе ценно.