2. История развития таможенного дела

2.1. Зарождение и развитие таможенного дела

Возникновение таможенного дела связано с появлением товарно-денежных отношений. Еще в письменных документах шумерской цивилизации, в законах царя Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках обнаружены сведения о взимании пошлин за провоз товаров, проезд, право торговли. Первые таможенные платежи представляли определенный сбор, налог, которые взимались властями города или государства преимущественно с целью формирования бюджета, выполняя чисто фискальную функцию.

В III в. до н. э. на юге Испании в городе Тарифе (нынешняя Андалусия провинция Кадис) была составлена таблица, в которую заносили наименование товара, единицы его измерения, и указывался размер пошлины (сбора) за перемещение через Гибралтарский пролив. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, получили наименование по названию города – тариф.

Таможенный тариф превратился в важный финансовый инструмент постоянного и устойчивого пополнения казны. С учетом экономической и политической ситуации тарифные ставки могли увеличиваться или уменьшаться. Власти приспособили тарифную сетку к своим потребностям с целью формирования и пополнения бюджета, а также регулирования торговли.

В белорусских землях возникновение таможенного дела восходит к периоду их нахождения в составе Киевской Руси (IX – первая половина XIII в.) и насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Так, договоры, заключенные князем Олегом с греками в 907 и 911 гг., свидетельствуют о наличии определенных элементов таможенного дела. В этих документах присутствовали нормы, регулировавшие взаимоотношения государств в области торговли и таможенных правил. Киевская Русь получала право на беспошлинную торговлю с Византией и другие таможенные льготы. Торговые связи со многими государствами, и в первую очередь с Византией, способствовали развитию торгово-пошлинных отношений.

В Киевской Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торговли, аренду складов, площадей, за покровительство, оказываемое купечеству В Х-ХII вв. нормы таможенного права были зафиксированы в своде законов под названием «Русская Правда». До наших дней дошло несколько редакций этого свода. Все это позволяет говорить о наличии определенной организации и режима обеспечения таможенного дела еще в раннефеодальный период.

Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.

По мере ослабления в Киевской Руси центральной власти, усиления феодальной раздробленности развитие таможенных отношений заметно активизировалось. С XII в. на границах, торговых путях Полоцкого, Турово-Пинского, Минского, Витебского, Новогрудского и других княжеств и земель стали создаваться таможенные заставы – мытницы для сбора пошлин в казну местного князя.

В 1229 г. подписан договор «Смоленская торговая правда», определивший условия свободной торговли, а также порядок взимания некоторых пошлин с купцов Смоленска, Полоцка, Витебска во внешнеэкономических отношениях с Ригой, Готландом и немецкими городами.

Новый этап развития таможенного дела связан с нахождением Беларуси в составе Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Рост производительности сельского хозяйства, углубление общественного разделения труда, развитие товарно-денежных отношений способствовали расширению торговли княжества. Наиболее активно она стала развиваться в XV–XVI вв. В этот период осуществлялись денежные сборы, которые взимались с местных купцов за экспорт или импорт товаров, а также с иностранцев за право торговли на местных рынках или их транзит. В ВКЛ появились таможенные округа, в центре которых находилась комора – головная таможня. В различных частях округа располагались прикаморки, а в местечках и селах – мытные старожи. Пошлины (мыто) собирали назначенные люди – мытники.

Управление таможнями осуществлялось представителями местной администрации, которые находились на государственной службе и собирали пошлины в пользу великого князя, а также путем передачи таможенных сборов на откуп. С арендаторами заключался договор, в котором фиксировали общую сумму аренды и очередность внесения ежегодной платы, сроки аренды, порядок взимания пошлин, условия беспошлинного пропуска товаров.

Мытные сборы в основном осуществляла скарбовая комиссия. В ее состав обычно входили земский подскарбий (главный казначей) или надворный подскарбий, два комиссара, писарь и инстигатор (государственный обвинитель). Комиссия разбирала различные купеческие дела, споры о нанесении ущерба скарбу или о чрезмерных поборах и т. д.

Развитию и централизации таможенного дела в ВКЛ способствовала кодификация таможенного права, которая нашла свое отражение в статутах. Кодексом таможенного законодательства стал Статут 1588 г., в котором регламентировался порядок установления новых мыт, рассмотрения таможенных нарушений, определялись льготы по взиманию пошлин, ограничения на ввоз определенных товаров и др.

Очередной этап в развитии таможенного дела начался после подписания в 1569 г. Люблинского соглашения (унии), в результате которого ВКЛ и Польское Королевство образовали единое федеративное государство – Речь Посполитую. Оба государства сохраняли свои таможенные и финансовые системы. На некоторое время упразднялась таможенная граница, которая вскоре была восстановлена и сохранялась до середины 60-х гг. XVIII в.

К 1765 г. на территории ВКЛ находилось три таможенных округа: Литовский (Гродненская мытня), Русский (Брестская, Брестская сплавная на Буге, Пинская, Слонимская, Минская) и Белорусский (Могилевская, Витебская, Витебская сплавная на Двине, Глусская, Полоцкая). С упразднением в 1765 г. границ между Короной (Польшей) и ВКЛ часть таможен была ликвидирована.

По мере полонизации белорусских земель, входивших в состав Речи Посполитой, произошла замена традиционной таможенной терминологии на польскую. В конце XVII в. в связи с запретом в ВКЛ готовить государственные документы на белорусском языке мыто стало называться – «цло», мытница – «цельня».

С 60-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой начали проводиться экономические реформы, в рамках которых с целью улучшения руководства финансами и увеличения государственных доходов 16 мая 1764 г. была создана Скарбовая комиссия ВКЛ, или Экономический совет Скарба ВКЛ, которая находилась в Гродно. В состав комиссии входил Департамент таможен и экзекуции, который занимался сбором таможенных пошлин. В конце 1791 г. эта структура передала свои полномочия скарбовой комиссии двух народов, которая просуществовала до мая 1794 г.

Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) привели к разрушению таможенной границы ВКЛ. В 1773 г. вышел указ Екатерины II об учреждении новой границы. Были созданы Крейцбургская, Друйская, Бельская, Щучинская, Бешенковичская, Динабургская, Толочинская и другие таможни, а также Полоцкая, Дисненская, Рубежская, Друйская, Никольская и другие таможенные заставы. В этот период российское таможенное ведомство находилось под двойным управлением – Коммерц-коллегии и Главной над таможенными сборами канцелярии, ликвидированной в 1781 г.

27 октября 1782 г. Екатерина II издала указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Согласно ему в каждой западной приграничной губернии учреждалась новая стража, которая находилась в ведении генерал-губернаторов. Таможенные сборы поступали в губернские казенные палаты губерний.

После третьего раздела Речи Посполитой (1795), когда все белорусские земли оказались в составе Российской империи, 8 августа 1795 г. Екатерина II подписала указ об упразднении старых западных таможен и переносе их «на новые пределы» с Царством Польским по внешней границе Минской, Изяславской, Браиловской и Литовской губерний.

В 1810 г. в связи с упразднением в Российской империи министерства коммерции таможенные органы были переданы министерству финансов. 25 июня 1811 г. в его составе образован Департамент внешней торговли с отделениями внешних сношений и таможенного управления.

На западе Российской империи пограничным городом стал Брест-Литовск, находившийся на оживленном Московско-Варшавском торговом тракте, судоходных реках Буг и Мухавец. В нем сразу была размещена таможня. В период с 1816 по 1819 гг. существовал Брест-Литовский таможенный округ. В 1819 г. взамен упраздненного Брест-Литовского таможенного округа был сформирован Гродненский.

С 1 января 1851 г. между Россией и Царством Польским была снята «контрольная черта» и перенесена на внешнюю границу Королевства. Гродненский таможенный округ был упразднен, а пограничную стражу перевели дальше на запад. Белорусские губернии стали внутренними территориями империи и таможенная служба до начала XX в. была ликвидирована.

Таможенное дело в Советской Белоруссии. В октябре 1917 г. с установлением советской власти в Беларуси была провозглашена государственная монополия внешней торговли. Объявление внешней торговли монополией Советского государства потребовало пересмотра законодательных актов о таможенном деле. Первым шагом в этом направлении был Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 29 мая

1918 г. «О таможенных сборах и учреждениях», которым разграничивались права центральных и местных органов советской власти по пошлинным и другим сборам, регулировалась деятельность местных таможенных учреждений. Декрет устанавливал, что таможенные учреждения являются органами центральной советской власти и управляются непосредственно Департаментом таможенных сборов при Народном комиссариате финансов.

29 июня 1918 г. СНК РСФСР во изменение ранее принятого декрета постановил передать Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями из Народного комиссариата финансов в подчинение Народного комиссариата торговли и промышленности (НКТП), при котором для управления таможенным делом, охраной границы и другими управлениями создавалась особая коллегия. Этим же декретом Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, при этом организационная структура оставалась прежней. В июне 1920 г. НКТП был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ), к которому переходило управление таможенным делом. В это время начинается возрождение таможенной службы на территории Беларуси. Политическая и военная ситуация в Северо-Западном регионе постоянно менялась (гражданская война, германская оккупация, советско-польская война, «военный коммунизм»), что существенно усложняло создание таможенных учреждений.

В марте 1918 г. после подписания Брест-Литовского мирного договора возникла необходимость организации пограничной охраны и таможенной службы на временной демаркационной линии, которая разграничивала российские и германские войска. Функции пограничной охраны выполняли воинские подразделения Западного участка «отрядов завесы» (ЗУОЗ), который был сформирован в конце марта 1918 г. в связи с угрозой вторжения германских войск в центральные российские губернии.

Временный характер границы не позволял создать устойчивую сеть таможенных пунктов и постов. Поэтому было решено направить на железнодорожные узлы группы таможенников. Они получили название таможенных пограничных надзоров (тамнадзор). В апреле-июне 1918 г. на западной демаркационной линии Советской России были открыты таможенные пограничные надзоры в Ямбурге, Дриссе, Витебске, Орше, а в ноябре 1918 г. – в Могилеве. Дальнейшее становление таможенного дела в Беларуси, где 1 января 1919 г. была провозглашена БССР, оказалось сорванным из-за начавшейся польско-советской войны (1919–1920).

После окончания советско-польской войны и подписания в марте 1921 г. Рижского мирного договора, по которому к Польше отходила обширная территория Западной Беларуси, возникла необходимость обустройства новой границы. Еще в мае 1920 г. был сформирован Северо-Западный таможенно-пограничный округ с центром в Витебске.

В январе 1922 г. открыта внутренняя Минская таможня, состоявшая из складского, досмотрового и учетно-расчетного отделений. В мае 1922 г. на территории БССР был создан Западный таможенный округ. Образованное в декабре 1922 г. Управление округа первоначально оставалось в Витебске, а затем переехало в Минск.

С середины 1920-х гг. стали активно разрабатываться правовые основы таможенного дела в СССР. В 1924 г. вышел Таможенный устав СССР, который в декабре 1928 г. заменил первый советский Таможенный кодекс.

В 1925 г. в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР в составе Главного таможенного управления было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений, в том числе и Белорусское.

В октябре 1926 г. в целях рационализации и экономии началась ликвидация таможен. Были упразднены Туровский речной таможенный пост, Полоцкая таможня, часть ее функций была передана вновь созданной Фариновской таможне. На 1 апреля 1927 г. в БССР действовало 6 таможен: Бигосовская, Фариновская, Минская, Радошковичская, Негореловская и Житковичская.

В начале 1930-х гг. в СССР возобновилась «рационализация» таможенной службы, в результате которой в Белорусском таможенном управлении к октябрю 1930 г. действовало уже 4 таможни: Негореловская, Фариновская, Бигосовская и Житковичская.

Во второй половине 1930-х гг. были ликвидированы практически все оставшиеся таможенные учреждения на территории БССР. К марту 1936 г. была упразднена Житковичская таможня, во второй половине 1937 г. – Бигосовская. На территории БССР оставалась лишь Негореловская таможня, которая действовала до ноября 1939 г.

После присоединения Западной Беларуси к БССР 20 ноября 1939 г. решением Народного комиссариата внешней торговли СССР была создана Брестская таможня для контроля за прохождением и досмотра граждан, выезжающих из западных областей БССР на постоянное место жительства в восточные районы БССР.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война и последовавшая затем оккупация БССР привели к полной ликвидации сложившейся в республике советской таможенной системы.

С окончательным освобождением белорусских земель от немецко-фашистской оккупации осенью 1944 г. на территории БССР начали создаваться таможенные учреждения. 27 октября 1944 г. НКВТ СССР издает приказ о восстановлении Брестской таможни. Осенью того же года на станции Лососно близ Гродно создан таможенный пост. В конце 1944 г. была открыта временная таможня в Берестовице. 10 февраля 1945 г. появилась временная таможня в Гродно, а 18 июня 1945 г. – таможня в Минском аэропорту. В первые послевоенные годы на территории БССР действовала Брестская, Гродненская, Берестовицкая и Минская таможни, а также таможенные посты. В 1950-е гг. в связи с сокращением объемов перевозок и поездок граждан число таможен начинает сокращаться.

Во второй половине 1960-х гг. на территории БССР произошла реорганизация таможенных учреждений, в результате которой изменилась структура Брестской таможни, были созданы новые таможенные посты.

Важным для таможенных отношений этого периода было принятие 5 мая 1964 г. нового Таможенного кодекса СССР. Кодексом предусматривались три задачи таможенных учреждений: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, проведение таможенных операций и борьба с контрабандой.

Во второй половине 1980-х гг. в условиях перестройки внешнеэкономических связей радикально пересматриваются структура и управление таможенным делом. Стало очевидным, что ведомственная подчиненность Главного таможенного управления Министерству внешней торговли СССР (до 1946 г. – НКВТ) не может обеспечить эффективного контроля за внешнеторговыми операциями, досмотром пассажиров и борьбой с контрабандой. В этой связи решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986 г. было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР на базе Главного таможенного управления Министерства внешней торговли СССР. Впервые за всю историю существования советской таможенной системы таможенная служба была выделена организационно.

В 1989 г. с отходом от государственной монополии внешней торговли начали формироваться новая таможенная политика и механизм таможенного контроля, изменялись функции таможенных органов, соответствовавшие международным стандартам. Принципиальные изменения в сфере внешнеэкономической деятельности СССР и ее таможенного обеспечения, ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю, модернизация таможенной службы привели к созданию самостоятельного таможенного ведомства и в БССР.

27 апреля 1990 г. решением ГУ ГТК СССР было образовано Белорусское управление ГУ ГТК СССР. Так, почти через 60 лет после ликвидации Белорусского отделения ГТУ на территории БССР вновь была сформирована территориальная таможенная структура.

2.2. Становление и развитие таможенного дела в Республике Беларусь

Ухудшение экономической ситуации и дестабилизация политической ситуации в СССР привели к «параду суверенитетов» и расширению прав и полномочий союзных республик. После приобретения Беларусью суверенитета возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых призваны стоять таможенные органы.

20 сентября 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь», в соответствии с которым Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР преобразовалось в Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь с подчинением ему таможенных органов бывшего СССР, существовавших на территории республики, в которых работало около 1500 человек. Так было положено начало национальной таможенной службе суверенного белорусского государства, характеризующейся как правоохранительный орган, стоящий на защите экономических интересов страны. С этого момента начинается новый этап в истории отечественного таможенного дела. С 1996 г. в Республике Беларусь 20 сентября отмечается День таможенника как профессиональный праздник работников таможенной службы.

Переход на новые условия хозяйствования, формирование рыночной экономики, отказ от чрезмерной централизации и снижение роли государства в регулировании экономических процессов привели к существенной трансформации целей и задач функционирования таможенных органов. Несмотря на серьезные проблемы, обусловленные тяжелым социально-экономическим положением в стране, необходимо было за небольшой промежуток времени создать целостную структуру таможенной службы для обеспечения экономической безопасности суверенного государства. С первых дней существования белорусского государства началась работа по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.

В 1992 г. принят Закон Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь», определивший правовые и организационные аспекты таможенного дела в республике и основные задачи таможенной службы, а также были утверждены Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь и Устав таможенной службы.

В 1993 г. введен в действие Таможенный кодекс Республики Беларусь и принят Закон «О таможенном тарифе». Это наиболее важные нормативные документы, сформировавшие правовую основу таможенного регулирования в Республике Беларусь. Наша страна изначально формировала свое таможенное законодательство на основании общепризнанных международных стандартов таможенного регулирования, формируя тем самым благоприятные условия для развития внешней торговли. Иногда это приводило к необходимости использования норм законодательства, к которым страна не была готова по уровню развития экономических отношений, таможенного регулирования. Примером может быть закрепление Законом «О таможенном тарифе» 1993 г. правил определения таможенной стоимости ввозимых товаров, которые служат одним из важнейших элементов торговой системы, сформированной Всемирной торговой организацией, т. е. не являясь членом ВТО Республика Беларусь еще в 1993 г. добровольно решила следовать важнейшим принципам международной торговли, несмотря на связанные с этим многочисленные проблемы.

17 июля 1998 г. был введен в действие новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 г. утверждено новое Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь.

В марте 2001 г. по Указу Президента Республики Беларусь в целях сохранения и развития исторических традиций таможенных органов были учреждены геральдический знак (эмблема) и флаг таможенных органов республики.

С 1 июля 2002 г. была введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, разработанная на основе новой редакции 2002 г. Гармонизированной системы описания и кодировании товаров. Главное отличие от ранее действовавшей девятизначной классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) СНГ заключается в кодировании товаров по десяти знакам. Такая классификация позволила детализировать товарную номенклатуру, присваивая отдельный код ТН ВЭД товарам с одинаковыми наименованиями, но различными техническими либо потребительскими характеристиками.

27 сентября 2004 г. Указом Президента Республики Беларусь была утверждена присяга должностных лиц таможенных органов. Первыми ее приняли в октябре того же года руководство и сотрудники ГТК Республики Беларусь, а также сотрудники таможен.

1 июля 2007 г. вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса Республики Беларусь, в которой учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений Всемирной таможенной организации и механизмы таможенного регулирования, принятые в рамках Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999 г. Данный Таможенный кодекс был разработан на основе Таможенного кодекса Российской Федерации 2004 г., что связано с движением на сближение правил таможенного регулирования Беларуси и России. Такая работа, направленная на унификацию таможенных законодательств этих стран в рамках формирующегося Таможенного союза, начала проводиться с середины 1990-х гг.

2.3. Усиление роли таможенного регулирования в Республике Беларусь в условиях международной экономической интеграции, расширения внешнеэкономических связей и вхождения Республики Беларусь в мировой рынок

5 января 1995 г. с целью развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений и тесной таможенной интеграции было подписано «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Соглашение явилось основополагающим документом на пути создания Таможенного союза между Казахстаном, Беларусью и Россией.

20 января 1995 г. Правительство Республики Беларусь, Правительство Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Казахстан – с другой подписали «Соглашение о Таможенном союзе», в котором выразили готовность к формированию между тремя странами таможенного объединения. В марте 1996 г. к этому соглашению присоединилась Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан.

Образование Таможенного союза предполагалось осуществить в два этапа. На первом этапе планировалось отменить тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, создать общие условия регулирования внешнеэкономических связей, установить единый таможенный режим и общие таможенные тарифы, меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

На втором этапе намечалось объединить таможенные территории стран-участниц в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы Таможенного союза.

Реализуя подписанные договоренности, в середине 1995 г. Российская Федерация и Республика Беларусь отменили пограничный таможенный контроль. На российско-казахстанской границе был введен упрощенный порядок таможенного контроля. К концу 1995 г. в основном ликвидированы тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле России, Беларуси и Казахстана, установлен единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако экономические трудности конца 90-х гг. минувшего столетия вынудили страны – участницы соглашения отложить принятие целого ряда мер по унификации таможенной политики. Таможенная интеграция была приостановлена, но процесс формирования таможенного объединения оказался необратимым. В октябре 2000 г. Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Таджикистан учреждают Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), одной из целей которого стало стремление к созданию таможенного союза. Характерно, что планировалось достичь полной унификации таможенных пошлин уже к 2005 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

27 ноября 2009 г. в Минске был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Этот документ установил общие принципы таможенного регулирования на всей территории Таможенного союза.

С 1 января 2010 г. Беларусь, Россия и Казахстан начали применять как необходимые базовые атрибуты функционирования Таможенного союза Единый таможенный тариф и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В июне 2010 г. Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана. 6 июля 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. Эта дата считается началом функционирования Таможенного союза.

1 июля 2011 г. на границе России и Казахстана был отменен таможенный контроль, который перенесен на внешний контур границ Таможенного союза. Это полностью сформировало единую таможенную территорию и таможенную границу Таможенного союза и обеспечило свободное движение отечественных и иностранных товаров по ней.

К середине 2012 г. было подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза. Таким образом, роль таможенного регулирования в условиях международной экономической интеграции постоянно возрастает.

Создание ЕЭП направлено на дальнейшую либерализацию внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение четырех свобод между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр.

Конечной целью интеграции явилось создание Евразийского экономического союза. Договор о его создании подписан 29 мая 2014 г. и вступил в силу с 1 января 2015 г. Интеграция Беларуси, России, Казахстана, Армении, Кыргызстана направлена на укрепление экономик стран-участниц, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке.

Контрольные вопросы

1. Каковы первые упоминания о зарождении таможенного регулирования внешней торговли?

2. Что такое таможенный тариф и какие функции он выполняет?

3. Каковы основные этапы развития таможенного дела на территории Беларуси в средние века?

4. Каковы основные результаты развития таможенного дела на территории Беларуси в XVIII – начале XIX вв.?

5. Когда был введен первый таможенный тариф на Руси и какова его роль?

6. Каковы особенности таможенного регулирования в Великом Княжестве Литовском?

7. Каковы основные особенности таможенной политики СССР?

8. Как характеризуются первые советские таможенные тарифы?

9. Когда был принят первый Таможенный кодекс Республики Беларусь?

10. Каковы основные этапы создания и становления таможенных органов и таможенного регулирования в Республике Беларусь?

11. Какова роль современной таможенной интеграции для развития экономики Республики Беларусь?

12. Каковы основные этапы создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана?

Загрузка...