Основные положения о сущности таможенного регулирования сформулированы в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Таможенное регулирование в Республике Беларусь – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, их перевозкой по таможенной территории ЕАЭС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами Республики Беларусь и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь.
Основой таможенного регулирования служат:
• порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров;
• таможенные процедуры;
• осуществление таможенных операций по помещению товаров под таможенные процедуры;
• таможенный контроль;
• таможенно-тарифное регулирование;
• нетарифное регулирование;
• взимание таможенных платежей;
• предоставление таможенных льгот;
• ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
• правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Основным методом регулирования внешней торговли является таможенно-тарифное регулирование. Оно заключается в обложении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенными пошлинами (ввозными и вывозными).
Таможенное регулирование преследует следующие цели.
Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также пополнения государственного бюджета за счет таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок пошлин (экспортных и импортных) и налогов (акцизов и НДС) на товары, перемещаемые через таможенную границу, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Это позволяет влиять на условия перемещения через таможенную границу тех или иных товаров, структуру и объем внешней торговли, способствовать структурным изменениям в экономике и т. д.
Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; охране животных, растений и окружающей природной среды; обеспечении интересов потребителей; борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.
Зарождение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности связано с установлением разнообразных таможенных пошлин. Профессор Императорского Казанского университета, доктор политических наук Е. Осокин отмечал, что «…невозможно вполне и отчетливо излагать историю финансов, пока не будут отдельно разработаны, по источникам, отдельные предметы, входящие в состав этой науки. Я стараюсь на основании исторических материалов определить природу… таможенных пошлин, показать их влияние на народное богатство и государственный бюджет…».
В начале III тыс. до н. э. египтяне вели активную торговлю с финикийцами, жителями земель бассейна Красного моря. Со временем торговые связи купцов из долины Нила распространились на рабовладельческие государства Двуречья. Движение купеческих караванов было рискованным, и чтобы обезопасить себя и сохранить свой товар, купцам приходилось платить особый сбор. При этом таможенные сборы выполняли две функции: фискальную для государства (соблюдение интересов казны) и защитительную (охранную) для купцов (торговцев). Необходимость таможенного обложения возникает в связи с экономическим обособлением государств и возникновением межгосударственного товарного обмена. Экономическая же природа таможенного обложения вытекает из условий возникновения и развития внешнеэкономических отношений между государствами. Выдающийся французский экономист XVI в. Ж. Боден (1530–1597) считал, что основой системы «хороших финансов» является именно таможенное обложение.
Таможенное дело находится в тесной взаимосвязи с господствующим общественно-экономическим строем государства. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное, и таможенное обложение в этот период становится на стражу накопительства.
Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена происходят в VII–XI вв. Несмотря на ограниченность торговых оборотов, в ІХ-ХІІ вв. именно таможенные пошлины являлись важнейшей статьей княжеских доходов на Руси. Часть этих сборов направлялась на нужды церкви. В XIV–XV вв. в результате подъема производительных сил постепенно усиливались экономические связи между русскими княжествами. Процесс преодоления феодальной раздробленности получил отражение в таможенной политике, проводимой князьями. В договорных грамотах, оформлявших отношения между отдельными феодальными землями, указывались меры по содействию развитию торговли. Наряду с таможенными сборами в средневековых городах стали вводиться и налоги современного типа. Первое место среди них принадлежит акцизам, которые были предназначены для сбора средств на укрепление городов и являлись разновидностью таможенных сборов.
В эпоху капитализма и империализма таможенное обложение становится орудием захвата иностранных рынков. В промышленности организуются тресты, концерны и синдикаты. Повышаются цены на внутреннем рынке, а мнимые издержки производства включаются в цену товара, по которой он выходит на внешние рынки.
Либерализация таможенно-тарифной политики во второй половине XVIII в. способствовала росту капиталистических отношений в экономике государств и отражала общую направленность действий правительства. Так, Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. в России были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли. Однако российская промышленность и торговля еще не были готовы конкурировать с европейской, поэтому о свободе торговли говорить было преждевременно. В 1822 г. введен таможенный тариф запретительного характера.
В XIX – начале XX в. преобладал фискальный подход при определении ввозных таможенных пошлин: таможенные пошлины рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это также позволяло решать задачи защиты национального рынка от наплыва иностранных товаров. В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов бюджета государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, роль которой не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Соответственно требовалась дифференциация ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. Что касается вывозных таможенных пошлин, то они считаются противоречащими природе рыночных отношений, так как увеличивают цену экспортируемых товаров.
В послереволюционный период и в дальнейшем в составе Союза Советских Социалистических Республик процесс становления и развития таможенного дела носил сложный и противоречивый характер. Государственная монополия на внешнюю торговлю фактически исключила экономическую составляющую из приоритетов таможенного регулирования в СССР.
После создания в 1991 г. на постсоветском пространстве независимых государств формируется таможенное дело государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования становится фактор участия государств в интеграционных процессах.
Таким образом, таможенное регулирование – это объективный процесс, направленный, прежде всего, на достижение экономических интересов государства. Возможность проведения эффективной таможенной политики зависит от наличия сильной центральной государственной власти и уровня развития внешней торговли.
Одним из инструментов внешнеэкономической деятельности является таможенная политика. В соответствии с решением Совета глав государств – участников СНГ от 10.02.1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств – участников Содружества Независимых Государств» таможенная политика является частью внутренней и внешней политики государств.
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики республики. Цель таможенной политики – обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие в проведении структурной перестройки и решение других задач экономической политики, определяемых Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь определяет государственную таможенную политику и осуществляет общее руководство таможенным делом. Республиканским органом государственного управления, реализующим государственную таможенную политику и осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Приоритеты таможенной политики могут меняться под воздействием внешних и внутренних экономических и политических факторов. Огромное влияние на таможенную политику оказывают интеграционные процессы, наиболее значительным из которых является участие Республики Беларусь в ЕАЭС, членами которого также стали Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан.
В условиях формирования рыночных отношений таможенная политика реализует задачи не только внешнеэкономической деятельности, но и является продолжением внутренней политики, а также средством решения внутриэкономических задач. Она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики и ограждать ее от проникновения извне деструктивных элементов. По своему характеру таможенная политика является правоохранительной и находится на страже государственных интересов, прав юридических лиц и граждан. Таможенную политику можно определить как систему политико-правовых, организационных, экономических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентированных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства. В условиях рыночных отношений таможенная политика должна быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же время достаточно устойчивой и стабильной в отношении экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и других государств – членов ЕАЭС при их интеграции в мировое хозяйство.
Основными средствами реализации таможенной политики являются установление тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования; осуществление таможенного контроля таможенными органами; участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. Таможенный контроль как часть таможенного дела проявляется во всех его составляющих: при формировании таможенной политики, перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимании и уплате таможенных платежей и т. д. Перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю в соответствии с порядком и условиями, определенными таможенными процедурами. На границах между государствами, входящими в Таможенный союз, как правило, отменяется и таможенный контроль.
К другим средствам реализации таможенной политики относится таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в таможенном деле, нарушениями таможенных правил; производство по делам о нарушениях таможенных правил; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил; дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов и др. Таможенное регулирование предполагает использование различных способов, методов и приемов регулирования, позволяющих в совокупности обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела. Элементы таможенного дела не подвержены сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры, в целом они имеют довольно стабильный характер, хотя и реагируют на эти колебания. К ним, в частности, относятся институты таможенного декларирования и таможенной статистики. Другие части таможенного дела, например таможенные платежи, таможенные процедуры, правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля, являются подвижными. Регулирование статуса этих частей таможенного дела во многом обусловлено наличием разнообразных факторов: политических, экономических, социальных, географических, природных, криминогенных и др.
Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) разрабатывается проект Таможенного кодекса ЕАЭС. Одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования таможенного регулирования являются перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров, взаимодействие контролирующих органов в пунктах пропуска и синхронизация сроков проведения таможенных операций и др.
С учетом того, что Республика Беларусь является членом ЕАЭС, законодательство, регулирующее таможенные отношения на его территории, состоит из двух уровней:
• наднационального, формируемого на уровне ЕАЭС;
• национального, т. е. таможенного законодательства Республики Беларусь.
Наднациональное законодательство имеет приоритет над законодательством Республики Беларусь.
Таможенная интеграция стран – членов ЕАЭС реализовывалась в очень короткие сроки. В настоящее время интеграционные процессы в области таможенного регулирования не завершены и продолжают развиваться. Результатом этого является то, что на уровне ЕАЭС определены основные принципы таможенного регулирования в ЕАЭС. При этом многие аспекты таможенного регулирования пока не унифицированы и определяются на уровне национального законодательства стран – членов ЕАЭС. Поскольку таможенное регулирование имеет комплексный характер, полная унификация таможенного законодательства осложняется проблемами его гармонизации с иными областями права каждой из стран ЕАЭС: гражданским, налоговым, административным, уголовным законодательством и т. д.
В настоящее время основу таможенного законодательства на наднациональном уровне составляют:
• Таможенный кодекс Таможенного союза;
• международные акты договорно-правовой базы ЕАЭС;
• решения Евразийской экономической комиссии.
Законодательство Республики Беларусь о таможенном регулировании включает:
• Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
• указы Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
• постановления Правительства Республики Беларусь, издаваемые на основании и во исполнение Таможенного кодекса Таможенного союза и указов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
• нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и принятыми (изданными) в соответствии с ним законами, а также указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании. Если нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Таможенном кодексе Таможенного союза или иных актах таможенного законодательства, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.
Важной общей особенностью таможенного законодательства является то, что в мировой практике таможенного регулирования принято формировать на основе общепринятых международных норм и стандартов. Разработкой таких норм и стандартов занимаются международные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная таможенная организация (ВТамО). Учитывается также опыт передовых таможенных служб. Результатом такого подхода является то, что таможенное законодательство практически всех стран мира очень похоже и идентично в своих базовых принципах. Такое единообразие систем таможенного регулирования во всем мире является важнейшим фактором упрощения и развития международной торговли.
Республика Беларусь, как и другие страны ЕАЭС, последовательно придерживались этого принципа. Показательным примером указанного подхода явилось принятие Республикой Беларусь в 1993 г. Закона «О таможенном тарифе», который закрепил правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе рекомендаций ВТО. Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров являются важнейшим элементом торговой системы ВТО, а полное следование им является условием членства страны в ВТО. Республика Беларусь добровольно приняла эти нормы, несмотря на то, что она не является членом ВТО.
1. Как определятся понятие «таможенное дело»?
2. Что является предметом таможенного дела?
3. Каковы предпосылки зарождения таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности?
4. Какова суть таможенного регулирования?
5. Какие используются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности?
6. Какова суть основного метода регулирования внешней торговли товарами?
7. Каковы цели таможенной политики?
8. Каковы основные средства реализации таможенной политики?
9. Что входит в состав таможенного законодательства?
10. Каким образом осуществляется правовое регулирование в сфере таможенного дела?