2002 год. Россия
– Дюська, – мама нежно разлохматила его волосы, – ты надолго в отпуск?
– На пять дней, ма. На целых пять дней!
– Боже мой. – Слёзы выступили на её глазах. – Я понимаю, ты выбрал дело себе по душе, но… прошу, будь осторожен! – Она погладила его по щеке. – Командировка в Чечню?
Он не ответил, но в душе поразился её интуиции. «Как? Как она догадалась?»
– На полгода? – Настойчивые глаза мамы искали его взгляд. – Нет, видно, на бо́льший срок. Пойдём, приготовила твои любимые пирожки с брусникой.
Проходя на кухню, шептала:
– Когда же закончатся эти войны?
Пять дней пролетели одним махом. Уже на вокзале он ощутил укол в сердце и ясное предчувствие, что видит маму в последний раз. Тогда же с тоской подумал, что, вероятнее всего, погибнет.
«Как она без меня будет? Одна… Хотя сестрёнка её не бросит, но…»
***
С появлением Анюты Вербицкой все в ателье словно оживали. Из-за границы она привозила не только новые ткани. В воздухе начинали витать свежие идеи, новости и даже сплетни. Рыжеволосая, озорная, она радостным ветерком пролетала по заведению, не оставив безучастными никого!
– Ой, девчонки, а шелка какие привезла! Тренд сезона! Смотрите, рисунок… а этот – ручная роспись! Ни у кого такого не будет, только у нас! Юся! Привет! Ты чего тут без меня удумала? Я приехала, а мне говорят: ты уволилась.
Анюта скользнула рукой под локоть подруги, наклонилась близко и зашептала:
– Что случилось? Обидел кто?
Они отошли в сторонку
– Да всё в порядке, Нют. Я давно уже подумывала, а тут Петрович, ну водитель автобуса, вроде как смехом сказал, а я и решилась. Ань, мне уже сорок, а я всего лишь швея при модном ателье!
– А-а-а, так ты решила своё дело открыть? Ну так бы и сказала! Тут я тебя целиком и полностью поддерживаю. Только с чего вдруг? Такие вопросы с кондачка не решаются. Надо было сесть, обмозговать, посоветоваться. А то я уже подумала, что Марго тебя довела. Кстати, ты не в курсе, что с ней такое?
– В смысле?! – Рая машинально оглянулась. – А что с ней?
– Вот я и спрашиваю. Я ей про коллекцию хотела рассказать и про новые направления, а она меня выставила. Когда такое было, чтобы Марго первой ткани не посмотрела?
– Не знаю, когда последний раз её видела, в порядке была.
– Странно.
– Хотя. У нас тут кое-что случилось на прошлой неделе. Возле ателье труп женщины нашли. Так Марго сама не своя была, когда следователь приходил. Бледная, как поганка.
– Труп?! Боже мой! Да вас одних совсем оставить нельзя! Ну, и что?
– Ничего. – Юся пожала плечами. – Идёт расследование.
– Интересно. Не наша клиентка?
– Не знаю, Нют, не знаю. Марго сейчас у себя?
– Была. Разговаривала с каким-то мужичком. По виду – не клиент.
– Пойду, надо заявление отдать.
– Значит, всё же окончательно решила уйти?
– Да. – Юся улыбнулась и, похлопав подругу по руке, вышла в коридор.
Дверь в кабинет начальницы была приоткрыта. Рая хотела постучать, для приличия, уже занесла руку, но, услышав разговор, невольно замерла.
– …если так, то они сработали очень грубо. О какой сумме идёт речь? – Мужчина говорил приглушённо. Марго ему ответила, но что именно разобрать было невозможно.
– Здравствуйте, Юсина Атольевна! – Звонкий голос Джамили прозвучал настолько неожиданно, что Раиса даже руками всплеснула. Дверь директорского кабинета резко распахнулась. Застыв с раскрытым ртом, Юся уставилась на мужчину в чёрной кожаной куртке. В его внешности не было ничего особенного. Мимо бы прошла, даже не обратила внимания, но глаза… взгляд… Он будто сканировал её!
– Раиса Анатольевна, вы что-то хотели? – Марго появилась из-за спины своего собеседника. Бледная, явно встревоженная.
– Заявление… – очнулась Юся, чувствуя, как заливаются краской уши.
– Оставьте у кого-нибудь из швей, я потом подпишу. А сейчас, извините.
Дверь захлопнулась. Ощутив себя пойманной шпионкой, Рая недовольно посмотрела вслед идущей по коридору Джамиле, которая появилась так некстати.
Волков пообещал позвонить Марго, как только у него будут необходимые сведения, и вышел из кабинета. Расстроенная хозяйка не провожала его. Но это даже к лучшему: появилась возможность кое-что проверить.
В здании он уже успел сориентироваться. Из коридора, где располагался кабинет Марго, можно было попасть в пошивочный зал, в холл и на кухню, где для швей готовила обеды приходящая повариха. Его сейчас интересовала сама мастерская. Остановившись в дверном проёме, он окинул помещение въедливым взглядом. Там полным ходом шла работа: стрекотали машинки, шипел отпариватель, клацали ножницы. Одна из девушек суетилась возле манекена. Увидев непрошеного гостя, вопросительно вскинула брови. Он качнул головой, делая вид, будто ошибся дверью и вышел. Девушка, улыбаясь, кивнула ему вслед.
«Странная женщина. – Вадим остановился в холле напротив стены с фотографиями, отыскал среди них ту самую, что приходила к Марго. – Разговор наш слышала, в этом уверен абсолютно точно. Но никому ничего не сказала! Иначе, на моё появление в зале отреагировали бы по-другому. Не любит сплетничать? Или что-то скрывает? Испугалась, поняв, что застали врасплох! Отчего вдруг? Ещё одна странность: Марго зовёт её Раисой, все остальные Юстиной. Да-а… надо бы присмотреться…»
Он резким движением застегнул молнию на куртке и вышел на улицу. Противно сыпал дождь. Промозглой сыростью пропиталось всё вокруг. Асфальтовые дорожки превратились в мелкие заводи. Накинув капюшон, покачал головой, сунул руки в карманы и, чуть ссутулившись, зашагал, огибая лужи.
Невольно подслушанный разговор не давал ей покоя. И хотя дождь сыпал, не переставая, она всё же решила осмотреть то место, где нашли труп.
Обойдя здание ателье, Рая огляделась. Дворик здесь всегда был чистенький, ухоженный. За порядком следили три пожилые женщины. Гоняли нерадивого дворника, возились с цветами. Иногда доставалось от них и Марго, за подчинённых, что частенько выбегали курить.
Прячась под зонтиком, Юся медленно прошла через двор. «Знать бы, кто вызвал полицию». Она приподняла зонтик, посмотрела на окна дома. Дверь подъезда открылась, выпуская наружу крохотную собачку и девочку лет семи. Следом за ними вышла пожилая дама. Рая дёрнулась к ним, но вдруг увидела мелькнувшего за мусорными баками мужчину. Решив, что это дворник, заметалась и в результате упустила всех. Ещё на что-то надеясь, она побродила в центре двора, пытаясь угадать, где мог лежать труп, потом спохватилась: через полтора часа у неё назначена встреча с клиентом, и быстро зашагала на автобусную остановку.
Всю дорогу до дома, Рая думала: как ей выведать у Виктора, опознал кто-то убиенную или нет. Не оставляла её в покое женщина, словно это был вопрос жизни и смерти: узнать и вспомнить, кто она такая и где они могли пересечься.
Увидев Раису во дворике, за ателье, Вадим рывком шагнул за мусорный бак. Но не тут-то было. Портниха успела заметить, пришлось спешно отступить за горку на детской площадке.
«Принесла нелёгкая! Что ей здесь понадобилось? Неужели всё-таки замешана?..»
Он внимательно следил за ней. Раиса крутилась на том самом месте, где нашли труп, всё к чему-то присматривалась, а потом вдруг резко покинула двор. Волков вышел из укрытия, проводил женскую фигурку задумчивым взглядом. «Строгая, холодная, симпатичная… вполне может стать агентом… в тылу, так скажем. Неужели, и правда… замешана?» Он шумно выдохнул и, вместо того, чтобы заняться делом, отправился за ней следом.
До дома ей удалось добраться быстро. Вот что значит, вовремя уходить с работы! Примерка тоже не отняла много времени. Но когда Юся подумала об отдыхе, позвонил Саблин, спросил разрешения зайти.
«Что-то зачастил товарищ подполковник!»
Её начало мучить дурное предчувствие. Снова вспомнился подслушанный разговор и лицо женщины с фотографии.
«Где же, где я могла её видеть?»
Спустя несколько минут, Виктор сидел у неё на кухне. Обхватив руками кружку с кофе, поворачивая её иногда, он отрешённо смотрел перед собой.
«Совсем замотался на работе, – размышляла Юстина, – круги под глазами чёрные. Рубашка не первой свежести. Видимо, и домой заскочить некогда».
Поставив варенье на стол, она резала булочку и украдкой поглядывала на друга.
– У тебя всё в порядке?
– А что? – Он вскинул голову, посмотрел на неё вроде как с осуждением.
– Просто спросила. Выглядишь плохо. На работе засада? Дело сложное, да?
Качнув головой, он взял кусочек булочки, ложечку.
– Ну чего молчишь? Ты ведь не чаи распивать ко мне пришёл! Рассказывай, товарищ подполковник, что случилось?
Он поморщился и положил булочку на место.
– Устал я. Ус-тал!
– Так возьми денёк, отдохни. Проблема в чём? За день твои дела не развалятся.
– Ты не поняла. – Его взгляд словно потух.– Это на работе я отдыхаю.
– М-м-м, – многозначительно протянула Рая, коротко кивая.
«Видимо, Полинка совсем загрызла мужика! Ну так развёлся бы…»
«Пожалеть решила? Или пригреть? Неужели, действительно, хочешь, чтобы развёлся и пришёл к тебе?» – зашевелился внутренний голос.
«Почему нет?! Я ведь люблю его».
«Разве? А мне кажется, нет уже никакой любви, выгорела, осталась только привязанность».
Открывшаяся истина, совершенно неожиданно, произвела переворот в сознании Юси. Немного помолчав, она заговорила:
– Вить, а ту женщину, что нашли возле ателье, опознали?
– Зачем тебе это? – насторожился он.
– Да, понимаешь… к нам следователь приходил, фотографию показывал. Мне показалось, где-то я её видела.
– В зеркале ты её видела! – довольно грубо сказал Саблин. – Не твоё это дело, и не лезь в него!
– Ты чего?! – Рая растерянно моргнула. – Я ведь помочь хочу.
– Нечего, я сказал! Лучше тряпками своими занимайся! Ты когда уволишься из ателье? Почему и тут и там работаешь? Во сколько вчера домой пришла? Снова на последнем автобусе приехала?
Теперь её уже охватило удивление.
– Ты что, следишь за мной?!
– Ещё чего! – Он громко брякнул ложечкой об стол. Положил, называется!
– А-а-а, Петровича видел. Ага, понятно. – Юся улыбнулась. – Вить, не надо срывать на мне зло. Это неправильно. Из ателье я не могу уйти сразу, сам знаешь. Марго трудовую книжку не отдаст, пока своего последнего клиента не отпущу. Да и не по-человечески это: скидывать их кому другому. Люди ко мне шли с заказами.
Продолжая с улыбкой смотреть на Виктора, она замолчала. Подполковник сначала плотно стиснул губы, но потом расслабился.
– Прости. Что-то я, правда, не того… набросился на тебя. Устал, говорю же. Ладно. Пойду.
Он шумно отодвинул стул и сразу направился в коридор. Юся шла следом и пыталась придумать, как выудить из него информацию, но когда шансов не осталось, Виктор открыл двери, она решилась спросить снова:
– Вить, так опознали женщину или нет?
– Нет, – коротко выдохнул он, выходя в подъезд.
«Нет. – Юся щёлкнула замком. – Интересно, почему? Пять дней прошло! Её что, никто не ищет? А почему?»
Она прошла в комнату, машинально подняла с тумбочки пяльцы, достала канву.
«Или некому или кто-то мешает искать…», – текли мысли дальше.
Юся заправила материю в пяльцы, села. Рука потянулась к подушечке с иголками и шкатулке с нитками. Внезапно ожил домофонный звонок. Кот Васька посмотрел на хозяйку. Та округлила глаза.
– Я никого не жду!
Василий нервно дёрнул хвостом, будто отвечая: «А уж я и подавно!»
– Может, Витя забыл что сказать? – спохватилась Рая и бегом отправилась в коридор.
В трубке послышался треск, потом звуки улицы. На зов: «Слушаю!» никто не откликнулся. Подождав немного, она вернулась в комнату.