Комментарий психолога

С самого детства родители передают нам знания, накопленные поколениями: мы смотрим на мир сквозь призму их опыта, действий и слов. Часть этих знаний мы получаем пассивно: видим и слышим, как родители общаются друг с другом – договариваются или ссорятся. Другая же часть знаний больше напоминает правила – они преподносятся нам прямо и строгим голосом: «Никому не доверяй», «Будь активнее, нельзя бояться», «Не высовывайся». В силу зависимости и привязанности к родителям мы не можем выбирать то, что подходит именно нам, и вынуждены играть по их правилам.

Если в отношениях между родителями и детьми отсутствует равная коммуникация, родители переходят на крик или игнорируют ребенка, тот не получает должной поддержки своих действий и поступков, не заручается заботой и уважением, то такие отношения можно назвать дисфункциональными. Подобная модель коммуникации быстро осваивается ребенком и потом воспроизводится во взрослой жизни.

Люди с таким опытом бывают склонны к тревожности или агрессии, оказываются не способными выстраивать личные границы с окружающими. В конфликтной ситуации человек ведет себя растерянно, срывается, рвет дружеские или романтические отношения, он в целом редко оказывается довольным своей жизнью. У другого типа людей высоки риски развития посттравматического синдрома и депрессии. Они во всех обстоятельствах стремятся услужить окружающим, чувствуют себя обязанными. Происходит отказ от витальности, от собственного авторства жизни, от желания делать ее качественной, насыщенной и счастливой. Отношения с родителями в обоих случаях могут стать еще более сложными.

Часто мы не замечаем, как воспроизводим в своей жизни паттерны поведения, усвоенные в детстве, но потерявшие свою эффективность теперь. Например, в детстве у вас была привычка при ссоре родителей прятаться в шкаф или убегать из дома. Уже будучи взрослым, вы возвращаетесь к этому паттерну – месяцами не навещаете родителей, замалчиваете проблемы, уходите от ответа в сложных разговорах. Ведь раньше эта стратегия вас защищала – значит, она сможет помочь и сейчас. Но во взрослом возрасте это уже не кажется подходящей тактикой. На такие паттерны поведения важно обращать внимание, тестировать реальность, соизмерять свое поведение с ней и находить нужные механизмы взаимодействия. В этом человеку помогают психотерапия и различные способы самоподдержки: разговоры с друзьями, самостоятельный анализ, курсы, вебинары, книги.

Конечно, никакая книга не заменит вам терапию, она скорее служит трамплином к ней. Но книга Дэвида М. Аллена – один из ориентиров самоподдержки. Особенно для человека, находящегося в начале пути выстраивания безболезненных отношений с родителями. Книга позволяет взглянуть на отношения внутри семьи по-новому, разобраться в привычных моделях поведения, найти их причины и, что еще важнее, рискнуть изменить правила игры. Автор планомерно знакомит нас с паттернами общения, приводит примеры бесед и называет происходящее в семье своими словами: это манипуляция, а это насилие.

По ходу чтения у вас будет много возможностей познакомиться с собой, понять и назвать свои эмоции, научиться замедлять вспышки гнева, которые возникают при контакте с родителями, обращать внимание на дыхание, интонацию и выстраивать логику разговоров. Вы научитесь занимать метапозицию – позицию наблюдателя, исследователя семейных отношений, составите генограмму, высветите наиболее болезненные темы в отношениях с родителями. И в конечном итоге сможете заручиться поддержкой и уважением родителей. Автор дает нам всем надежду на то, что любые дисфункциональные отношения поддаются изменениям, если над ними работать. Пожалуй, это одна из главных идей книги.

Вероятно, для читателей, которые подверглись физическому или эмоциональному насилию со стороны родителей в детстве, книга не станет решением всех проблем. Об этом говорит и сам автор. Таким людям точно не обойтись без терапии.

Обычно к терапии человек обращается тогда, когда у него уже достаточно знаний о себе и своих проблемах. Однако люди, которые приходят в психотерапию, чаще всего сконцентрированы на событиях, которые происходят с ними прямо сейчас. Они не осознают, что низкое качество жизни может быть связано с тем, как вели или ведут себя их родители. К примеру, расстройство пищевого поведения может быть объяснено насилием в детстве, а плохое самочувствие, утомляемость и ипохондрия – это выученная реакция на беспомощность, с которой мы сталкиваемся, когда родители ругают и критикуют нас. Так психологическое знание о себе помогает обнаружить паттерны и причины того, что нас тревожит.

За десять лет работы психологом мне стало очевидным, что отношения внутри семьи влияют на каждого. В этом плане психотерапия становится для человека безопасным пространством: здесь он может дать волю своим словам и чувствам, исследовать, как детский опыт проявляет себя во взрослой жизни, и научиться строить здоровые отношения. В советское время, например, к психотерапии обращались редко, а трудности в отношениях с родителями и вовсе были табуированной темой, но сейчас проговаривание стало общемировой тенденцией. Среди клиентов сервиса «Ясно», где я работаю, отношения с родителями – один из самых популярных запросов. Только за апрель 2022 года за помощью с такой проблемой обратились 27 % пользователей[1].

Разобраться в отношениях с родителями сложно. Чтобы пройти этот эмоциональный путь, требуется храбрость. Книги, вебинары, подкасты – все это служит прекрасным подспорьем и оказывает сильный терапевтический эффект. Я рекомендую прочитать прекрасную книгу Аллена всем, кому бывает непросто с родителями, а также психотерапевтам, работающим со взрослыми из дисфункциональных семей.

Марина Руфанова, гештальт-терапевт, психолог сервиса «Ясно»

Загрузка...