введение

Помогать – естественная человеческая потребность. Нам важно чувствовать сопричастность и связь с другими людьми. И ощущаем мы это, помогая.

Я начала профессионально изучать желание помогать в 2017 году, когда придумала проект «Вдох». Я предложила своим коллегам-психологам выделить по одному бесплатному часу в неделю для того, чтобы консультировать волонтеров и других сотрудников фондов, которые чувствовали себя плохо в своей деятельности и собственной жизни.

Эта идея зрела два года, с того момента как я сама в 2015 году впервые оказалась внутри благотворительного фонда и начала встречать множество людей, которые искренне хотят помогать, но не знают, как уберечь при этом себя. Депрессии, тревожные расстройства, плохой сон, срывы – это то, с чем живут многие в российской благотворительности. Меня поразило, что люди, которые так хорошо знают, как помогать другим, не умеют помогать себе.

До «Вдоха» я пробовала по-разному подступаться к этому вопросу: вела лекции в разных фондах, разговаривала с коллегами. Но в какой-то момент поняла, что одной мне с такой махиной точно не справиться. Тогда и пришла идея объединить моих коллег и вместе делать то, что мы умеем, – оказывать психологическую помощь. Гипотеза была в том, что для сотрудников фондов и волонтеров такие услуги зачастую финансово неподъемны, а мы хотели сделать их доступными. Так начался «Вдох».

В течение пары дней на мою идею откликнулось около сотни специалистов. Оказалось, очень много людей готовы помогать. Мотивы у всех разные: кто-то хочет получить опыт работы с клиентами (те, кто только начинает практику), кому-то важно делать психотерапию доступной (на старте проекта одна сессия стоила клиенту 300 рублей, а в 2021 году – 500 рублей), кому-то интересна благотворительность, и он хочет познакомиться с ней изнутри.

Но главный мотив, объединивший нас, – помощь другим. Это то, ради чего мы учимся и переживаем много трудного опыта вместе с нашими клиентами. Сейчас я понимаю, что эта деятельность давала мне ощущение, что я могу что-то изменить. Помогала мне бороться с чувством беспомощности, с которым я сталкивалась из-за того, что живу в России со всеми ее бонусами и сложностями. А это большая привилегия – ощущать себя автором своей жизни, чувствовать связь с другими людьми. Эта работа занимала довольно много моих сил и времени, но окупалась той опорой, которую мне давали люди, с которыми и для которых я работала.

И до сих пор каждый день я встречаюсь с людьми, которые помогают другим. Кто-то делает посты в соцсетях и собирает пожертвования, чтобы пристроить животных, попавших в беду. Кто-то объединяет людей и по цепочке знакомых находит тех, кто может выполнить даже самую необычную просьбу: сходить в паспортный стол в далеком селе и получить нужные документы для того, кто находится на другом конце страны. Кто-то системно и давно помогает, работая в фонде помощи взрослым и детям с особенностями развития. Меня поражают в этих людях их бесконечная креативность (сколько способов помочь другим они придумывают!) и непоколебимая вера в то, что в итоге все получится.

Благодаря моим клиентам и друзьям, которые профессионально занимаются социальной и психологической помощью, я ощущаю: что бы ни случилось, мы найдем выход. Да, бывают очень трудные ситуации, и иногда кажется, что мы живем в одной затянувшейся трудной ситуации, но наша способность объединяться, чтобы помогать себе и другим, – поразительное умение, на которое можно опираться. Более того, согласно западным исследованиям, посвященным волонтерству, люди, которые по собственной воле работают на благо других, в большей степени счастливы и довольны собой, чем те, кто волонтерством не занимается, они менее подвержены депрессиям[1].

Исследование[2], проведенное еще в 2007 году, подтвердило, что помощь другим значимо повышает уровень счастья. Студентов случайным образом распределили на контрольную и экспериментальную группы и попросили в течение шести недель совершать пять случайных добрых действий в неделю. Студенты, которые совершали действия доброты, к концу исследования чувствовали себя значительно счастливее, чем контрольная группа. Другими словами, один из способов повысить уровень счастья – протянуть руку помощи и внести свой вклад в жизни других людей.

Когда я сталкиваюсь с тем, как люди помогают другим, меня наполняет уверенность в том, что мы как сообщество (я имею в виду сообщество города, района или страны) не пропадем, что бы ни случилось.

Один из ярких примеров такой взаимопомощи мне особенно запомнился. Эта история произошла в феврале 2021 года, когда я пыталась вакцинироваться от COVID-19. В то время в Петербурге записаться на прививку было сложно, а в своем районе практически невозможно: сайты работали плохо, с ошибками, вакцин не хватало. Когда я начала искать информацию, то увидела целую сеть чатов в «Телеграме», где обычные люди, волонтеры, уже всё нашли и организовали для тех, кто только планировал сделать прививку. Кто-то написал программу, которая мониторила, в каких районах появляется вакцина. Другие собрали научные публикации об эффективности разработанных вакцин. Третьи отвечали на вопросы в чате, модерировали, успокаивали тех, кому было тревожно. Еще был чат, где люди искали пятого пациента для прививки (дозировки были рассчитаны на пять человек, поэтому требовалось набрать очередь из пятерых). Государственные системы не сравнились бы с этим уровнем самоорганизации.

Благодаря чату я смогла записаться на прививку. А потом задумалась: для чего они – программисты, активисты, ученые, медики, – для чего эти люди, у которых есть своя работа, решили помочь другим? С одной стороны, это никогда не получится до конца объяснить. Ответ может оказаться исчерпывающим: «Я просто хотел помочь». С другой стороны, в этой книге мы попробуем разобраться, что же движет нами, когда мы помогаем, и к каким последствиям это может приводить. Например, в кризис количество людей, которые готовы оказывать реальную помощь, растет. Это в том числе и способ почувствовать себя более устойчиво, и ощущение, что можно каким-то образом влиять на ситуацию, и борьба с тревогой.

Во время пандемии психологи «Вдоха» участвовали в наборе волонтеров на акцию помощи пожилым людям, которые не могли из-за карантина покидать дом. Волонтеры доставляли продукты, гуляли с собаками, поддерживали своих подопечных эмоционально. Сотни тысяч людей по всей стране помогали абсолютно незнакомым людям. Многие хотели подключиться к акции, поэтому в задачу наших волонтеров дополнительно входил контроль за тем, чтобы помогающие пришли с благими намерениями и достаточным количеством собственного ресурса. Помимо этой акции, стартовали сборы на оборудование и помощь врачам. Сострадание тоже побуждает нас помогать[3].

Но у такой спонтанной помощи есть и обратная сторона. Радость от нее может оказаться недолгой: большая нагрузка, бесконечное количество запросов на помощь, отсутствие благодарности, критика той работы, которая уже организована, – все это неизбежно ведет к фрустрации. Берешь на себя ответственность помогать – бери ответственность и за все недочеты в системе помощи. Усталость, усталость и еще раз усталость. Испорченные отношения с близкими, которые никак не могут понять, почему чужие люди теперь важнее, чем собственная семья. К сожалению, с теми или иными негативными последствиями помощи другим сталкивается почти каждый человек, который однажды решил помогать.

Прошедшие 2020–2021 годы запомнятся не только пандемией, но и политическими процессами, которые стали развиваться быстрее, а мнения активнее поляризоваться вместе с обострением противоречий. Мои коллеги искали новые пути помощи: открывали бесплатный прием для жертв насилия и репрессий, создавали группы поддержки, работали на горячих линиях. В 2022 году поиск способов помогать продолжается. С февраля этого года я вижу, как многие коллеги открывают бесплатный прием для тех, кто столкнулся с насилием. Мой главный вопрос остается прежним: как, находясь «на амбразуре», не выгореть через пару месяцев? Как помогать другим, сохраняя себя, и продолжать еще при этом жить свою жизнь: расти, развиваться, радоваться?

Выгорание – одна из самых частых проблем людей, которые работают или волонтерят в сфере помощи другим. Этот сложный синдром приводит в самых критических случаях к недееспособности человека, то есть к невозможности продолжать свою деятельность (сколько людей на моих глазах ушли из благотворительности!).

Меня саму выгорание настигало несколько раз. Причиной всегда служила недооценка нагрузки: или я была психологом и руководителем одновременно, или, будучи беременной, работала на очень стрессовой позиции, – а еще я постоянно смешивала личные и рабочие отношения, не зная, что в этом кроется значительный риск выгорания. Проанализировав свой опыт и опыт сотен клиентов, с которыми мне довелось работать, я нашла ответ на свой вопрос, как помогать, не выгорая. И в этой книге мы будем разбираться, как не терять веру в людей и себя, как поддерживать неуловимый баланс между работой и личной жизнью, поговорим о последствиях выгорания и инструментах его предотвращения. Я верю, что это возможно как на уровне отдельного человека, так и на уровне организаций, если основатели и менеджмент стремятся создать человечную корпоративную культуру.

Как устроена эта книга

Эта книга – пособие, призванное рассказать, как помогать другим и не погибать самим в процессе этой помощи. В первой ее части мы обсудим более подробно, как и почему у нас возникает мотивация помогать, почему это, с одной стороны, вознаграждающая, а с другой – очень ресурсозатратная деятельность, к какому стрессу она может вести и почему мы далеко не сразу замечаем тревожные звоночки.

Во второй части мы познакомимся с понятием выгорания, избавимся от вредных мифов об этой напасти, узнаем, чем выгорание отличается от депрессии и почему оно опасно, подробно обсудим факторы риска для разных помогающих профессий. Замечу здесь, что мы будем говорить не только о волонтерах и работниках из сферы благотворительности, но и о психологах, социальных работниках, журналистах, педагогах – обо всех профессионалах, ведущей мотивацией которых является помощь другим. У вас появится понимание, что делать, чтобы не столкнуться с выгоранием, и что делать, если оно все-таки коснулось вас; как, оправившись от выгорания, снова не обнаружить себя в этом состоянии спустя месяцы.

В каждой главе я предложу вам упражнения, чтобы вы смогли проанализировать собственную ситуацию и риски, выработать индивидуальный путь борьбы с выгоранием. Вы будете работать со своим стрессом, искать способы его уменьшить или амортизировать (то есть сделать так, чтобы он влиял на вас не так сильно). Если вы решите делать какие-то из упражнений по ходу книги, то сильно снизите риск собственного выгорания в будущем или разберетесь в причинах текущего положения вещей. В идеале задания на рефлексию лучше выполнять письменно.

В главе, связанной со специфическим стрессом, я буду рассказывать о разных профессиях и конкретных сложностях, с которыми сталкиваются в них специалисты. Углубиться в частности мне пришлось для того, чтобы разобрать максимально конкретные проблемы. Выгорание тесно связано с насущными трудностями, с которыми сталкиваются люди в своих профессиях и на своих должностях. Если вы не связаны ни с одной из описываемых специальностей, прочитать о каждой из них может быть полезно, чтобы лучше понять принцип выделения стресса и прицельной работы с ним, а также почерпнуть практики, которые используют другие профессионалы, чтобы делать свою рабочую жизнь лучше.

Я буду приводить в пример реальные, но обобщенные кейсы, которые происходили с разными специалистами в их помогающей работе. Это собирательные образы, по этическим соображениям я не отсылаю к конкретным людям. Мы увидим, что подопечные могут вести себя неприятно, агрессивно, странно и, вопреки нашим ожиданиям, изо всех сил сопротивляться помощи. Есть несколько важных моментов, которые я хочу оговорить и о которых попрошу вас помнить.


1. Каждый из нас хоть раз был сложным клиентом для какого-то специалиста.

Про себя я точно могу сказать, что я сложный клиент. Я злюсь, когда то, что мне нужно, не происходит быстро. И иногда мне действительно бывает сложно помочь, когда я уже на взводе. Я злюсь, когда мне не объясняют подробностей, могу начать расспрашивать специалиста детально обо всем на свете – и не всегда делаю это доброжелательно.


2. Когда мы говорим о трудных клиентах – наша задача понять, в чем именно с этим клиентом у нас есть трудность, как сделать работу с ним максимально эффективной и безопасной для нас обоих.

Культура разговора о сложных кейсах очень важна, но плохо развита в нашей стране. Я однозначно против уничижительных и саркастичных оценок в адрес клиентов. Слова, которые мы используем, позволяют выстраивать с ними определенные отношения и поддерживать себя в рабочем состоянии.


3. Все сложные случаи в работе или поведении клиентов, которые бывают неприятны специалисту, описаны для того, чтобы лучше понять, как работает процесс помощи и почему сопереживать – это отдельный труд.

Я надеюсь, вы станете лучше понимать стресс, с которым сталкиваетесь в своей помогающей практике, и научитесь эффективнее оберегать себя от него. В наших реалиях это все еще зачастую личная ответственность, а не забота работодателя. Но я уверена, что в наших силах изменить собственную личную жизнь, работу и волонтерство так, чтобы мы жили хорошо и с пользой для себя и других.

Желаю вам успехов на пути к более бережному отношению к себе!

Загрузка...