Однажды в ноябре 1861 года, под Галереей Одеон, 6я увидел книгу, название которой меня поразило, – Le Livre des Esprits («Книга духов») Аллана Кардека. Я купил ее и прочитал с жадностью, несколько глав, как мне показалось, соответствовали научным основам книги, которую я тогда писал, «Множественность обитаемых миров». Я разыскал автора, который предложил мне вступить в качестве свободного ассоциированного члена в Парижское общество спиритуалистических исследований, которое он основал и президентом которого был. Я принял предложение и случайно только что нашел зеленый билет, подписанный им пятнадцатого ноября 1861 года. Это дата моего дебюта в психических исследованиях. Мне было тогда девятнадцать, и в течение трех лет я был учеником-астрономом в Парижской обсерватории. В это время я наносил последние штрихи на книгу, о которой только что упомянул, первое издание которой было опубликовано несколько месяцев спустя типографией-издательством Обсерватории.
Члены общества собирались каждую пятницу вечером в зале заседаний общества, в маленьком проходе Святой Анны, который находился под защитой Святого Людовика. Президент открывал сеанс «призывом к добрым духам». Признавалось, что в принципе там присутствовали и являли себя невидимые духи. После этого призыва определенное количество людей, сидевших за большим столом, призывалось отдаться своему вдохновению и писать. Их называли «пишущими медиумами». Затем их диссертации зачитывались перед внимательной аудиторией. Не проводилось никаких физических экспериментов по переворачиванию столов, их перемещению или говорению. Президент Аллан Кардек сказал, что не придает значения подобным вещам. Ему казалось, что инструкции, сообщаемые духами, должны стать основой новой доктрины, своего рода религии.
В то же время, но несколькими годами ранее, мой прославленный друг Викторьен Сарду, который был случайным завсегдатаем Обсерватории, написал, как медиум, несколько любопытных страниц о жителях планеты Юпитер и создал живописные и удивительные рисунки, имея своей целью изобразить людей и вещи такими, какими они предстают в этом гигантском мире. Он проектировал жилища людей на Юпитере. Один из его набросков показал нам дом Моцарта, другие – дома Зороастра и Бернара Палисси, которые были соседями по сельской местности в одном из ландшафтов этой огромной планеты. Жилища воздушные и изысканно легкие. О них можно судить по двум фигурам, здесь воспроизведенным (илл. II и III). Первая представляет собой резиденцию Зороастра, вторая – «жилища животных», принадлежащие ему. На территории есть цветы, гамаки, качели, летающие существа, а внизу – разумные животные, играющие в особую разновидность кегель, где развлечение заключается не в том, чтобы сбивать кегли, а в том, чтобы надевать на них колпачки, как в игрушке «чашка с шариком» и т. д.
Эти любопытные рисунки несомненно доказывают, что подпись «Бернар Палисси с Юпитера» является апокрифической и что рука Викторьена Сарду не была направлена духом с этой планеты. И сам талантливый автор не планировал эти наброски и не выполнял их в соответствии с определенным планом. Они были сделаны, когда он находился в состоянии медиумизма. Человек не магнетизируется, не гипнотизируется и не погружается в сон каким-либо образом, находясь в этом состоянии. Но мозг не не знает о том, что происходит: его клетки выполняют свои функции и воздействуют (несомненно, рефлекторным движением) на двигательные нервы. В то время мы все думали, что Юпитер населен высшей расой существ. Спиритические сообщения были отражением общих идей в воздухе. Сегодня, с нашими нынешними знаниями о планетах, мы не должны воображать ничего подобного об этом земном шаре. И, кроме того, спиритические сеансы никогда не учили нас ничему по предмету астрономии. Такие результаты, которые были достигнуты, совершенно не доказывают вмешательства духов. Дали ли пишущие медиумы более убедительные доказательства, чем эти? Это то, что нам придется исследовать настолько беспристрастно, насколько это возможно.
Я сам пытался проверить, не умею ли я писать. Собирая и концентрируя свои силы и позволяя своей руке быть пассивной и несопротивляющейся, я вскоре обнаружил, что после того, как она начертила определенные черточки, о и извилистые линии, более или менее переплетенные, как это мог бы сделать четырехлетний ребенок, обучающийся письму, она, наконец, действительно написала слова и фразы.
На этих заседаниях Парижского общества спиритуалистических исследований я написал со своей стороны несколько страниц на астрономические темы, подписанных «Галилей». Сообщения остались во владении общества, и в 1867 году Аллан Кардек опубликовал их под заголовком «Общая уранография» в своей работе под названием «Генезис». (Я сохранил один из первых экземпляров с его посвящением.) Эти астрономические страницы ничему меня не научили. Поэтому я не замедлил прийти к выводу, что они были лишь отголоском того, что я уже знал, и что Галилей не имел к ним никакого отношения. Когда я писал эти страницы, я находился в своего рода сне наяву. Кроме того, моя рука перестала писать, когда я начал думать о других предметах.
Plate II. Дом Зороастра Юпитера из сомнамбулического рисунка Викторьена Сарду.
Plate III. Жилища животных. Дом Зороастра или Юпитера из
сомнамбулического рисунка Викторьена Сарду.
Я могу процитировать здесь то, что я сказал по этому поводу в своей работе «Миры пространства» ( Les Terres du Ciel ), в издании 1884 года, стр. 181:
Пишущий медиум не погружается в сон, не намагничивается и не гипнотизируется каким-либо образом. Человек просто попадает в круг определенных идей. Мозг действует (через посредничество нервной системы) немного иначе, чем в обычном состоянии. Разница не так велика, как можно было бы предположить. Главное различие можно описать следующим образом:
В нормальном состоянии мы думаем о том, что собираемся написать, до того, как начнется акт письма. Существует прямое действие воли, заставляющее перо, руку и предплечье двигаться по бумаге. В ненормальном состоянии, с другой стороны, мы не думаем перед тем, как писать; мы не двигаем рукой, но позволяем ей оставаться инертной, пассивной, свободной; мы кладем ее на бумагу, заботясь только о том, чтобы она встретила как можно меньшее сопротивление; мы думаем о слове, фигуре, росчерке пера, и рука по своей собственной воле начинает писать. Но пишущий медиум должен думать о том, что он делает, не заранее, а непрерывно; в противном случае рука остановится. Например, попробуйте написать слово «океан», не произвольно (обычным способом), а просто взяв графитовый карандаш и позволив руке легко и свободно лежать на бумаге, пока вы думаете о своем слове и внимательно наблюдаете, будет ли рука писать. Очень хорошо; он начинает двигаться по бумаге, сначала пишет о , затем с и остальное. По крайней мере, таков был мой опыт, когда я изучал новые проблемы спиритизма и магнетизма.
Я всегда считал, что круг науки не замкнут, и что нам еще многому предстоит научиться. В медиумических экспериментах по письму очень легко обмануться и поверить, что рука находится под влиянием другого разума, нежели наш собственный. Наиболее вероятным выводом относительно этих опытов было то, что теория действия чужих духов не является необходимой для объяснения таких явлений. Но здесь не место вдаваться в подробности по теме, которая до настоящего времени была лишь вскользь исследована научной критикой, поскольку чаще эксплуатировалась спекулянтами, чем изучалась учеными.
Так я написал в 1884 году; и я подпишу каждое слово, написанное мной тогда, в том виде, в каком оно есть.
В этих первых опытах со спиритуалистами, о которых я только что говорил, я вскоре получил доступ в главные парижские кружки, посвященные этим вопросам, и в течение нескольких лет я даже занимал должность почетного секретаря одного из них. Естественным или необходимым результатом этого было то, что я не пропустил ни одного сеанса.
Для получения сообщений использовались три различных метода: (1) письмо рукой; (2) использование планшетки, к которой был прикреплен графитовый карандаш, и на которую помещались руки; и (3) постукивание по столу (или перемещение стола), управляемое алфавитным кодом, причем эти постукивания или перемещения стола обозначали нужную букву алфавита, которая читалась вслух одним из присутствующих.
Первый из этих методов был единственным, который применялся в Обществе спиритуалистических исследований, президентом которого был Аллан Кардек. Он был тем, который допускал поле для наибольшего сомнения. Фактически, по окончании двух лет исследований такого рода, которые я варьировал настолько, насколько это было возможно, и которые я начал без какой-либо предвзятой идеи за или против, и с самым горячим желанием достичь истины, я пришел к положительному выводу, что не только подписи на этих бумагах не являются подлинными, но и что вмешательство другого разума из духовного мира вообще не доказано, факт в том, что мы сами являемся более или менее сознательными авторами сообщений посредством некоего мозгового процесса, который еще предстоит исследовать. Объяснение не так просто, как кажется, и есть определенные оговорки, которые следует сделать в общем заявлении выше.
Когда мы пишем в возвышенном и ненормальном состоянии ума медиума, мы не формируем, как я только что сказал, наши фразы, как в нормальном состоянии; мы ждем, когда они будут произведены. Но все равно наш собственный ум вмешивается в процесс. Обрабатываемый предмет следует линиям наших собственных обычных мыслей; используемый язык – наш родной язык, и, если мы не уверены в написании определенных слов, будут появляться ошибки. Более того, наши собственные умственные процессы так тесно перемешаны с тем, что пишется, что, если мы позволяем нашим мыслям блуждать на другую тему, рука либо перестает писать, либо производит бессвязные слова и каракули. Таково умственное состояние пишущего медиума, – по крайней мере, то, что я наблюдал у себя. Это своего рода самовнушение. Спешу добавить, однако, что это мнение связывает меня только в пределах моего собственного личного опыта. Меня уверяют, что есть медиумы, которые действуют абсолютно механически, ничего не зная о природе того, что они пишут (см. далее, с. 58, 59), которые трактуют предметы, в которых они невежественны, и даже пишут на иностранных языках. Такие случаи отличались бы от того, о котором я только что говорил, и указывали бы либо на особое состояние мозга, либо на большую остроту интеллекта, либо на источник идей, внешний по отношению к медиуму; т. е. если бы было однажды доказано, что наш разум не может угадывать то, о чем он невежественен. Но теперь передача мысли из одного мозга в другой, из одного разума в другой является фактом, доказанным телепатией. Мы могли бы тогда представить, что медиум может писать под влиянием кого-то, находящегося поблизости – или даже на расстоянии. Несколько медиумов также сочиняли (в последовательных сеансах) подлинные романы, такие как «История Жанны д'Арк, написанная ею самой» , или некоторые путешествия на другие планеты, – по-видимому, указывающие на то, что существует своего рода удвоение личности субъекта, вторичная личность. Но нет никакого подтверждения этому. Существует также психическая среда, о которой я буду говорить дальше. В настоящее время я должен заниматься только предметом этой главы и сказать вместе с Ньютоном: « Hypotheses non fingo ».
Аллан Кардек умер 30 марта 1869 года, и когда Общество спиритуалистов пришло ко мне с просьбой произнести надгробную речь на его могиле, я воспользовался случаем во время этой речи обратить внимание спиритуалистов на научный характер исследований такого рода и на явную опасность втянуть себя в мистицизм.
Я воспроизведу здесь несколько абзацев из этого обращения:
Я хотел бы, чтобы я мог внушить вам, кто меня слушает, а также миллионам людей по всей Европе и в Новом Свете, которые изучают все еще таинственную проблему спиритуализма, какой глубокий научный интерес и какое философское будущее есть в изучении этих явлений, которым, как вы знаете, многие из наших самых выдающихся ныне живущих ученых посвятили свое время и внимание. Я хотел бы, чтобы я мог представить вашему и их воображению новые и обширные горизонты, которые мы увидим открывающимися перед нами по мере того, как мы расширим наши научные знания о силах природы, работающих вокруг нас; и я хотел бы, чтобы я мог показать и вам, и им, что такие завоевания разума являются самым действенным противоядием от проказы атеизма, который, кажется, является особенно злокачественным дегенеративным элементом в эту нашу переходную эпоху.
Как было бы благотворно, если бы я мог доказать здесь, перед этой красноречивой гробницей, что методическое исследование явлений, ошибочно называемых сверхъестественными, не только не вызывает дух суеверия и не ослабляет энергию разума, но, напротив, способствует изгнанию заблуждений и иллюзий невежества и содействует прогрессу истины гораздо больше, чем иррациональные отрицания тех, кто не желает давать себе труда взглянуть на факты.
Настало время, чтобы этот сложный предмет изучения вступил в свой научный период. Недостаточное внимание уделялось физической стороне предмета, который должен быть критически изучен; ибо без строгого научного эксперимента никакое доказательство не имеет силы. Этот объективный априорный метод исследования, которому мы обязаны славой современного прогресса и чудесами электричества и пара, должен взяться за все еще необъясненные и таинственные явления, с которыми мы знакомы, чтобы препарировать их, измерить их и определить.
Ибо, господа, спиритуализм – это не религия, а наука , наука, в которой мы пока еще едва знаем а, б, в . Век догм прошел. Природа включает в себя Вселенную; и сам Бог, который в старые времена мыслился как существо, подобное по форме и облику человеку, не может рассматриваться современной метафизикой как нечто иное, чем Разум в Природе .
Сверхъестественного не существует. Проявления, полученные посредством медиумов, такие как магнетизм и сомнамбулизм, принадлежат к порядку природы и должны быть неумолимо подвергнуты проверке экспериментом. Чудес больше нет. Мы являемся свидетелями зарождения новой науки. Кто настолько смел, чтобы предсказать, куда приведет научное изучение новой психологии и каковы будут результаты?
Ограничения человеческого зрения таковы, что глаз видит только вещи в узких границах, а за этими границами, по ту и по эту сторону, он ничего не видит. Тело можно сравнить с арфой из двух струн – зрительного нерва и слухового нерва. Один вид колебаний возбуждает первый, а другой – второй. Вот и вся история человеческого ощущения, которое даже уступает ощущению многих низших животных; например, некоторых насекомых, у которых нервы зрения и слуха более тонкие, чем у человека.
В природе существует не два, а десять, сто, тысяча видов движения или вибрации. Итак, из физической науки мы узнаем, что мы живем в мире, невидимом для нас, и что не невозможно, что на земле может жить класс существ, также невидимых для нас, наделенных совершенно иным видом чувств, так что нет способа, которым они могли бы дать нам знать о себе, если только они не могут проявить себя в действиях и способами, которые могут войти в диапазон нашего собственного порядка ощущений.
В присутствии таких истин, которые до сих пор едва были объявлены, насколько абсурдным и бесполезным кажется простое слепое отрицание! Когда мы сравниваем то немногое, что мы знаем, и узкие границы нашего диапазона восприятия с огромными размерами области знания, мы едва ли можем удержаться от вывода, что мы ничего не знаем и что все еще остается неизвестным. По какому праву мы произносим слово «невозможно» в присутствии фактов, подлинность которых мы доказываем, не будучи еще в состоянии обнаружить их причины?
Именно посредством научного изучения следствий мы приходим к определению причин. В классе исследований, которые мы объединяем под общим названием «Спиритуализм», факты существуют. Но никто не понимает метода их получения. Их существование, тем не менее, так же истинно, как и явления электричества.
Но что касается их понимания – почему, господа, никто не понимает биологию, физиологию, психологию. Что такое человеческое тело? Что такое мозг? Что такое абсолютное действие души или ума? Мы не знаем. И мы также ничего не знаем о сущности электричества или сущности света. Поэтому благоразумно наблюдать с беспристрастным суждением все такие вещи, как эти, и попытаться определить их причины, которые, возможно, различны и более многочисленны, чем когда-либо предполагалось до настоящего времени. 7
Можно видеть, что то, что я публично произнес, стоя на холме над могилой, в которую только что опустили гроб Аллана Кардека, ничем не отличается от чисто научной программы настоящей работы.
Я только что сказал, что в наших спиритических экспериментах использовались три метода. Я высказал свое мнение о первом (пишущие медиумы), основываясь на моих личных наблюдениях и не желая ослабить другие доказательства, если таковые имеются. Что касается второго (планшет), я познакомился с ним более подробно, особенно на сеансах г-жи де Жирарден в доме Виктора Гюго на острове Джерси. Он работает более независимо, чем первый метод; но он все еще является лишь продолжением, так сказать, руки и мозга. Третий метод – постукивание по столу, или типология; я имею в виду постукивания по столу – кажется мне еще более выразительным продолжением руки и мозга, и около сорока пяти лет назад я часто прибегал к этой форме эксперимента.
Удары по полу одной ногой стола, когда пишутся буквы, не имеют особой ценности. Малейшее давление может вызвать эти качели. Главный экспериментатор сам дает ответы, иногда не подозревая об этом.
Несколько человек собираются вокруг стола, кладут на него руки и ждут, что что-то произойдет. По истечении пяти, десяти, пятнадцати, двадцати минут, времени, зависящего от психической атмосферы и способностей эксперементаторов8, в столе раздаются стуки или сидящие помогают в движениях стола, который кажется одержимым. Почему был выбран стол? Потому что это единственный предмет мебели, вокруг которого обычно сидят люди. Иногда стол поднимают на одной или нескольких ножках и мягко раскачивают взад и вперед. Иногда он поднимается, как будто приклеенный к рукам, положенным на него, оставаясь подвешенным в воздухе две, три, пять, десять, двадцать секунд. Опять же, его прибивают к полу с такой силой, что он, кажется, весит вдвое или втрое больше обычного. В другое время, и обычно по требованию, он издает звук пилы, топора, пишущего карандаша и т. д. Здесь мы имеем материальные результаты, поддающиеся непосредственному наблюдению, и они неопровержимо доказывают существование неизвестной силы.
Эта сила является материальной силой в психическом классе. Если бы мы ограничили наше внимание слепыми бессмысленными движениями того или иного рода, связанными только с волей экспериментаторов и не поддающимися объяснению простым наложением их рук, мы могли бы увидеть доказательство существования новой неизвестной силы, объяснимой как преобразование нервной силы, органического электричества; и это было бы само по себе много. Но постукивания, производимые по столу или его ножкам, производятся в ответ на заданные вопросы. Поскольку мы знаем, что стол – всего лишь кусок дерева, когда мы задаем ему вопросы, мы на самом деле обращаемся к некоему ментальному агенту, который слышит и отвечает. Именно в этом классе явлений зародился современный спиритуализм; а именно, в Соединенных Штатах в 1848 году, когда сестры Фокс услышали звуки в своей комнате – стуки в стены и в мебель. Их отец, после нескольких месяцев досадного расследования, наконец, прибег к традиционной теории призраков и, адресуя свои вопросы стене, потребовал от невидимой вещи в ней каких-то объяснений. Эта вещь отвечала обычными постукиваниями на заданные вопросы и заявляла, что это дух бывшего владельца, когда-то убитого в этом самом доме. Дух просил молитв и захоронения его тела. (С этого времени ответы были организованы таким образом, что один стук в ответ на вопрос означал «да» , два – « нет» , а три – «решительное да» ).
Я спешу сразу же заметить, что выстукиваемые ответы ничего не доказывают и могли быть сделаны неосознанно самими сестрами Фокс, которых мы не можем считать разыгрывавшими небольшую комедию, поскольку производимые ими в стенах стуки ошеломляли и подавляли их больше, чем кого-либо другого. Гипотеза жонглирования и мистификации, дорогая некоторым критикам, не имеет ни малейшего применения к этому случаю, хотя я признаю, что стуки и движения часто производятся в качестве розыгрышей озорными людьми.
Конечно, есть невидимая причина, которая порождает эти стуки. Она внутри нас или вне нас? Возможно ли, что мы способны каким-то образом удваивать свою личность, не зная об этом, действовать посредством ментального внушения, отвечать на свои собственные вопросы, не подозревая об этом, производить материальные результаты, не осознавая этого? Или существует ли вокруг нас разумная среда или атмосфера, своего рода духовный космос? Или, опять же, возможно ли, что мы окружены невидимыми нечеловеческими существами – гномами, духами и домовыми (вокруг нас может быть неизвестный мир)? Или, наконец, возможно ли, что духи мертвых могут выживать, бродить взад и вперед и поддерживать с нами связь? Все эти гипотезы представляются нашему уму, и у нас нет научного абсолютного права отвергнуть любую из них.
Подъем стола, перемещение объекта можно приписать неизвестной силе, развиваемой нашей нервной системой или чем-то другим. По крайней мере, эти движения не доказывают существования разума, постороннего субъекту. Но когда кто-то называет буквы алфавита или указывает на них на листе картона, а стол, либо постукивая по дереву, либо левитируя, составляет внятное предложение, мы вынуждены приписать этот разумный эффект разумной причине. Этой причиной может быть сам медиум; и простейший способ, очевидно, предположить, что он сам выстукивает буквы. Но эксперименты можно организовать таким образом, что он не сможет этого сделать, даже бессознательно. Наша первая обязанность – сделать мошенничество невозможным.
Те, кто достаточно изучил этот предмет, знают, что обман не объясняет того, что они наблюдали. Конечно, на модных спиритических вечеринках люди иногда развлекаются. Особенно когда сеансы проходят в темноте, а чередование полов предусмотрено для того, чтобы «усилить флюиды», не так уж неслыханно, что джентльмены поддаются искушению временно забыть о цели встречи и разорвать установленную цепочку рук, чтобы начать другую по собственному желанию. Дамы и молодые девушки любят эти изменения в программе, и едва ли можно услышать жалобу. С другой стороны, за исключением модных вечеринок, на которые приглашают всех ради развлечения, более серьезные встречи часто не более безопасны; поскольку медиум, который, так или иначе, является заинтересованным лицом, стремится дать как можно больше – и что-то в придачу.
На листке своей старой записной книжки, которая только что мне попалась, я расположил спиритические вечера в следующем порядке, который, несомненно, несколько оригинален:
1. Любовные ласки. (Подобный упрек высказывался и против древних христианских любовных пиров или агапе .)
2. Шарлатанство медиумов, злоупотребляющих доверчивостью пациентов.
3. Некоторые серьезные исследователи.
В то время, о котором я только что говорил (1861-63), я принимал участие в качестве секретаря в экспериментах, проводившихся регулярно раз в неделю в салоне известного медиума, мадемуазель Юэ с улицы Мон-Табор. Медиумизм был, в некотором роде, ее ремеслом, и ее не раз вопиющим образом уличали в самых замечательных трюках. Соответственно, можно представить, что она довольно часто сама давала удары, ударяя ногами по ножкам стола. Но довольно часто мы также получали звуки пиления, рубанка, барабанного боя и ливня, которые она не могла бы имитировать. Не могло быть обманом и то, что стол крепко держался на полу. Что касается левитации стола, я уже говорил некоторое время назад, что, когда один из нас проявлял склонность сопротивляться рукой движению вверх, у него возникало впечатление, будто стол плывет по жидкости. Теперь трудно понять, как медиум мог добиться такого результата. Все происходило средь бела дня.
Сообщения, полученные на очень многих сеансах (несколько сотен), на которых я присутствовал, как в то время, так и после, всегда показывали мне, что результаты были в прямой зависимости от развития ума участников. Я, естественно, задавал очень много вопросов по астрономии. Ответы никогда не учили нас ничему новому; и, чтобы быть совершенно верным истине, я должен сказать, что если в этих экспериментах и действуют духи или независимые от нас существа, то они знают не больше, чем мы, о других мирах.
На встречах в салоне Мон-Табор обычно присутствовал выдающийся поэт П. Ф. Матье, и поэтому мы иногда получали очень красивые стихотворные отрывки, которые, я уверен, он сам не создавал сознательно; поскольку, как и все мы, он был там, чтобы учиться. Господин Жубер, вице-президент гражданского суда Каркассона, опубликовал работу под названием « Различные басни и поэмы» одного спиритического рэпера , которая несет на себе свидетельство того, что это всего лишь отражение его обычных мыслей. На наших встречах с нами были христианские философы. Соответственно, стол диктовал нам прекрасные мысли, подписанные «Паскаль», «Фенелон», «Винсент де Поль» и «Святая Тереза». Один дух, подписавшийся «Бальтазар Гримо де ла Рейньер», диктовал забавные диссертации по искусству кулинарии. Его специальностью было заставить тяжелый стол танцевать во всех видах изгибов. Иногда появлялся Рабле, все еще любивший ароматы вкусных яств, как в старые времена. Некоторые духи с удовольствием совершали tours de force в криптологии (тайнописи). Ниже приведены образцы этих сообщений, связанных со стуком по столу. Первый из вульгарной версии Библии, Евангелия от Иоанна iii. 8:
«Spiritus ubi vult spirat; et vocem ejus audis, sed nescis unde veniat aut quo vadat. Sic est omnis qui natus est ex Spiritu». («Ветер дышит, где хочет, и голос его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа».)
«Дорогая сестренка, я здесь и вижу, что ты так же хороша, как и всегда. Ты медиум. Я пойду к тебе с большой радостью. Передай моей матери, что ее дорогая дочь любит ее от этого мира. 9
"Луиза."
Кто-то спросил одного из духов, может ли он с помощью постукивания указать слова, выгравированные внутри ее кольца. Ответ был:
«Я люблю, чтобы меня любили так же, как я люблю, когда я люблю».
Один из членов компании заподозрил, что стол, за которым мы сидели, мог скрывать часть механизма для производства стуков. Соответственно, одно из предложений было продиктовано стуками, произведенными в воздухе .
Вот еще одна серия:
«Je suis ung ioyeux compaignon qui vous esmarveilleray avecques mes discours, je ne suis pas ung Esperict matéologien, je Vestiray Non liripipion et je diray: Beuvez l'eaue de la Cave, poy plus, poy moins, serez content.
«Алкофрибаз Назиер».
(«Я весельчак, который поразит вас своей речью. Я не пустословящий дух. Я надену капюшон своего выпускника и скажу: пейте воду из вашего погреба [вино], – не больше и не меньше. Будьте довольны».
"Франсуа Рабле".) 10
Возникла довольно оживленная дискуссия по поводу этого неожиданного визита, – и языка, который некоторые присутствовавшие эрудированные лица сочли не чисто раблезианским. После чего стол застучал:
«Bons enfants estes de vous esgousiller à ceste besterie. Mieux vault que beuviez froid que parliez chaud».
«Рабле».
(«Вы просто младенцы, раз ревёте до хрипоты из-за этой дерзости. Лучше выпить горячего, чем говорить горячо.)
«Ликование и Рождество! Господин Сатана умер, и мертвый мужчина. Хорошо женаты монахи, монахи, фанатики и кагоцы, кармелиты Chaulx и Déchaulx, papelards и frocards, митре и капюшоны: vécy без мужества, Esperictz уничтожили их Больше не будете вас жарить и палить в монастырских котлах и жаровнях. дьявольский этот папский и клерикальный вздор. Бог благ, справедлив и милостив, говорит он своим малым детям: любите друг друга и прощайте его в покаянии!
(«Ура веселой жизни! Господин Сатана мертв, мертв как дверной гвоздь. Монахи и чертовы монахи женаты, – фанатики и ханжи, обутые и босые кармелиты, лицемеры и рясы, митры и капюшоны. Вот они стоят, дрожа на своих местах; Духи свергли их с престола. Исчезли жарки и варки супов в голландских печах Дьявола и в монастырских котлах. Напасть на этих пошлых сказок о папе и священнике! Бог добр, справедлив и полон жалости. Он говорит своим маленьким детям: «Любите друг друга»; и он прощает кающихся. Великий дьявол в аду мертв. Ура Богу!»)
Вот еще одна серия:
«Suov ruop eretsym nu sruojuot tnores emêm srueisulp; erdnerpmoc ed simrep erocne sap tse suov en li uq snoitseuq sedridnoforppa ruop tirpse'l sap retnemruot suov en. Liesnoc nob nu zevius».
«Suov imrap engèr en edrocsid ed tirpse'l siamaj euq».
«Arevelé suov ueid te serèrf sov imrap sreinred sel zeyos;
Эти предложения следует читать задом наперед, начиная с конца. Кто-то спросил: «Почему ты так продиктовал?» Ответ был:
«Чтобы дать вам новые и неожиданные доказательства».
Прочитав задом наперед, эти русские предложения представляют собой следующие предложения:
«Тот, кто возвышает себя, будет унижен, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен последним среди братьев твоих, и Бог возвысит тебя».
«Пусть никогда не царит среди вас дух раздора».
«Suivez un bon conseil. Ne vous Tourmenter pas l'esprit pour approfondir des Qu'il ne vous est pas encore permis de comprendre; plusieurs même seront toujours un mystère pour vous».
(«Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится! Будь наименьшим между братьями твоими, и вознесет тебя Бог».
«Никогда не позволяйте духу раздора царить среди вас».
«Следуйте доброму совету. Не терзайте свой ум, пытаясь постичь вопросы, которые вам еще не позволено постичь: некоторые из них навсегда останутся для вас загадкой».)
Вот еще один пример другого рода:
«Acmairsvnoouussevtoeussbaoinmsoentsfbiideenlteosuss».
«Sloeysepzruintissaeinndtiesuetuesnudrrvaosuessmaairlises».
Я спросил, что означает это странное и зловещее нагромождение букв. Ответ был:
«Чтобы победить сомнения, читайте, пропуская каждую вторую букву».
Такая аранжировка с использованием пропущенных букв поочередно во второй и четвертой строках дает четыре следующих стиха:
«Amis, nous vous aimons bien tous,
Car vous êtes bons et fidèles.
Soyez unis en Dieu: sur vous
L'Esprit-Saint étendra ses ailes».
(«Друзья, мы всех вас любим,
Ибо вы добры и верны.
Будьте едины в Боге: над вами
Дух Святой расправит свои крылья».)
Это достаточно невинно, конечно и без особых поэтических претензий. Но надо признать, что этот метод диктовки довольно труден. 11
Кто-то говорил о человеческих планах. Таблица диктовала следующее: 12
«Когда сияющее солнце рассеивает звезды, знаете ли вы, о смертные люди, увидите ли вы вечер того дня? И когда мрачные завесы ночи спадут с неба, можете ли вы сказать, увидите ли вы рассвет следующего утра?»
Другой человек спросил: «Что такое вера?»
«Вера? Это благословенное поле, которое приносит превосходный урожай, и каждый работник может собирать его и собирать в свое удовольствие и нести домой свои снопы».
Вот три прозаических диктанта:
«Наука – это лес, где одни прокладывают дороги, где многие теряются, и где все видят, как границы леса отступают так же быстро, как они продвигаются вперед».
«Бог не освещает мир молниями и метеорами. Он мирно направляет в их пути ночные звезды, которые наполняют небо своим светом. Так божественные откровения сменяют друг друга в порядке, разуме и гармонии».
«Религия и Дружба – близнецы-спутники, которые помогают нам пройти трудный жизненный путь».
Я не могу отказаться от удовольствия вставить здесь, в конце этой главы, басню, продиктованную, как и другие, постукиванием по столу и присланную мне г-ном Жубером, вице-президентом гражданского трибунала Каркассона. Некоторые могут усомниться в ее настроении; но разве центральный принцип не применим13 ко всем эпохам и всем правительствам: разве « пришельцы »14 не принадлежат всем временам?
КОРОЛЬ И КРЕСТЬЯНИН
Король, осквернивший общественные свободы, двадцать лет утолявший жажду кровью еретиков; ожидающий тихого покоя палача на склоне своих дней; дряхлый, пресыщенный прелюбодейными любовными связями; этот король, это надменное чудовище, из которого они сделали великого человека, – короче, Людовик Четырнадцатый, если я должен его назвать, – однажды проветривал под лиственными сводами своих обширных садов своего Скаррона, свой позор и свои беды. Пришла благородная группа придворных лакеев. Каждый из них сразу же потерял по меньшей мере шесть дюймов своего роста. Пажи, графы, маркизы, герцоги, принцы, маршалы, министры низко кланялись оскорбительным соперникам, ставленникам короля. Важные магистраты выражали свое глубокое почтение, каждый смиреннее просителя аудиенции. Приятно было видеть, как ленты, кресты и украшения на их вышитых кафтанах все время отступали назад. Всегда и всегда это позорное кланяние, шарканье и раболепие. Хотел бы я проснуться однажды утром императором, чтобы ужалить хлыстом хребет льстеца. Но смотрите! один, противостоя деспоту, но не опуская головы, прокладывая себе медленный путь, скромный, одетый в грубую домотканую одежду, идет некто, кажущийся крестьянином, может быть, философом, и проходит мимо групп наглых придворных. «Ох», воскликнул король в большом удивлении, «почему вы один противостоите мне, не преклонив колена?» «Сир», сказал незнакомец, «должен ли я быть откровенным? Это потому, что я один здесь ничего не жду от вас».
Если мы остановимся и подумаем, как создавались эти предложения, фразы и различные отрывки литературы, буква за буквой, стук за стук, следуя алфавиту, который читался, мы оценим сложность этого дела. Стук производится либо внутри дерева стола (вибрации которого ощутимы), либо в каком-то другом предмете мебели, или даже в воздухе. Стол, как я уже сказал, живой, беременный своего рода мгновенной жизненной силой. Мелодии известных арий, звуки пиления и мастерской, и грохот выстрелов могут быть извлечены из него. Иногда он становится таким легким, что на мгновение парит в воздухе, затем таким тяжелым, что два человека едва могут поднять его с пола или сдвинуть с места. Вы должны иметь в своем сознании отчетливую картину всех этих проявлений – часто, без сомнения, ребяческих, иногда вульгарных и гротескных, но поразительных по своему методу действия, – если вы хотите точно понять явления и осознать, что находитесь в присутствии неизвестного элемента, который не могут объяснить жонглирование и фокусы.
Некоторые люди могут двигать пальцами ног по отдельности и хрустеть суставами. Если бы мы допустили, что диктанты, по комбинациям букв (приведенные выше), были составлены заранее, выучены наизусть и, таким образом, прочитаны, то дело было бы достаточно простым. Но эта особая способность встречается очень редко и не объясняет шумы в столе, вибрации которого ощущаются руками. Опять же, можно было бы представить себе медиума, постукивающего ногой по ножкам стола и таким образом строящего такие предложения, какие ему заблагорассудится. Но для того, чтобы запомнить точное расположение букв (поскольку у него нет меморандума перед глазами), медиуму потребовалась бы замечательная память, и, кроме того, эти любопытные диктанты были получены точно так же в избранных компаниях, где никто не стал бы мошенничать.
Что касается теории, что духи выдающихся людей общаются с экспериментаторами, то само утверждение этой гипотезы показывает ее абсурдность. Представьте себе столоверча, вызывающего из необъятных глубин духов Павла или Святого Августина, Архимеда или Ньютона, Пифагора или Коперника, Леонардо да Винчи или Уильяма Гершеля и принимающего их диктовки изнутри стола!
Мы говорили, несколько страниц назад, о рисунках спиритических сеансов и описаниях Юпитера, сделанных Викторьеном Сарду. Здесь самое время вставить письмо, написанное им г-ну Жюлю Кларети и опубликованное последним в Le Temps в то время, когда этот ученый академик ставил на подмостках свою драму Spiritisme . Письмо прилагается:
… Что касается спиритуализма, я мог бы лучше устно в трех словах сказать вам, что я о нем думаю, чем я мог бы написать здесь на трех страницах. Вы наполовину правы, наполовину нет. Простите мою свободу слова. В спиритуализме есть две вещи: (1) любопытные факты, необъяснимые при нынешнем состоянии наших знаний, и тем не менее, подтвержденные; и (2) люди, которые их объясняют.
Факты реальны. Те, кто их объясняет, принадлежат к трем категориям: во-первых, спиритуалисты, которые глупы, невежественны или безумны, те ребята, которые призывают Эпаминонда и над которыми вы справедливо насмехаетесь, или те, которые верят во вмешательство дьявола; короче говоря, те, кто заканчивает свой путь в сумасшедшем доме в Шарантоне.
Во-вторых , есть шарлатаны, начиная с Д.; самозванцы всех видов, пророки, консультирующие медиумы, такие как АК, и все такое .
Наконец, есть ученые и ученые, которые думают, что могут объяснить все фокусами, галлюцинациями и бессознательными движениями, люди вроде Шеврёля и Фарадея, которые, хотя и правы относительно некоторых описанных им явлений, которые на самом деле являются фокусами или галлюцинациями, все же ошибаются относительно целого ряда исходных фактов, которые они не потрудятся рассмотреть, хотя они и очень важны. Эти люди во многом виноваты; ибо своим иском против серьезных исследователей (таких, как Гаспарин, например) и своими недостаточным объяснениями они предоставили спиритуализм для эксплуатации шарлатанами всех видов и в то же время уполномочили серьезных любителей больше не тратить свое время на эти исследования.
Наконец, есть наблюдатели, подобные мне (нас не так уж много), которые по своей природе недоверчивы, но которые в конечном итоге вынуждены признать, что спиритуализм занимается фактами, которые не поддаются никакому современному научному объяснению, но которые не отчаиваются увидеть их объяснение когда-нибудь, и которые поэтому занимаются изучением фактов и пытаются свести их к какой-то классификации, которая впоследствии может оказаться законом. Мы, придерживающиеся этого убеждения, держимся в стороне от всякого кружка, от всякой клики, от всех пророков и, удовлетворенные убеждениями, которых мы уже достигли, довольствуемся тем, что видим в спиритуализме зарю истины, пока еще очень неясной, которая когда-нибудь найдет своего Ампера, как это сделали магнитные токи, и которые скорбят, видя, как эта истина подавляется двойным врагом – избытком доверчивого невежества, которое верит всему, и избытком недоверчивой науки, которая не верит ничему.
Мы находим в наших убеждениях и нашей совести необходимые силы, чтобы выдержать мелкие мученичества насмешек, которым нас подвергают за веру, которую мы исповедуем, веру, преувеличенную и окарикатуренную массой глупостей, которые люди никогда не упускают из виду, и мы не считаем, что миф, в который они нас одевают, заслуживает даже чести быть опроверженным.
Точно так же я никогда не имел желания доказывать кому бы то ни было, что в моих пьесах не обнаруживается влияние Мольера или Бомарше. Мне кажется, что это более чем очевидно.
Относительно обиталищ планеты Юпитер я должен спросить добрых людей, полагающих, что я убежден в реальном существовании этих вещей, убеждены ли они в том, что Гулливер верил в «Лилипутию», 15 Кампанела— в «Город Солнца», а сэр Томас Мор – в свою «Утопию».
Однако верно то, что дизайн, о котором вы говорите [Pl. III.], был создан менее чем за десять часов. Что касается его происхождения, я бы не дал ни копейки, чтобы узнать об этом; но факт его создания – это другой вопрос.
В. Сарду.
Не проходит и года, чтобы медиумы не приносили мне рисунки растений и животных на Луне, Марсе, Венере, Юпитере или некоторых звездах. Эти рисунки более или менее красивы и более или менее любопытны. Но в них нет ничего, что заставило бы нас признать их действительное сходство с реальными вещами в других мирах. Напротив, все доказывает, что они являются продуктами воображения, по сути земными, как по виду, так и по форме, даже не соответствуя тому, что мы знаем как жизненные возможности этих миров. Их создатели – жертвы иллюзии. Эти растения и животные – метаморфозы (иногда изящно задуманные и нарисованные) земных организмов. Возможно, самое любопытное из всего – то, что они имеют фамильное сходство в манере своего исполнения и наложили на них, так или иначе, медиумический клеймо.
Возвращаясь к моему собственному опыту. Когда я брал на себя роль пишущего медиума, я обычно выпускал астрономические или философские диссертации, подписанные «Галилей». Я процитирую только одну из них в качестве примера. Она взята из моих записных книжек 1862 года.
НАУКА.
Человеческий интеллект держит в своей могущественной хватке бесконечную вселенную пространства и времени; он проник в недоступную область Прошлого, измерил тайну непостижимых небес и верит, что объяснил загадку вселенной. Объективный мир развернул перед глазами науки свою великолепную панораму и свое великолепное богатство форм. Исследования человека привели его к познанию истины; он исследовал вселенную, открыл неумолимое господство закона и применение сил, которые поддерживают все вещи. Если ему не было позволено увидеть Первопричину лицом к лицу, по крайней мере он достиг истинной математической идеи ряда вторичных причин.
В этом последнем столетии, прежде всего, экспериментальный априорный метод, единственный действительно научный, был внедрен в практику естественных наук, и с его помощью человек освободился от предрассудков старой школы мысли, от субъективных или спекулятивных теорий, и ограничился тщательным и разумным изучением поля наблюдения.
Да, человеческая наука прочно основана и беременна возможностями, достойна нашего почтения за ее трудное и давно доказанное прошлое, достойна нашего сочувствия за ее будущее, полное обещаний полезных и выгодных открытий. Ибо природа отныне должна быть книгой, доступной для библиографических исследований ученых, миром, открытым для исследований мыслителя, плодородной областью, которую уже посетил человеческий разум, и в которой мы должны смело продвигаться, держа в руках опыт как наш компас…
Недавно один мой старый друг земной жизни говорил со мной следующее. Одно из наших странствий вернуло нас на Землю, и мы проводили новое моральное исследование этого мира. Мой спутник заметил, что человек сегодня знаком с самыми абстрактными законами механики, физики, химии, … что применение знаний в промышленности не менее замечательно, чем выводы чистой науки, и что кажется, будто вся вселенная, мудро изученная человеком, должна была стать его королевским уделом. Когда мы продолжили наше путешествие за пределы этого мира, я ответил ему следующим образом:
«Слабый атом, потерянный для зрения в незаметной точке бесконечности, человек верил, что он может охватить своим взором все пространство вселенной, тогда как он едва ли может выйти за пределы области, в которой он обитает; он думал, что может изучить законы всей природы, и его исследования едва достигли сил, действующих вокруг него; он думал, что может определить величие звездного неба, и он исчерпал свои силы, изучая пылинку. Область его исследований столь мала, что, однажды потерянная для зрения, разум тщетно пытается ее вернуть; человеческие небо и земля столь малы, что едва ли душа в своем полете успела расправить крылья, прежде чем она достигла последних областей, доступных наблюдению человека; ибо неизмеримая Вселенная окружает нас со всех сторон, развертывая за пределами наших небес свои неизвестные богатства, приводя в действие свои непостижимые силы и достигая необъятности в великолепии своей жизни.
«И простой мясной червь, жалкий клещ, слепой и бескрылый, чье жалкое существование проходит на листе, где он родился, осмеливается (потому что он, несомненно, сделал несколько шагов по этому листу, колеблемому ветром) иметь право говорить об огромном дереве, к которому он принадлежит, о лесу, частью которого является это дерево, и мудро рассуждать о природе растительности, развитой на нем, о существах, которые его населяют, о далеком солнце, лучи которого приносят ему движение и жизнь? По правде говоря, человек странно самонадеян, желая измерить бесконечное величие мерой своей бесконечной малости.
«Поэтому пусть эта истина хорошо запечатлеется в его уме, – если сухие труды прошлых веков приобрели для него элементарные знания о вещах, если прогресс мысли поместил его в преддверие знания, все же он еще не изложил больше, чем первую страницу Книги, и, подобно ребенку, подверженному обману каждым словом, далекий от того, чтобы претендовать на право авторитетно толковать произведение, он должен довольствоваться смиренным его изучением, страница за страницей, строка за строкой. Однако счастливы те, кто способен это сделать!»
Галилео.
Это были мои обычные мысли. Это мысли студента девятнадцати или двадцати лет, который приобрел привычку думать. Не может быть никаких сомнений, что они были целиком продуктом моего собственного интеллекта, и что прославленный флорентийский астроном не имел к ним никакого отношения. К тому же это было бы сотрудничеством в высшей степени невероятным.
То же самое было и со всеми сообщениями астрономического класса: они не продвинули науку ни на шаг вперед. Ни один неясный, таинственный или иллюзорный момент в истории не был прояснен духами. Мы пишем только то, что знаем, и даже случай не дал нам ничего. Тем не менее, некоторые необъяснимые передачи мыслей должны быть обсуждены. Но они принадлежат к психологической или человеческой сфере.
Чтобы сразу ответить на возражения, которые некоторые спиритуалисты прислали мне по поводу этого результата моих наблюдений, я возьму в качестве примера случай со спутниками Урана, поскольку это главный случай, всегда приводимый в качестве доказательства научных открытий, сообщенных духами. Кроме того, несколько лет назад я получил из разных источников настоятельное приглашение изучить статью генерала Дрейсона, опубликованную в журнале Light в 1884 году под названием « Решение научных проблем духами» , в которой утверждается, что духи сообщили истинное орбитальное движение спутников Урана. Срочные обязательства всегда мешали мне провести это исследование; но поскольку этот случай был недавно обнародован в нескольких спиритуалистических работах как решающий, и меня так настойчиво просили обсудить его, я считаю, что будет полезно, если я сейчас рассмотрю этот случай.
К моему великому сожалению, в их сообщении есть ошибка, и духи ничему нас не научили. Вот один пример, ошибочно выбранный для демонстрации. Русский писатель Аксаков излагает его в следующих терминах ( Анимизм и спиритуализм , стр. 341):
Случай, о котором мы собираемся рассказать, кажется, имеет такую природу, что снимает все возражения. Он был передан генерал-майором А. В. Дрейсоном и опубликован под названием « Решение научных проблем духами» . Я прилагаю перевод:
«Получив от г-на Жоржа Стока письмо с просьбой сообщить мне, хотя бы в качестве примера, что во время проведения спиритического сеанса дух разрешил одну из тех научных проблем, которые всегда смущали ученых, я имею честь сообщить вам следующее обстоятельство, которое я наблюдал собственными глазами:
«В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран и ее спутники. Он заметил, что эти спутники, в отличие от всех других спутников Солнечной системы, движутся по своим орбитам с востока на запад. Сэр Джон Гершель в своих « Очерках астрономии» пишет :
«Орбиты этих спутников представляют собой совершенно неожиданные и исключительные особенности, противоречащие общим законам, управляющим другими телами солнечной системы. Плоскости их орбит почти перпендикулярны эклиптике, образуя угол 70° 58', 16, и они движутся в обратном направлении; то есть их вращение вокруг центра их планеты происходит с востока на запад, а не в обратном направлении».
«Когда Лаплас выдвинул свою теорию о том, что Солнце и все планеты образовались за счет туманной материи, эти спутники были для него загадкой.
«Адмирал Смит упоминает в своей книге «Небесный цикл» , что движение этих спутников, к изумлению всех астрономов, является ретроградным, в отличие от движения всех других тел, наблюдавшихся до того времени.
«Все астрономические труды, опубликованные до 1860 года, содержат одни и те же рассуждения по поводу спутников Урана. Со своей стороны, я не нашел никакого объяснения этой особенности: для меня она была такой же загадкой, как и для авторов, которых я цитировал.
«В 1858 году в моем доме гостила дама, которая была медиумом, и мы устраивали ежедневные спиритические сеансы. Однажды вечером она сказала мне, что видела рядом со мной дух, который утверждал, что при жизни на земле был астрономом.
«Я спросил этого человека, стал ли он теперь мудрее, чем когда жил на земле. «Намного мудрее», – сказал он. У меня возникла мысль задать этому так называемому духу вопрос, целью которого было проверить его знания. «Можете ли вы сказать мне», – спросил я его, – «почему спутники Урана совершают свое вращение с востока на запад, а не с запада на восток?» Я тут же получил следующий ответ:
«Спутники Урана не движутся по своим орбитам с востока на запад: они вращаются вокруг своей планеты с запада на восток, точно так же, как Луна вращается вокруг Земли. Ошибка возникает из-за того, что южный полюс Урана был повернут к Земле в момент открытия этой планеты. Точно так же, как Солнце, видимое из нашего южного полушария, кажется совершающим свой ежедневный путь справа налево, а не слева направо, так и спутники Урана двигались в то время слева направо, хотя это не означает, что они двигались по своей орбите с востока на запад».
«В ответ на другой вопрос, который я задал, мой собеседник добавил: «До тех пор, пока южный полюс Урана был обращен к Земле, по отношению к земному наблюдателю спутники, казалось, двигались слева направо, и из этого был сделан ошибочный вывод, что они движутся с востока на запад: такое положение вещей продолжалось около сорока двух лет. Когда северный полюс Урана обращен к Земле, его спутники проходят свой путь справа налево, но, в любом случае, всегда с запада на восток».
«В связи с этим я спросил его, как случилось, что ошибка не была обнаружена спустя сорок два года после открытия Урана Уильямом Гершелем. Он ответил: «Это потому, что люди повторяют то, что говорили авторитеты, которые были до них. Ослепленные результатами, полученными их предшественниками, они не дают себе труда задуматься».
Таково «откровение» духа о системе Урана, опубликованное Дрейсоном и представленное Аксаковым и другими авторами как неоспоримое доказательство вмешательства духа в решение этой проблемы.
Нижеследующее является результатом беспристрастного обсуждения этого очень интересного предмета. Рассуждения «духа» ложны. Система Урана почти перпендикулярна плоскости его орбиты. Она является прямой противоположностью системе спутников Юпитера, которые вращаются почти в плоскости своей орбиты. Наклон плоскости спутников к эклиптике составляет 98°, и планета восходит почти в плоскости эклиптики. Это фундаментальное соображение в картине, которую мы должны составить себе относительно вида этой системы, видимого с Земли.
Давайте, однако, примем за метод движения этих спутников вокруг их планеты проекцию на плоскость эклиптики, как это всегда было принято. Автор утверждает, что «когда северный полюс Урана обращен к Земле, его спутники следуют своим путем справа налево, то есть с запада на восток»; он подтверждает сообщение духа о том, что астрономы ошибаются и что спутники Урана действительно вращаются вокруг своей планеты с запада на восток, таким же образом, как Луна вращается вокруг Земли.
Чтобы дать себе точный отчет о положении и способе движения этой системы, построим особую геометрическую фигуру, ясную и точную. Представим на плоскости вид орбиты Урана и его спутников, видимых из северного полушария небесной сферы (рис. А). Часть орбиты спутников, находящаяся выше плоскости орбиты Урана, нарисована жирными линиями и штриховкой, нижняя часть – только пунктирными линиями.
По направлению стрелок легко видеть, что вращение спутников, спроецированное на плоскость орбиты, является полностью ретроградным. Все догматические утверждения об обратном абсолютно ошибочны.
Эти спутники вращаются подобно стрелкам часов – слева направо, глядя на верхнюю часть кругов.
Ошибка медиума генерала Дрейсона проистекает из того факта, что она утверждала, что южный полюс Урана был обращен к нам в день его открытия. Теперь, в 1781 году, система Урана занимала относительно нас почти то же положение, что и в 1862 году, поскольку время ее обращения составляет восемьдесят четыре года. Из рисунка видно, что в тот момент планета представляла нам полюс, наиболее возвышающийся над эклиптикой; то есть свой северный полюс.
Генерал Дрейсон позволил ввести себя в заблуждение, когда он принял без проверки эти парадоксальные предпосылки. Фактически, если бы Уран представил нам свой южный полюс в 1781 году, движение спутников было бы прямым. Но наблюдения угла положения орбит во время их прохождения узлов дают нам многочисленные доказательства того, что в тот момент к Солнцу и Земле был действительно обращен северный полюс, – факт, который делает прямое движение невозможным, а ретроградное движение – несомненным.
Для большей ясности я поместил за пределами орбиты, на рис. 1, вид системы Урана, видимый с Земли в четыре основные эпохи обращения этой далекой планеты. Очевидно, что видимый метод обращения был аналогичен методу стрелок часов в 1781 и 1862 годах, противоположный в 1818 и 1902 годах. В эти даты видимые орбиты спутников являются почти окружностями, тогда как во время прохождения узлов, в 1798, 1840 и 1882 годах, они сводятся к прямым линиям.
Рисунок 1а дополняет эти данные, показывая вид орбит и метод вращения для всех положений планеты, вплоть до нашей эпохи.
Рис. 1. Наклон системы Урана.
Аспекты, видимые с Земли в четырех крайних положениях.
Я хотел полностью прояснить этот вопрос, который немного технический. К моему великому сожалению , духи ничему нас не научили, и этот пример, которому придается такое большое значение, оказался ошибкой. 17
Аксаков ссылается в этой же главе (стр. 343) на открытие двух спутников Марса, также сделанное Дрейсоном через медиума в 1859 году; то есть за 18 лет до их открытия, в 1877 году. Это открытие, не опубликованное в то время, остается сомнительным. Более того, после того, как Кеплер указал на его вероятность, эта тема двух спутников Марса несколько раз обсуждалась, в частности Свифтом и Вольтером (см. мою Popular Astronomy , стр. 501). Поэтому это не следует считать неоспоримым примером открытия, сделанного духами.
Непосредственно вышеизложенные примеры являются фактами, которые действительно наблюдались на спиритических сеансах. Я не буду рассматривать их в обобщении, чуждом их надлежащей обстановке. Они не доказывают, что при определенных обстоятельствах мыслители, поэты, мечтатели, исследователи не могут быть вдохновлены влияниями, исходящими от других, от любимых, от ушедших друзей. Это другой вопрос, тема, совершенно отдельная от экспериментов, которые мы описываем в этой книге.
Рис. 1а. – Орбиты спутников Урана, видимые с
Земли в разные даты с момента их открытия (1781 г.).
Тот же автор, в остальном в целом весьма рассудительный, приводит несколько примеров иностранных языков, на которых говорят медиумы. Я не смог их проверить, и меня просят не говорить здесь ничего, кроме того, в чем я абсолютно уверен.
По моим личным наблюдениям, эти эксперименты постоянно приводят нас к присутствию самих себя, нашего собственного разума. Я мог бы привести тысячу примеров этого.
Однажды я получил «аэролит», обнаруженный в лесу в окрестностях Этрепаньи (Эр). Мадам Ж. Л., которая любезно прислала его мне, добавила, что она консультировалась с духом о его происхождении, и он ответил ей, что он пришел со звезды по имени Голда. Во-первых, звезды с таким названием не существует; и, во-вторых, это вообще не аэролит, а кусок шлака из старой кузницы. (См. раздел 662 моего расследования 1899 года. Первый из этих разделов, касающийся телепатии, был опубликован в моей работе «Неизвестный».)
Одна моя читательница написала мне из Монпелье:
Ваши выводы, возможно, уменьшили бы престиж спиритуализма в глазах некоторых людей. Но, поскольку престиж может порождать суеверия, хорошо бы прояснить ситуацию. Что касается меня, то то, что вы наблюдали, согласуется с тем, что наблюдал я сам. Вот метод, который я использовал с помощью друга:
Я взял книгу и, открыв ее, запомнил номер правой страницы. Предположим, это было 132. Я сказал столу, который был приведен в движение небольшим маневром, который обычно используется: «Хочет ли дух общаться?»
Ответ – «Да».
Вопрос – «Видите ли вы книгу, которую я только что просматривал?»
Ответ – «Да».
«Сколько цифр на странице, которую я просматриваю?»
"Три."
«Укажите количество сотен».
"Один."
«Укажите значение десятков».
"Три."
«Укажите стоимость единиц».
"Два."
Суммы, указанные в этих отчетах, конечно же, 132. Это было феерично.
Затем, взяв закрытую книгу и, не открывая ее, просунув нож для разрезания бумаги между страницами, я возобновил разговор, и результат при этом последнем методе всегда был неточным.
Я часто повторял этот небольшой опыт (любопытный во всяком случае); и каждый раз я получал точные ответы, когда я их знал, и неточные, когда я их не знал. (Раздел 657 моего расследования.)
Эти примеры можно было бы умножать до бесконечности . Все приводит нас к мысли, что именно мы являемся актерами в этих экспериментах. Но все не так просто, как можно было бы предположить, и в этом есть что-то еще, кроме нас самих. Происходят определенные необъяснимые вещи.
В своей замечательной работе «Разум » Тэн объясняет спиритуалистические коммуникации своего рода бессознательным дублированием нашего ума, как я уже сказал выше.
Чем необычнее факт [пишет он 18], тем он поучителен. В этом отношении сами спиритуалистические проявления указывают нам путь к открытиям, показывая нам сосуществование в один и тот же момент в одном и том же человеке двух мыслей, двух воль, двух различных действий, одно сознательное, другое бессознательное; последнее он приписывает невидимым существам. Мозг, таким образом, является театром, на сцене которого одновременно разыгрывается несколько пьес, на нескольких планах, из которых только одна не является подсознательной. Нет ничего более достойного изучения, чем эта множественность «Я». Я видел человека, который, говоря или поя, пишет, не обращая внимания на бумагу, последовательные предложения и даже целые страницы, не зная, что она пишет. В моих глазах ее искренность совершенна. Теперь она заявляет, что в конце страницы она понятия не имеет, что она написала на бумаге. Когда она читает ее, она удивляется, иногда встревожена. Почерк отличается от ее обычного почерка. Движение пальцев и карандаша жесткое и кажется автоматическим. Письмо всегда заканчивается подписью, подписью покойного человека, и несет на себе отпечаток интимных мыслей, тайного и внутреннего запаса идей, которые автор не хотел бы разглашать. Конечно, здесь есть доказательство удвоения me , сосуществования двух параллельных и независимых потоков мыслей, двух центров действия или, если хотите, двух моральных личностей, существующих в одном мозгу, каждый из которых делает свою работу, и каждая из них другую работу, одна на сцене, а другая за кулисами, вторая столь же завершена, как и первая, поскольку, в одиночку и не ведомая другой, она конструирует последовательные идеи и формирует связанные предложения, в которых другая не принимает никакого участия.
Эта гипотеза допустима в свете многочисленных наблюдений двойного сознания. 19
Она применима к большому числу случаев, но не во всех. Она объясняет автоматическое письмо. Но в ее нынешнем виде ее необходимо значительно расширить, чтобы она объясняла постукивания (ибо кто стучит?), и она совсем не объясняет левитации стола, ни перемещения предметов, о которых я говорил в первой главе, и я не очень хорошо понимаю, как она может даже объяснить фразы, отстуканные задом наперед, или странные комбинации, описанные выше. Эта гипотеза принята и развита более безоговорочно доктором Пьером Жане в его работе «Психологический автоматизм» . Этот автор – один из тех, кто создал узкий круг наблюдения и изучения и кто не только никогда не выходит из него, но и воображает, что в их круге вся вселенная. При рассмотрении такого рода рассуждений невольно вспоминаешь старую ссору двух круглых глаз, которые видели все круглым, и двух квадратных глаз, которые видели все квадратным, и историю Тугоконечных и Узкоконечных из « Путешествий Гулливера» . Гипотеза достойна внимания, когда она что-то объясняет. Ее ценность не увеличивается от попытки обобщить ее и заставить ее объяснять все: это значит перейти все разумные пределы.
Мы можем признать, что подсознательные действия ненормальной личности, временно привитой к нашей нормальной личности, объясняют большую часть медиумических письменных сообщений. Мы можем видеть в них также очевидные эффекты самовнушения. Но эти психофизиологические гипотезы не объясняют всех наблюдений. Есть еще кое-что.
Мы все склонны хотеть объяснить все реальным состоянием наших знаний. Перед лицом определенных обстоятельств мы говорим сегодня: «Это внушение, это гипноз, это то, это то». Полвека назад мы бы так не говорили, эти теории еще не были изобретены. Люди больше не будут говорить так полвека, столетие, следовательно, потому что будут изобретены новые слова. Но не будем отвлекаться на слова; не будем так торопиться.
Мы должны знать, как объяснить, каким образом наши мысли – сознательные, бессознательные, подсознательные – могут наносить удары по столу, двигать его, поднимать его. Поскольку этот вопрос довольно неловкий, доктор Пьер Жане трактует его как «вторичную личность» и вынужден прибегать к движениям пальцев ног, к щелчкам мышц малоберцового сухожилия, к чревовещанию и обманам бессознательных сообщников. 20Этого объяснения недостаточно.
На самом деле, мы не понимаем, как наша мысль или мысль другого человека может вызывать постукивания по столу, посредством которых формируются предложения. Но мы обязаны это признать. Назовем это, если хотите, «телекинезом»; но продвинемся ли мы от этого дальше?
Уже несколько лет ведутся разговоры о бессознательных фактах, о подсознании, подсознательном сознании и т. д. Я боюсь, что и в этом случае мы отвлекаем себя словами, которые не слишком-то объясняют вещи.
Я намереваюсь когда-нибудь, если у меня будет время, написать специальную книгу о спиритуализме, изученном с теоретической и доктринальной точки зрения, которая составит второй том моей работы «Неизвестные и психические проблемы» , и которая находится в стадии подготовки с момента публикации этой работы в 1899 году. Медиумические сообщения, полученные диктовки (в частности, Виктора Гюго, мадам де Жирарден, Эжена Ню и фаланстерцев) станут предметом специальных глав в этом томе, – так же как и проблема, в остальном важная, множественности существований.
Я не собираюсь здесь распространяться об аспектах общего вопроса. В этой книге я ограничиваюсь установлением того, что в нас, вокруг нас существуют неизвестные силы, способные приводить материю в движение, как это делает наша воля. Поэтому я должен ограничиться материальными явлениями. Диапазон этого класса исследований уже огромен, и «сообщения», о которых я только что говорил, на самом деле выходят за пределы этого диапазона. Но поскольку этот предмет и предмет психологических экспериментов постоянно пересекаются, необходимо было дать его краткое изложение в этом месте. Давайте вернемся пока к материальным явлениям, производимым медиумами, и к тому, в чем я сам убедился в своих опытах с Эусапией Паладино, которая объединяет их почти все в своей собственной личности и опыте.