Часть I. Авторская концепция «Человек изначально идеален»

Все зависит от точки зрения и выбранной системы координат

До сих пор и в школах, и в вузах, говоря о происхождении человека, преподаватели опираются на теорию эволюции, получившую признание в научных кругах благодаря исследованиям Чарльза Дарвина. До сих пор на ней основывается и стоматология. Исходная точка этой теории – понятие адаптации человека в эволюции, в результате которой он на протяжении миллионов лет претерпевает изменения от состояния обезьяны к человеческому. И один из главных факторов его преображения – приспособляемость к условиям окружающей среды. Этот закон распространяется на всех живых существ, чьи организмы, адаптируясь, развивались и усложнялись. Казалось бы, принцип эволюции – от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Изменения, которые происходят в системах и органах, объясняются именно адаптацией в процессе эволюции. И вот в этот момент происходит подмена понятий. Потому что эволюционные процессы не происходят в рамках жизни одного человека, и даже в рамках нескольких поколений. Это очень долгая история, растянутая на тысячелетия. То, что нам преподносят под видом адаптации, происходящей чуть ли не у нас на глазах, приводит почему-то совершенно к другому результату. На деле мы видим, что в пугающем масштабе происходит не улучшение, а ухудшение функций всего организма, что проявляется в болезнях внутренних органов, уменьшении черепа так, что зубы не помещаются во рту, проблемах со зрением.

Еще одно убеждение адептов эволюционной теории – те органы, которыми мы не пользуемся, нам и не нужны. Такие «бесполезные», доставшиеся нам от далеких предков органы назвали рудиментарными, к ним относят, например, аппендикс, копчик, зубы мудрости, ушные мышцы и некоторые другие. Раз не нужны, то их можно удалить, и мы запросто без них обойдемся. Но так ли они бесполезны? Может, мы просто не видим, какую роль они играют? Вот вам только один пример.

В ХХ веке в Соединенных Штатах Америки выдвинули теорию, что зубы мудрости – это рудимент, оставшийся от обезьяны. Ей-то третий моляр[1] был необходим – пища была грубая и жесткая. А нам он без надобности, о чем свидетельствует тот факт, что в наше время все больше людей, у которых восьмые зубы вообще не прорезываются. Правда, они формируются, как положено, но остаются в ретинированном, то есть скрытом состоянии. Так вот, американские стоматологи посчитали появление зуба мудрости причиной скученности передних зубов. Приговор был однозначным – удалять! Адвоката зубы себе нанять, естественно, не догадались, и приговор исправно привели в исполнение: их удаляли, удаляли и удаляли… Мало того, мода вышла за пределы Америки и размашисто прошлась по всему миру.

А сейчас, в XXI веке, статистика повсеместно показывает резкое увеличение числа людей, пострадавших от апноэ[2]. И, как выяснилось, печальный результат напрямую связан с теми самыми удаленными зубами мудрости. Оказалось, что именно зубы мудрости держат свод мягкого нёба[3] и не дают провисать и западать мышцам, контролирующим храп во сне.

То есть зубы не были лишними! Просто их роль была неочевидной. И теперь всем миром стоматологи решают проблему, которую сами себе создали.

Такое же увлечение было – и до сих пор продолжается при нарушении прикуса – удалением клыков[4], которые не поместились в человеческой челюсти. После такого исправления прикуса человек становится инвалидом по жевательному (височно-нижнечелюстному) суставу.

Сегодня высшей точкой «достижения» стоматологии считается имплантация[5]. Причем установка импланта (инородного тела, на минуточку!) становится все более доступной, и к этой сложнейшей операции относятся все легче и легче. И, как следствие, все легче и легче расстаются со своими собственными зубами. Выдернули – и забыли! Вместо того чтобы постараться сохранить их. Да, можно вкрутить винт в кость человека, и он будет стоять. Но, наверно, сберечь свой живой зуб было бы лучше? И не является ли такой подход правильным в отношении всех органов человека? Свой ведь всегда лучше протеза!

Инженерная мысль стоматологии достигла совершенных высот. Но при этом мы окончательно забыли о том, что организм человека – единая самовосстанавливающаяся система.

Я утверждаю, что

Человек – идеальное гармоничное Создание природы, Бога!

Изменения в здоровье человека – это не адаптация в процессе эволюции, а страдания идеального организма из-за нарушенного экологического баланса, то есть отрицательного воздействия окружающей среды.

На мой взгляд, в организме человека нет ничего лишнего, нет ничего неправильного, в том числе и недоразвитых челюстей, ненужных зубов. Мой более чем 30-летний практический опыт доказывает это. В нас заложены и возможность компенсации через подстройку других систем и органов, и возможность возврата при благоприятных условиях в первоначальное здоровое состояние.

Каждый из нас изначально идеален! Во всех случаях изменения прикуса нет необходимости удалять клыки, которые якобы не поместились во рту, избавляться от здоровых зубов мудрости, ставить искусственные зубы там, где можно просто подлечить, спиливать свои собственные зубы в погоне за керамической голливудской улыбкой. Здоровье и красота – этих целей можно достичь другими методами: в сотрудничестве с самим организмом.


Я призываю уважительно относиться к тому, что дано нашему организму природой, и он ответит тем же.

Предпосылки пересмотра стандартного подхода в современной стоматологии

В последние годы во всем мире мощный импульс получила функциональная медицина. Это ни в коем случае не враждующее с официальной медициной направление и не еретическое учение. Коренное отличие заключается не в средствах лечения, не в материалах и не в оборудовании, а в подходе к здоровью и благополучию. Функциональная медицина придерживается активного подхода, при котором здоровье пациента зависит не столько от конкретной выпитой им таблетки или проведенной операции, сколько от целого комплекса факторов, и он, пациент, выступает не наблюдателем, а участником строительства своего здоровья. Образ жизни, характер питания, гигиена – все это влияет на состояние организма. А понимание здоровья основывается на определении Авиценны «здоровье – это безупречное функционирование», и с этим ведь не поспоришь.


Концепция «Человек изначально идеален» является закономерным продолжением развития стоматологии, и в частности, мировой функциональной стоматологии.


Она взяла на вооружение лучшие достижения современной медицины, но пересмотрела некоторые принципы лечения.

Все течет, все изменяется

Общепринятая стоматология, которую преподают сегодня в вузах, как наука сложилась в начале ХХ века, когда реалии в окружающей среде, пище, материаловедении были иными. Теоретическим фундаментом для такой стоматологии была и остается эволюционная теория Дарвина, то есть все изменения в полости рта объясняются приспособляемостью организма к окружающим условиям: еде, воде, нагрузкам. Хотя на практике доказательств этой версии не приводится: может быть, их даже не существует вовсе. Однако все методы лечения исходят именно из этого постулата. На деле это означает, что любые перекосы, скученность зубов, нарушение прикуса воспринимаются как этап адаптации и вариант нормы, и задача врача – не устранить недостатки, а предложить внешнюю конструкцию, которая поддержит либо заменит поврежденный орган. При этом считалось, что чем жестче конструкция, тем дольше она простоит. Поэтому развитие получили «инженерные» методы лечения: металлические штифты[6], бюгели[7], мостовидные протезы, пломбы, брекеты[8], импланты.

На самом же деле в человеческом теле все системы гибкие, амортизирующие колоссальную нагрузку, которую оказывают мышцы (например, жевательная мышца может давать нагрузку до 600 кг, язык – до 500 г на каждый зуб).

Изменившиеся в течение последнего столетия реалии жизни существенно трансформировали и характер проблем со здоровьем. Так, лечение дефектов в полости рта у пациентов ХХ века не требовало специальной работы с прикусом. Большинство пациентов имели столь незначительные изменения ширины верхней челюсти, что можно было их игнорировать и объяснять той же теорией эволюции, наследственностью.

Например, стираемость эмали, потеря боковых зубов у людей, родившихся в ХХ веке, встречалась в основном в 55–60 лет. Назывался такой диагноз «возрастной стираемостью». В ХХ веке люди в возрасте 70 лет носили частичные протезы, у молодых людей чаще ставились диагнозы кариеса, гипоплазии эмали, флюороза.

Исправление прикуса не носило тотального характера, проводилось в детском возрасте, было больше профилактическим методом восстановления эстетики.

Диагноз «дисфункция височно-нижнечелюстного сустава» встречался настолько редко, что до сих пор нет ни удовлетворительного описания его в учебниках, ни методов его лечения.

Опасные связи

Критическая проблема общепринятой стоматологии даже не в том, что она не угоняется за масштабированием болячек, которые 60–70 лет назад и не снились ни врачу, ни пациенту. Беда в том, что она не рассматривает связи зубомышечного органа со всем организмом и не прослеживает причинно-следственную связь между поставленными пломбами и коронками и возникновением общих заболеваний.

Например, при протезировании фронтальных зубов монолитной конструкцией происходит жесткое сцепление двух верхних челюстей, отчего возникают отеки на лице. При низкой пломбе с одной стороны происходит перекос нижней челюсти, что ведет к спазмам мышц шеи и болям в шейном отделе, а в дальнейшем, с годами, к нарушению кровоснабжения щитовидной железы с этой стороны. Но это не все: на противоположной стороне при этом поднимается плечо и возникает перекос всего тела, перегрузка коленных суставов и деформация стоп. И таких примеров можно приводить много.

Не вините эволюцию!

За последние тридцать лет характер заболеваний, с которыми работает мировая стоматология, существенно поменялся. Верхняя челюсть сужается в каждом поколении все больше, и речь идет именно о сужении, а не о генетическом эволюционном недоразвитии, как обучают в медицинских вузах. То есть две половинки верхней челюсти соединяются нёбным швом под все более острым углом и вдавливаются в нос.

Это сужение вызвано нарушением носового дыхания, возникающим у детей еще в грудном возрасте. Причина – ухудшение качества воздуха и в целом загрязнение атмосферы на всей Земле. В связи с чем «возрастной ценз», количество зафиксированных патологий и их течение резко отличаются от ситуации в стоматологии середины XX века.

В шестилетнем возрасте у детей часто можно видеть скученность передних молочных зубов, патологическую стираемость моляров – как молочных, так и первых постоянных. Встречается ранняя потеря молочных моляров. Искривление носовой перегородки, аденоиды, поллинозы, искривление осанки встречаются почти у 90 % детей.

У молодых людей до тридцати лет привычной картиной стала патологическая стираемость эмали. У многих из них к тридцати годам уже удалены моляры, иногда по два, по три. Клиновидные дефекты, оголение, чувствительность шеек зубов у молодых пациентов – тоже не редкость. Эталон широкой белозубой улыбки забывается, уже привычна желтая узкая улыбка с мелкими зубами.

Щелчки жевательного сустава, сколиозы, головные боли, шейный остеохондроз, вегетососудистая дистония, поллинозы сильно «помолодели» и встречаются почти у 100 % молодых людей начиная с подросткового возраста.

В западных странах доктора, выясняя причину омоложения «старческого» маразма, провели ультразвуковое исследование мозга. Результат измерений показал: во время жевания полноценными высокими «молодыми» зубами увеличивается объем кровотока в зоне памяти мозга. Если зубы стерты, то процесс жевания изменяется и каверны мозга кровоснабжаются не в полном объеме. Усугубляется это тем, что мы все больше употребляем мягкую, перетертую пищу.

Мы наблюдаем быстрые по времени (всего 3–4 поколения людей) изменения в полости рта в виде сужения челюстей и осложнения, с этим связанные. Вызвано это, повторю, ухудшением качества воздуха и воды.


Эволюционные процессы действуют на протяжении веков и тысячелетий, но не могут изменить состояние здоровья людей буквально за несколько поколений. Главный негативный фактор – глобальные экологические проблемы.

Соотношение функций зубомышечного аппарата с деятельностью организма в целом

Эта глава – самая важная для понимания связи функций зубомышечного аппарата со всем организмом в целом. Подробно каждую из функций мы рассмотрим во второй части книги, а сейчас вы узнаете, какие задачи стоят перед зубами, деснами, языком, мышцами лица, насколько важна их стабильная работа и какими проблемами чревато ее нарушение.

1. Функция жевания

Жевательные мышцы свободно взаимодействуют только с молодыми высокими зубами. Они составляют каркас лица, которое остается подтянутым, пока мышцы в движении, то есть пока зубы молодые и не стертые. Жевание в норме должно быть вертикальным, с открыванием рта, то есть по оси зуба.

Пища, здоровая и правильная для зубов – мясо, рыба, овощи и фрукты – рубится во рту. Мягкая пища – булочки, торты, каши, пюре и практически весь фастфуд – приводит к стиранию эмали зубов, так как эта пища перетирается латеральными мышцами круговыми движениями.

При стирании эмали жевательные мышцы провисают, появляются признаки старения лица: синева, а потом мешки под глазами, глубокие носогубные складки, висящие щеки.


Анатомия ротовой полости


Напряжение во время неправильного жевания вызывает щелчки в височно-нижнечелюстном суставе, спазмы в горле, проблемы с работой желудка и кишечника. Весь желудочно-кишечный тракт – это рефлекторная зона рта. Вот почему пациенты после восстановления прикуса по концепции «Человек изначально идеален», привыкая правильно жевать, легко стройнеют, теряя объем в талии.

2. Функция речи

Зубы, альвеолярные гребни, язык, нёбо участвуют в артикуляции звуков речи. Русская фонетика уникальна тем, что бо2льшая часть согласных произносится из положения, свойственного нам от природы, – «кончик языка на нёбе» или «язык поднят к верхнему нёбу» (т, д, р, н, л, ч, ж, з, ц, ш, щ).

При ротовом дыхании язык опускается вниз, речь становится картавой. Дети разговаривают шепелявя, так как располагают язык между зубами. Это усугубляется модой на английский язык в детских садах, где акцент делают на обучении английской фонетике, а русская свистит, картавит и шепелявит. Мы отмечаем, что на телевидении и в кино молодые ведущие и актеры уже не обладают безупречной дикцией. Теряется норма произношения по-русски.

3. Функция опоры

Положение мыщелков[9] височно-нижнечелюстного сустава зависит от высоты эмали зубов, а с мыщелками соседствует улитка среднего уха и рецепторы внутреннего уха, то есть вестибулярный аппарат.


Ухо и вестибулярный аппарат


Зубы в норме при смыкании образуют прямую линию, параллельную горизонту, и являются совместно с вестибулярным аппаратом «подошвой», опорой для верхней части туловища.

Поэтому при поднятии тяжести или выпрямлении тела стискиваются зубы или отдельные бугры. Если эмаль стерта, а прикус деформирован, то человек выпрямляется с напряжением в позвоночнике, что вызывает грыжи позвоночных дисков.

4. Функция дыхания и глотания

При потере эмали зубы как опора занижаются, и нижняя челюсть задвигается назад, сдавливает дыхательное и глотательное горло, а также щитовидную железу. Поэтому могут проявляться дисфункция щитовидной железы, спазмы при глотании, спазмы латеральной мышцы, часто по ошибке диагностируемые как неврит тройничного нерва.

Человек подсознательно выдвигает голову вперед для снятия сдавливания горла, при этом спазмируются задние мышцы шеи, позвоночные и сонные артерии. Возникают шейный остеохондроз, головокружения, головные боли, повышается риск инсульта.

5. Функция антистресса

Природа заложила в нас специальный механизм, с помощью которого мы можем сбросить накопленный за день стресс, обнулить напряжение. Проявляется он во сне: человек стискивает зубы, стучит или скрипит ими. Это работают жевательные мышцы, обеспечивая нам эмоциональную разрядку, чтобы, проснувшись, мы чувствовали себя отдохнувшими и готовыми к заботам нового дня.

Зубы со стертой эмалью в неправильном прикусе не могут полноценно снимать стрессы и эмоции. Напряжение накапливается, что проявляется в виде неврозов, панических атак, гипертонии, язвы желудка.

Именно невозможность сбросить напряжение приводит к тому, что дети с неправильным прикусом больше устают, хуже учатся. У них могут наблюдаться психосоматические расстройства, вегетососудистая дистония.

Проблемы стоматологии

Функциональная стоматология, ставя во главу угла связь зубочелюстного аппарата с различными системами организма, занимается изучением вышеописанных и других нарушений. Но на сегодняшний день в вузах нет программы по функциональной стоматологии, а тем более программы изучения человека как изначально идеального, тонко созданного и способного самовосстановиться и самоизлечиться.

Программа обучения, опирающаяся на теорию Дарвина, не воспитывает в студентах логическое мышление и умение находить первопричину всех болезней. На выходе из вуза мы имеем специалиста, во-первых, с очень ограниченным врачебным мировоззрением, во-вторых, убежденного в том, что снятие симптомов – единственно возможный и единственно верный способ помощи пациентам. Но главное, студенты выпускаются из вузов с патологически равнодушным подходом к пациенту как к объекту, обреченному на болезнь: «это у вас генетическое, это состав слюны такой, ну что вы хотите – и у ваших бабушки и дедушки был такой прикус, это врожденное несоответствие нижних и верхних зубов, это адаптация в процессе эволюции». Этот перечень можно было бы продолжать до бесконечности, так как под адаптацию, наследственную предрасположенность и возрастные изменения можно списать любой недуг, начиная с момента рождения человека.

Стандартная стоматология со всеми общепринятыми теориями зашла в тупик, а ее методы лечения человека как эволюционной ветви обезьяны привели к потере зубов и имплантации.

Имплантация – это результат неэффективности предыдущего лечения пациента!

Импланты были предложены в эпоху плоского нёба, когда условия для жевания были совершенно другими, и стояли, можно сказать, вечно. Сегодня же при все более и более сужающихся челюстях срок службы имплантов сокращается: неправильная работа жевательных мышц выводит их из строя задолго до истечения срока гарантии. Чтобы хоть как-то компенсировать это, стали подсаживать кость, то есть выпрямлять узкий альвеолярный гребень хирургическим путем. И теперь подсадка кости – одно из основных направлений имплантологии.

На фоне отторжения имплантов выражаются надежды на выращивание зубов из зачатков зуба зародышей младенцев, как ноу-хау в развитии стоматологии. Для любого общества это направление опасно.

Чем грозят населению России изменения в зубомышечном органе молодых поколений?

В последние годы в военкоматах констатируют вегетососудистую дистонию и сколиоз у 100 % призывников, все это – признаки неправильного прикуса.

Все дети в какой-либо мере уже страдают хроническими насморками, аденоидами и искривлением носовой перегородки, что напрямую связано с нарушением носового дыхания и сужением верхней челюсти.

Из-за нарушения линии смыкания зубов спортсмены могут получить травму позвоночника.

«Молодеют» такие заболевания, как инсульт, дисфункция щитовидной железы, гипертония, язва желудка, старческий маразм.

Активная работоспособность и социальная уверенность в обществе напрямую зависят от состояния зубных рядов, эстетики улыбки. Большинство людей в России мало улыбаются из-за некрасивых зубов, что порождает унылую атмосферу на улицах.

Теряется правильное произношение при разговоре, что может приводить к затруднению понимания говорящего. В свою очередь, человек с дефектом дикции может стесняться себя, быть неуверенным.

Продолжение тупикового развития стоматологии в сторону выращивания зачатков зубов может привести к предвзятому скринингу (комплексу обследований) беременных и увеличению числа абортов на поздних сроках беременности (6–7 месяцев) для извлечения фолликулов с зубами из челюстей плода! Крайне опасное направление для человечества.

Лечение по концепции «Человек изначально идеален»

Концепция «Человек изначально идеален» основывается на принятии человека с идеальным строением, имеющего организм, способный к самовосстановлению и самоизлечению. Лечение и профилактика по этой концепции опираются на простые и логичные решения функциональной стоматологии.

Сужение челюстей и стираемость эмали рассматриваются не как генетическое изменение в процессе эволюции, а как страдания идеального организма из-за влияния нарушенной экологии и других негативных внешних условий.

В лечение входит:

• восстановление стертой эмали до нормальной анатомии зуба методами реставрации;

• ночное ношение капы-корректора MIKATA из мягкого силикона для релаксации мышц;

• восстановительная работа с жевательными мышцами и языком. Основными правилами являются жевание с открыванием губ, то есть вертикально, и положение кончика языка за бугром нёба.

Основные принципы концепции «Человек изначально идеален»

Человек – изначально идеальное творение природы, Бога.

• Зубы «запрограммированы» стоять в идеальном ряду.

• Каждый зуб образуется в зародышевом фолликуле идеальной анатомической формы.

• Верхний и нижний антагонисты формируются отдельно на верхней и нижней челюстях соответственно, но идеально подходят формами, как ключ к замку.

• Если внешние воздействия привели к сужению верхней челюсти и наклону альвеолярных гребней внутрь, зубы не адаптируются, а стираются и изнашиваются при смыкании и находятся в состоянии «сжатой пружины».

• При освобождении зубных рядов от давления мышц «пружина» расслабляется, и зубы сами занимают свое место при условии возвращения им правильной анатомической формы.

• Лечение и результаты стабильны.


Если опираться на эти принципы, то лечение зубов в наших клиниках должно быть организовано совсем иначе. Лечение аномалий любого прикуса по концепции «Человек изначально идеален» проводится в любом возрасте и в срок от 6 до 12 месяцев, причем такое лечение обходится без рецидивов.

Чтобы правильно организовать подход к лечению зубов, необходимо пересмотреть классификацию прикусов. Мной предлагается вариант, который даст максимально верный анализ состояния прикуса у пациента.

Классификация прикусов профессора Т.В. Бондаревой

1-й класс – Верхняя челюсть не сужена

2-й класс – Верхняя челюсть сужена

1-й подкласс – альтернативная опора создается верхними зубами на нижнюю губу;

2-й подкласс – альтернативная опора создается нижними зубами на верхнюю губу;

3-й подкласс – альтернативная опора создается антагонистами зубов в перекрестье.

Подклассы даются на переходный период от классификации Энгля для взаимопонимания между стоматологами. На план лечения подклассы не влияют.

Результативность лечения

Клинически концепция «Человек изначально идеален» используется более 17 лет.

При восстановлении правильного прикуса по данной концепции у пациентов:

• проходят головные боли, мигрени, головокружения, шейный остеохондроз, «невриты» тройничного нерва, неврозы, панические атаки, спазмы в горле, жжение и сухость языка;

• стабилизируется состояние в полости рта. В течение нескольких лет не появляются оголенные шейки зубов, чувствительность эмали, кариозные полости, сколы эмали;

• у детей исправляется сколиоз.

На приеме у стоматолога

В этой главе я хочу обобщить все пункты концепции «Человек изначально идеален» (в дальнейшем буду называть ее просто концепцией) и рассказать, как они реализуются на практике во время конкретного приема, какими принципами руководствуется врач и какова доля участия в лечении самого пациента. Итак, добро пожаловать на прием к стоматологу!

Задачи стоматолога

Дорогие коллеги, давайте сразу договоримся, что перед нами в зубоврачебном кресле сидит не сломанная игрушка и не робот, у которого заржавел или выпал винтик, и ни в коем случае не представитель тупиковой ветви эволюции, а идеальное творение Бога. И нам с вами доверено вернуть человека в состояние, данное ему изначально, – это и есть наша главная цель.

Возвращение к идеалу

Что я подразумеваю, когда называю человека идеальным творением? Это значит до самых мелких нюансов продуманное, совершенно скроенное и функционирующее биологическое существо, у которого все системы сбалансированы, дополняют друг друга, взаимодействуют и зависят друг от друга. В основе этого совершенного равновесия – симметрия. Она и является первым признаком нашей идеальности. Издавна слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония, совершенство, красота». Еще Аристотель в IV веке до н. э. говорил: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного». А римский врач Гален, живший во II веке до н. э., понимал симметрию как уравновешенность и покой души.

Восстановить симметрию – первая задача стоматолога, работающего по концепции. Верхняя и нижняя уздечки губ должны совпадать и располагаться по центру относительно вертикальной оси симметрии нашего лица и тела. И остается добавить два контрольных признака: один – проекция нестертой верхушки верхнего клыка – находится между нестертыми верхушками нижних клыка и премоляра. Второй – проекция медиального (переднего) нестертого бугра верхнего первого моляра (шестого зуба) – находится между щечными нестертыми буграми нижнего шестого зуба.

Второй закон в концепции – зубы всю жизнь должны сохранять правильную, заданную анатомическую форму.

Как мы, врачи, понимаем, какая именно форма нормальна, правильна для зуба? Существует эталон, по образу и подобию которого скроены все наши зубы, – клык. Он определяет размер всех зубов. При этом нижние зубы стоят вертикально «заборчиком», а верхние – слегка расклешенно. Если мы, взяв за образец клык, воссоздадим стершиеся и поврежденные зубы, с обязательным соблюдением разницы в их расстановке в верхнем и нижнем рядах, то точно угадаем норму.

При соблюдении первых двух условий – симметричного расположения и правильной анатомической формы – автоматически выполняется третье условие: при смыкании шестого и седьмого зубов (моляров) размыкаются передние зубы. Норма – когда передние зубы, то есть зона улыбки – от пятого зуба слева до пятого справа, – не сомкнуты плотно, верхние зубы как будто висят в воздухе, не соприкасаясь с нижними. Высокие задние зубы – это фундамент, обеспечивающий целостность системе. Задние зубы должны жевать пищу без участия передних, резцы и клыки при жевании не должны изнашиваться.



Также надо помнить о том, что если днем передние зубы стиснуты, то ночью, когда включается функция сброса стресса, происходит их выламывание, влекущее трещины эмали, сколы режущих краев, оголение шеек и возникновение чувствительности зубов. Эти симптомы – крик о помощи. Они сигнализируют, что необходимо повысить задние зубы, а вернее, восстановить их правильную анатомическую форму, чтобы не было ненужного контакта.

Дипломатическая миссия

Наряду с восстановлением правильной анатомической формы каждого зуба, стоматолог, руководствующийся концепцией «Человек изначально идеален», назначает ношение капы-корректора MIKATA. Этому ортодонтическому аппарату посвящена целая глава во второй части книги, поэтому сейчас я не буду подробно описывать, что она собой представляет и как работает. Единственное, что надо понимать, – сама по себе капа-корректор не давит на зубы (как это делают, например, брекеты) и не влияет на их положение в ряду. Она расслабляет мышцы, которые перестают жать на зубы с такой неистовостью, что зубы, если б только могли, загрызли бы своих притеснителей. Пользуясь перемирием, инициированным капой-корректором, зубы стараются (и небезуспешно!) занять свое собственное место. Ну и, наверное, радуются, что им удастся, наконец, выспаться.

И хорошее настроение не покинет больше вас

Знание каждым зубом своего места и стремление его занять еще раз подтверждает, что в нас заложена совершенная функциональная система. Если бы этой изначальной идеальности не было, то легкий силиконовый корректор вряд ли оказался бы способен за год-полтора (а именно столько в среднем длится наше лечение) исправить «генетические» изменения в организме.

На примере моих пациентов, закончивших лечение 7–8 лет назад, могу сказать, что отдаленные результаты настолько стабильны и баланс тела настолько восстановлен, что в дальнейшем стоматолог этим людям, как правило, и не нужен. Пациенты отмечают, что на протяжении всех лет после лечения отсутствуют головные боли и остеохондроз, зато есть хорошее настроение и освобождается большое количество энергии для других дел.

Фотография на память

Обязательной частью диагностики у меня является фотографирование пациентов. Вернее, их челюстей. Делаю я это, как вы понимаете, не для того, чтобы потом на досуге полюбоваться результатами своего труда. Так для чего же это делается? Помимо возможности фиксировать промежуточные итоги этапов лечения в динамике, снимок помогает выявить реальное положение зубов в ряду. Как говорится, в действительности все совсем не так, как на самом деле. Например, визуально мы наблюдаем, что один из зубов выбивается из ряда, торчит наружу. А при детальном изучении фотографии челюсти становится ясно, что только этот единственный зуб и стоит правильно, а все остальные наклонены внутрь. И нам надо не заваливать «торчащий» зуб внутрь, а наоборот – расширять челюсть, чтобы остальные зубы заняли правильную позицию рядом с тем, который пока что «один в поле воин». И если бы не фотодиагностика, то ни доктор, ни пациент так и не смогли бы увидеть эту проблему. Только на фотографии нёба сверху видны асимметрия челюстей, перекосы, наклоны зубов.

Задачи пациента

Зубного врача вызывают по телефону. Возвратившись, он спрашивает ассистента:

– Есть еще пациенты?

– Да, есть один. Он у вас в кабинете.

– Почему же вы не готовите инструменты?

– Так он заперся изнутри…

Думаю, что эта шутка будет актуальной до тех пор, пока люди не перестанут относиться к себе как к жертве и оттягивать визит к врачу до последнего, когда лицо стоматолога ассоциируется у них исключительно с неимоверной болью и инквизиторскими пытками.

Пациент нового поколения

Могу сказать с полной ответственностью, что люди, которые идут лечиться по моей методике, – носители совсем иного, сознательного взгляда на свое здоровье. Они – пациенты нового поколения. Если раньше человек занимал пассивное положение, никак не участвовал в лечении и не контролировал его, то в нашем случае он – активный участник процесса. Напомню, что отправная точка концепции – утверждение, что организм является единой самовосстанавливающейся системой. Таким образом, именно он и выполняет главную целительную, выравнивающую работу. Необходимое условие запуска механизма – придать зубам правильную анатомическую форму и восстановить прикус. При этом восстановление прикуса не всегда связано только с выравниванием зубного ряда.



Стандартная стоматология, когда говорит об аномалии прикуса, имеет в виду скученность зубов и неправильное положение нижней челюсти. Общепринятая классификация по Энглю делит нарушения прикуса на классы: второй класс – это когда передние верхние зубы выдаются вперед, третий класс – когда, наоборот, вперед выходят нижние зубы. Согласно этой классификации, вид аномалии прикуса определяется положением нижней челюсти. Для методики, основанной на концепции, прикус определяется углом верхней челюсти, которая представляет собой парную кость, а также деформацией черепа.

Да-да, у человека и у животных верхние челюсти парные, как крылья бабочки, они соединяются над носовой перегородкой, составляя нижние части глазниц. Поэтому лицо теряет симметрию, если один глаз выше другого, угол рта при улыбке поднят, одна щека в тонусе, а другая нет.

Нёбо в норме должно быть плоским, на нем идёт шов, где смыкаются верхние челюсти. А если угол смыкания закрыт? Тогда нёбо становится «готическим», поднятым в нижнюю стенку носовой полости.

Исправление прикуса по методике на миофункциональном корректоре MIKATA подразумевает исправление деформации черепа, которая вызвана изменением угла соединения двух половинок верхней челюсти и обязательно сопровождается искривлением носовой перегородки.

В любом возрасте наши две половинки верхней челюсти подвижны, и угол между ними должен быть как можно более плоским. Когда на консультации я говорю о том, что мы будем исправлять прикус, у пациента порой возникает недоумение: зубы ровные, нижняя челюсть стоит правильно, что же здесь надо исправлять? Но тем не менее я демонстрирую ему деформацию по двум верхним половинкам челюсти – асимметрию лица, асимметрию по десневому краю на верхней челюсти, и именно эту деформацию мы исправляем. Обычно срок работы с прикусом составляет один год.

Школа пациента

Так как восстановление организма – обоюдная работа врача и пациента, то человек, включаясь в эту работу, словно бы заново начинает узнавать себя и свой организм, проходит определенную школу, где есть все соответствующие компоненты: уроки, домашние задания, срезы знаний и даже подсказки, а в финале – заслуженный аттестат зрелости.

Домашнее задание

В повседневной жизни от пациента требуется выполнять три обязательных пункта поведения:

• пользоваться миофункциональной капой-корректором MIKATA (постоянно носить не надо, достаточно спать в ней ночью);

• восстановить правильное положение языка и следить за его соблюдением, накачать мышцу языка и воспитать в себе привычку держать кончик языка на середине нёба;

• осуществлять вертикальные движения мышц во время жевания. Для того чтобы обеспечить вертикальное жевание, есть надо, слегка приоткрыв губы, и не перетирать пищу, как жерновами, а делать зубами по вертикали рубящие движения, напоминающие работу овощерезки.

Самостоятельная работа

Во время лечения пациент приходит на контрольный осмотр раз в месяц, и врач отмечает, что за это время сделал сам организм. А организм все это время, и правда, не сидит без работы: он выравнивается, убирает деформации, расслабляет мышцы. Помощь врача на этом этапе заключается в корректировании сделанных ранее реставраций зубов, чтобы процесс восстановления мог идти дальше, и фотографировании данного состояния.

Ура, каникулы!

По окончании этапа лечения пациент переводится на свободное посещение стоматолога. Обычно в течение долгого времени человеку стоматолог вообще не нужен – бывает, что пациент приходит раз в три-четыре года просто на осмотр или для внесения незначительных поправок.

Пользуйтесь подсказками

Еще один пункт, о котором не должен забывать пациент ни во время, ни после лечения, – самоконтроль. Состояние свободы, когда передние верхние и нижние зубы не касаются друг друга, быстро становится для него привычным, так как это и есть норма, правильное с точки зрения устройства организма положение. И когда пациент чувствует, что идет лишний контакт, он сам понимает, что норма нарушена. На первых порах самое важное – не пропустить подсказку, потому что мозг хотя и воспринимает сигналы о помощи, но, если ничего не может сделать, отключает связь с органом. И тогда начинаются местные изменения тканей, например, зуб ломается, то есть мышцы ломают эмаль, чтобы убрать возникший контакт. По окончании лечения такое случается крайне редко, но все-таки контроль со стороны пациента необходим.

Как осуществить самоконтроль и понять, что у вас возникает контакт передних зубов при смыкании? Есть простой, доступный всем способ – с помощью небольшой полоски тонкой фольги. Попробуйте проложить ее между верхними и нижними передними зубами и сожмите челюсти. В норме фольга должна легко проходить сквозь образовавшуюся щель, а контактировать с зубами только в области моляров – 6-го и 7-го зубов. Если передние зубы удерживают полоску, то вам пора к стоматологу – восстанавливать высоту опорных зубов.

У пациента, который разделяет мою точку зрения, что норма дана нам от природы, меняется и отношение к своим зубам, и критерий качества жизни. Если раньше он приходил к врачу, когда возникала боль или дырка в зубе, то теперь, пройдя лечение по концепции, он понимает необходимость посетить стоматолога уже тогда, когда появился легкий контакт в области премоляров – 4-го и 5-го зубов. Его ничего не беспокоит, и нет никакой боли, но пациент знает, что контакт – это неправильно, он влечет за собой риск серьезных патологий. Я не случайно назвала сигнал о возникновении контакта подсказкой, предупреждением – вовремя обратившись к стоматологу, пациент избежит появления проблем с зубами в зоне улыбки.


Если все зубы сохраняют правильную анатомическую форму, передние зубы не контактируют, днем не стучат во время жевания, а ночью ничего не выламывается, то даже когда нам будет 80 или 90 лет, а может быть, и все 120, у нас будет все та же молодая улыбка, как у двадцатилетних! Такова цена этого вопроса.

Загрузка...