«…Мыслящий человек не может не задумываться о цели своего прихода в этот мир и ответственности за то, что он в этом мире натворил».
Наташа «натворила» много. «Творила» с огромной ответственностью. Список публикаций изумляет. Перечитываю статьи, копаюсь в ее архиве. Ощущение странное и страшное, мысли изматывающие, уже ничего не вернуть. Страх, что архив может остаться неразобранным. Обязательно надо успеть. Задуманного и неосуществленного – море, черпать из него и черпать. Одной не справиться.
В ноябре 2011-го Татьяна Шах-Азизова в «Экране и сцене» написала: «… бог даст, издать книгу с ее именем на обложке. Ведь личной, авторской книги, как ни странно, у Натальи Казьминой нет – не успела, не удостоила, другие не позаботились… Что ж, может быть, теперь позаботятся…»
Благо нашлись друзья, которые позаботились. ТЕ, кто работал с Наташей, ценил ее как человека и критика, и ТОТ, кто знал ее «сто лет», всегда верил в ее божий дар.
«Душа трудящаяся, летописец театральной повседневности» – так написал о ней В. Семеновский в предисловии к «Здравствуй и прощай» – первой авторской книги Наташи, собранной им и его женой, А. Заславской (коллегами по старому журналу «Театр»). Безмерно им за это благодарна.
Наташин однокурсник Г. Карапетян, человек не театральный, но профессиональный, очень помог в работе с Наташиным архивом. Остались люди, которыми движет благородная цель и порывы доброго сердца. При каждой встрече он напоминал ей, что нужно заняться собственной книгой, Наташа отговаривалась – прежде чем собирать, ее надо «придумать».
Когда Валера Семеновский и Аля Заславская работали над первой ее авторской книгой, Гагик думал над следующими, предлагал разные варианты. В результате родилась идея «Грузинского пейзажа». Я счастлива, что вторая книга вышла.
«Свои и чужие» придуманы Наташей, ею написан план (нашелся в архиве). Оставалось собрать статьи, посвященные «ее» режиссерам, и расположить их в указанном порядке. О некоторых героях есть лишь наброски к будущему тексту, часть из этого использована. Хотелось сохранить любую «капельку» ее мыслей и чувств о каждом герое. Они все были ей интересны.
Возможно, Наташа выбрала бы не те статьи и не в том количестве. Но тут мы с Гагиком совпали во мнении: все сделанное ею достойно книги, заслуживает внимания любителей и профессионалов театра: тех, кто ценил и любил ее, и даже тех, кто не любил. Иногда за одно и то же. Уверена, что и те, кто не любил, не могли не уважать ее за честность в отношениях, в оценках. И людей, и спектаклей. Театр Наташа любила бескорыстно и безмерно.
«Больше всего люблю, когда занавес в театре раскрывается, и свет гасят, и у меня внутри все замирает», – написала она в самом начале творческого пути.
Е.В. Плетнева
P.S. Почему я обратилась к Дмитрию Хованскому с просьбой написать предисловие? Помню слова Д. Крымова, сказанные им в связи с Наташей: «Когда умирают некоторые люди, кажется, что с их уходом завершилась эпоха. Конечно, это только кажется или ты так чувствуешь. Эпоха – понятие «продолжительное»… Когда умер Окуджава, нам казалось – умерла поэзия. Такого больше не будет! Но пройдет время, придет другой, принесет с собой нечто новое. Так и с Наташей. Не уверен, но очень хочу надеяться, что вдруг появится какой-то мальчик (девочка), который полюбит театр больше, чем Наташа, и тогда…»
Не уверена, но очень хочу надеяться, что Дима – тот самый мальчик. Я с ним познакомилась на презентации первой Наташиной книги «Здравствуй и прощай». Мы очень тепло пообщались. Он работает в театре «Эрмитаж», в бывшей Наташиной литчасти, ведет сайт, который вела Наташа. Дима очень искренне говорил о своих ощущениях и мыслях, которые возникали в душе при чтении Наташиных работ. То, как заботливо он собрал ее статьи, поместил их на сайте театра, какие хорошие слова нашел, чтобы выразить свое уважение и к человеку, которого не знал, и к его трудам, которые только что открыл для себя, – вселяет уверенность – я не ошиблась. Мне кажется, что Наташино понимание предназначения критики, объектов ее интереса (театр, режиссер, актер) и понятно, и близко молодому начинающему «театральному человеку» – Диме Хованскому.
По-моему, символично, что книгу представляет не Наташин современник, а человек идущий вослед. Не прервалась связь времен!
P.P.S. Хочу поблагодарить:
Женю Розанову – без нее Книга не нашла бы своего Издателя.
Алексея Бартошевича и Валерия Фокина – без их содействия Книга могла не выйти в свет.
Ольгу Казьмину и Гагика Карапетяна – за помощь в работе над книгой.
Светлану Новикову – за участие и добрые советы.
(из Наташиного архива. Сохранено ее написание)
Вступление. Кто держит пуговицу
Часть первая. Режиссура как способ жить
1. Ефремов. Три сестры. Пат, или Игра победителя
2. Любимов
3. Эфрос. Крымова. Туманишвили
4. Товстоногов
5. Шапиро
6. Захаров. Портрет
Часть вторая. Без семьи
1. А. Васильев. До и после
2. Жизнь и судьба Льва Додина
3. Гинкас и Яновская
4. Фокин
5. Левитин
6. Погребничко
7. Вилькин. Интервью. Беккет и Ионеско.
8. Рошкован и студия «Человек»
Часть третья. Что тот солдат, что этот
1. Кто держит пуговицу
2. К. Серебренников. Голый пионер
3. Гришковец
4. Житинкин
5. Шекспириана Юрия Бутусова
6. Дитятковский
7. Карбаускис
8. Михаил Угаров. Русский инвалидъ
9. Звукорежиссер Владимир Панков
10. Вырыпаев. Июль. Бытие
11. Эренбург
12. Праудин