Хаксли, Олдос. Луденские бесы. Москва, Терра, 2000.
Маслоу, Абрахам. Религии, ценности и пик-переживания. Москва, ЭКСМО-Пресс, 2002.
Чиксентмихайи, Михай. Поток. Психология оптимального переживания. Москва, Альпина Нон-фикшн, 2018.
Мердок, Айрис. Суверенность блага. Москва, журнал «Логос» № 1, 2008.
Gordon Wasson, R. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. Berkeley: North Atlantic Books, 1978.
Данные по ожирению приводятся из статистики национальной системы здравоохранения 2014 года; данные по алкогольной зависимости приводятся по онлайн-статистике Alcohol Concern; по данным 2012 года Национального института США по вопросам злоупотребления наркотиками 2,1 миллиона американцев зависимы от опиатных болеутоляющих и почти полмиллиона зависимы от героина.
Зонтаг, Сюзен. Порнографическое воображение. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. Москва, Русское феноменологическое общество, 1997.
Здесь имеется в виду глоссолалия – так в некоторых христианских конфессиях называется состояние, когда верующий внезапно обретает способность говорить на незнакомых ему языках. – Прим. ред.
Bourguignon, Erika. Religion, Altered States of Consciousness, and Social Change. Columbus: Ohio University Press, 1973.
Тейлор, Чарльз. Секулярный век. Москва, ББИ, 2017.
Heyd, Michael. Be Sober and Reasonable: The Critique of Enthusiasm in the Seventeenth and Early Eighteenth Centuries. London: Brill, 1995.
Pocock, J. G. A. Enthusiasm: The Anti-Self of Enlightenment. Huntington Library Quarterly, Vol. 60, No. 1/2.
Смит, Адам. Богатство наций. Бизнеском, 2009.
См., например, Тэйлор, Эдвард Бернетт. Примитивные культуры. Политиздат, 1989.
Ehrenreich, Barbara. Dancingin the Streets: A History of Collective Joy. New York: Metropolitan Books, 2006.
Есть несколько книг по истории истерии, но моя любимая Taves, Ann. Fits, Trances and Visions: Experiencing Religion and Explaining Experience from Wesley to James. Princeton: Princeton University Press, 1999.
Еще в 1950 году католический теолог Рональд Нокс презрительно заметил: «История исступления – это во многом история эмансипации… и не самая обнадеживающая». Knox, Ronald. Enthusiasm: A Chapter in the History of Religion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1994.
Huxley, Aldous. Visionary Spectacle. In Moksha: Aldous Huxley's Classic Writings on Psychedelics and the Visionary Experience. Rochester: Park Street Press, 1977.
Berger, Peter. A Rumour of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural. New York: Doubleday, 1969.
Robinson, Marilynne. The Givennness of Things. New York: Macmillan, 2015.
Цитату Хитченса про экстаз см. здесь: http://www.philosophyforlife.org/hitchens-on-ecstasy.
Cardena, Etzel, and Carlos Alvarado. Altered Consciousness From the Age of Enlightenment Through Mid-20th-Century. In Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives. Santa Barbara: Praeger, 2011.
См. Newberg, Andrew. Principles of Neurotheology. Farnham: Ashgate, 2010. Психолог Джулиан Джейнс выдвинул теории в своей книге The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind (New York: Mariner Books, 1976), что экстатические переживания – это результат неожиданного взаимодействия правого полушария мозга с левым. Теория недавно была уточнена в The Divided Brain and the Search for Meaning (New Haven: Yale University Press, 2009). Я не рассматривал указанную теорию в этой книге, будущие исследования смогут нам больше рассказать об этой интересной возможности.
Durkheim, Émile, The Elementary Forms of Religious Life. Oxford: Oxford World Classics, 2008; Lewis, I. M. Ecstatic Religion: A Study of Shamanism and Spirit-Possession. London: Routledge, 2002. Тернер, Виктор. Символ и ритуал. Москва, Наука, 1983. Haidt, Jonathan. The Righteous Mind: Why Good People are Divided by Politics and Religion. London: Penguin, 2012.
Luhrmann, Tanya. When God Talks Back: Understanding the American Evangelical Relationship with God. New York: Viking Press, 2012.
James, William. What is an emotion. Mind, Vol. 9, No. 34, См. Также Damasio, Antonio. Descartes Error. NewYork: Putnam's, 1994. Porges, Stephen. The Polyvagal Theory: Neurophysiological Foundations of Emotions, Attachment, Communication and Self-regulation. New York: W. W. Norton and Company, 2011.
Аристотель. Политика, том VIII. Москва, РИПОЛ классик, 2016.
Howden, L. M., and J. A. Meyer. Loneliness Among Older Adults: A National Survey of Adults 45+. AARP, September 2010; Age and Sex Composition in the United States: 2010 Census Brief. См. также Age UK s Loneliness and Isolation Evidence Review; and Undy, Helen, et al. The Way We Are Now 2015, Relate, 1 September 2015.
Цитата по Pytell, Timothy. Transcending the Angel beast: Viktor Frankl and humanistic psychology. Psychoanalytic Psychology, Vol. 23, No. 3, 2006.
Armstrong, Karen. Ecstasy gone awry. The Guardian, 23 May 2003.
Kornfield, Jack. After the Ecstasy, the Laundry: How the Heart Grows Wise on the Spiritual Journey. New York: Random House, 2001.
Ehrenreich, Barbara. Living with a Wild God: A Nonbeliever's Search for the Truth about Everything. New York: Hachette, 2014.
Chotiner, Isaac. Barbara Ehrenreich: I'm an atheist, but don't rule out mystical experiences. New Republic, 21 April 2014.
Цитата по Rankin, Marilynne, An Introduction to Religious and Spiritual Experience. London: Bloomsbury, 2009.
Hardy, Alister. The Spiritual Nature of Man. London: Clarendon Press, 1979.
Все результаты можно посмотреть здесь: http://www.philosophyforlife.org/the-spiritual-experiences-survey.
Hay, David. Religious Experience Today: Studying the Facts. London: Mowbray, 1990.