Когда размышляешь о творчестве Ольги Карагодиной в целом, на память приходят в первую очередь её произведения, посвященные нашим братьям меньшим – животным. Тема разработана автором широко, эти работы хорошо известны читателям, и взрослым и детям. Подходы к решению творческих задач самые разные, от коротких весёлых баек о приключениях и проказах наших четвероногих друзей, до изучения психологических особенностей их поведения в самых разных ситуациях. В сборнике «Светлячки» один из разделов также посвящён животным, но об этом позже.
В небольшой по объёму сборник «Светлячки» включены четыре раздела: подборка рассказов, «Разговоры в редакции», «Рассказы о животных» и «Короткие рассказы». Ольга Карагодина, на мой взгляд, выбрала один из самых удачных вариантов построения конструкции книги. По тематике, жанру и художественной направленности рассказы, каждый по-своему оригинален, и большинство (за некоторым исключением) носят развлекательный характер. Иногда это юмор в чистом виде, иногда, как говорят, «смех сквозь слёзы», а порой трагикомичные приключения.
В первом разделе рассказы расставлены таким образом, что читатель в каждой следующей работе открывает для себя что-то новое, либо вспоминает «хорошо забытое старое» в том смысле, что со многими из нас в жизни происходили или могли происходить подобные ситуации или случаи.
В этой связи, хотелось бы отметить, что в основе сюжетов произведений Карагодиной зачастую использованы реальные истории. Пожалуй, большинство рассказов из этой книги можно было бы представить в популярной рубрике «Непридуманные истории», именно такое впечатление создаётся при прочтении материала.
Герои произведений – «среднестатистические граждане». Здесь мы не встретим представителей т.н. «гламура», достаточно набившего оскомину у читателя и зрителя в последние годы, как в литературе, так и в кино, и на ТВ. Нет бандитов, бдительных полицейских и героических суперменов, спасающих мир. То есть, нет того, что стало приметой времени и, в общем, превратилось в уже достаточно надоевшую и безвкусную интеллектуальную жевательную резину.
От рассказов из книги веет сердечностью и добротой. Это – её, Карагодиной участок «культурного фронта», а именно, сохранение и укрепление нравственных основ нашей литературы. Да, смешно. Да, просто и незатейливо, но перед нами – живые люди, из плоти и крови, со своими привычками, взглядами на окружающий мир, ошибками и нелепостями.
…Тимофей Степанович провёл электрический ток, чтобы обезопасить надувной бассейн на даче от котов – хулиганов, что повадились драть его когтями (рассказ «Бассейн»). В обсуждение этого начинания вовлечены родственники и соседи. Авантюра-то не шуточная, поскольку «игры с электричеством» часто завершаются печально… Но окончание этого рассказа вполне оптимистичное – коты остались живы и здоровы, люди целы и невредимы, кроме самого Тимофея Степановича (он слегка ушибся), бассейн – на свалке.
Одна из характерных черт творчества Карагодиной, которая особенно привлекает читателя – оптимизм и озорной, немного «хулиганистый» взгляд на вещи.
…Депутат Глеб Борисович перебрал с алкоголем в гостях у коллег, таких же депутатов, как и он сам («Депутат»). Уходя из гостей, спьяну и в потёмках прихожей надел чужие вещи. Разумеется, «тёплая» встреча с нарядом полиции не заставила себя ждать. Итог – разбор, проверка документов, которые оказались на чужое имя, сопровождение в участок и посадка в «обезьянник». Обидно для депутата, конечно… зато действенно, с точки зрения утверждения в обществе трезвого образа жизни. В результате сего «воспитательного мероприятия» Глеб Борисович закончил свои алкогольные изыскания и перестал ходить «по гостям». Нам же, читателям (любителям юмора в особенности), всегда радостно за человека, который что называется, «осознал» и «просветлел».
Примеры «воспитательной работы», где Главным Воспитателем выступает сама жизнь, находим и дальше.
В рассказе «Детишки с сединками» одного опытного, но не в меру беззаботного дедушку зажало между двумя огромными диванными подушками. Он вознамерился затащить их (сразу две) на второй этаж дачи по слишком узкой лестнице и застрял. Примечательно, что достаточно серьёзная бабушка его предупреждала, что с подушками от Старых Диванов нужно обращаться особенно осторожно и желательно таскать по одной. Спасение пришло вовремя – взрослые дети как раз приехали в гости на дачу и освободили незадачливого родственника.
Собственно, у Карагодиной и не могло закончиться иначе, поэтому и достаточно тревожная ситуация (в этом же рассказе), когда старушка вывалилась из окна девятого этажа, но в полёте зацепилась за крюк, торчащий из стены, выглядит комично. Опять же, вовремя подоспели пожарные и полиция. Юмор автора выдержан, если так можно сказать, в классических традициях: здесь нет места цинизму, злобному «глумежу», которым часто страдают современные юмористы, и даже, порой на федеральных каналах ТВ. Всё совершенно в допустимых пределах, и поэтому не оставляет неприятного осадка, а наоборот вызывает желание читать очередной рассказ.
…Дворник Саня (рассказ «Симка») допился до ужасных видений, в которых его преследуют злые полицейские. И чтобы его «контакты» не попали в лапы сыщиков, он «наяву» проглотил сим-карту своего мобильного телефона. От чего и «пропал с радаров» своих сотрудников и начальства.
А вот ещё одна забавная, на первый взгляд, но, в общем, поучительная история от Карагодиной, в особенности для некоторых мужчин.
Алексей Дмитриевич, страдает сильной близорукостью («Слепая любовь»). Человек он, в общем, успешный – заместитель руководителя отдела в НИИ, жена, двое прекрасных детей и любовница. Когда он лёг в клинику на подготовку к операции по лазерной коррекции зрения, то в результате отсутствия связи с ним, на работе решили, что Алексей Дмитриевич умер. В вестибюле организации была выставлена тумба с фотографией в траурной рамке нашего героя, около которой собрались сочувствующие сотрудники. Как и полагается по закону жанра, в этот трагичный момент появляется и сам «виновник» сего действа – живой, здоровый и ЗРЯЧИЙ после успешной операции! Здесь прослеживается некая аллюзия на эпизод из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», что придаёт яркости и комичности мизансцене. Окончательно прозрев, а вместе с этим, обретя чёткость и ясность очертаний жизни, Алексей Дмитриевич, наконец, разглядел, что его собственная жена гораздо привлекательнее любовницы…
Жизнь часто преподносит нам сюрпризы – и смешные, и нелепые, и досадные. Всё взаимосвязано, обусловлено, и в итоге гармонично – примерно такое литературное кредо Ольги Карагодиной. Забавные житейские истории сменяют печальные, иногда трагичные повествования, и в этой связи книга в целом воспринимается как смена узоров в калейдоскопе – разноцветных, с различными оттенками и в разных сочетаниях.
Человек, находящийся на больничной койке, по сути, между жизнью и смертью (рассказ «До и после») с грустью размышляет о том, что даже если удастся выжить, то он будет никому не нужным инвалидом, обузой для родных и близких. Словом, все условия для того, чтобы впасть в отчаяние. Но, как часто случается в реальности, человек, думая о плохом, часто недооценивает своих близких и родных. Они рядом и всегда придут на помощь, возможно, даже жертвуя собой.
«Он только сейчас заметил тёмные круги от бесконечных слёз по её /жены/ глазами, и вдруг понял одно: нет никаких „до“ и „после“, есть „сейчас“. У него есть самое главное – она, его рыжая колдунья, талантливый сын, мама, друзья. Они – вся его жизнь, всё то, ради чего живут люди. Счастье, оно каждый день»
В рассказе «Камни» мы наблюдаем историю женщины с очень непростой судьбой. Неудачный первый брак. Отправка в психиатрическую лечебницу родным братом и отчимом ради продажи общей квартиры. Одним словом, обычный бытовой ад, в который то и дело попадают простые и добросердечные сограждане. Но сила воли, которая до поры дремлет в, казалось бы, самом слабом человеке помогает встать наперекор обстоятельствам. И здесь очень важна поддержка, в качестве которой могут выступить не только люди и высшие силы, но и любимые увлечения, занятия, что приносят радость (в рассказе это – самоцветы, полудрагоценные и драгоценные камни). И даже подаренный дочерью щенок, взятый «в добрые руки» у бабушки на автобусной остановке.
История печальная, но повествующая о том, что жизнь, в сущности, это каждодневная борьба человека с обстоятельствами, агрессией окружающего мира, и в конце концов, выход на новый уровень развития личности.
Серьёзные размышления на глубокие философско-этические темы представлены в рассказе «Разговор с музыкантом». Соотношение Добра и Зла в современном мире… Место человека… Какие дороги мы выбираем?.. Почему почти неистребимы злодеи, а люди наделённые добром, талантом и светом так рано покидают наш мир…
Сложная жизненная ситуация героини рассказа вынуждает её принять решение расстаться с любимым делом – сочинением и записью на студии песен, музыкальных композиций. Или, во всяком случае, на долгое время прекратить. Но происходит встреча и беседа с близким по духу и небезразличным человеком, разделяющим боль, проявляющим искреннее сострадание, способным «полечить» добрым словом, и случается маленькое Чудо. Лишь немного изменилось направление мысли, совсем чуть-чуть преобразился взгляд на окружающий мир, и пришло осознание того, что ещё не сделано очень много хорошего, ещё не реализована масса творческих планов…
«Верь людям! И никогда никого не вини… Впереди много работы и много хороших песен. Ты сможешь преодолеть всё, ты умеешь, и знаешь как…»
Это не пустой разговор, «якобы сочувствующего» приятеля. В этих словах содержится сильный энергетический заряд, скрытый, но направленный в самое сердце, в самую глубину души и сознания. Героиня ещё не осознаёт, что «возвращение» уже началось, но чувствует облегчение и возрождающуюся уверенность в преодолении жизненных трудностей и проблем.
Рассматривая сборник «Светлячки» как многогранное и разноплановое издание, мы подразумеваем, что таковым является творчество Ольги Карагодиной в целом.
Завершают первый раздел книги два автобиографических произведения. Биография российского автора, как правило, связана с биографией страны и тесно переплетается с судьбами миллионов сограждан, чьи родные и близкие в тяжёлый час испытаний встали на защиту Родины. Общая народная память бережно хранится в каждой семье, как малой частичке народа и государства, и передаётся из поколения в поколение (рассказы «Сухарики» и «Три письма»). Воспоминания автора относятся к 70-м годам прошлого века, но не теряют своей актуальности сегодня. Когда читаешь эти рассказы, на память приходят слова из известной песни: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой Герой…». Эти рассказы гармонично дополняют материал, включенный в сборник, усиливают яркость восприятия, заставляют сопереживать. И по большому счёту, открывают ещё одну грань творчества автора.
Раздел «Разговоры в редакции». Это небольшие картинки, зарисовки, дружеские шаржи на «творческих» (и не очень) людей, наших современников – участников столичного литературного процесса. В героях и действующих лицах миниатюр мы узнаём литераторов, наших коллег «по перу». Их портреты выполнены в юмористической манере, а повседневные ситуации представлены в виде небольших шутливых сценок – юморесок. Практически все сюжеты взяты из реальной «литературной» жизни, но с приданием соответствующей формы и тонко обработанные, читаются на одном дыхании. В этот же раздел включены и работы, ранее публиковавшиеся в вестнике Академии российской литературы – альманахе «Московский Парнас».
В рассказе «Медаль» автор проводит мысль о том, что в современной литературе, особенно в последнее время, появилась целая плеяда «создателей прекрасного», которым мало, собственно творчества, и недостаточно даже того, что удалось каким-то образом издать одну-две книги. Необходимо ещё и ПРИЗНАНИЕ. Но нет! Не подумайте, не признания публики, читателей! А поощрения от всяких литературных организаций и сообществ, и желательно, в виде разнообразных наград, орденов и медалей, присвоения всяческих званий, а также чествований и торжественных восхвалений с рюмкой у носа…
Случилась «трагедия»… Видный (каким он сам себя видит) литератор не получил, полагающуюся ему награду, которую, по его глубокому убеждению, заслужена тяжёлым творческим трудом! Да и… как же так?! Всем дали по медали, а ему не дали. Здесь, как раз хотелось бы вспомнить слова знаменитого советского, российского литературного критика, публициста и общественного деятеля (в прошлом президента Академии российской литературы) Леонида Ханбекова: «А зачем медаль? Достаточно фамилии…» Но человеческая натура, а если речь идёт о творческой натуре, часто непостижима и непознаваема. Возможно, заседать в президиуме в Большом зале и сверкать наградами, не менее, а возможно более важно, чем писать хорошие стихи, прозу. Что поделаешь, такова реальность наших дней. Автор, конечно, не имеет ничего против поощрения литераторов, более того, для многих это действительно значимая оценка творчества, и, как правило, заслуженная. И тем не менее, для литератора главным должно быть – признание его творчества людьми, для которых, он, собственно, и работает.
Разумеется, мы не можем представить сборник рассказов Ольги Карагодиной без произведений о животных. Эта тема – одна из основных в творчестве автора. Популярными и полюбившимися читателями стали книги «Мой волчонок Канис. Часть первая. Детство и юность» (эта книга была представлена на международной книжной ярмарке в Москве в сентябре 2016 года), «Мой волчонок Канис. Часть вторая. Молодые годы» и некоторые другие издания. Ольга сама является владельцем домашних животных и, наблюдая за их поведением, психологией, привычками и повадками создает небольшие по объёму, но очень интересные и глубокие по содержанию, рассчитанные на широкий круг читателей, рассказы.
В представленной книге мы читаем не только о домашних питомцах, но и обитающих в зоопарке львах, крокодилах и других представителях дикой природы. Мы наблюдаем связку «человек-животное» в едином жизненном пространстве, но поданную художественно, легко и увлекательно. Мне очень импонирует манера работы Карагодиной при написании рассказов о животных, поскольку ей удаётся охватить широкий круг вопросов, проблем и, в целом, ещё раз подвести к мысли о том, что наш мир един для всех форм жизни, каждая из которых имеет право на существование. Посему, к нему (к Нашему Миру) надлежит относиться с особой бережностью и теплотой. Вот, пожалуй – основная мысль, которую проводит Карагодина в своих работах о живой природе, в частности, о животных. Все рассказы в этом разделе также носят автобиографический характер, но без сомнения будут интересны для читателей всех возрастов.
Завершает книгу раздел коротких рассказов, по сути, миниатюр на философско-житейские темы (например, что есть «счастье», что есть «мудрость» и далее в этом порядке). А также смешные и забавные случаи, словом, о «всякой всячине». Все эти работы объединяет чувство юмора, оригинальность взгляда на простые, повседневные житейские события и ситуации. Автор не даёт четких определений и не делает каких-либо выводов, но передаёт внутреннее настроение в этих коротких зарисовках. Например, рассказ-диалог «Новогодние метаморфозы» построен на эффекте курьёза, и если у вас, вдруг, неважное настроение, просто прочитайте «Новогодние метаморфозы».
Сборник «Светлячки» оставляет хорошее впечатление и предназначен для самой широкой читательской аудитории. При чтении создается впечатление, что рассказы написаны к.г., на одном дыхании, легко и просто. Но хорошо известно, что чем легче читается то или иное произведение, чем проще воспринимается смысл прочитанного, тем больше сил и творческой энергии затратил автор на его создание. Тем более, когда речь в литературном произведении идёт о вещах всем известных, и, казалось бы обыденных.
В заключении хотелось бы отметить, что творчество Ольги Карагодиной, что называется, носит «открытый» характер, без подтекстов, скрытых намёков и смысловых «туманностей». Поэтому книга воспринимается очень живо, если можно так выразиться, в «режиме существующей действительности», отражает реалии «нового» общества и, в общем, несёт положительный заряд.