Здесь объясняется чудесно возникший метод практики и развития в потоке своего существования сути ваджрной йоги посредством ее шести ветвей – глубокий путь, показанный в великой царственной тантре Калачакры – недвойственного изначального будды. Сначала необходимо прийти к уверенности, для чего следует положиться на ключевые наставления подлинного ламы, содержащие описание этапов предварительной практики, ведущей к уверенности. В этом объяснении два раздела: ветвь общего пути – обычные предварительные практики – и ветвь глубокого пути мантр – особые предварительные практики.
Первое – это четыре размышления:
1) медитация на трудности обретения свобод и преимуществ, порождающая желание осуществлять Дхарму в этой жизни;
2) медитация на непостоянство жизни, устраняющая лень и желание отложить практику на потом, а также порождающая усердие, исполненное стремления быстро осуществить Дхарму;
3) медитация на изъяны сансары, превращающая осуществление Дхармы в путь к Освобождению;
4) медитация на карму и результат, порождающая убежденность и желание действительно осуществлять Дхарму, отвергая дурное и принимая добродетельное.
Что касается тела, обретенного в приятной местности, крепкого, здорового и так далее, прекрасно функционирующего, лишенного связанных с энергией ветров недостатков, то следует провести тщательный анализ и разъяснить всё, относящееся к объекту и месту.
Что я обретаю сейчас с этим телом-опорой с его свободами и преимуществами? Получить его очень трудно, и определенно из него следует извлечь некую суть. Если не использовать его во благо, это станет великой потерей.
Свободы и преимущества – это восемь свобод и десять преимуществ.
Во-первых, о свободах от неблагоприятных состояний. Это:
1) существа в аду;
2) голодные духи;
3) животные;
4) боги, лишенные различения и пребывающие в изолированной от обитаемых мест области Великого плода четвертого уровня медитативного сосредоточения[1]; подобные им же существа Сферы без форм; постоянно алчущие вкуса медитативного погружения[2] боги Сферы форм; постоянно увлекаемые своими страстями боги Сферы желания;
5) имеющие ложные взгляды – те, кто не признает связь действия и его результата, прошлые и будущие жизни и тому подобное;
6) вступившие на ложный путь варвары и не принадлежащие к одному из четырех собраний[3] жители окраинных земель;
7) с задержками психического развития и глухонемые;
8) живущие в местах, где учение Победителя отсутствует.
Таким образом, тело-основа, независимое от этих восьми неблагоприятных состояний, наделено полнотой восьми свобод.
Во-вторых, десять преимуществ – это пять преимуществ, зависящих от самого себя, для чего необходимо:
1) иметь человеческое тело-основу;
2) родиться в центральной стране, где есть истинная Дхарма;
3) обладать полноценными органами – глазами, ушами и прочим, и не иметь задержек психического развития;
4) не совершать самому и не вовлекать других в совершение безгранично дурных, крайне плохих действий[4];
5) верить в дисциплинарный кодекс винаи и три раздела писаний[5];
Эти пять преимуществ относятся к собственному потоку существования, а также являются способствующими осуществлению Дхармы условиями.
Пять преимуществ, зависящих от других:
6) приход Будды в мир;
7) Будда и его окружение изложили Дхарму;
8) учение, наставление и постижение присутствуют в мире без искажений;
9) есть много людей, заново вовлекающихся в Дхарму передачи и постижения;
10) есть те, кто с состраданием и любовью обеспечивает занимающихся Дхармой, с удовольствием снабжая их пищей, одеждой и прочим.
Таковы пять преимуществ, зависящих от существования других, которые являются сопутствующими условиями осуществления Дхармы.
Всего их десять.
Такое тело-основа с его восемнадцатью свободами и преимуществами называется «телом со свободами и преимуществами». На такой основе возможно осуществить состояние постоянного счастья, Освобождения и всеведения. Подобную человеческой великую силу ума нельзя найти в другом теле, поскольку лишь в нем можно узнать, что следует принимать, а что отвергать, а узнав – легче зародить в потоке своего существования помысел об отречении и прочее. В отличие от него, обладатели других тел-основ не могут осуществлять Дхарму во всей ее полноте:
– что касается существ в трех дурных уделах, то им трудно зародить мысль о Дхарме – едва зародившись, помысел о Дхарме тут же исчезает из-за страшных, мучительных страданий;
– живущие в окраинных землях, с задержками психического развития, глухонемые и лишенные учений Победителя не могут распознать, что следует принимать, а что отвергать;
– имеющим ложные взгляды не нравится истинная Дхарма;
– существа из Сферы без форм лишены участи осуществления пути Освобождения;
– долгоживущие боги не только не зарождают помысел об осуществлении Дхармы, но и в этом состоянии от рождения и до момента смерти их ум и ментальные факторы остановлены; так они и существуют многие кальпы;
– у богов, постоянно увлекаемых и движимых желаниями, мысль о Дхарме не возникает вследствие страстной привязанности к чувственным наслаждениям и прочему, и они изначально не способны обрести основу вышеупомянутых отречения, пути Махаяны и остального;
– почти все боги Сферы форм опьянены медитативным погружением и в силу привязанности к нему не внемлют Дхарме.
Таким образом, в теле-основе других, за исключением человека, скитальцев всецело осуществлять истинную Дхарму невозможно. Следует размышлять об этом снова и снова и прийти к твердой убежденности о недостатках отсутствия тела-основы.
Даже если избежал рождения в неблагоприятных состояниях и обрел человеческое тело, но при этом не родился в центральной стране, где процветает Дхарма, и если Будда не явился в мир и не возвестил Дхарму, а учение не присутствует, то из-за невежества в отношении осуществления Дхармы знание о ней невозможно. Если кто-то вовлечен в крайне дурные действия, то тем самым его понимание пресекается, так что Дхарма не возникнет в потоке ума. Если органы неполноценны, то нет возможности слушать, обдумывать и действовать. Если доверия к основоположениям не родилось, то и к Дхарме не приступишь. Если нет других людей, которые практиковали бы учение, то и сам им не займешься, поскольку опереться не на кого. Если же нет дарителей еды, одежды и прочего, то нет и условий, еды и одежды, способствующих осуществлению Дхармы. Поэтому никакая другая основа, кроме этого тела-основы с его свободами и преимуществами, не подходит для надлежащего осуществления Дхармы. Так что это тело с его свободами и преимуществами нужно использовать только для Дхармы – в этом его суть, которую нужно использовать.
«Сейчас я получил это тело с его свободами и преимуществами. Я избежал рождения в аду…» – думай так и дальше, перечисляя каждое обстоятельство. «И поэтому я свободен от восьми неблагоприятных состояний. У меня есть все десять преимуществ – рождение человеком и прочие. Поэтому у меня сейчас есть все благие качества свобод и преимуществ. Я и все другие хотим только счастья и не хотим страдания. Нет другого способа обрести счастье и устранить страдание, кроме истинной Дхармы, поэтому в этом теле нужно следовать совершенно чистой Дхарме», – так думай снова и снова.
Если в этом теле не осуществляешь единственно подлинную Дхарму ради обретения постоянного счастья, а усердствуешь только в делах этой жизни, то ты подобен животному и впустую тратишь свободы и преимущества.
В «Послании к ученику»[6] сказано:
Бычок, что тянется к травинке,
Растущей близ глубокого колодца,
Не обретет того, что ищет, но падет глубоко;
Мирского счастья жаждущие люди ему вполне подобны.
Если подобие веры в основоположения не полно, то нужно усердствовать в методах, чтобы сделать его полным. «Я и все другие хотим счастья, а страданий не хотим. Хотя несомненно, что нет другого, кроме Дхармы, метода для обретения счастья и устранения страдания, я всё же не могу практиковать Дхарму в этом теле», – так думать не нужно.
Из того же текста:
Основательный путь Сугаты[7], по которому он ведет скитальцев,
Обрести могут люди с великим и сильным умом —
Но не боги, не наги, не асуры,
Не гаруды, не видьядхары, не киннары, не ураги[8].
Таким образом, в отличие от других существ, люди наделены великой силой ума и остротой разума. Внешним условием являются духовные наставники, а внутренним – благие качества свобод и преимуществ. Все они совершенно определенно дают возможность осуществления десяти добродетельных действий и прочего, служащего причиной временного блага – рождения в высших мирах, а также пяти путей[9], шести парамит[10] и прочего, являющегося причиной окончательного достоверного блага. Размышляй так снова и снова.
А если подумать: «Хотя это так, можно ли будет заняться практикой в другой жизни?» – то в «Пути бодхисаттвы»[11] сказано:
Невероятно трудно обрести свободы и преимущества —
Средство достижения высшей цели человека.
Если теперь я не воспользуюсь этим благом,
Когда оно встретится снова?[12]
Таким образом, поскольку это тело-основу свобод и преимуществ очень трудно найти, нужно, получив его, практиковать Дхарму, поскольку в будущем это тело со свободами и преимуществами снова и снова получать не будешь.
В основных писаниях винаи сказано, что вероятность повторного рождения в низшем уделе[13] подобна числу пылинок на всей этой великой земле, а вероятность рождения в счастливом уделе[14] после смерти в низшем уделе подобна числу пылинок, которые можно поднять на кончике ногтя. Число существ в аду подобно всей пыли на великой земле; число голодных духов подобно числу снежинок, кружащихся в метели; число животных, обитающих в морских глубинах, подобно числу частиц в гуще, остающейся от приготовления крепкого чанга[15]. Животные рассеяны повсюду – на земле, над землей, под землей, в горах и низинах. Рассмотрев это, понимаешь, что обретение человеческого тела – на пределе вероятности, а шанс родиться человеком в стране, где процветает Дхарма, еще меньше. И еще более редким является человеческое тело, пригодное для практики Дхармы. Потому это тело свобод и преимуществ очень трудно обрести. А когда получил его, нужно заниматься только осуществлением Дхармы.
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
Если, получив подобные свободы и преимущества,
Я не свыкаюсь с добродетелью,
То хуже нет предательства, чем это,
Нет большего невежества, чем это.
«Если, обретя тело свобод и преимуществ, которое исключительно трудно найти, и учитывая число других скитальцев, не свыкаться с добродетелью, осуществляющей постоянное счастье, то есть ли более страшный самообман? Ведь я хочу счастья и не хочу страданий! Но, получив возможность воспользоваться методом достижения счастья и избавления от страданий, я не пользуюсь им, но снова бросаюсь в низшие уделы! Есть ли глупость страшнее, чем эта? Множество опасных троп неблагоприятных рождений следуют одна за другой, поэтому, один-единственный раз освободившись от них и обретя это тело-основу, нужно заниматься только практикой Дхармы», – размышляй так снова и снова.
Почему же это человеческое тело настолько трудно получить? Скитальцы ведут себя слишком недобродетельно, так что заложить причину обретения человеческого тела почти невозможно. В силу привычек недобродетельные действия осуществляются без усилия, естественным образом, самопроизвольно и непрерывно с безначальных времен. А если у бодхисаттвы даже на одно мгновение возникнет гнев, то он многие кальпы проведет в аду Без избавления; другие опасности также очень велики. Недобродетельные действия бросают лишь в низшие уделы, а в низшем уделе недобродетельные действия совершаются беспрерывно, так что, непрерывно перерождаясь из низшего удела в низший удел, в течение многих кальп не услышишь даже упоминания о счастливом уделе.
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
Благодаря такому поведению
Я не обрету человеческого тела,
А без обретения человеческого тела
Будет только дурное, а не добродетельное.
И далее:
И даже миллиард кальп
Я не услышу слов «счастливый удел».
Поэтому, когда такое труднообретаемое тело найдено, его великие полезные качества в перспективе временного и окончательного блага следует использовать для того, чтобы пройти до конца по единственному пути, ведущему к постоянному счастью. Размышляй так снова и снова.
Опять же, среди существ очень мало тех, кто совершает добродетельные действия. Даже если совершишь немного добра, трудно родиться человеком. Поскольку не привык им рождаться, а также в силу омрачений тело быстро разрушается и исчезает, побежденное гневом. Вообще для того, чтобы получить тело счастливого удела, требуются совершенно чистые добродетельные действия. В особенности же основа для обретения тела со свободами и преимуществами создается благодаря направляющей силе, заключающейся в принятии основы, – совершенной чистой дисциплине, щедрости и прочим друзьям. Необходимо также соединять это с совершенно чистыми благопожеланиями и прочим. Всё это происходит очень редко, причем само по себе происходить не может, так что, опять же, обрести человеческое тело чрезвычайно трудно. Сейчас, когда один-единственный раз чудом обрел это тело, нужно заниматься только практикой Дхармы. Необходимо использовать возможности этих свобод и преимуществ. Если они бессмысленно пропадут, это будет большая потеря. Это всё равно что вернуться с пустыми руками с острова драгоценностей.
Ученый Ашвагхоша сказал так:
Как купец, возвращающийся
С пустыми руками с острова драгоценностей,
Останешься без приобретений.
Если путь твой лишен десяти добродетелей,
Что за счастье без человеческих обретений?
Такое счастье – лишь страдание.
Поэтому нет большего обольщения, чем это,
Нет большего невежества, чем это.
Коротко говоря, невозможно осуществлять всю Дхарму в ее полноте в ином теле, кроме как в теле со свободами и преимуществами; с другой стороны, осуществлять истинную Дхарму поистине необходимо. Поскольку в теле со свободами и преимуществами можно ее осуществлять, а получить эти свободы и преимущества очень трудно, в этой жизни нужно достигать этого осуществления. Следует медитировать разными методами, размышляя об этом очень интенсивно.
Кроме того, следует вспоминать пример с черепахой и ярмом и медитировать об этом тоже. Нужно заниматься медитацией, используя этот и множество других методов.
Какова мера тренировки ума при медитации на трудности обретения свобод и преимуществ? Нужно твердо убедиться, что невозможно осуществлять Дхарму во всей ее полноте в ином теле, помимо тела свобод и преимуществ. Нужно твердо убедиться, что истинную Дхарму необходимо осуществлять всеми способами. Нужно твердо убедиться, что в этом теле свобод и преимуществ возможность осуществлять Дхарму есть. Нужно обрести полную уверенность в том, что необходимо практиковать в этой жизни, поскольку получить это тело-основу свобод и преимуществ очень трудно. Мысль, что в этом теле совершенно необходимо заниматься только осуществлением Дхармы, воспламеняет помыслы воображения до непереносимости, волоски на теле встают дыбом и тому подобное. Такие моменты возникают в некоторые периоды медитации, но когда их нет, имеются способы вызвать переживания, изменяющие состояние ума. В такой период, «вонзаясь» в ключевые моменты, усиленно направляй острие разума на изменение ума посредством медитации; а если не получается и острие разума ослабло, немного позже медитируй с усилием. В то время, когда в медитации подобный элемент возможен, отправляйся в это переживание «с усилием» и затем снова «вонзись» в ключевые моменты. Благодаря силе многих медитаций, благодаря усилию понимание идеи тела-основы с его свободами будет возникать в уме при медитации самопроизвольно, подобно тому как раньше переживание появлялось без усилий, естественным образом и как само собой разумеющееся. Такой ситуацией определяется надлежащая мера тренировки ума.
Но даже если такое возникло, это не значит, что медитировать не нужно. Медитировать следует неослабно, по нарастающей, всё больше и больше, изо всех сил. Следует также осознать последующие объяснения о надлежащей мере тренировки ума.
Необходимость медитации на трудности обретения свобод и преимуществ заключается в развитии страстного настроя осуществлять Дхарму именно сейчас, когда найдено это тело-основа.
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
На судне человеческого тела
Можно выбраться из великой реки страдания.
Потом это судно найти будет трудно,
Так что не спи сейчас, глупец!
В этом заключается необходимость рассмотрения важности тела.
Когда рождается совершенно чистый помысел,
Тому, кто хочет использовать медитацию на свободы и преимущества,