Бамда Тубтен Гелег Гьямцо был не только выдающимся мастером школы Джонанг, но и ярким представителем несектарного подхода, практикующим и знатоком многочисленных линий и традиций, включая шесть йог Наропы школы Кагью, а также Дзогчен Ньингмы. Один из его главных учителей Джонанг, Нгаванг Чопел Гьямцо, был учителем первого Джамгона Конгтрула, которого принято считать основателем несектарной традиции в Тибете. Бамда Гелег был признан эманацией Чандракирти (ок. 600–650), который в традиции Гелуг рассматривается как очень важная фигура, Наропы (1016–1100), Кунги Дролчога (1507–1566) и Таранатхи (1575–1634).
Бамда Гелег родился в деревне Бамда, откуда и произошло его имя, располагавшейся рядом с монастырем Цангва Драцанг в провинции Амдо. Цангва был крупнейшим из трех филиалов большого монастыря Дзамтанг, который в наши дни является главной резиденцией школы Джонанг. Он родил- ся в семье, принадлежавшей к роду Тонгпа Кхам. Его отца звали Драчаг Ло, а мать – Кьи Кома. Он был старшим среди пятерых детей. Согласно традиции тех мест он был признан перерождением гелугпинского мастера Джамьянга Шепы (1648–1721). Его средний брат Кьябдже Дава Драгпа был признан воплощением Авалокитешвары. С малых лет Бамда Гелег стал получать образование в традиции Джонанг.
Примерно в возрасте восемнадцати лет он покинул свой дом и отправился в монастырь Дерге в Кхаме, чтобы поступить в известное ньингмапинское монашеское учебное заведение Шри Симхи при монастыре Дзогчен, которое было знаменито тем, что в нем передавались учения пяти разделов великих трактатов индийского буддизма. Там он обучался под руководством выдающихся ученых того времени, среди которых были Четвертый Дзогчен Ринпоче Мингьюр Намкай Дордже (1793–1870), восьмой настоятель монастыря Дзогчен – Падма Ваджра (1807–1884), великий Патрул Ринпоче, Оргьен Джигме Чокьи Вангпо (1808–1887), а также Кхенпо из Шри Симхи – Кунчог Озер (1830–?). Кроме того, он некоторое время обучался в монастыре Дзасер, где прожил долгие годы.
В частности, под руководством Патрула Ринпоче он изучал такие сутрические тексты, как «Путь бодхисаттвы» и «Стадии на пути». Под руководством Джамгона Конгтрула Великого (1813–1899) он получал практические руководства по таким тантрам, как шесть йог Наропы, многочисленные посвящения, устные передачи и наставления. Благодаря применению этих наставлений на практике, а также в результате слушания, размышления и медитации его опыт и переживания возрастали.
Через несколько лет после своего возвращения в Дзамтанг он получил обширные наставления в соответствии с системой Калачакры в традиции Джонанг, особенно по медитациям стадии завершения шести ваджрных йог. После смерти Нгаванга Чопела Гьямцо в 1865 году Бамда Гелегу было поручено спроектировать и построить ступу Калачакры, в которую должно было быть помещено тело Ламы.
В 1873 году он некоторое время преподавал в монастыре Цангва. Изучение Калачакры было завершено им в 1876 году. К этому времени он получил все наставления по стадиям зарождения и завершения, включая практику шести йог под руководством следующего ваджрного мастера в монастыре Дзамтанг, Нгаванга Чокьи Пагпы (1808–1877). Кроме того, он осваивал учения Шангпа Кагью и другие тантрические собрания наставлений под руководством того же мастера. За двенадцать лет, с момента своего возвращения из Дерге и до самой смерти Чокьи Пагпы в 1877 году, Бамда Гелег жил преимущественно в резиденции Дзамтанг, которая называлась «Желтым домом».
Вместе с получением различных посвящений и учений в Дзамтанге Бамда Гелег также продолжал изучать тексты философских традиций, особенно работы Цонкапы (1357–1419), а также трактаты Джамьянга Шепы. О нем иногда говорили как о перерождении этого великого ученого, поскольку он очень интересовался его работами. В это время он также очень много преподавал.
Примерно через двадцать лет в Дзамтанге, в 1884 году он ушел в затворнический центр Таши Лхари в Дзиньин для освоения практики Калачакры, следуя наставлениям одного из самых известных практикующих – Нгаванга Чодзина Палзангпо (?–1899), выдающегося держателя линии Джонанг, также известного как Лхазо Лама. После этого он приступил к весьма интенсивной практике в Таши Лхари, пока не стали появляться особые знаки реализации. Затем Бамда Гелег некоторое время пребывал в затворническом центре Гепел и других уединенных ретритных центрах в Дзамтанге. Ученики приходили к нему за наставлениями на различные темы, от мирских наук до тантры. Там же он составлял свои многочисленные тексты.
В 1889 году он отправился с визитом в монастырь Лхаце, резиденцию знаменитого ньингмапинского ламы Чодрага Гьямцо, от которого он получил учения мирных и гневных божеств Карма Лингпы, а также оберегающего его божества Раху. С того времени Бамда Гелег и Чодраг Гьямцо поддерживали тесную связь. Через пять лет, примерно в возрасте пятидесяти лет, Бамда Гелег был поражен болезнью, из-за которой он онемел. Тогда он снова вернулся в монастырь Лхаце и, говорят, там был излечен благодаря чудесным медитативным силам и энергии Чодрага Гьямцо.
Позже Бамда Гелег был направлен в монастырь Кагью Юток, чтобы стать ваджрным мастером в ретритном центре шести йог Наропы, который он основал. В начале XX века он получил приглашение от Кунги Кхедруба Вангчуга заниматься обучением в монастыре Цангва. Там он в течение двух месяцев учил своему «Краткому обзору шести йог» – тексту, в котором проводится различие между воззрениями пустоты-от-себя (рантонг) и пустоты-от-другого (жентонг) в контексте практики стадии завершения Калачакры.
В конце жизни у Бамда Гелега было видение Манджушри, который сказал: «Хотя ты и не принес значительную пользу другим в своей жизни, огромное благо будет принесено в следующей, когда ты родишься в северном царстве Шамбалы как один из ригденов». Вскоре после этого видения Манджушри, в возрасте шестидесяти одного года, он погрузился в посмертную медитацию (тугдам). Его останки были помещены в ступу, построенную для него в маленьком монастыре Джонанг, который назывался Дзисиб и располагался к северу от Дзамтанга.
Бамда Гелег написал множество работ, но особенно его интересовали исследования практики и теории Калачакры. Эти трактаты считаются одними из самых исчерпывающих и авторитетных текстов по Калачакре до нынешних дней. Кроме того, им было составлено множество текстов по праджняпарамите, на различные темы традиции Шангпа Кагью, инструкции по рисованию и строительству мандал. Его работы по шести йогам Наропы считаются одними из лучших и подробных. Всё его литературное наследие было собрано в двадцати двух томах.