Лариса
Лариса собралась пойти вместе с семьей Обилера, но вдруг веляне остановились, резко обернулись и молча посмотрели на стену за ее спиной. Повернувшись, девушка увидела светящийся экран. На нем мигала красная надпись: “Внимание! Важная информация”.
– Началось, – Лариса удрученно вздохнула.
На экране появилось яркое цветное изображение. У трапа “Марии Громовой”, съежившись, дрожал испуганный седобородый толстячок. Рядом стоял Эйнар, на его красивом лице блеснули синие искорки ремаса в качестве демонстрации силы.
– Друзья мои, – хриплым голосом обратился старый правитель к народу. – Граждане велянского государства. Ситуация приобрела неожиданный поворот. Выборов не будет. Представляю вашего нового Верховного Правителя. Его зовут Эйнар Норри. Он нелианец. Я искренне надеюсь, что вы примете его как себе подобное существо и как избранника Повелителя Вселенной, а он позаботиться о вашем благополучии согласно Заветам Мудрецов. Простите меня… Умоляю вас, не поднимайте бунт. Эйнар контролирует всю нашу боевую технику и владеет космическим кораблем огромнейшей разрушительной силы. Поверьте, вам лучше смириться.
Эйнар небрежно коснулся его шеи посиневшими когтями.
Старик захрипел, медленно опустился на колени и упал замертво.
– Мой добрый друг Фефшенел! Наставник! – Обилер в бешенстве сорвался с места, схватил Ларису за плечи с такой силой, что казалось, он вот-вот выдернет ей руки, и рявкнул, брызнув слюной ей в лицо. – Вы привели нам великое зло! Кто вас просил спасать нелианца?!
– А теперь слушайте меня, глупые трусливые веляне, жующие траву и поклоняющиеся настенным росписям! – прорычал Эйнар, наморщив длинный нос. – Ваше дальнейшее существование зависит от степени покорности. Подчинитесь мне, и большинство из вас получит право на жизнь, которого вы все недостойны. Вы погубили мой народ, и дорого заплатите за это. Смотрите. Наслаждайтесь результатом вашей работы, пока сами так же не сгорели заживо, не распались пылью пепла, не растеклись темной лужей.
На экране появились мрачные виды в темных тонах: затянутые черным туманом разрушенные города с упавшими разбитыми высотными зданиями, реки вулканической лавы, вспученные дороги, где из разверзшихся щелей летели желтые искры. В скрюченных позах застыли опаленные скелеты, в их широко раскрытых ртах виднелись клыки.
Страшное зрелище. При всей ненависти к нелианцам Лариса понимала, что те самые погибшие вряд ли охотились на гуманоидов.
– Леолла! – воскликнула Ралина, и, закрыв руками лицо, разразилась рыданиями.
Информационный экран погас. Обилер замер в растерянности.
– Что бы там ни случилось, почему он обвиняет нас? – недоумевал премьер-министр. – Мы соблюдали положенные по закону двенадцать дней тишины перед выборами. Отменили прием гостей из других миров, отключили межпланетную связь и прекратили внешнее наблюдение. Последнее, что я помню – их рыжий правитель Релти обратился к Председателю Гусенице с сообщением об участившихся природных катастрофах. Их центры управления вулканической активностью не справлялись с нагрузкой. Рыжий предупредил о возникшей угрозе для всех высокоразвитых форм жизни на планете. Председатель и большинство уполномоченных представителей в правлении ответили отказом на его просьбу о помощи на основании того, что Нелия не является полноправным членом содружества. Рыжий хотел, чтобы нелианцам предоставили планету для колонизации, но Председатель ответил, что все подходящие планеты уже заселены или забронированы для заселения другими народами, и заявку на колонизацию нужно было отправлять как минимум триста галактических лет назад. Тогда Рыжий обратился к нашему правителю Фефшенелу. Попросил предоставить его народу временный приют на Веле. Разумеется, Фефшенел и властители других ближайших населенных планет ему отказали. Кому нужны наглые хищники в заповедных лесах, которые там сожрут всю живность?
– А что теперь нам делать? Не могу поверить, что все, кто остался на Нелии, погибли, – всхлипнула Ралина. – Моя сестра… Леолла мне сказала, что Релти подозревал диверсию. Его противники намеренно привели в негодность центры управления вулканической активностью по всей планете.
– Раз так, нелианцы погубили сами себя. При чем тут наш народ? Леоллу жаль, но ее никто не заставлял выходить замуж за рыжее чудовище, – проворчал Обилер. – Пока связь восстановлена, я узнаю, что еще произошло у нас на планете и что происходит в данный момент времени.
Кэм и Виала тревожно обнялись. Ралина постаралась успокоиться ради детей и земной гостьи.
Вернувшись, Обилер выложил неутешительные новости: космопорт и все велянские корабли уничтожены залпами пушек марсианского корабля, Эйнар перевел под свой контроль всю боевую технику Велы, захватил центральный штаб государственной военной организации “Рфеге”, военачальник Шешпеленеф по прозвищу Безымянный Глава убит командиром армии боевых машин.
Возвращение земной гостьи домой превратилось в несбыточную мечту. Ралина принесла для нее три жареных пирожка на плоской металлической тарелке и пряный чай а пластиковом стакане. Лариса удивилась тому, с каким аппетитом уплетала сладкие пирожки с вареньем, запивая их теплым травяным отваром. Как у нее после всего пережитого вообще кусок в горло шел?
Обилер не скрывал недоверия к незваной гостье. Его дочь Виала смотрела на “гибридную особь” с лютой ненавистью. Не замечая их гневных взглядов и колкостей, Ралина и Кэм старались успокоить, поддержать Ларису, они разговаривали с ней как давние друзья. Беседуя с ними, девушка ощущала душевное спокойствие, как будто что-то теплое и ласковое укутывало ее и прятало от всех бед. Особым завораживающим эффектом обладала мягкая и плавная речь Ралины. В ней часто слышался страдальческий оттенок, но быстро рассеивался.
– Мы не можем просто так сидеть тут и ждать новых плохих известий! – Лариса взялась за голову, пригнувшись, и вскочила с дивана.
– У вас есть предложения, госпожа с Земли? – усмехнулся Обилер. – В вашем тайнике припрятана огромная пушка, способная сбить новейший марсианский боевой корабль, который на данный момент считается неуязвимым? Или вы знаете, как уничтожить носителя реолвилмного симбионта, не имея в распоряжении специализированного марсианского оружия под названием пефол?
– Нет, не знаю. – Лариса не потеряла самообладание. – Но мы можем послать сигнал бедствия на Новый Марс. У меня есть визитка директора оружейного завода, на котором производят ремасы и пефолы. Дядя Веника придет к нам на помощь, направит сюда марсианских военных. Уверена, нужно действовать.
– Связь с дальними планетами соседних галактик осуществляется через Игпенн, главный связной пункт Велы в резиденции верховного правителя, который тщательно охраняется предавшей нас боевой техникой, – с отчаянием в голосе разъяснил Обилер. – Проникнуть во дворец мы не сможем. Там обосновался Эйнар. Если бы велянские воины сумели добраться до связного пункта, они не смогли бы его активировать. Ключ от Игпенна теперь находится в руках захватчика.
– Смотрю на вас и слушаю ваши унылые речи, – Виала завела ногу за ногу, прислонившись к стене. – А сама удивляюсь, почему они не думают об этом, когда смотрят на нее? Нет? Не думаете?! Как по вашему мнению, отреагирует самец вымирающего вида на подобную себе молодую самку? Эйнар пустит Ларису во дворец!
– Он убьет меня на пороге! – выпалила Лариса надрывным голосом. – Почует, что я по большей части земной человек.
– Крошка Нив поможет тебе измениться в нужном направлении. У тебя красная кровь. Твоя пищеварительная система способна усваивать мясо.
– Я не могу есть сырое мясо, а тем более – человечину, – Лариса потупила взгляд. – Но сама идея подмены не так уж плоха.
– Можешь! Разве ты пробовала? Нет, так молчи, не возражай, – рявкнула Виала, подойдя к ней вплотную. – Ты привела беду в наш мир. Тебе придется ее устранить!
– Дочь права, – тихо сказал Обилер, морща лоб. – Лариса – наш единственный шанс защитить планету. Многие веляне погибли сегодня, и еще многих из нас ждет ужасная смерть, если мы не найдем способ избавиться от неуязвимого нелианца. Мы на пороге войны. Мудрецы исчезли. Парламент распущен. Народ не хочет признавать нелианца правителем. Эйнар пока решил не убивать нашу семью. Хочет оставить нас как наблюдателей и вразумителей народа. Я успел отправить открытое послание, в котором призвал жителей не поддаваться панике и объяснил, почему мы не можем пока предпринять решительных действий. Не верю, что к моему мнению прислушаются. Настают страшные времена.
– Безумная идея! – Ралина неодобрительно посмотрела на мужа и дочь. – Мы не должны отправлять гостью с Земли на смерть!
– Мама, послушай меня! – Виала не унималась. – Лариса может подарить нам единственный шанс на спасение планеты. Никто не гонит ее силой во дворец правителя. Она сама должна сделать выбор.
– Я согласна, – Лариса замерла, беспокойно соскабливая лак с ногтей. – Пойду во дворец и встречусь с Эйнаром… Я должна вам помочь… Исправить роковую ошибку своего отца и его друга. Да что говорить, я и так одной ногой непонятно где, учитывая носительство неизлечимого заболевания.
– Ларчик, опомнись, – Ралина усадила ее на диван и присела рядом, склонив к ней голову в глубокой задумчивости.
– Кэм! Нам интересно узнать твое мнение, – окликнув брата, Виала подскочила к нему.
– Да, Кэм. Что ты скажешь? Хороший план? – Лариса вскочила с дивана, выпрямившись как солдат в строю. – Мне нечего терять. Домой не вернуться… Я готова пожертвовать собой ради велян. Если верить записям отца, ваш народ славится благочестием. Не стыдно умереть, защищая таких славных существ, как вы… И у меня с Эйнаром личные счеты.
– Насчет благочестия ты ошибаешься, – возразил Кэм, прищурившись. – Как говаривал Великий Мудрец Илмион, мы позабыли заветы предков. Стали слишком заносчивыми и самолюбивыми, чтобы на нас пребывала благодать Повелителя Вселенной. Вот нас и постигло наказание. Я благодарю тебя за смелое решение, но одобрить его не могу. Нужно искать другой способ избавления от нелианца.
– Ты сам как поступил бы на моем месте? – Лариса обратила внимание на переливающийся желтыми бликами темно-зеленый браслет из драгоценного камня на руке Кэма. – Только не ври. Я слежу за твоими хитрыми глазами.
– Я рискнул бы… Тебя не хочу отпускать, понимая что ты с большей долей вероятности погибнешь.
Кэм потер пальцами браслет и слабенько улыбнулся. Лариса невольно улыбнулась в ответ и застенчиво опустила глаза.
“Хватит таять перед пришельцами!.. А впрочем, пришелец здесь я… Все равно, не время расслабляться. Меня ждет спецзадание из категории “Миссия невыполнима”.
– Не пытайтесь меня переубедить, – решительно заявила Лариса. – Я все продумала, и только прошу помочь мне.
– Не сомневайся, мы тебе поможем, – утешила Ралина. – Ты не погибнешь. Все будет хорошо, так и думай.
Отзывчивая женщина погрузилась в молчание, придумывая, как бы ей переубедить одержимую жаждой мести космическую пришелицу.
– Оставим их наедине, – предложил Обилер. – Ралина, – проходя мимо, он коснулся плеча жены, – ты много общалась с Леоллой. Расскажи девушке все, что знаешь о нелианцах. Ты и Крошка Нив можете дать ей подробную информацию, способную уберечь ее драгоценную жизнь.
В его голосе прозвучала затаенная обида. Обилер первым покинул комнату.
– Полетели к Нив, – предложил Кэм сестре. – Бедняжка потеряла родителей. Мы должны утешить ее.
Они вышли следом за отцом.
– Кто такая Нив, и почему ее называют крошкой? – спросила Лариса.
– Моя, как у вас, людей, принято говорить, двоюродная племянница, – объяснила Ралина. – Дочь нелианского правителя Релти и моей кузины Леоллы. Гибрид первого поколения. Мы привыкли звать ее крошкой, так и прилипло прозвище. В детстве Нивия часто гостила у нас, а когда повзрослела, решила навсегда переселиться на Велу. По закону о правах и обязанностях гибридов она выбрала из двух родных миров наиболее комфортный лично для нее. Скоро ты познакомишься с ней.
Почувствовав легкое головокружение, сопровождаемое очень неприятным покалыванием в виске, Лариса подперла кулачком щеку. Много плакать вредно для организма. За потоком слез неотвратимо следует головная боль.
– Все нормально, – успокоила она внимательно смотревшую на нее Ралину.
– Пожалуйста, объясните мне, кто такие силицирисы и какое отношение они имеют к нелианцам, – попросила Лариса, и любознательно заглянула в ее голубые глаза.
Ралина начала долгое повествование, в течение которого Лариса усердно старалась не задремать. Тихая плавная речь доброжелательной женщины убаюкивала ее. Так ребенка вгоняют в сон вечерние истории о тридесятом государстве.
Слушая рассказ велянки, подкрепленный видео и фотоматериалами в местном аналоге планшета, Лариса живо представляла красивые разноцветные леса под розовым небом, гуляющих в них вилоров и других нелианских зверей. Вилоры были крупными мощными животными с длинными широкими шеями, толстыми лапами и пушистыми хвостами. Вообразила девушка и отвратительных слизней, решивших захватить планету, истребить ее обитателей, но потерпевших поражение. Лариса удивлялась сама себе. Чем больше она узнавала о Нелии, тем слабее становилась ее ненависть по отношению к народу, у которого, оказывается были свои моральные устои и добрые традиции. Открывая новый для себя мир в древности и современности, пытаясь представить, каково это – появиться на свет взрослой, не зная детства, Лариса чувствовала, как этот необычный, но и не такой уж враждебный мир проникает в нее, становится ее неотъемлемой частью. Помогает понять, что бабушка Танира не была бешеным чудовищем, иначе бы ее не смог полюбить дедушка Петя. Разве бы мог он ей простить охоту на людей?.. А Эйнар… Что сказать, навоз всегда всплывает.
Лариса начала было клевать носом, и вдруг ее нервы хорошенько встряхнул сильный толчок влажной мохнатой морды под локоть. Отдернув руку, девушка увидела, как на ее колени залезает хохлатая почти змея. Та самая, встреченная на лугу, из ее пасти торчал окровавленный бумажный платочек.
– Наша домашняя любимица Пати… Дапатития, – Ралина переложила хохлатую питомицу себе на колени и забрала у нее платочек.
Лариса выудила из багажа недавно полученных знаний, что дапатитии вовсе не рептилии, как может показаться на первый взгляд, а млекопитающие, которых веляне часто держат дома как земляне кошек – для борьбы с вредными грызунами и в качестве животных-компаньонов.
– Умница, Пати, – Лариса осторожно погладила красивый золотистый хохолок зверька.
– К дапатитиям веляне относятся с особым уважением, – подождав, пока Пати залезет на спинку дивана, Ралина выдвинула из стены маленький ящичек и взяла пожелтевшую от времени книгу, чтобы показать Ларисе старинные гравюры. – Они изображены на гербе нашего государства и почитаются как символы мудрости, верности, защиты.
Лариса осмелилась взять в руки дапатитию, положила ее себе на плечи как боа и чмокнула бархатистую мордочку, стараясь успокоиться. Пати лизнула земную гостью в щеку.
Крошечные лампочки на потолке внезапно погасли. Лариса вздрогнула, испуганно взяла Ралину за руку. В комнате без единого окошка воцарилась кромешная тьма.
– Уходим в бункер, – вручную раздвинув двери, перед ними предстала Виала и осветила фонариком путь. – Я поговорила с Крошкой Нив… Она точно не знает, что случилось на Нелии, но не верит, точнее не чувствует, что ее родители погибли. Слушай Ларчик, если ты не передумаешь идти во дворец правителя, а я запрещаю тебе отказываться от нашего идеального плана, то она поможет сделать из тебя отличную приманку для Эйнара. Она сама хотела бы пойти во дворец, но кровь не перекрасить – постоянно обновляется. Скоро ты познаешь необычные для человека способности… А пока твои глаза не могут видеть в темноте, не отставай от нас.
Они прошли сквозь оранжерею в крошечную комнату, посреди которой стоял деревянный расписной сундук. В таких сундуках на Руси девицы хранили приданое. Лариса прикоснулась к объемным узорам на крышке. Красные цветы словно ожили под светом фонарика.
– Девушки, помогите отодвинуть, – попросила Ралина.
Втроем они подтащили сундук к стене, обнажив едва заметный люк.
– Кэм внизу? – тревожно оглянулась Ралина.
– Он там… – Виала из отчаянного сорванца вдруг превратилась в испуганную девочку. – Папа улетел на поиски старца Данала. Хочет предупредить его об опасности. Я его останавливала. Не послушал. Номинобин отключен от энергообеспечения. Нет связи.
– Проводи Ларису. Я подожду.
– Идем вместе. Я выглянула в окно и увидела…
– Что? – Лариса тронула мыском тонкую металлическую ступеньку, не решаясь спускаться первой.
– То, что ты называешь “Мария Громова”… Мама, идем. Одиночный цыжсекр не будет целью. А наш дом – вполне. Использовать энергетический поиск для обнаружения папы Эйнар не может… Не знает частотности его импульсов. Они никогда не встречались. Идем вместе. Уверена, папа вернется.
“Нет, не уверена”, – Лариса взяла на секунду фонарик у Виалы и как будто нечаянно направила желтоватый луч на велянскую сверстницу. Влажные руки, беспокойный взгляд, синеватый румянец на щеках. Но хорошо держится, чтобы не допустить паники.
Спускаясь в бункер, Лариса и сама старалась не паниковать. Ей это удалось на удивление легко. Похоже, ее перегоревшее сердце медленно трансформировалось в бесчувственный кусочек льда.