Я хотел понять, как любовь возникает, как расцветает и почему угасает или наоборот – разгорается. С той поры прошло… немало лет. Около двадцати. И все эти годы были посвящены исследованию Любви. Но я использовал для этого весьма необычные методы. Я не проводил опросы (хотя, конечно, рассматривал опыт других людей). А если ставил эксперименты, то в основном на себе самом.
Моим основным методом познания и сохранения любви стало творчество. Не все, что я пережил, я успел иносказательно запечатлеть на страницах своих книг или на фотографиях, но многие мои открытия я зашифровал именно там – в своих творческих начинаниях.
Творчество и любовь так же неразрывно связаны, как любовь и счастье, именно поэтому я переходил от любви к творчеству и наоборот, от творчества к любви. Именно поэтому в моей жизни очень много счастья, что, впрочем, совсем не исключает душевных терзаний. Я убежден, что человек без любви не сможет создать ни одного произведения. Чтобы испытать вдохновение, нужна хотя бы крошечная вспышка любви.
В этом основное отличие моего исследования, итогами которого я делюсь сейчас с вами. Это исследование прежде всего иррациональное и творческое, и лишь потом логическое и аналитическое. И я считаю, что такое вектор более применим к исследованию любви, чем научный подход.
Мне кажутся неоправданно ограниченными психологические исследования эмоций человека. Свойство любых чувств таково, что как только вы начинаете их анализировать, они ускользают, растворяются или превращаются в свою противоположность. Я не думаю, что психология может научить нас любить, но этому определенно могут научить произведения искусства.
Однако, научный подход, безусловно, тоже необходим, с его системностью и четкими категориями. Иначе все наши душевные движения будут хаотичными и мало предсказуемыми. Но и быть исключительно трезвыми аналитиками с холодным разумом мы не можем. Познать природу чувств можно лишь переживая их. Поэтому всем, кто захочет стать экспертом в любви, необходимо сочетать в себе две противоположности – горячую натуру, всегда готовую распалить в себе любые эмоции и мудрого философа, который в полной мере испытывая все чувства, все же не идет на их поводу, а без устали стремится познать их природу.
Являюсь ли я тем самым экспертом в любви? Решайте сами, судите по тому, что я написал, что я создал. Нет такого учебного заведения в котором преподают науку любви и которое выдает дипломы специалистам по чувствам. Но я готов поделиться всеми своими открытиями с вами.
Это знание не пришло ко мне в виде внезапного озарения. Я добыл его путем каждодневного душевного труда. Этот труд заключался в том, что я не боялся проживать неприятные ситуации и своей главной целью во всем и всегда ставил сохранение любви. Сознательность усилий в данном случае определяет и мои достижения. Я прежде всего хотел получить ответы на свои вопросы. Я хотел понимания и я его обрел.
А еще я очень хотел писать книги, которые озарили бы жизнь людей. Я не видел смысла в том, чтобы просто живописать все язвы современного общества или хуже того – его гипотетическую смерть. Своим писательским долгом я всегда считал необходимость показать «свет в конце тоннеля», то есть возможность выхода из тех невероятно сложных конфликтов, с которыми имеет дело современный человек. А Сверхлюбовь в конце концов и есть тот самый «свет», который может вывести нас из любой тьмы ненависти и отчаяния.
Я надеюсь, что уже сейчас вы видите этот свет, ощущаете его тепло. Таково волшебное свойство любви. Даже простой разговор о ней согревает наши одинокие сердца, смягчает жестокие души, привыкшие выстраивать вокруг себя бастионы из холодного молчания, обвитые колючей проволокой злых слов.
Вы можете не знать меня, я даже не хочу, чтобы вы сейчас вспоминали мое имя или лицо. Представьте, что мой голос – это голос Сверхлюбви. И она говорит с вами. Любовь во всем и повсюду, она во мне, и она в вас. Она окружает вас прямо сейчас. Просто почувствуйте это…