ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации приобрели особую остроту проблемы репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан. Значительным катализатором указанных проблем являются новейшие достижения в области биомедицины, существенно расширяющие возможности лечения бесплодия при помощи методов искусственной репродукции. В связи с этим становится все более актуальным вопрос о надлежащем законодательном регулировании права человека на альтернативное материнство и отцовство, в частности на возможность применения метода суррогатного материнства.

Репродуктивные права и репродуктивное здоровье являются одной из составляющих права на охрану здоровья и медицинскую помощь, являющегося общепризнанной нормой международного права, закрепленной как в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека[1], так и в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[2]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из наиболее приоритетных объектов внимания государства, общества и граждан являются материнство, детство, семья. Необходимость решения демографических проблем России путем повышения рождаемости была отмечена Президентом РФ в выступлении в Кремле на заседании Совета безопасности в качестве приоритетного направления государственной поддержки[3].

По данным медицинской статистики, более 20 % всех супружеских пар в настоящее время не обладают естественной способностью к деторождению. Кроме того, при статистическом подсчете не состоящие в браке лица, страдающие бесплодием, оказались неучтенными[4]. Показатель естественного прироста населения в Российской Федерации за последние годы стал отрицательным. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000–2005 гг. без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России к 2015 г. сократится на 6,2 млн человек (4,4 %)[5].

В целом по стране, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2006 г., превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,5 раза (в 2005 г. – 1,6 раза), причем в 17 субъектах РФ оно составило 2,0–2,6 раза[6]. Исходя из данных доклада ООН, представленного 13 марта 2007 г. директором Отдела народонаселения РФ Х. Слотник, к 2050 г. население России сократится почти на 35 млн человек и составит около 108 млн человек, если не будут предприняты определенные меры по улучшению демографической ситуации в России.

Сегодня право вынуждено регулировать такие сферы общественных отношений, которые прежде считались внеправовыми. Так, программа по улучшению демографической ситуации была в 2006 г. объявлена в России одним из приоритетных национальных проектов.

Затронутая проблема многогранна, и ее решение возможно только при комплексном применении государством различных механизмов (финансовых, правовых) и при использовании научных достижений.

Эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека К. Свитнев считает, что ситуацию с рождением российских детей способны исправить суррогатные матери[7].

Современные медицинские технологии позволяют иметь детей даже тем женщинам, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно выносить ребенка[8]. Однако способ рождения ребенка с помощью суррогатной матери вызывает множество споров и грозит многими осложнениями, а стремительное развитие медицины последних лет значительно опережает темпы принятия соответствующих правовых норм, что неминуемо ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Практика применения метода суррогатного материнства породила огромное количество вопросов не только морального, но и юридического характера.

Нередко суррогатные матери отказываются отдавать рожденного ребенка лицам, по заказу которых они его выносили и родили. Имеют место и обратные ситуации: родившегося неполноценным ребенка отказывались забирать его генетические родители, мотивируя свой отказ тем, что его неполноценность обусловлена пагубным влиянием организма суррогатной матери. Здесь и проявляются основные юридические проблемы, которые требуют более четкого регулирования. Эти осложнения привели, например, к тому, что в отдельных штатах США суррогатное материнство запретили. Вместе с тем многие супружеские пары получили возможность иметь своего ребенка именно благодаря этому способу.

В России с точки зрения медицины метод суррогатного материнства уже достаточно разработан. Однако действующее правовое регулирование отношений в данной сфере не в полной мере отвечает потребностям практики. По теме исследования существует ощутимый дефицит правовой информации. До недавнего времени применение метода суррогатного материнства оставалось практически полностью за пределами правового анализа и ей не уделялось надлежащего внимания в российской юридической литературе. На сегодняшний день в теории исследованы отдельные аспекты применения метода суррогатного материнства. Эти исследования осуществлены в работах Л. К. Айвара, Е. В. Григорович, Ю. Л. Громыко, Э. А. Иваевой, Н. Г. Иванова, Э. В. Исаковой, А. Э. Козловской, В. С. Корсака, А. В. Майфата, Т. И. Максимец, Е. С. Митряковой, А. А. Пестриковой, Г. Б. Романовского, А. Н. Чаплыгина[9] и др.

Действующие правовые нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие при использовании методов искусственной репродукции, фрагментарны, спорны по существу, затрагивают лишь отдельные стороны возникающих проблем. Далеко не все вопросы, возникающие в данной сфере, урегулированы законодательством[10]. Тогда как недостатки механизма правового регулирования отрицательно сказываются на защите прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений.

В Российской Федерации правовая регламентация суррогатного материнства представлена в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.[11], Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»[12], Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[13], приказе Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2003 г. «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия»[14].

Понятие репродуктивных прав является новым для российского законодательства и пока еще не нашло своего законного места в общей системе права. Поскольку материнство и отцовство являются прямым следствием осуществления гражданами своих репродуктивных прав, представляется правомерным именно в рамках экспертизы семейного законодательства, исходя из того, что суррогатное материнство – это в первую очередь способ преодоления женского и мужского бесплодия, обозначить основные проблемные зоны в теории и практике его применения, определить главные направления развития данного института.

Недостаточность правового регулирования отношений, возникающих в связи с применением метода суррогатного материнства, выражается в отсутствии законодательно закрепленного понятия суррогатного материнства, четкого определения круга субъектов данных правоотношений, прав и обязанностей сторон договора суррогатного материнства, последствий его неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в отсутствии определенности правового статуса супруга суррогатной матери и надлежащей защиты прав и законных интересов ребенка, рожденного суррогатной матерью.

Необходимость в дальнейшей разработке правового регулирования отношений, возникающих в связи с применением метода суррогатного материнства, подчеркивает теоретическую и практическую актуальность проведенного автором исследования, в ходе которого были сформулированы конкретные рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования суррогатного материнства и практики применения.

С ростом числа детей, родившихся в результате применения метода суррогатного материнства, требуются более четкие механизмы правового регулирования прав и законных интересов лиц, участвующих в этом процессе.

Учитывая, что данная сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики (основные вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, до сих пор регулируются отраслевым законодательством), развитие института суррогатного материнства видится, прежде всего, в совершенствовании его нормативно-правовой базы.

В связи с этим представляется необходимым принятие федерального закона, регулирующего общественные отношения, возникающие при реализации гражданами права на получение медицинской помощи по лечению бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе и метода суррогатного материнства.

Назрела необходимость корректировки норм, содержащихся в Семейном кодексе РФ, регулирующих вопросы установления отцовства и материнства при применении вспомогательных репродуктивных технологий. Действующие правовые нормы затрагивают лишь отдельные аспекты из всего комплекса проблем, многие из существующих положений спорны и противоречат друг другу.

В более углубленном анализе нуждаются онтологические основы института суррогатного материнства. Это позволит осуществить дальнейшее совершенствование формы и содержания договора суррогатного материнства в свете изложенных в настоящей работе представлений об общем понятии суррогатного материнства, его обязательных признаках и нормативном определении договора суррогатного материнства.

Пристального внимания требуют вопросы, связанные с совершенствованием правового положения субъектов отношений суррогатного материнства, гарантиями соблюдения их прав и законных интересов.

Должное осмысление должен получить вопрос обеспечения прав ребенка, рожденного в результате применения метода суррогатного материнства, включая систему мер, обеспечивающих сохранение тайны суррогатного материнства.

В перспективе детальному теоретико-сравнительному критическому осмыслению подлежит и право суррогатной матери оставить себе ребенка, выношенного по договору.

Работа является одним из первых комплексных монографических исследований, затрагивающих вопросы репродуктивных прав человека в сфере суррогатного материнства, вызывающего наиболее острые споры юристов, социологов, медиков и представителей религиозных организаций.

На основе проведенного исследования уточняются рамки правового регулирования института суррогатного материнства в Российской Федерации; формулируется понятие суррогатного материнства, его обязательные признаки; конкретизируется правовое положение субъектов правоотношений, возникающих в связи с применением метода суррогатного материнства; дается авторское определение договора суррогатного материнства, подробно раскрывается его юридическая характеристика, формируется перечень прав и обязанностей его сторон; предложены возможности урегулирования вопроса ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение данного договора; разработан проект договора суррогатного материнства; предложены меры защиты прав и законных интересов супруга суррогатной матери, а также ребенка, рожденного в результате применения метода суррогатного материнства.

Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке законопроектов в области суррогатного материнства, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, заключении гражданами договоров суррогатного материнства, разрешении судами споров, связанных с применением данного метода вспомогательных репродуктивных технологий, использованы при преподавании курса «Семейное право» в высших учебных заведениях.

Загрузка...