От научного редактора

Сурдопедагогика является профилирующей дисциплиной и занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов. Изучение курса предполагает усвоение студентами определенного объема общепедагогических и специальных знаний, приобретение умений и навыков, значимых профессионально-личностных качеств.

Овладение студентами сурдопедагогическими знаниями и умениями с учетом основного профиля подготовки и дополнительной специализации («Практическая психология», «Слухоречевая реабилитация», «Различные системы обучения лиц с нарушениями слуха», «Перевод в сфере профессиональной коммуникации неслышащих», «Дошкольная сурдопедагогика», «Семейное воспитание» и др.), рассмотрение особенностей обучения и воспитания лиц, имеющих нарушения слуха, с учетом структуры нарушения предполагают осуществление межпредметных связей с общей педагогикой, общей, возрастной, педагогической, социальной и специальной психологией, лингвистикой, медицинскими дисциплинами, сопряженности с остальными отраслями специальной педагогики и отдельных разделов внутри курса с ориентацией подготовки студентов к последующему изучению частных методик.

Особенностями данного учебника являются:

направленность на более углубленное представление методологических и теоретических основ сурдопедагогики с учетом достижений общей и специальной педагогики и психологии в связи с изменением качественного состояния системы образования и всего общества в целом, задачами модернизации системы образования в России;

рассмотрение особенностей развития познавательной и личностной сферы детей с нарушениями слуха, что должно стать отправной точкой развивающего обучения и профилактики возможных отклонений в развитии;

усиление ориентации на личность ребенка с нарушениями слуха с позиций гуманистической психологии, рассмотрение возможностей использования личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании для усиления личностного саморазвития каждого человека, полноправного включения его в жизнь общества;

рассмотрение, исходя из актуальной в настоящее время идеи толерантности к различиям, признания самоценности каждой личности, ряда систем обучения, существующих в современной специальной педагогике, таких как интегрированная (в различных вариантах), билингвистическая, верботональная, а также возможностей использования штайнеровской педагогики и арттерапии для коррекции нарушений личностного развития;

ориентация на создание единого образовательного пространства в обучении и воспитании лиц с нарушениями слуха. С этих позиций рассматриваются преемственные связи с дошкольной подготовкой и послешкольным образованием (среднее и высшее образование);

направленность на взаимосвязь школьного и дополнительного образования;

ориентация на приоритетный характер воспитания ребенка с нарушением слуха как целостной личности, творчески и социально активного человека, способного к саморазвитию, а также на необходимость проектирования и формирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для активной и достойной жизни в будущем, для успешной социализации и интеграции;

рассмотрение вопросов социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации, социализации в контексте современных воззрений – предоставление равных возможностей всем субъектам образования вне зависимости от индивидуальных особенностей развития личности.

Кроме того, в учебнике рассматриваются такие приоритетные направления в сурдопедагогике, как ранняя диагностика, раннее слухопротезирование, ранняя слухоречевая реабилитация с целью успешной абилитации и интеграции ребенка с нарушениями слуха. Это особенно важно в контексте современного состояния социокультурной среды, формирующей новое отношение к проблемному ребенку, признания его равных со слышащими прав на качественное образование и саморазвитие. Все эти положения легли в основу нового учебника «Сурдопедагогика».

Е. Г. Речицкая

Загрузка...