Введение

Макарьев – уездный город (до 1920 года), центр Макарьевского уезда Нижегородской губернии1. Он располагается на левом берегу Волги, ниже устья речки Керженец. Поселение сложилось вокруг Макарьевского Желтоводского монастыря (фото 1). С 1641 по 1816 год здесь проводилась известная Макарьевская ярмарка, переведенная после пожара в Нижний Новгород. Среди местных промыслов наибольшую славу приобрел сундучный.


Фото 1. Макарьевский Желтоводский монастырь.


Макарьевские сундуки были известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Особого расцвета этот сундучный центр достиг во II половине XIX – I четверти XX века. Мастера делали огромное количество сундуков и шкатулок, продаваемых на Нижегородской ярмарке. Они производили неизгладимое впечатление на современников. Неслучайно макарьевские сундуки изображались на полотнах известных художников, описывались в трудах путешественников. Тем не менее, до настоящего времени макарьевский промысел оставался в тени других центров. Не была систематизирована литература по его истории, не определены художественные особенности макарьевских сундуков и шкатулок.

Цель настоящего издания – общая характеристика макарьевского сундучного центра, создание целостной картины его развития во II половине XIX – I четверти XX века. Задачи – обобщение информации из специальной литературы, анализ конкретных художественных произведений и введение в научный оборот новых сведений.

Литература по истории производства сундуков в городе Макарьеве и уезде бедна, но при этом весьма разнообразна. Она состоит из путевых записок, газетных заметок, земских изданий, публикаций, связанных с Нижегородской ярмаркой, и современных научных трудов2. Рассмотрим эти работы в хронологической последовательности3.

Первая по времени публикация – рассказы этнографа и экономиста П. И. Небольсина об его путешествиях по Заволжью, Уралу и по Волге, вышедшие в свет в 1853 году4. Несмотря на публицистический характер, эта работа имеет большое значение для исследователей сундучного дела Макарьева. Она содержит ценное указание на давнее и общее существование производства сундуков в Лысково и Макарьеве, это – один сундучный центр. Изделия разделены П. И. Небольсиным на два вида: большие, продающиеся отдельно, и маленькие, продающиеся в виде вставленных одно в другое. Также интересна информация об использовании макарьевских сундуков купцами в заграничной торговле, жителями стран Востока в домашнем быту, о широком распространении сундучных изделий в России и о значительном производстве их.

Немалую ценность имеют путевые записки врача О. О. Ремана5 и писателя Т. Готье6. Авторы с восторгом повествовали о нижегородских сундуках, их конкретных видах, количестве, местах продажи на ярмарке. Эти книги ценны прежде всего тем, что представляют правдивые записи непосредственных очевидцев торговли на ярмарке. Путешественники могли наблюдать сундуки «вживую», в их непосредственном окружении.

Следующая работа – статья А. С. Гациского7, секретаря Нижегородского статистического комитета, видного историка, писателя и земского деятеля. Несмотря на то, что она посвящена истории села Лысково (автор увлекательно повествовал об участии жителей в речных разбоях, в крестьянской войне на стороне Степана Разина, упорном противостоянии Москве, указал на значительную роль Лысково как хлебной пристани в экономике края и т.д.), в ней содержится интересная информация о макарьевских сундуках. А. С. Гациский опубликовал сведения о материале, этапах производства сундуков, местах их сбыта и ценах. В работе отсутствует описание собственно сундуков и, уж тем более, их художественный анализ. Это и не было характерно для литературы того времени, к тому же автор преследовал другие цели.

Вероятно, в этом же подразделе следует упомянуть путеводитель, составленный А. П. Мельниковым8. На одной из страниц автор дал краткое описание макарьевского промысла: сведения о количестве мастеров, их продукции, масштабах производства, местах сбыта. Это весьма ценные сведения, однако с мнением А. П. Мельникова о том, что промысел возник благодаря «случайным обстоятельствам» согласиться сложно.

В 1889 году была опубликована заметка неизвестного автора в газете «Вятские губернские ведомости»9. Она содержит краткие сведения по истории и экономике макарьевского сундучного промысла: указаны места сбыта изделий, особенности их изготовления и декорирования. В работе отмечено: «Рисунки и разные украшения на сундуки приготовляются… самими мастерами. Технических приспособлений, в виде машин,… не было и нет…», в год делалось до 14 000 сундуков10.

Надо также упомянуть статью в газете «Нижегородская земская неделя», опубликованную в 1908 году11. В ней подробно рассказано о процессе изготовления «мороза» на жестяных листах, а также – о чеканке на них.

Пожалуй, основной публикацией по истории макарьевского сундука до сих пор остается солидная статья В. М. Федорова, изданная в 1890 году в Нижегородском сборнике12. Она не потеряла актуальность до настоящего времени. Работа В. М. Федорова содержит подробный рассказ по истории промысла. Автор неспешно повествовал о зарождении и развитии «дела» сундуков, его связях с ярмаркой, условиях жизни мастеров, видах их изделий («брусковые», «глухие» и «простые») и местах их сбыта, возможных перспективах промысла, его материалах и технологии. Заслуживает внимания несколько замечаний В. М. Федорова: о том, что жители Макарьева начали делать сундуки под влиянием уральских изделий, привозимых в XVIII веке на местную ярмарку13; о том, что сундучный промысел в Казани появился под влиянием макарьевских мастеров, которые переселились в этот город14; о том, что клейм на макарьевских сундуках никогда не было15. Также примечателен факт поставки сундучного «белья»16 в Макарьев из деревни Ликеево Нижегородского уезда. Художественная сторона производства в рассматриваемой статье почти не затронута, основное внимание уделено экономическому, техническому и организационному аспектам промысла. В. М. Федоров ограничился лишь замечанием, что «сундуки, вырабатываемые здесь {в Макарьеве – Г.П.}, вообще прочны, высшие сорта отличаются чистотой отделки, хотя несколько и тяжелы по весу»17. Описания различных видов сундуков, представленные исследователем, сегодня имеют немалое значение при атрибуции. Таким образом, статья В. М. Федорова – важный источник по истории макарьевского промысла.

Ценная информация о макарьевских сундучных заведениях и их хозяевах содержится в изданиях, связанных с Нижегородской ярмаркой. Следует особо выделить ежегодные выпуски «Отчетов о ходе торговли в Нижегородской ярмарке». В них не только приводятся подробные данные о числе, видах и ценах привезенных сундуков и шкатулок из четырех районов сундучного производства (Муромский уезд Владимирской губернии, г. Макарьев, Ново-Ликеевская волость Нижегородской губернии, Средний Урал), но и вкратце дается информация о положении в промыслах на текущий момент. «Отчеты» предоставляют возможность проследить динамику развития русского сундучного дела второй половины XIX – начала XX века, оценить его особенности и перспективы. Необходимо упомянуть и «Адрес-календарь Нижегородской ярмарки». Как правило, макарьевские сундуки здесь рассматривались в ряду продукции других центров.

Среди публикаций, касавшихся ярмарки, следует назвать и работу П. И. Мельникова, опубликованную в 1846 году18. Он разделил продаваемые на ярмарке сундуки на три вида: керженские или макарьевские, павловские и сибирские. Автор указал на зависимость возникновения макарьевского сундучного промысла от ярмарки при Макарьевском монастыре. Далее он привел краткое описание местных сундуков. Примечательно, что макарьевские и павловские изделия он описывал одинаково: «сундуки макарьевские и павловские – деревянные, окрашенные красной или голубой краской и окованные полосами листового железа, иногда просто покрытые лаком, иногда же грубо разрисованные разными цветными узорами»19. С обозначением росписи как «грубой» сегодня вряд ли можно согласиться, да и появление чемоданов не могло оказать «дурное влияние на эту промышленность» {сундучное производство – Г.П.}. Причины упадка были иные.

Статья Н. Н. Овсянникова20 интересна в другом отношении. Исследователь привел информацию о количестве привозимых макарьевских сундуков, их краткие описания и цены. Интересны его рассуждения о причинах высокого спроса на сундуки и успеха торговли ими со странами Средней Азии.

В статистической литературе II половины XIX века, например, в «Перечне фабрик и заводов» (1897), указаны объемы производства макарьевских сундучных «фабрик», их местонахождение и даты основания, количество работающих мастеров и проч. Значение подобных изданий переоценить трудно – они дают представление о масштабах сундучного промысла в Макарьеве и уезде, проясняют его роль в производстве сундуков и шкатулок в России. Множество конкретных имен хозяев мастерских и даты существования заведений стали известны только благодаря этим публикациям.

В известной книге Д. В. Прокопьева, посвященной промыслам Горьковской области, есть сведения о макарьевских сундуках21. Причиной появления производства сундуков исследователь считал необходимость упаковки ярмарочных товаров. Д. В. Прокопьев привел общие сведения о материале, из которого делались сундуки, художественных особенностях росписи, технологии изготовления «мороза» по жести и печатных узоров. Заслуживает особого внимания указание Д. В. Прокопьева на то, что макарьевские сундуки не отличались от павловских. При этом исследователь совершенно справедливо уточнил, что павловскими надо считать сундуки из близлежащих деревень Муромского уезда (хотя их названия сообщены ученым не совсем точно). Это замечание Д. В. Прокопьева свидетельствует не столько о тесных связях между сундучными центрами, сколько о том, что Нижегородская губерния (и часть Владимирской, позднее отошедшей к Нижегородской) – единый мощный очаг промысла, имеющий разные «оттенки» в некоторых местностях.

Особо следует выделить работу нижегородского исследователя Л. Ю. Варенцовой. Это подраздел о сундучном деле города Макарьева, входящий в монументальное издание «История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области»22. Автор на основе сведений из специальной литературы и архивной информации нарисовала впечатляющую картину развития сундучного промысла в городе Макарьеве и его округе. Речь идет о технике производства и его организации, участии мастеров в ярмарках, видах изделий. Также внимание уделено промыслу села Лысково, тесно связанного с городом Макарьевым. В этом селе делались металлические шкатулки, которые украшались «макарьевской окраской»; местные мастера изготавливали замки для макарьевских сундуков. Ценные статистические данные подтверждают выводы исследователя. Однако следует заметить, что ни макарьевские сундуки, ни лысковские шкатулки не анализировались Л. Ю. Варенцовой как художественные произведения, несмотря на название книги, в которой помещен рассматриваемый подраздел. Кроме того, отсутствуют ссылки на фундаментальную работу В. М. Федорова, которая в настоящее время не потеряла актуальности.

В 2017 году была опубликована статья О. И. Александровой и О. Н. Ляпаевой23. Она посвящена сундучной росписи села Раскаты, ранее относящегося к Макарьевскому уезду. Роспись пережила расцвет во II половине XX века. Авторы описали ее технологию, проанализировали художественные особенности и попытались выявить значение изображения куста (дерева), к которому постоянно обращались раскатовские мастера. Исследователи справедливо связали его с нижегородской свадебной обрядностью24.

Из новейших работ по истории макарьевского сундука следует указать на две публикации Г. А. Пудова. В 2021 году вышла в свет научная статья, посвященная историографии макарьевского сундука25. Автор вкратце проанализировал основные труды, так или иначе связанные с сундучным производством города Макарьева и его округи. Итогом статьи стало несколько выводов, не потерявших актуальности и сегодня, в частности, о том, что литература по истории макарьевского сундука не соответствует его значению для истории русского народного искусства.

Также в 2021 году опубликована статья, представляющая краткий очерк макарьевского сундучного промысла26. В ней намечены основные этапы истории производства, их особенности, проанализированы конкретные сундучные изделия. При рассмотрении технического и организационного аспектов промысла была взята за основу работа В. М. Федорова. Отличием статьи Г. А. Пудова от других публикаций по истории макарьевского промысла стало то, что сундук рассматривался исключительно как произведение народного искусства, а не как этнографический предмет27.

С производством сундуков в Макарьеве был тесно связан промысел в селе Лысково, которое находилось на другом берегу Волги. Мастера изготавливали замки для макарьевских сундучников, делали цельнометаллические шкатулки-сейфы28. С давних пор между Макарьевым и Лысково существовали отношения притяжения – отталкивания. А.C. Гациский писал о Лысково: «давно уже перещеголявшее свой несчастный уездный город Макарьев, убого съежившийся на противоположной луговой стороне Волги и с самого своего дня рождения завистливо поглядывающий и на хлебные амбары лысковские, и на богатые церкви его, и на все мужицкое превосходство перед ним Лыскова»29.

В настоящее время о лысковском промысле существует множество упоминаний в литературе. Однако обобщающего труда, в котором была бы представлена полная картина развития производства, не существует.

Некоторые сведения можно почерпнуть в каталогах и указателях выставок рубежа XIX – XX веков. Например, в указателе Всероссийской кустарно-промышленной выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в 1902 году, встречается информация о лысковских мастерах И. П. Ермакове, Ф. А. Пивоварове, В. С. Блинове, Е. И. Тюрине и А. В. Чуркине30. Указаны количество мастеров, сумма годового производства, места сбыта и проч. В частности, об Иване Петровиче Ермакове: «Мещанин. Сундуки. Годовое производство до 5000 рублей. Работает 14 наемных рабочих. Материал приобретает на Нижегородской ярмарке и в Макарьевском лесничестве. Изделия сбывает на Нижегородской ярмарке»31. Примечательны сведения о наградах В. С. Блинова: серебряная (Нижний Новгород, 1896) и бронзовая (Киев, 1897) медали32.

Одной из самых значительных публикаций о «делании» шкатулок в Лысково является раздел в книге М. В. Савельева о металлических промыслах Нижегородской губернии33. Автор обобщил информацию по истории зарождения производства, роли в нем владельца села и приглашенного тульского ремесленника, назвал количество мастеров-шкатулочников, виды их продукции («обыкновенная», «с секретом», «с двойным дном», «обитая внутри материей»), цены на нее. Также М. В. Савельев привел данные о технологии и организации промысла, инструментах мастеров. Интересны его рассуждения о причинах упадка производства. Особого внимания заслуживает замечание исследователя о том, что «окрашивание» шкатулок происходило не в Лысково, а в Макарьеве34. Это приводит к предположению об исключительно тесном взаимодействии мастеров в производстве сундуков и шкатулок. Возможно, следует именовать этот центр «макарьевско-лысковским» (по аналогии с «тагило-невьянским»). В работе М. В. Савельева, как во всех других земских изданиях, основное внимание уделено экономической, организационной и технологической сторонам промысла. Раздел о шкатулках завершен пессимистическим выводом о том, что спасти промысел могло бы только изменение технологии, но для этого нет «ни достаточных капиталов, ни надлежащих сил». Время показало справедливость этих слов исследователя.

Важная информация о лысковских мастерах содержится в названной книге Д. В. Прокопьева35. Исследователь подчеркнул значительную роль металлических произведений Нижнего Тагила в сложении искусства мастеров из Лысково, привел факты о весьма широком распространении макарьевских сундуков с лысковскими замками (встречались даже на границе с Афганистаном), раскрыл особенности декоративного оформления шкатулок36.

В выше рассмотренной работе Л. Ю. Варенцовой приведены ценные сведения о технологии лысковского промысла, об участии местных мастеров в выставках37.

Из последних по времени работ надо назвать следующие. Первая – это раздел о нижегородских металлических изделиях в каталоге выставки «Народное искусство Нижегородского края», проходившей в Русском музее в 2017 году38. Вкратце изложена история лысковского промысла, описана шкатулка мастера Ивана Гурьянова (1889), которая была представлена на выставке39. Автор раздела подчеркивал, что между производством сундуков в Макарьеве и металлическим промыслом в Лысково существовала неразрывная связь.

Вторая работа – статья М. Н. Косаревой о «персидских» шкатулках, опубликованная в сборнике научных трудов Государственного Эрмитажа40. В публикации речь идет о трех произведениях лысковских мастеров из этой музейной коллекции (Александра Пустобаева, Ивана Гурьянова и неизвестного мастера). Дано краткое описание истории и «промышленности» села, приведен анализ шкатулок как произведений прикладного искусства. В завершении работы автор сделал удачную попытку проследить основные закономерности в конструкции и декоре лысковских шкатулок. Исследователем отмечено: «конструктивные особенности предмета диктовались их функциональным использованием», «выбор орнаментального мотива, его расположение, соотнесение элементов, а также характер колорита несет признаки определенной местной художественной традиции» и «тип декора с некоторой вариативностью передавался из поколения в поколение, становясь определенным каноном для мастеров этого центра»41. Утверждение М. Н. Косаревой, что «в литературе о ремесленниках этого села можно встретить совсем немного сведений»42 не совсем верно. Информацию о мастерах можно нередко найти в различных публикациях. Для примера – названный ваше указатель петербургской выставки (1902) и книга краеведа А. Н. Мясниковой под названием «Это знаменитое село Лысково», вышедшая в свет в 2010 году43. Кроме того, вопреки замечанию М. Н. Косаревой, металлические шкатулки делали в Лысково и после I четверти XX века (в частности, произведения артели «Металлист» 1930-х годов). Тем не менее, названные неточности не лишают статью М. Н. Косаревой научной ценности, это – значительный вклад в изучение народных промыслов Нижегородской губернии.

Краткий обзор историографии макарьевского сундучного центра приводит к следующим выводам:

– литература по истории макарьевского сундука крайне бедна и не соответствует его значению для истории русского народного искусства; тем не менее, она отличается жанровым разнообразием;

– в статистической и краеведческой литературе сведения о промыслах, развивавшихся в Макарьеве и Лыскове, сухи и отрывочны;

– в земских публикациях мало затронута художественная сторона производства, чаще всего рассматриваются его технические, организационные и экономические аспекты;

– в литературе о макарьевско-лысковском центре явно недостаточно научных публикаций, в которых бы сундуки и шкатулки анализировались как произведения прикладного искусства;

– в настоящее время назрела необходимость создания общей картины развития этого сундучного центра, с привлечением историй различных мастерских, анализом связей промысла с другими очагами сундучного производства, уточнением карты распространения макарьевских сундуков и шкатулок.

Обилие сохранившихся изделий44, а также наличие статистических и архивных сведений, делает возможным изучение сундучного дела в Макарьеве и его округе. Следует подчеркнуть, что макарьевский сундук возможно изучать не только с экономической, технической и статистической сторон, но и с художественной. В массе изделий, имеющих исключительно историко-этнографическое значение, встречаются образцы, достойные стать в один ряд с выдающимися произведениями народного искусства.

Актуальность исследования очевидна в контексте роста интереса к истории русского сундука, который наблюдается в настоящее время. Выводы монографии – и в этом ее практическая значимость – могут быть использованы при реконструкции сундуков, атрибуции музейных предметов, в выставочной деятельности, а также при подготовке курса лекций по истории русского декоративно-прикладного искусства.

Хронологические рамки исследования: II половина XIX – I четверть XX века. Это время расцвета промысла, когда его особенности проявились наиболее ярко, отчетливо. Материалом исследования послужили произведения из государственных и частных музейных коллекций.

Загрузка...