Учитель Чхве Иго достал стопку бумаг и бросил их на стол так, чтобы продемонстрировать всю увесистость содержащихся на них знаний.
– Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово «психология»? Чжуён, как будущий психолог попробуешь рассказать нам?
Чжуён без малейших колебаний начала отвечать на вопрос:
– Конечно же, я сразу думаю про психологические тесты.
Учитель кивнул.
– Верно, и у меня такие же ассоциации. Когда представлялась, ты рассказала, что собрала уже целую коллекцию.
– Да, в соцсетях я постоянно выкладываю различные психологические тесты.
– Расскажешь нам, что это за тесты?
– Например, вчера я добавила тест, в котором, выбрав свой любимый фрукт, можно узнать свой характер. Вот мне нравятся бананы, а исходя из теста, люди, которым нравятся бананы, очень дружелюбны. Это точно про меня. Есть тесты, которые позволяют понять характер человека по походке, а также можно узнать про свою будущую вторую половинку по домашнему животному, которое тебе больше нравится. Когда я публикую психологический тест, мои друзья обычно пишут в комментариях, что у них все совпало.
Учитель многозначительно улыбнулся.
– Может, мы тоже проведем психологический тест? Тот тест, что я принес вам, немного длиннее, но зато он более точный. Ведь это нормально, что тесты, которые мы будем выполнять здесь, отличаются. Этот поможет вам узнать свой характер. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно подумайте, а затем обведите подходящий ответ. Когда вы закончите, передавайте тесты мне.
Учитель взял листы бумаги из своей стопки на столе и раздал их ребятам. Анна начала тщательно обдумывать вопросы. Всего их было двадцать. Девочка прочитала про себя первый вопрос: «Если бы вы могли поменять обои в комнате, какого бы цвета они были: 1) красные; 2) зеленые; 3) белые?» – «Ну, я люблю красный цвет, но если обои красные, то глаза будут болеть, да? Раз уж весна, может быть, выбрать зеленые?»
Немного посомневавшись, Анна обвела кружком вариант 3 как самый простой и подходящий.
Далее было еще много подобных вопросов. Если бы вы пошли смотреть фильм, но билеты на него оказались распроданы, куда бы вы отправились вместо этого? Если бы вы решили поставить в кабинете растения, какие бы вы выбрали? Как и сказал учитель, Анна обдумывала каждый вопрос и записывала свой ответ. В классе было тихо. Все сосредоточились на тесте.
Непонятно, сколько прошло времени. Ёни первым поднялся и передал свой листок учителю.
Остальные тоже один за другим сдали свои тесты. Анне было интересно, каков будет результат. Она уже проходила различные тесты в журналах, но в этот раз всё воспринималось иначе, казалось чем-то особенным, поскольку тест подготовил психолог. Преподаватель посмотрел ответы ребят, а затем вытащил из сумки еще одну кипу бумаг.
– Проанализировав ваши ответы, можно хорошо понять ваш характер. В общем, личности можно разделить на десять типов, и сейчас я вам расскажу, к какому типу относится каждый из вас. Однако вы не должны показывать свой тип соседу по парте, понятно?
Ученики кивнули, учитель начал раздавать всем по одному листку бумаги. На листе, который получила Анна, были написаны следующие слова:
Вы склонны критически относиться к себе.
Вы хотите нравиться окружающим и получать похвалу от других людей.
Хотя у вас есть слабые стороны, вы обладаете всеми возможностями, чтобы работать над недостатками и преодолеть слабости.
У вас есть скрытые нереализованные способности.
Вы хорошо контролируете свои эмоции, не показывая их другим, однако на самом деле вы много сомневаетесь и тревожитесь.
Временами вас охватывают серьезные сомнения: правильно ли вы поступили, верное ли решение приняли?
Вы предпочитаете умеренные изменения и разнообразие и недовольны, когда вас ограничивают и притесняют.
Вы гордитесь независимостью своего мышления: вы не готовы воспринимать утверждения другого человека всерьез, если они не обоснованы фактами. Вы не считаете разумным быть слишком честным с другими людьми.
Иногда вы экстраверт, добрый и общительный, а иногда в вас наблюдаются интровертивные черты – вы осторожны и сдержанны.
Некоторые из ваших стремлений, как правило, немного нереалистичны.
Анна читала текст, и ее удивление росло. «Вау, это же про меня!» – думала девочка.
Вопрос вызывала только строчка «Вы гордитесь независимостью своего мышления».
Учитель сказал:
– Вы прочитали результаты теста, как вам? Попробуйте оценить правдивость от 0 до 5 баллов: «Это описание идеально мне подходит» – 5 баллов; «Описание достаточно точно меня описывает» – 4 балла; «Это что-то среднее» – 3 балла; «Чуть-чуть походит на меня» – 2 балла; «Скорее нет, чем да» – 1 балл; «Все неправда» – 0 баллов. Итак, у кого 5 баллов, поднимите руки!
Сначала Анна хотела дать 4 балла, но, подумав еще раз, решила поставить все 5: «Тест прав, я действительно человек с независимым мышлением. Так что я могу гордиться собой».
Анна подняла руку. Вслед за ней руку подняли Ёни, Чжуён и Сона.
– Четверо поставили пять баллов. Остался только Чончан. Сколько баллов дал бы ты?
Чончан начал неспешно отвечать на вопрос учителя:
– Четыре балла. До пяти, конечно, не дотягивает, но, думаю, многое сходится.
Сона, которая любит математику, вмешалась:
– Итого средняя оценка – 4,8.
– Ого, да это же очень высокий балл! Значит, этот психологический тест точен? Теперь обменяйтесь своими листочками и прочитайте, что получилось у других.
Ёни отдал свой тест Анне, которая передала свой листок Чжуён. Когда Анна увидела тест Ёни, она была ошеломлена. Там был написан тот же самый текст, что и у нее, результаты совсем не отличались. «Как это могло произойти? Характер Ёни сильно отличается от моего».
Остальные ученики выглядели такими же удивленными. Отовсюду слышались возгласы:
– О, так это то же самое!
Анна взглянула на листок, который держал Ёни. Тест принадлежал Сона, но, как и ожидалось, ничем не отличался от других. У Ёни также было озадаченное выражение лица.
Сона спросила учителя:
– Учитель, я смотрела тест девятиклассника, который сидит вон там, и хочу сказать, что он схож с моим. У нас всех что, одинаковый характер?
– Хм-м, ха-ха! – раздался внезапный смех учителя. – Я вас одурачил! Дело в том, что я заранее подготовил для вас результаты. Что бы вы ни выбрали в тесте, вы получили бы этот результат.
Ёни, желавший показать свое недовольство, тихим голосом сказал:
– Учитель, вы сейчас подшучиваете над учениками?
– Эй, я прямо начинаю чувствовать себя плохим человеком, когда вы так говорите. Что ж, вы не просто выполняли тест – вы участвовали в психологическом эксперименте. Впервые его провел в 1948 году американский психолог Бертрам Форер. Он раздал своим студентам тест, который должен был раскрыть личность каждого, однако вместо индивидуальной личностной характеристики все студенты получили одинаковые результаты. Те же результаты раздал вам и я. Говорят, эту характеристику Форер выбрал наугад из астрологического прогноза. Знаете, во сколько баллов те студенты оценили правдивость данного результата? В среднем оценка составила 4,26 балла. Они, как и вы, подумали, что результат очень точен и хорошо описывает их многогранную личность. Как же такое могло произойти?
Чжуён, уже не так уверенно, как прежде, начала говорить:
– В-возможно, если поближе изучить характеры разных людей, окажется, что они похожи?
Учитель, по-прежнему улыбаясь, покачал головой:
– Такого быть не может. Мы все разные, обладаем отличными друг от друга чертами характера. Однако, безусловно, у нас есть некие универсальные черты, которые есть у каждого. Для примера давайте разберем строчки из характеристики, которую вы получили. «Иногда вы экстраверт, добрый и общительный, а иногда в вас наблюдаются интровертивные черты» – все видели эту строчку? Такая особенность характерна для каждого из нас. Ребенок, активный в игре со своими друзьями, может быть замкнут, находясь в обществе взрослых, тихий в школе ученик, вернувшись домой, может болтать без умолку. Причина, по которой вы так высоко оценили тест, заключается в том, что вы приняли эти универсальные черты за то, что может быть присуще только вам.
Бертрам Р. Форер (1914–2000) – американский психолог. Известен тем, что провел психологический эксперимент, который показал правдивость эффекта Барнума. Данный эффект часто является основанием для критики различных тестов и псевдонаук. Эффект Барнума также называют эффектом Форера по имени этого американского психолога.
Анна перечитала описание еще раз. После объяснения учителя результат действительно выглядел слишком расплывчатым и неясным, чтобы описать ее характер.
Учитель продолжил:
– В психологии это явление называется эффектом Барнума, или эффектом субъективного подтверждения. Финеас Барнум, живший в XIX веке, заметил, что люди склонны верить расплывчатым предсказаниям, и стал использовать эту особенность психики в цирковых номерах. Мы попадаем под эффект Барнума не только в психологических тестах, но и в других ситуациях. Привести вам пример?
Ёни хлопнул ладонью по столу и произнес:
– Гороскопы! Сегодня на любом интернет-портале вам запросто предскажут, удачным окажется день или нет. Недавно мне предсказали, что меня ждет трудная задача, и действительно, в тот день дали очень сложную домашнюю работу, настолько сложную, что я весь измучился. Тогда я подумал: «Какой точный гороскоп!» Но сейчас вот понял, что на самом деле у меня всегда от домашних заданий болит голова. Ха-ха, похоже, что этот гороскоп более или менее подошел бы любому человеку.
Анна тоже нашла что сказать:
– Характеристика человека по группе крови. У меня вторая группа крови. Говорят, что люди с этой группой застенчивы. Конечно, отчасти я и правда застенчива, но многие мои друзья стеснительны, хотя у них другая группа крови. Несмотря на это, я всегда верила, что описание личности по группе крови верное. Это тоже эффект Барнума, не так ли?
Учитель кивнул, у него было довольное выражение лица.
– Да, правильно. Смотрю, вы хорошо поняли, что такое эффект Барнума. Было бы здорово, если бы и взрослые, обращающиеся к гадалкам в случае каких-либо проблем, знали про это явление.
Чжуён, которая, казалось, глубоко погрузилась в свои мысли, сказала:
– Учитель, тогда все тесты, которые я собрала на своей страничке, – фальшивка, так?
– Кто знает. Я бы не стал употреблять слово «фальшивка», это немного преувеличение. Я не думаю, что эти психологические тесты плохие. И не считаю, что нужно избавляться от гороскопов и всего такого. Если они помогают развеять скуку, что в этом плохого? Но надеюсь, что вы не будете наивно полагать, что такие тесты и гороскопы – то же самое, что психологическая наука. И не станете думать, что поняли себя или другого человека, основываясь на результатах тестов. Человеческая психика не так проста, поэтому не стоит принимать результаты тестов за чистую монету, в особенности, Чжуён, тебе, ведь ты собираешься стать психологом, не так ли?
Чжуён кивнула и бодрым голосом ответила:
– Да, я понимаю!
Тогда Сона задала вопрос:
– Я никогда не верила предсказаниям судьбы, гороскопам и характеристикам по группе крови. До науки таким предсказаниям очень далеко. Но есть ли способ узнать про свой характер при помощи научно обоснованного метода?
– Конечно! Есть, например, тест Майерс – Бриггс (MBTI), который позволяет проанализировать характер, тест Холланда на профориентацию – такие тесты разрабатываются учеными в течение длительного времени. И даже этим тестам нельзя слепо верить, но, чтобы узнать себя получше, пройти один раз все же стоит. Ну что, а теперь давайте сделаем перерыв, а затем перейдем к другой теме?
Как только объявили перерыв, Анна задала Ёни вопрос, который не давал ей покоя все это время:
– Ёни, вот на листочке написано: «Временами вас охватывают серьезные сомнения: правильно ли вы поступили, верное ли решение приняли?» – я, прочитав это предложение, подумала, что это обо мне. Ты же знаешь, что в последнее время меня мучат сомнения насчет моего дальнейшего пути. Но почему ты, тот, кто точно знает, что хочет стать знаменитостью, оценил тест на 5 баллов? Ты же не волнуешься об этом.
Ёни неловко улыбнулся и ответил:
– Эй, это просто так кажется, потому что я постоянно веселюсь и бездельничаю, но на самом деле у меня так же много переживаний. Я представляю, как трудно стать кумиром публики. Более того, мой отец до сих пор не одобряет мою мечту. Как тут не беспокоиться? Иногда я задаюсь вопросом: правильно ли то, что я решил стать знаменитостью? Правда, ответ на этот вопрос всегда «да», хи-хи.
– Верно, Ёни, кому, если не тебе, быть знаменитостью?
Анна похлопала друга по плечу. Ей было искренне жаль, что она так погрузилась в свои заботы и даже не заметила, что ее друг тоже беспокоится о будущем, как и она. Анна поняла: «Я не единственная в мире, кто переживает о будущем. Если бы не этот психологический эксперимент, я бы так и не поняла истинных чувств Ёни. Я точно не зря записалась в "Субботний психологический клуб!"»
После перерыва учитель Чхве Иго вернулся в кабинет и написал на доске: «Могут ли ученики приносить в школу сотовые телефоны?» Затем повернулся к ребятам и сказал:
– В наши дни у всех учеников средней школы есть сотовые телефоны, не так ли? Есть ли среди вас кто-нибудь, у кого его нет?
Никто не поднял руку. У Анны, конечно же, был сотовый телефон. Правда, она немного расстраивалась, что это не совсем новая модель.
Сона начала говорить таким тоном, словно была самой умной:
– У меня появился недавно, как раз когда я пошла в среднюю школу, что весьма поздно для нынешнего времени. Когда я училась в начальной школе, у многих моих одноклассников уже были мобильные.
– Кстати, я слышал, в средней школе Симнан запрещено приносить сотовые телефоны?
На вопрос учителя Чжуён ответила с таким выражением лица, будто она знала все о школе, собственно, как и подобало ученице 9 класса.
– Нет, конечно! Все оставляют телефоны дома только в первое время, а потом носят как обычно. Главное, чтобы он не зазвонил на уроке.
– Выходит ты, Чжуён, думаешь, что можно проносить телефон в школу?
– Это не совсем так. Есть дети, которые отвлекают одноклассников, отправляя сообщения прямо во время урока. Такое кажется мне не очень правильным.
Сона решила вмешаться в разговор:
– Говорят, что электромагнитные волны мобильного телефона могут плохо влиять на мозг. Я прочитала это в научном журнале.
– Чжуён и Сона одобряют правила школы, а что думают другие? – спросил преподаватель, поглядывая в сторону Анны, Ёни и Чончана.
Анна была не согласна. В прошлом году она случайно положила телефон на стол, и его отобрал классный руководитель. Из-за этого Анна не могла обмениваться сообщениями с друзьями и, что немаловажно, не могла связаться с родителями, которые часто задерживались на работе допоздна.
– Я думаю, что брать с собой сотовый телефон – это нормально. Ведь внезапно может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Ёни был согласен с Анной:
– А после уроков, если я захочу встретиться со своими друзьями, будет трудно назначить встречу без мобильного телефона.
– Все учителя ходят с мобильными телефонами, а ученикам запрещено – да это посягательство на права человека! – сказал Чончан, и Анна украдкой оглянулась на него. После его слов, а особенно упоминания прав человека, он казался ей еще более крутым.
Когда все высказались, учитель произнес:
– Этот вопрос был затронут в финале конкурса молодежных дебатов, который недавно проходил. Я покажу вам, о чем говорили ваши сверстники. Внимательно смотрите и еще раз подумайте о своей позиции.
– Учитель, вы случайно не пытаетесь снова обхитрить нас? – ворчливо спросил Ёни.
– Ха-ха-ха, нет-нет. Это настоящая запись обсуждения, которую я попросил организаторов предоставить мне. Но, конечно, это задание также включено в психологический эксперимент. А что за эксперимент, вы узнаете совсем скоро.
Учитель включил видео, которое отображалось с помощью проектора. Две команды, в каждой по три человека, устроили по-настоящему жаркую дискуссию. Ученики четко сформулировали свои позиции, как и должно быть в финале соревнований по дебатам. В словах обеих команд прослеживалась логика.