Строительная отрасль традиционно играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, выступая одним из ключевых драйверов экономического роста, модернизации инфраструктуры и повышения качества жизни граждан. От эффективности работы строительного комплекса напрямую зависит реализация масштабных национальных проектов в сфере жилищного строительства, транспорта, энергетики, промышленности, социальной инфраструктуры. Строительство во многом определяет территориальную целостность и связанность страны, обеспечивая создание современной, комфортной и безопасной среды для жизни и деятельности людей.
В последние годы строительный комплекс России демонстрирует устойчивые рост и развитие, наращивая объемы работ и вводимых объектов. Так, в 2023 году объем строительных работ в стране превысил 10 трлн рублей, а совокупный вклад отрасли в ВВП составил около 6 %. В сфере жилищного строительства установлен рекорд последних лет – введено свыше 100 млн кв. м жилья. Активно развивается транспортная инфраструктура: только в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году построено и реконструировано более 16 тыс. км автодорог. Продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов, таких как модернизация БАМа и Транссиба, строительство автомагистрали М-12 Москва – Казань, развитие Северного морского пути.
В то же время, несмотря на очевидные позитивные тенденции, строительный комплекс России сталкивается с серьезными вызовами, многие из которых носят структурный, долгосрочный характер. Износ основных фондов в отрасли превышает 50 %, остро стоит проблема внедрения инноваций и повышения производительности труда. Сохраняются высокие административные барьеры, негативно влияющие на бизнес-климат в строительстве. Существенные сложности связаны с дефицитом квалифицированных кадров, падением престижа рабочих профессий. Нарастают диспропорции в территориальном развитии стройкомплекса – основные ресурсы и проекты концентрируются в крупных городах и агломерациях.
В связи с этим стратегической задачей государства становится формирование комплексной политики модернизации и устойчивого развития строительной отрасли, основанной на четком целеполагании, эффективной координации всех участников, мобилизации необходимых ресурсов и компетенций. Ключевые приоритеты такой политики – стимулирование инноваций и цифровой трансформации отрасли, обеспечение кадрового потенциала будущего, снижение административных барьеров и развитие государственно-частного партнерства, повышение вклада стройкомплекса в пространственное развитие и сбалансированное обустройство территорий. При этом центральной, объединяющей задачей должно стать повышение качества и комфорта среды жизнедеятельности людей – будь то жилье, социальные объекты или инфраструктура.
Именно человек, его безопасность и благополучие, всестороннее развитие и реализация потенциала должны стать абсолютным приоритетом в развитии строительного комплекса, главным мерилом успешности всех проектов и программ. В этом – высшая миссия и смысл строительства как созидательной деятельности, призванной обеспечить достойную жизнь нынешним и будущим поколениям. И успех в ее реализации критически зависит от эффективного взаимодействия государства и профессионального сообщества, науки и образования, бизнеса и общественных институтов.
Строительная отрасль России, обладая колоссальным потенциалом и богатыми традициями, сегодня сталкивается с целым рядом серьезных проблем и противоречий, сдерживающих ее дальнейшее развитие. И без их решительного преодоления, системной модернизации всего строительного цикла – от проектирования до эксплуатации объектов – будет невозможно адекватно ответить на ключевые вызовы современности, обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и эффективность отрасли.
Одним из наиболее острых вопросов является технологическое отставание строительного комплекса, медленное внедрение передовых разработок и решений. Сегодня на стройках по-прежнему доминирует ручной, низкоквалифицированный труд, остается высокой доля устаревших, энерго- и материалоемких технологий. Цифровизация отрасли, автоматизация и роботизация производственных процессов носят фрагментарный, точечный характер. BIM-проектирование и системы интеллектуального управления зданиями, аддитивные технологии и новейшие материалы пока что являются скорее исключением, чем правилом для российских строителей.
Не меньшей проблемой становится и низкий уровень производительности труда в строительстве, который составляет лишь около 40 % от показателей ведущих стран. Во многом это обусловлено значительной степенью износа основных фондов – по некоторым оценкам, он превышает 50 %. Сказывается и дефицит квалифицированных кадров, старение и недостаточная мотивированность рабочих. Средний возраст работников строительных специальностей в России приближается к 45 годам, а престиж рабочих профессий остается крайне низким. При этом система профессионального образования и повышения квалификации не успевает за стремительно меняющимися запросами отрасли.
Серьезным барьером на пути развития стройкомплекса остаются и административно-бюрократические препоны, излишние и противоречивые требования контрольно-надзорной деятельности. Несмотря на ряд принятых в последние годы мер по снижению административного давления на бизнес, совокупные издержки на получение разрешительной документации в строительстве достигают 3–5 % от стоимости проекта, а сроки согласований – до 2 лет и более. В результате инвестиционно-строительный цикл неоправданно затягивается, подрывается экономика проектов, тормозится выход на рынок новых игроков.
Следствием указанных проблем становится и недостаточная конкурентоспособность российских строительных компаний на глобальном рынке. Доля РФ в мировом экспорте строительных услуг по итогам 2023 года составила лишь около 1 %. Российские подрядчики слабо представлены в международных инфраструктурных проектах, испытывают сложности с выходом на наиболее емкие и перспективные региональные рынки – Азии, Африки, Латинской Америки. Причем проблема заключается не только в дефиците компетенций или финансовых ресурсов, но и в недостаточной поддержке экспортных усилий бизнеса со стороны государства.
Накопившиеся структурные дисбалансы препятствуют и гармоничному пространственному развитию России, эффективной реализации потенциала ее территорий. Основные объемы строительства концентрируются в крупных городах и агломерациях, тогда как малые города и сельские поселения испытывают острый дефицит современного и качественного жилья, базовой инфраструктуры. Различия в уровне и динамике развития стройкомплекса между регионами-лидерами и аутсайдерами достигают десяти раз и более. При этом отраслевая и региональная политика в строительстве зачастую носит фрагментарный, несистемный характер, слабо учитывает специфику отдельных территорий и секторов.
Таким образом, ключевая задача сегодня – обеспечить комплексную, системную трансформацию строительной отрасли России, затрагивающую все ее компоненты и базирующуюся на долгосрочной стратегии развития. В ее основу должны лечь модернизация технологической базы стройкомплекса, цифровизация всех этапов жизненного цикла объектов, внедрение инноваций и повышение конкурентоспособности. Необходимо сформировать современную систему подготовки и переподготовки кадров для строительства, стимулировать приток молодых специалистов в отрасль. Наконец критически важны институциональные изменения, устранение избыточных административных барьеров, повышение уровня доверия и кооперации между государством и бизнесом.
Очевидно, что дальнейшее развитие строительного комплекса России, преодоление существующих проблем и узких мест требует разработки и целенаправленной реализации долгосрочной отраслевой стратегии. Стратегии, базирующейся не только на объективном анализе современного состояния и ключевых трендов, но и на проактивном, амбициозном видении будущего. Будущего, в котором развитие передовых технологий и инновационного потенциала строительства сочетается с непреходящими гуманистическими ценностями, приоритетами безопасности и устойчивого пространственного развития. И формируя это видение, мы должны ориентироваться на стратегические национальные цели, задачи повышения качества жизни и реализации человеческого капитала.
Ключевая цель развития стройкомплекса России на период до 2030 года – формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли, способной эффективно обеспечивать устойчивое пространственное развитие страны, строительство качественной и комфортной инфраструктуры для жизни человека. Ее достижение предполагает последовательную работу по нескольким стратегическим направлениям.
Первое – ускоренная технологическая модернизация строительной отрасли на основе массового внедрения BIM-технологий, аддитивных и роботизированных систем, технологий «умного» строительства. Уже с 2024 года практически все проекты капитального строительства в стране должны осуществляться с применением технологий информационного моделирования, а доля предприятий, использующих цифровые инструменты в производственных процессах, превысит 50 %. Масштабная цифровая трансформация позволит значительно повысить прозрачность и управляемость строительных проектов, сократить сроки работ и издержки.
Второе – кардинальное повышение производительности труда в строительстве, которая к 2030 году должна увеличиться не менее чем в 1,5 раза к текущему уровню. Решение этой задачи неразрывно связано с масштабным обновлением основных фондов – в течение 10 лет инвестиции в техническое перевооружение отрасли должны возрасти не менее чем втрое. При этом приоритетом необходимо сделать развитие отечественных производств современных строительных материалов и оборудования, снижение зависимости от импортных поставок. Ключевую роль в росте производительности труда сыграет и формирование эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для строительного комплекса.
Третье – снижение административных барьеров и создание благоприятной институциональной среды для инвестиций и инноваций в строительстве. В течение ближайших 3–5 лет необходимо радикально упростить и ускорить процедуры согласований и разрешений в отрасли, сократить их совокупные сроки как минимум вдвое. Одновременно требуется внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, переход к преимущественно профилактической модели регулирования. Важнейшую роль должна сыграть и цифровизация взаимодействий строительного бизнеса и государства – перевод максимального числа процедур и услуг в электронный вид.
Четвертое – существенное наращивание экспорта строительных услуг и повышение глобальной конкурентоспособности российского стройкомплекса. К 2030 году объем зарубежных контрактов отечественных строительных компаний должен возрасти не менее чем в 3 раза, а доля России в мировом экспорте строительных услуг – достигнуть 3–4 %. Приоритет – расширение присутствия на наиболее емких и динамичных рынках Азии, Африки, Латинской Америки.