Глава 3 Саморегулирование страхового рынка в Российской Федерации

Во многих научных работах отмечается «многоуровневость» регулирования страхового рынка. Выделяют три уровня регулирования страхового рынка:

• 1-й уровень – сфера индивидуального или договорного саморегулирования;

• 2-й уровень – сфера общественного саморегулирования;

• 3-й уровень – сфера государственного регулирования.

Первый уровень назван уровнем договорного саморегулирования и реализуется в процессе купли-продажи страховых услуг, на втором уровне реализуется общественное рыночное саморегулирование, а на третьем – государственное регулирование страхового рынка.

Договорное саморегулирование связано с экономической сущностью страхования, которое в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определено как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет других средств страховщиков.

Страхователь, выступая субъектом страховых правоотношений, заинтересован в поиске страховщика для формирования страхового фонда, из которого при наступлении страхового случая ему будет произведена выплата, то есть между страховщиком и страхователем возникают договорные отношения купли-продажи риска или страхового покрытия.

Наличие договорных или рыночных отношений позволяет рассматривать сферу индивидуального саморегулирования в страховании как частный пример регулирования посредством рыночного равновесия, возникающего в условиях сбалансированности спроса и предложения.

Потребность в государственном регулировании страховой деятельности определяется двумя важнейшими факторами: необходимостью защиты интересов граждан и государства, а также поддержанием социальной стабильности общественных отношений (управление социальными рисками в обществе).

К основным направлениям государственного регулирования страховой деятельности относятся:

• Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования страхового рынка;

• Государственный надзор за страховой деятельностью;

• Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма;

• Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.[26]

Функции нормативно-правового регулирования и выработки государственной политики в сфере страхования возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

Статья 30 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет, что «государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела».

Единство самоорганизации (а в дальнейшем и саморегулирования) и государственного регулирования создает общую систему регулирования страхового рынка, направленную на более эффективное достижение социально-экономических задач страхования (рисунок 3.1)

Вначале самоорганизация, а впоследствии и саморегулирование является одним из элементов многоуровневой системы регулирования страхового рынка, сущность которого составляет комплекс экономических и административно-правовых отношений, с одной стороны, между участниками страхового рынка и объединениями страховщиков, с другой стороны, между объединениями страховщиков и государством.

При этом саморегулирование страхового рынка понимается как его регулирование в целом или отдельных составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, осуществляемое либо по добровольному их согласию, либо обусловленное соответствующем законодательством.

Несмотря на то, что развитие процессов саморегулирования является одним из основных направлений государственной политики в области страхования, вопрос второго уровня регулирования на страховом рынке – общественного саморегулирования – наименее проработан.


Рис. 3.1 Причины возникновения и функционирования государственного регулирования и самоорганизации (саморегулирования) на страховом рынке

Источник: Павлова Н.А., Цыганов А. А. Предпосылки появления института саморегулирования на страховом рынке// Финансы.-2011.-№ 5


Давая определение понятию «саморегулирование страхового рынка», можно сказать, что это «регулирование страхового рынка в целом или отдельных его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, осуществляемое либо по добровольному их согласию, либо обусловленное соответствующем законодательством».

Данное определение позволяет сформулировать сущность саморегулирования на страховом рынке как систему экономических и административно-правовых отношений, с одной стороны, между участниками страхового рынка и объединениями страховщиков, с другой стороны, между объединениями страховщиков и государством.

Необходимо отметить, что саморегулирование является наряду с государственным регулированием эффективным механизмом контроля и развития страхового рынка. В то же время саморегулирование ограничено государственным регулированием, так как осуществляется в рамках действующего законодательства, его дополняет и конкретизирует, а также иногда ужесточает требования по сравнению с госрегулированием.

Несмотря на отсутствие на данный момент законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, в том числе и на страховом рынке, элементы саморегулирования активно используются в страховании, а их организационно-правовой формой выступают объединения и общественные организации страховщиков и страхователей.

Организационно-экономической формой саморегулирования на страховом рынке выступают объединения страховщиков, создаваемые, как правило, в форме союзов или ассоциаций. Их деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ».

От эффективности деятельности объединений страховщиков зависит эффективность саморегулирования как важнейшего механизма регулирования страхового рынка.

В целом, объединения страховщиков, являясь организационно-экономической формой саморегулирования, выступают неотъемлемым субъектов страхового рынка Российской Федерации, и отражают потребности страховых компаний и государства в саморегулировании страховых отношений.

При определении формы саморегулирования необходимо учитывать, что при прочих равных условиях инвестиции в систему регулирования тем выгоднее, чем менее эластичен спрос по цене и более чувствителен спрос к ожидаемому качеству товаров.

Эластичность спроса по цене на страховые услуги зависит от вида страхования и предложения страховой компании. Примеры экспериментального определения эластичности спроса по цене применительно к страховым услугам в научной литературе отсутствуют практически полностью. Но некоторые исследования свидетельствует о высокой эластичности спроса по цене на страховые услуги, особенно по автострахованию. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам страхования, в частности, за счет физических лиц.

В то же время цена на полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определена законодательно и не может измениться. Спрос на ОСАГО также фиксирован законодательно и связан с владением и использованием автомобиля. Следовательно, эластичность спроса по цене на услуги ОСАГО в современной законодательной среде отсутствует.

Эластичность спроса страховой услуги в зависимости от качества определить практически невозможно в силу отсутствия критериев по качеству страховой услуги и методов его измерения.

Если предположить одинаковую эластичность спроса по качеству у страховых услуг ОСАГО и добровольного автострахования, то более низкая эластичность спроса по цене у услуг по ОСАГО позволяет сделать вывод о более эффективном использовании механизмов саморегулирования на рынке ОСАГО по сравнению с рынком добровольного автострахования.

В настоящий момент на страховом рынке действует государственная модель саморегулирования (делегированное саморегулирование), реализованная в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств через создание Российского союза страховщиков и обязательностью членства страховщиков в нем.

В добровольной модели саморегулирования страховые компании – члены саморегулируемой организации делегируют ей права на выполнение ряда функций, в частности:

• Разработку системы правил и стандартов деловой практики;

• Осуществление мониторинга за соблюдением этих стандартов;

• Создание внесудебного разрешения споров как между членами, так и между членами и потребителями страховых услуг;

• Защиту законных интересов членов саморегулируемой организации во взаимоотношениях с государством;

• Сбор и обработку необходимой информации.

Следует четко понимать, что саморегулирование направлено в первую очередь на защиту интересов бизнеса в сфере компетенции данного саморегулирования и, соответственно, организации вступают в саморегулируемые организации и уплачивают взносы в целях получения определенных конкурентных и иных преимуществ.

К основным задачам саморегулируемых организаций (СРО), в том числе на страховом рынке, обычно относят:

♦ лоббирование, представление и защита интересов участников СРО в министерствах и ведомствах России и субъектов федерации;

♦ разработка коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности;

♦ согласование этих стандартов с заинтересованными государственными органами;

♦ развитие деятельности, являющейся сферой компетенции СРО;

♦ экспертиза проектов законодательных и нормативных актов, относящихся к сфере деятельности СРО;

♦ разработка положений, способствующих возникновению и утверждению деловой этики;

♦ организация и поддержание деятельности системы внесудебного разрешения споров, в т. ч. третейских судов;

♦ обеспечение информационной прозрачности членов СРО, в том числе, организация сбора и хранения информации об участниках СРО;

♦ методологическая работа по вопросам, относящимся к сфере компетенции СРО;

♦ разработка и поддержание отраслевых образовательных стандартов, организация профессионального обучения и аттестации сотрудников членов СРО;

♦ осуществление непрерывного контроля и надзора за соблюдением стандартов СРО;

♦ контроль качества работы членов СРО, в том числе защита прав потребителей;

♦ контроль профессиональной деятельности членов СРО, а также служебной деятельности их должностных лиц на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и установленных СРО правил и стандартов;

♦ разработка при необходимости применение мер воздействия на нарушителей правил СРО;

♦ разработка правил вступления в СРО, приостановления членства, добровольного выхода и исключения из членов;

♦ формирование рыночной инфраструктуры в сфере компетенции СРО;

♦ взаимодействие со СРО, созданными на других рынках;

♦ сотрудничество с зарубежными и международными организациями и др.

Контроль со стороны государства сосредотачивается на СРО, специально созданной в целях организации саморегулирования, к которой в рамках учредительного договора, подписанного при создании, переходят часть прав учредителей, а государство делегирует часть полномочий, тем самым утверждая взаимный характер обязательств между государством и СРО, а также подтверждая статус СРО как представителя соответствующего профессионального сообщества.

При разработке концепции саморегулирования на каком-либо рынке следует определить принципы, которые будут заложены в основу. В частности следует определить:

♦ добровольность или обязательность членства в СРО для профессиональных участников рынка,

♦ количество СРО на одном рынке,

♦ объем передаваемых СРО от государственных органов полномочий;

♦ возможность и объемы дублирования деятельности СРО и государственных органов управления;

♦ степень независимости СРО от государственных органов;

♦ величину ответственности членов СРО друг за друга, за деятельность СРО, а также ответственность СРО за деятельность своих членов.

В отношении страхового рынка не так давно один из принципов – количество СРО на рынке обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств – довольно активно дебатировался. По итогам обсуждения и с учетом разъяснений законодательства победила точка зрения о единственности такого объединения страховщиков – Российского союза автостраховщиков (РСА). Основным доводом в пользу единственности РСА стала необходимость формирования гарантийного фонда на случай банкротства страховщика и организации выплат пострадавшим в случае отсутствия виновника. Понятно, что организация данной работы в рамках нескольких саморегулируемых организаций несравненно сложнее. Однако остались аргументы в пользу наличия нескольких саморегулируемых организаций, которые будут рассмотрены ниже.

То, что для успешного развития страхового дела необходимо сочетание механизма его саморегулирования и государственного регулирования, понималось еще в середине 1990-х гг. Одновременно с этим в России стали развиваться союзы страховщиков на уровне федерации и регионов. В то время под саморегулированием страхового рынка понималась выработка организациями страховщиков определенных правил поведения на рынке, соответствующих целям и сущности страхования (кроме норм, установленных законодательством), укрепление авторитета страхового дела в целом через улучшение работы каждой компании (общества). В настоящее время понимание расширилось, дополнившись признанием факта возможности исполнения некоторых функций государственного регулирования и страхового надзора саморегулируемыми организациями.

Концепция саморегулирования на страховом рынке должна основываться на понимании того факта, что благоприятные условия для развития страхового рынка складываются в процессе функционирования механизмов конкурентного рынка, самостоятельной политической и экономической деятельности страховых компаний и их объединений. При этом требуются механизмы, способствующие положительным институциональным изменениям – институциональному развитию, когда факторы развития складываются в упорядоченную систему, а влияние факторов, ограничивающих свободу предпринимательства и конкуренцию, было бы минимизировано. Такими механизмами могут быть институты государственного регулирования и саморегулирующиеся организации. Сочетание государственного регулирования и саморегулирования должно снизить возможное отрицательное влияние некомпетентности государственного аппарата.

Специфика страхового рынка бесспорно будет отражаться на функциях СРО страховых компаний.

Важно отметить, что на страховом рынке «саморегулирование» происходит в среде продавцов страховой услуги и с их позиций. Покупатели пока довольно пассивны: хотя союзы страхователей создавались, их воздействие на рынок невелико. Выделяются следующие объективные предпосылки внедрения элементов самоуправления на страховом рынке в Российской Федерации:

♦ недостаточное техническое развитие и совершенствование методики страхового надзора по сравнению с темпами роста страхового рынка, ассортимента страховых услуг и, как следствие, невозможность динамичного реагирования со стороны надзора на его потребности;

♦ необходимость формирования профессиональных барьеров для недобросовестных участников страхового рынка, т. к. доверие страхователей – важнейший фактор в увеличении продаж страховых продуктов;

♦ достижение страховой отраслью уровня, достаточного для налаживания профессиональных связей на международном уровне и с другими профессиональными союзами;

♦ потребность в конструктивном диалоге страховщиков и страхователей для дальнейшего совершенствования страховых продуктов;

♦ формирование на уровне Всероссийского союза страховщиков (ВСС) элементов самоуправления.

В дополнение к данным причинам следует выделить:

♦ социализация страховых отношений в связи с реализацией обязательного страхования ответственности владельцев;

♦ рост экономики России и, соответственно, повышение жизненного уровня населения и его страховых интересов;

♦ формирование предпосылок роста рынка реального накопительного страхования жизни;

♦ обсуждение новых капиталоемких видов обязательного страхования (страхование ответственности устроителей массовых мероприятий, отдельных категорий товаропроизводителей за качество товаров, работ (услуг), страхование на случай террористических актов и т. д.),

♦ либерализация допуска иностранных страховых компаний на внутренний российский страховой рынок.

Одной из наиболее обсуждаемых проблем деятельности страхового надзора в России является лицензирование страховых продуктов. Вполне понятно, что явным признаком поддержки государством СРО на страховом рынке будет являться передача функций лицензирования новых страховых продуктов и/или вновь создающихся страховых компаний, желающих вступить в СРО. В данном случае важно, чтобы у страховщика была альтернатива: пройти обычную процедуру лицензирования в уполномоченном государственном органе или обратиться в саморегулируемую организацию.

Загрузка...