Глава 3. Оптимизация налогообложения за счет страхования

3.1. Медицинское страхование

Согласно Закону № 1499-1 от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование бывает двух видов: обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования. Оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе добровольного желания граждан РФ. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Существует два основных вида добровольного медицинского страхования: коллективное и индивидуальное.

В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.) добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования.

Договор медицинского страхования должен содержать следующие сведения: наименование сторон; срок действия договора; численность застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень медицинских услуг, соответствующих программам добровольного медицинского страхования; права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.

На практике встречаются случаи, когда предприятие по договору с медицинскими учреждениями оплачивает медицинское обслуживание своих сотрудников, при этом, не видя особых различий между медицинским страхованием и медицинским обслуживанием, затраты на медицинское обслуживание в пределах установленной нормы (равной 1 % объема выручки от реализации) включают в себестоимость продукции.

Плата по договору на медицинское обслуживание должна не включаться в себестоимость, а отражаться за счет собственных источников средств предприятия.

В то же время стоимость амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания, оплаченная предприятием за своих работников и членов их семей, не включается в совокупный доход этих работников и не облагается подоходным налогом.

Суммы страховых взносов по договору медицинского страхования, если они вносятся за физических лиц из средств предприятия с условием получения застрахованным физическим лицом страховой выплаты, подлежат обложению подоходным налогом.

Если условиями договора страхования предусмотрено, что страховое возмещение перечисляется страхователю-предприятию, который и выплачивает его физическим лицам, то удержание налога производится данным страхователем, являющимся источником выплаты.

По страховым выплатам исчисление подоходного налога производится один раз по окончании срока действия договора. Исчисление подоходного налога производится от суммы страхового взноса.

В примере рассмотрен случай, когда страховая выплата, произведенная страховой компанией, меньше, чем уплаченный страхователем-предприятием страховой взнос за работников. Следовательно, оснований для исчисления налога с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом не возникает.

Бухгалтерские записи приведены в примере.


Пример



Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрено, что вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в 30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых взносов.

Платежи в Фонды обязательного медицинского страхования производятся в первоочередном порядке независимо от поступления в банк расчетных документов или наступления сроков платежей.

На основании нормативных актов плательщиками взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

1) предприятия, учреждения, организации;

2) филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);

3) крестьянские (фермерские) хозяйства;

4) родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

5) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

6) граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой: адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;

7) граждане, использующие труд наемных работников;

8) лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

При проведении избирательных кампаний в ФС РФ, представительные и исполнительные органы государственной субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в Фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на:

1) средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;

2) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;

3) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

3.2. Порядок расчета взносов в ФОМС. Ставки

В соответствии с п. 4 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (утв. постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1) страховые взносы в Фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на обязательное медицинское страхование.

Не начисляются страховые взносы на выплаты, не являющиеся оплатой труда, в частности на материальную помощь, дивиденды по акциям, ссуды работникам и т. п.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера на основании постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2000 г.» уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин по всем основаниям независимо от источников финансирования, за истекший календарный год не позднее 1 апреля.

Отчисления в фонды обязательного медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции по элементу «Затраты на оплату труда», включаются в себестоимость продукции.

Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены следующие сроки уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования:

1) все плательщики, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы 1 раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;

2) граждане уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;

3) физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам;

4) крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера уплачивают страховые взносы один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

На основании п. 9 Положения к плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции:

1) за отказ работодателя от регистрации в качестве плательщика страховых взносов – штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов;

2) за непредоставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам – штраф в размера 10 причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;

3) взыскания суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения (начисленная оплата труда) и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.

В соответствии с п. 10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования при взыскании в бесспорном порядке с работодателей заниженных страховых взносов, недоимок и штрафов фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов. Эти права реализуются:

1) исполнительной дирекцией Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в лице исполнительного директора;

2) территориальными фондами обязательного медицинского страхования в лице своих исполнительных директоров;

3) руководителями филиалов территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с положением о филиале, утверждаемым исполнительным директором территориального фонда.

В соответствии с п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования осуществляются совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и органами государственной налоговой службы РФ. Филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования вправе осуществлять контроль за сбором страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всех страхователей города (района) самостоятельно, без участия органов государственной налоговой службы РФ.

Страховые взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.

В соответствии с нормативными документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении:

1) в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – в размере 0,2 %;

2) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – в размере 3,4 %.

3.3. Отражение отчислений в ФОМС в бухгалтерском учете

Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами по социальному страхованию и обеспечению ведут на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому предусмотрены следующие субсчета:

1) субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию»;

2) субсчет 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

3) субсчет 3 «Расчеты по медицинскому страхованию»;

4) субсчет «Расчеты по фонду занятости».

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

Загрузка...