Часть 1 Анатомия страха

Глава 1 Здоровый страх

«Страх возводит стены, не пропускающие Свет».

Бааль Шем Тов

Мы все кое-что знаем о страхе. Мы знаем, каково испытывать его, и знаем, чего боимся. Но все-таки что же такое страх?

Для начала давайте разберемся, как работает страх на биологическом уровне.

Страх – это вызванная опасностью или угрозой эмоция, которая влияет на работу органов и метаболической системы и в конечном итоге толкает человека на определенное действие: убежать, спрятаться или замереть. Страх может возникнуть в ответ на нечто, происходящее в данную минуту, или же в ожидании или предчувствии будущей угрозы, которую мы считаем опасной для своей жизни или здоровья. Страх как ответная реакция рождается из ощущения опасности и приводит к тому, что мы либо противостоим этой угрозе, либо пытаемся ее избежать. Мы называем это реакцией «бей или беги». В некоторых экстремальных ситуациях страх может парализовать человека. Телесный ответ является практически автономным: мы не управляем этими реакциями и поначалу даже не осознаем, что происходит.

Физические проявления страха в нашем теле в значительной степени определяются частью мозга под названием «центральное ядро миндалины», или амигдала, – она высвобождает поток нейротрансмиттеров, запускающих реакцию «бей или беги». Амигдала работает как система оповещения об опасности. Она отвечает за выброс адреналина, который может спасти жизнь в опасной ситуации, но при этом вызывает физические симптомы, ассоциируемые со страхом. Эти симптомы могут проявляться в том числе в виде повышенного сердцебиения, нехватки дыхания, головокружения, тошноты, пищеварительных расстройств, потоотделения, дрожи и обмороков.

Страх возникает у людей в процессе обучения и познания. И мы приспособились ко многим своим страхам. В этой книге я хочу в первую очередь сосредоточиться на страхах, которые нам не помогают – не защищают от реальных опасностей и не привносят ничего полезного в нашу жизнь.

Избавление от страхов начинается с понимания того, что одни страхи полезны, а другие нет.

Ниже мы рассмотрим различные виды страхов, их категории, а также положительное и отрицательное влияние на нашу жизнь.

Вы любите фильмы ужасов? Вам нравится быстрая езда и американские горки? Вы не прочь заглянуть в дом с привидениями на Хэллоуин?

Большинству людей все эти вещи доставляют удовольствие. Настолько, что им посвящены отдельные тематические парки, мероприятия и фан-клубы по всему миру. Нам нравится испытывать здоровый страх в безопасной обстановке.

Здоровый страх помогает нам различать опасные и безопасные ситуации. Это дар, которым наделен каждый из нас и который обычно проявляется в безотчетных, инстинктивных реакциях. Такой страх необходим нам для выживания и защиты. К примеру, когда вы стоите на крутом обрыве, здоровый страх заставляет отойти от края. Он не дает упасть в пропасть так же, как не дает поднести руку слишком близко к огню. Здоровый страх оберегает не только нас самих, но и окружающих. Вспомните ситуации, когда в вас просыпался здоровый страх. Каковы были обстоятельства? Что в итоге произошло?

Здоровый страх – это встроенная система защиты, но ее двойственность очевидна и… крайне любопытна. Если страх нужен только для нашей безопасности, то зачем нам искать ситуации, в которых мы можем его ощутить?

Здесь в дело вступают физические реакции: адреналин повышает пульс, кровяное давление и дает мощный приток энергии – именно это делает страх притягательным. Вспомните, как вы учились кататься на велосипеде. Поначалу было страшно, вы думали: «А что, если я упаду?» Но со временем разум и тело синхронизировались, вы начали крутить педали и вращать колеса, а страх уступил место восторгу. Вы мчались прежде, чем могли это осознать.

Здоровый страх служит нашей безопасности. Мы должны уважать этот инстинкт.

Однако мы не всегда прислушиваемся к своему здоровому страху, что демонстрирует эксперимент с задымленной комнатой. Он был придуман двумя социальными психологами, Джоном Дарли и Биббом Латане, впервые проведен в 1968 году и с тех пор повторялся неоднократно. Участников просили сесть в определенной комнате для заполнения анкеты с вопросами. Часть испытуемых находилась в комнате в одиночку, а другие заполняли опросники в группах по три человека. Через несколько минут после начала эксперимента в комнату подавался дым через дверную щель либо через вентиляцию. Почти во всех случаях испытуемые, которые сидели одни, бросали свои анкеты и незамедлительно выходили из комнаты, чтобы сообщить о задымлении. Люди, находящиеся в группах, жаловались на дым гораздо позже, а то и вовсе не решались сообщить о нем. Они сидели, даже когда от дыма начинали слезиться глаза. Это явление известно как «эффект свидетеля»: люди не реагируют на чрезвычайную ситуацию из страха оказаться в неудобном положении.

Когда из-за нежелания выглядеть неловко мы игнорируем свой страх, то подвергаем опасности как себя, так и окружающих. Мы всегда должны прислушиваться к проявлениям здорового страха. Когда мы говорим, что хотим избавиться от страха в своей жизни, то должны сделать одно важное исключение.

Нам даны мощные интуитивные проявления страха, и к ним ВСЕГДА следует прислушиваться.

Интуиция – это когда есть знание без понимания причин, мы что-то знаем, но понятия не имеем откуда. То, что мы не можем распознать источник интуитивного знания, не означает, что оно не является абсолютно верным. Большинству из нас знакомо проявление интуиции в качестве уверенности относительно разных вещей. К примеру, когда мы безотчетно чувствуем доверие к человеку, которого встречаем впервые в жизни, или наоборот, ощущаем беспричинную неприязнь. Интуиция проявляется по-разному. Бывает, что мы заранее знаем, что наш рейс задержится, и начинаем строить новые планы еще до того, как сорвутся старые. Переезжаем в другой город, потому что чувствуем, что именно там должны быть. Или покупаем предмет интерьера, идеально подходящий для дома, в котором пока еще не живем.

Интуиция заявляет о себе неожиданно и пробивается из каких-то туманных, внутренних глубин. Очень часто люди отмахиваются от нее, как от чего-то вымышленного или мистического, но, по меньшей мере отчасти, она является результатом когнитивного процесса. Когда мы получаем информацию из окружающего мира – будь то тон голоса, выражение лица, жесты или поза собеседника, – наш мозг начинает стремительно соотносить полученные данные с хранящимися в нем воспоминаниями. Мозг – удивительный и сложный орган, способный обрабатывать информацию без участия нашего сознания. Вы можете не отдавать себе в этом отчета, но сигнал тревоги, который раздается у вас в голове при виде выражения лица вашего коллеги, вполне может быть результатом того, что подобное выражение лица вы видели у строгого учителя в начальной школе.

Или взять любовное влечение. Бывает, что двое встречаются, прекрасно общаются и испытывают подлинную симпатию и уважение друг к другу, но их отношения ни к чему не приведут, если феромоны одного не привлекательны для другого. Как пахнет феромон? Мы не знаем, а вот наше тело определенно знает и, более того, находит нам подходящего партнера на основании генетических различий, считываемых через те самые феромоны.

Нередко проявление интуиции сопровождает некая эмоция – чувство узнавания или даже ужас. Многие из нас знакомы с внезапно возникающими сильными эмоциями, снами или видениями, как приятными, так и негативными, касающимися нашей жизни или жизни близких. Эти послания пробиваются к нам на уровне чувств и инстинктов, сигнализируя о ситуациях или людях.

Игнорировать такие сигналы может быть опасно. Особенно это касается женщин, которые заглушают свой внутренний сигнал тревоги относительно другого человека, чтобы избежать конфликта и не показаться невежливыми. Одним ноябрьским днем 18-летняя телефонистка Кэрол ДаРонч находилась в торговом центре города Мюррей, штат Юта, когда к ней подошел человек, представившийся офицером Роузлэндом из городского отделения полиции. Он сказал Кэрол, что некто пытался взломать ее машину, и попросил девушку проследовать с ним в полицейский участок, чтобы составить заявление. Оказавшись в машине этого человека, Кэрол заметила, что дорога, по которой они едут, ведет вовсе не в сторону полицейского участка. Когда Кэрол начала возмущаться, офицер притормозил и попытался надеть на девушку наручники. Она вступила в борьбу и в результате смогла убежать. Вне всякого сомнения, ее интуиция кричала об опасности во весь голос, и Кэрол прислушалась. Лишь позднее она узнала, что «офицер Роузлэнд» на самом деле был серийным убийцей по имени Тэд Банди. Кэрол оказалась одной из немногих, кому удалось сбежать от него. Возможно, она была единственной жертвой, которой Банди не успел причинить никакого вреда. Всего лишь усомнившись в верности маршрута автомобиля мнимого полицейского, Кэрол спаслась.

Загрузка...