Опубликовано в журнале «Кинограф», 2007, № 18.
Полностью опубликовано в сборнике «Современный зарубежный театр. Очерки». М. 1969.
Сб. «Экспрессионизм» (п/р Браудо и Радлова). Пг. – М., 1923. С. 119.
Там же. С. 56.
К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 2. С. 440.
«Экспресоионизм». С. 123.
А. Artaud. Oeuvres complètes. Le théâtre et son double, t. I V. P. 1964. Р. 13.
А. Artaud. Oeuvres complètes. t. I V. Р 94.
Ibid. Р. 94.
Ibid. Р. 147. (Кстати, этот пассаж из второго манифеста «Театр жестокости» совершенно неправильно, как говорится «с точностью до наоборот» переведен в русском издании Арто 1993 г. – примечание 2012 г.)
Ibid. Р. 37.
Предисловие к кн.: Г, Кайзер. Драмы. М. – Пг., 1923.
А. Artaud. Oeuvres complètes, t. I V. Р. 52.
Цит. по кн.:M. Esslin. The Theatre of the Absurd. L.1963. Р. 345.
А. Artaud. Oeuvres complètes, t. IV. Р. 53 (То, что Арто постоянно говорит о космическом хаосе, ощущение которого должен передать «театр жестокости», говорит именно о метафизике, лежащей в его основе, той самой метафизике, котрую начисто отвергает у Арто Ж. Деррида и все его современные последователи. – примечание 2012 г.).
Ibid. Р. 45.
A. Artaud. Oeuvres complètes, t. I V. Р. 64.
Ibid. P. 111.
Несомненно, эти театральные принципы Арто повлияли на Ж-Л. Барро, его пантомиму. «Современная пантомима в отличие от старой должна обращаться не к немому языку, а к безмолвному действию», – пишет Барро в своей книге о театре. И в другом месте той же книги: «Жест раскрывает тайну, выдает сокровенные мысли». Поэтический образ, созданный мимом, действует на зрителя еще до того, как мысль сформулирована в словах. На этом принципе сделана например, «Лунная одежда», одна на пантомим, показанных театром Барро в Москве, во время гастролей в 1962 г.
Б. Врехт. Театр, т. 5/2. М., 1966. С. 84.
«Экспрессионизм». С. 130.