Лекарство от одиночества, или Как не стать крутым (святым) Краткое пособие для движущихся лентяев

А кто хотел не быть как все —

Поймёт на взлётной полосе,

Что все, как все, хотят того же.

Филигон.

Особая благодарность за дельные мысли и ценные советы: Мартыновой Ольге, Прусакову Алексею, Маясиной Ирине и всем, с кем я общалась в течение жизни.

Введение

Иди смело против правил.

Билан.

– Что за бред! – воскликнет прочитавший подобное название. – Движущихся лентяев не бывает. Лентяй – это символ покоя, и понятия «лентяй» и «движение» несовместимы!

– О, услада глаз моих! – отвечу я. – А как же: «лень – двигатель прогресса?» И, вообще, речь идёт не о простых, так называемых обыкновенных лентяях (ЛО), а о лентяях, движение которых происходит внутри, невидимое простым глазом (ЛД – лодырь).

– Но тогда зачем Вы пишите эту книгу? – спросит читатель, знакомый с основами логики. – Ведь даже если Вы ещё не лодырь, а только стремитесь им стать, то не должны утруждать себя работой! Иначе Ваши слова опровергаются Вашими же делами. (И хитро-хитро прищурит правый глаз).

– О, радость сердца моего! – обрадовано воскликну я. – Это противоречие лишь кажущееся. Позволь мне рассказать историю, которая поможет тебе понять мотивы этого поступка. Я наслаждаюсь написанием данного текста – наконец-то мне пригодилось умение писать, которому меня научили в начальной школе!

Помню, как я обрадовалась, когда пошла в школу. «Наконец-то! – подумала я, – научусь писать и читать и буду совсем взрослой. То есть буду делать всё, что хочу!» Ведь дети так ограничены запретами взрослых, что мечтают вырасти, ибо думают, что взрослые свободны. Воистину детская наивность!

Но в школе, научив писать, меня опять заставляли делать то, что они считали правильным: изложения, сочинения на заданную тему и т. п. А если кто-то из одноклассников написал не так, как хотел видеть учитель – ему ставили «2» и называли дураком, пророча самое чёрное будущее.

Но ведь чёрное – не значит «плохое». Чёрное, тёмное – значит «неясное, непонятное». Оценка «2» и кличка «дурак» значат «я тебя не понимаю и не хочу понимать, а признать себя упрямым ослом тоже не хочу». А те мои одноклассники, которым учителя прогнозировали светлое будущее – ничего выдающегося не достигли, либо достигли такого и таким путём, что их можно только пожалеть… (Меня в том числе). Это я об умении писать. А про умение читать – всё ещё хуже:

«Как хорошо уметь читать!

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!»

Ага-ага! Конечно! Припоминаю, что в школе нас заставляли читать такую кучу ерунды! По которой, кстати, потом надо писать сочинения или изложения… Кстати, почему сочинение? Пересказ чужого текста своими словами с некоторыми вставками называется плагиат, если я ничего не путаю.

Слава богу, детский мозг пропускает всё лишнее, как сито, оставляя себе лишь нужное – драгоценные крупицы. В общем, из школьных стен я вынесла только умение читать и писать. Но ведь для этого не надо учиться 10 лет!

А как родители отбивают у детей желание читать! У меня, например, отбирали интересные мне книжки, которые я читала ночью под одеялом при свете фонарика. А когда ещё их читать, если днём ты впихиваешь в себя школьную литературу (ведь родители ещё и требуют хороших оценок!) – времени для себя не остаётся. Вот и приходится прихватывать ночь. А с фонариком под одеялом – чтобы не мешать спать сестрёнке.

Но венец победителя по внушению ненависти к мыслительной деятельности и рукоблудию (простите!) – к изложению своих мыслей на бумаге (вообще-то именно это называется сочинением) принадлежит, бесспорно, ВУЗам (если только не рассматривать их как способ Выйти Удачно Замуж). Хотя одно другому не мешает…

Тонны ненужных учебников. Тысячи километров исписанных лекциями тетрадей. И где всё это? А, главное – зачем? Если надо просто научить человека логически мыслить, показав ему на примере несколько принципов этого действия, а уж необходимую ему литературу для овладения выбранной профессией он подберёт сам.

И вот, в один прекрасный (или не очень) день мне стало лень искать близкие мне мысли в сочинениях других людей. Слишком это долго и нудно. И при этом приходится читать слишком много лишнего. Как и Вам сейчас, мой уважаемый читатель.

Поэтому я решила написать своё. И, знаете, пока что мне это нравится. А причина для написания данного текста проста: я искала друзей, единомышленников. Искать их, бегая по вечеринкам и тусовкам, а также сидя в Интернете – мне лень. К тому же всё уже было попробовано – у меня эти способы не работают. Мне оказалось проще раскрыть свою душу на бумаге (или на экране?), а если кто-то после прочтения книги захочет со мной пообщаться и пообсуждать возникшие при прочтении мысли, а также поучаствовать в процессе творчества – милости прошу: https://vk.com/id263501368 или voxminceva@list.ru. И знаете, что самое смешное? В процессе написания данного текста я обрела столько единомышленников и друзей, что порой приходится отказываться от встреч, чтобы отдохнуть и подумать. Но общаться вживую я всё равно люблю больше – это же намного проще, чем книжки читать. С автором приходится спорить его же аргументами – тоже книжки писать, а мне лень шебуршать пальцами по клавиатуре. Языком болтать легче.

Предисловие, которое можно не читать

Смерть стоит того, чтобы жить.

А любовь стоит того, чтобы ждать.

Цой.

Один человек (назовём его Джон) потерпел кораблекрушение около Новой Зеландии и попал на остров, населённый двумя племенами. Одно племя – более развитое. У них даже есть земледелие и денежная система (вместо монет используются ракушки-каури). А другое племя – попроще – собиратели и охотники, живущие в лесу. И вот, проживая в продвинутом племени, Джону приходится делать целую кучу совершенно бессмысленных, с его точки зрения, вещей: мотыжить землю (какой рабский труд!), носить воду для полива, собирать ракушки, чтобы обменять их на еду… Кромешный ад! Чистый ужас!

Через некоторое время, научившись языку и даже обретя свою хижину, а с нею и кой-какой статус – вот так-то! Дитя цивилизации – это вам не хрен собачий! – Джон встретил на берегу, где каждый день бродил в поисках каури (а сегодня зашёл особенно далеко) незнакомого дикаря. Ему, конечно же, рассказали о совсем диких людях – другом племени, которое живёт на острове. И, услышав о них, он истово благодарил бога за то, что попал в более цивилизованные условия. Но бедняга очень устал, забравшись так далеко (ведь дороги и автомобили остались в другом мире!), а время уже обед. А у незнакомца что-то очень аппетитно шкворчит на палочках над углями.

Кушать, конечно, хочется, но… Джон вспомнил о том, что говорили о дикарях их цивилизованные родственники: «Они колдуны и людоеды. Ведь ещё никто, кто ходил к ним – не вернулся. И больше ушедших никто не видел…»

Но дикарь выглядит безобидно: маленький и щуплый, и оружия вроде никакого нет. Да и какое оружие можно спрятать под набедренную повязку из травы? А кушать хочется всё сильнее… И пока Джон размышлял и колебался, думая, что дикарь его не видит в густых кустах – тот вдруг обернулся и спросил у кустов (а на самом деле у Джона, конечно): «Кушать будешь?»

За обедом и разговором Джон узнал, что дикари думают о своих цивилизованных братьях: «Слабые они, боятся всего, потому что дружить не умеют. Потому и нужны им запасы на чёрный день, потому и жаждут получить больше, чем могут съесть, насилуют землю, много работают и быстро умирают. У них все чужие друг другу и помощи не ждут даже от родных. У нас по-другому: зачем тяжко работать, если за полдня ты насобираешь себе и друзьям ягод и фруктов. Или рыбы наловишь, если тебе это нравится. Или поохотишься. А остальное время – отдыхай: веселись или грусти, общайся или размышляй. Если плохо тебе, заболел – друзья позаботятся. Надо дом построить – помогут. Но зачем копить запасы, которые гниют, или строить огромные дома, если тебе нужна всего одна комната? Я уже не могу их понять…»

– Уже? – чуть не подавился Джон.

– Да, когда-то я жил в их племени. Я там родился, как и все мы, дети природы.

– Но ведь они говорят, что вы – людоеды, что ушедших к ним больше никто не видел!

– Я сильно изменился, и мои родные перестали меня узнавать. Ведь они смотрят глазами, а не сердцем, как мои друзья и нынешние соплеменники. Это грустно, но силой заставить жить по-нашему нельзя. Это свободный выбор каждого. Они сделали свой, а я – свой.

– Я что-то должен тебе за вкусный обед? – спросил Джон.

– Мне? – удивился его собеседник. – Я собрал этих моллюсков, прогуливаясь по линии прибоя, не затратив при этом ни капли усилий. Я люблю так гулять: прибой омывает ноги, по небу летят облака и нежно целует ветер… А если я спотыкаюсь о раковины со съедобными моллюсками, то беру их себе. Когда я устал, то сделал костёр и поджарил их. И тут пришёл ты. Но если ты хочешь заплатить, то платить надо морю, что подарило эти раковины и лесу, который дал дрова для костра. Можешь бросить несколько каури в море и лес. Я думаю, это будет справедливо.

«Странный он какой-то», – подумал Джон, а вслух сказал:

– Спасибо за совет, но я всё равно хотел бы отблагодарить тебя.

– Хорошо, – согласился тот. – В следующий раз я буду тут через неделю. Принеси мне то, что тебе не нужно – в лесу всё сгодится. Вот только каури у нас не в ходу…

И они расстались.

Через неделю Джон принёс своему знакомому то, чего было не жалко, и они вновь хорошо пообщались. Дикарь научил его, как отличать съедобные моллюски и коренья, и Джон понял, как это выгодно – иметь такого друга. Но, пытаясь рассказать о своих новых знаниях жителям деревни, наткнулся на непонимание:

– Моллюски и коренья? Мы такое не едим! Эта пища несёт смерть, она ядовита!

– Но я ел её! И до сих пор жив! Ведь если пища достаётся так просто, то не надо так тяжело работать! – возразил Джон. И наткнулся на подозрительный взгляд вождя:

– А откуда ты всё это узнал, чужак?

– Я встретил человека из леса, и он научил меня, – бесхитростно ответил тот.

– Он встречался с колдуном из леса, и тот забрал его душу! – закричал вождь. – Это зомби и он пришёл накормить нас ядовитой пищей по наущению людоедов! Убейте его!

Что происходило дальше, Джон плохо запомнил. За ним гналась вся деревня: кидали камни и пытались застрелить из лука. Чудом избежав смерти, он забился в непролазную чащу и уснул. А проснулся оттого, что друг из леса укрывал его одеялом. Как он оказался в этой хижине и на этой кровати – Джон не помнил.

– Друзья помогли мне принести тебя сюда, – заметив его непонимающий взгляд, ответил друг. – Спи, ты в безопасности, все разговоры – потом.

– Почему вождь приказал меня убить? – проснувшись, спросил Джон.

– Ты угрожал его власти. Ведь если все станут такими, как мы, то кем он будет командовать? – грустно ответил друг. – Многие люди из твоего мира, совершали ту же ошибку, что и ты. Они исходили из самых лучших побуждений. Хотели уничтожить внешнее зло и тем самым сразу сделать всех людей счастливыми. Увы, это всегда заканчивается одинаково. Счастья каждый должен достигнуть сам, своими руками. Можно лишь своим примером, своей жизнью показать путь к нему. А решать должен каждый сам. За себя. Ведь внешнее зло – это отражение внутреннего зла. Государство, как клетка – нужно тому, кто не сумел приручить своего внутреннего зверя, не сумел подружиться с ним… Поэтому мы работаем с каждым индивидуально. Вот как с тобой.

– Но ведь есть и другой путь, – задумчиво сказал Джон. – Можно попробовать поработать с вождём. Если он изменится – то изменится и жизнь в деревне.

– Пробовали. И не раз, – ответил друг. – У нас не получается. Попробуй ты, ведь ты из другого мира – мыслишь по-другому. Думаю, у тебя получится. Только сначала сил наберись.

– Хорошо, – согласился Джон. – Только мне будет нужна ваша помощь – ведь я плохо разбираюсь в вашей психологии.

– Отлично, – улыбнулся друг. – Скажешь, когда будешь готов пообщаться на эту тему.

– Сначала действительно надо набраться сил и крепко подумать, – улыбнулся в ответ Джон.

Часть 1. Классификация лентяев, как они есть

И, боже мой, какую чушь

Про наши дни насочиняют…

В какие сказки впишут нас – и пусть!

Филигон.

– Лентяй обыкновенный (ЛО).

Часто слышит о себе: бездельник, паразит, спиногрыз, лох, придурок. Также родные и окружающие используют сравнения: «Твой одноклассник/однокурсник/сосед стал/купил/достиг, а ты…» Часто на этом фоне ЛО становится трудоголиком, пытаясь достичь того, что ему не нужно. И, конечно же, терпит крах в подобных начинаниях, так как на самом деле – это не его желания. И тогда в его сторону раздаётся: " Неудачник, лузер, мы так на тебя надеялись…» (Хотя сами ничего из этого списка не достигли). И процесс из хронического трудоголизма переходит в хронический алкоголизм. Этих людей вы во множестве видите в своей жизни.

2) Лентяй движущийся (лодырь).

Ему задают наводящие вопросы:

– Уж не дауншифтер ли ты? (я попрошу тебя, мой будущий друг, все непонятные слова посмотреть в Интернете, так как мне лень объяснять их значение. Я надеюсь, что ты так же ленив, как и я, и сможешь понять меня в этом вопросе).

– Может, тебе обратиться к специалисту/психологу/психиатру?

А за спиной раздаётся: " Странный, ненормальный, не наш человек, тёмная лошадка, не от мира сего». И крутят пальцем у виска, намекая, а иногда и прямо говоря: «У него не в порядке с головой».

3) Великий Лентяй (ЛеВ).

Слышит о себе: «Мудрец, гуру, учитель, философ». Имя им – легион, и вы сами можете привести кучу примеров из любой серьёзной книжки, или другого источника информации. Но, чтобы стать Львом, надо приложить массу усилий. Мне, например, лень так напрягаться. Но если тебе, мой уважаемый читатель, понравится этот путь, то это очень хорошо. Ведь все мы – разные, и, возможно, став Львом, ты вновь потом спустишься до нас – лодырей, или пойдёшь дальше, а нас позовёшь за собой.

Мнение Алексея Прусакова по поводу Львов:

– Я бы не хотел быть Львом. Заколебут просьбами о помощи. Да и за советами будут часто обращаться. А нафиг мне это надо? Мне вообще лень разговаривать со всякими придурками. (Вот оно, слово настоящего Льва!)

Загрузка...