В понедельник сразу после утренней сходки в кабинете Васина уже трезвонил телефон.
– Виктор Иванович, надо срочно встретиться! – взволнованно дышал в трубку Князь.
– Давай на явочном месте через полчаса, – ответил Васин с надеждой, что вот наконец Князев расскажет что-то полезное. Закрыл кабинет и направился к выходу.
– Иваныч, тебе руководители телефонограмму отписали! Зайди, получи, – услышал он крик дежурного майора Попова, когда уже выбегал на улицу.
Пришлось вернуться.
– А что, участкового подходящего не нашлось?
– Дело глухое! – отозвался Попов. – Похоже, грабеж! Неизвестные девушку избили на улице и сумочку отобрали.
Васин расписался в журнале и взял бланк, заполненный корявым почерком. Пробежал написанное быстрым взглядом. Сложил в четвертинку, сунул в карман. Решил не возвращаться, а то дороги не будет.
Явочное место было пивным ларьком на Республиканской улице. Около него постоянно топталась очередь. Даже когда пива не было – граждане могли ожидать его часами. Старые и молодые, мужчины и женщины. Алкоголики, едва державшиеся на ногах, и интеллигенты в очках с роговой оправой. Все они имели один общий интерес к напитку! В очереди ругали правительство, милицию и своих начальников. Кружек не хватало. На полочке под окошком ларька красовались с десяток пол-литровых банок.
Князя еще не было. Васин отворил боковую дверцу, зашел внутрь. Продавцом был Серпухов Серега, однокашник Виктора.
– Куда прёшься? – грозно спросил тот, не видя вошедшего. Что-то подкручивал внизу у белого эмалированного бака. – Сейчас кружкой в лоб получишь!
Но обернувшись, заулыбался:
– А-а, Вить! Наконец-то, а я все хотел тебе позвонить. Думаю, куда пропал? Извини, пива пока не подвезли, ждемс! Как жизнь? Кстати, по твоему профилю: вон видишь того парня в синей бейсболке? Женские часики предлагает – может, снял ночью с кого. На вид – приличный…
– Неприличные в тюрьме сидят, – отозвался Васин.
Он внимательно посмотрел на парня, пытаясь вспомнить, попадался ли тот раньше. Мысленно пролистал в голове розыскные журналы, фотографии лиц, поставленных на учет. Этот был не знаком. Решил заняться им позже.
– Хотел тебе работу предложить! – Сергей хитро улыбнулся. Открыл кран с водой. Начал перемывать кружки.
– Подработку, что ли? – заинтересовался Васин.
– Да нет! На постоянно. Ты же хочешь быть богатым? Любимый твой тост! Не надоело со всякой мразью общаться – бросай службу! Сколько тебе платят?
– Было двести сорок. – Виктор задумался. – В марте сотню прибавили. На днях еще обещали.
Что толку-то? Задерживают уже два месяца. Продукты дорожают!
– Вот то-то и оно! – усмехнулся Сергей. – У меня здесь в день не менее тридцатки у. е.! Смекаешь? И растет!
– Это как? – удивился Виктор. – Пиво бодяжишь?
– Нее… Не те времена! Теперь бизнес – все трудятся честно! Зачем твоих коллег дразнить? Работаю по предоплате. Водителю бочки даю немного денег. Он на заводе с наливщиком делится. А тот зальет цистерну под горловину – там лишних литров сто влезает! Да и народ сам себя дурит – торопится! Я в кружки пены подпущу и ставлю их отстаиваться на виду. Кто дождется, когда пена осядет, я тому долью, как положено. А у большинства трубы горят – так им ждать невтерпеж. Подгоняют тех, кто впереди стоят. Вот так сами себя и обкрадывают, а я здесь ни при чем!
– Так на заводе недостача будет!?
– Откуда? Там сплошной левак гонят неучтенный. Чтобы налоги не платить, пишут, что цеха простаивают из-за поломок. Рассчитываемся наличкой. Экономика, брат! Раньше я здесь квасом торговал, помнишь? Там чистая десятка в у. е. выходила. Но и расценки на квас другие. Никогда не разбавлял. И вашего брата всегда угощаю – для хороших людей не жалко. Займешь мое место, сам будешь бывших коллег угощать!
– Что же ты с такого сладкого места уходишь? – подозрительно спросил Васин.
– Предлагают заведующим винно-водочным отделом стать. В этом магазине, – кивнул на рядом стоящий гастроном.
– А это что, лучше?
– Ну, ты скажешь тоже! Родственник там год отработал и уже ушел – открыл антикварный магазин на Моховой. Цацками торгует. Спиртное сейчас по талонам. Магазин соберет талоны с проданной водки, затем комиссию создает для их уничтожения. И что ты думаешь, талоны в печке сожгут?
– Догадываюсь! – усмехнулся Васин. – Снова в оборот? Ну, это уже криминал!
– Эх ты, горе-юрист! – засмеялся Сергей. – Статья-то какая?
Васин задумался.
– Может, спекуляция… – неуверенно пробормотал он.
– Мент называется! – с укоризной продолжил Сергей. – Мы же не перепродаём! Просто отовариваем талоны по нескольку раз. Тебе, к примеру, на день рождения нужен ящик водки, а талонов нет – пожалуйста, но чуть дороже – за талон. Таксисты берут в ночную смену. Нарушение правил торговли? Ну, получу выговор. А к нему компенсация – сто долларов. Согласился бы с выговором одновременно этот стольник получать?
– Согласен хоть каждый месяц, – усмехнулся Васин.
– Ну, так что, когда с начальством тебя познакомить?
– Это зачем? – оторопел Виктор.
– Ну, чтобы место для тебя подержали, пока будешь увольняться!
Васин не ожидал такого оборота.
– Заманчиво… – неуверенно произнес он. – Но как-то неудобно. Был опером, а потом в пивной ларек пошел работать. Повышение, что ли? Поднадзорные клиенты да освободившиеся рецидивисты будут приходить. На меня пальцем показывать со смехом. Мол, переквалифицировался в пивники – устал с ними бороться и сам в криминал полез… Хотя кому какое дело?
– Решайся, – кивнул Сергей, – время пока есть.
Виктор не заметил, как во время разговора подъехала машина с цистерной и водитель прикрепил шланги к бакам.
– Пивка попьешь?
– Не откажусь, – согласился Васин, пытаясь разглядеть Князя среди толпившихся вокруг ларька граждан. Наконец увидел его огромную фигуру в конце очереди, помахал рукой.
Князев кивнул в ответ и стал протискиваться к ларьку.
– Нальешь еще одну моему приятелю? – спросил Виктор.
– Конечно! – кивнул в сторону Князева. – Коллега?
– Что-то типа того, – уклончиво ответил Виктор.
Когда голова Александра появилась в открытой двери, Васин сунул ему пару кружек пива и попрощался с Сергеем.
Выйдя из ларька, он тут же вспомнил, что забыл дать Серпухову номер своего пейджера на всякий случай, но возвращаться не стал.
Подойдя к Князю, взял кружку. Отхлебнул. Как бы невзначай откинул борт пиджака. Сунул руку в карман брюк, слегка выпятил живот.