Белые кружева должно мыть следующим образом: сперва намочить их в воде, которая была бы так тепла, как парное молоко; потом натереть их густо мылом и положить под какой-нибудь гнет, дабы их придавило, и оставить так мокнуть на ночь. В следующий день выколотить или выхлопать в руках хорошенько, чтобы вся большая нечистота из них вышла, а потом натереть их еще раз мылом гуще и, положив в тепловатую воду, покрыть чистою тряпицею так, чтобы вода сверху оной выступила. После сего, накрыв, поставить в печь, в которой бы не слишком было жарко, и дать слегка и медленно вскипеть. Потом выполоскать кружево в сей воде и поставить его еще раз в печь, дабы несколько времени поварилось; тогда если оно выполощется, то будет весьма бело. После чего кладут его опять в чистую холодную воду и держат в оной целую ночь. Если же есть удобность оное белить, расстилая на траве и там спрыскивая несколько раз водою, то и того лучше.
Нашить оное как можно глаже и ровнее на полотно, равное длине кружева, потом наскабливают помельче венецианское мыло, посыпав оным кружево как можно толще, складывают в несколько раз и, положив в оловянное или иное какое судно, пригнетают чем-нибудь тяжелым, и, налив воды, ставят в печь, где варят слегка, наблюдая, чтобы кружево беспрестанно было покрыто довольным количеством воды и от жару не могло бы сгореть. Потом выхлопать его между ладонями, и если оно будет не довольно еще бело, то повторить сие еще раз или более, покуда усмотрится желаемая белизна. Тогда выжать кружево, положить на ночь в свежую воду, а поутру выжать. Натянуть его в пяльцах и высушить или на дворе против солнца, или подле теплой печи, сохраняя прилежно от пыли. После сего можно оное еще раз несколько опрыскать чистою водою, и всякий раз высушивать, от чего оно сделается бело как снег. Наконец разварить несколько чистого белого крахмала в муравленном горшочке и облить оным бережно натянутое в пяльцах кружево, потом высушишь, выпялить, отделить от холстины и оправить по-надлежащему.
Примечание. Некоторые хозяйки имеют обыкновение, прежде мытья белых нитяных кружев, мочить их несколько дней в самой кислой сыворотке, а потом уже поступают с ними, как выше описано.
Сделать мыльную воду, подсинив ее немного лазурью и положив в нее блонды или тюль, варить час; потом сделав такую же воду, повторить то же, а после, вскипятив их в чистой воде, не полоскать, но положить их во французскую водку [1], разведя в оной прежде несколько камеди и квасцов. Наконец, дав им довольно просохнуть, накурить серою слегка и выгладить утюгом.
Помочить шелковое платье с вечера в речной воде, а на другой день вымыть его пшеничными отрубями и венецианским мылом [2] начисто, потом сварить блошного семени (semen psyllii) с драгантом [3] и некоторым количеством чистого сахара и проволочь платье сквозь сию воду; когда же пообсохнет, выгладить утюгом.
Иначе. Взять яичных желтков; вымазать оными шелковую материю как бы мылом и в тепловатой воде мыть до тех пор, как будет чиста; после сего выполоскать ее в холодной воде и высушить, потом на три части блошных семян положить одну часть драганту и в стакане воды намочить на ночь. Поутру разварить сию смесь в воде, наподобие жидкого крахмала, процедить сквозь холстину и чрез сию воду протащить вымытую шелковую материю и между двумя простынями катать на катке до тех пор, как высохнет. Сим образом вымытая шелковая материя будет совершенно как новая.
Взять 12 золотников [4] венецианского мыла, наскоблить оное мелко и, смочив несколько водою, размять в руках наподобие теста. К сему подбавить столько мелко-истолченной яри, сколько ножевым концом захватить можно; такое же количество кремортартара, и от 15 до 20 капель дистиллированного лимонного сока, все сие перемешать гораздо и, накатав произвольной величины шариков, высушить.
Употребление. Пятно должно смочить наперед свежею водою и потом натереть шариком, подбавив к сему еще несколько воды; после сего тереть материю слегка между пальцами и вымыть пятно начисто, а если оно несовершенно еще выйдет, то повторить, наконец вытереть белою льняною тряпкою.
Надлежит знать, что при дистиллировании как лимонного сока, так и уксуса, крепчайшая оных часть остается в кубе, а выгнанная жидкость никакой почти кислоты не имеет.
Взять шесть золотников белой печатной глины, 6 золотников мелкого истолченного белого болюса, подлить к сему несколько лучшего винного спирта и, смешав наподобие теста, накатать произвольной величины шариков и высушить.
Употребление. Взяв такой шарик, наскоблить несколько на пятно, или просто натереть оным, и водить по пятну горячим утюгом или серебряною ложкою, положив в нее раскаленных угольев. Когда же порошок простынет, потереть то место и вычистить начисто щеткою; если же с одного раза пятно не выйдет, то повторить.
Взять 12 золотников венецианского мыла, исскоблить его тонкими листочками и, спрыснув немного свежею водою, размять руками наподобие теста. К сему подбавить мелко-истертого медного купороса, сколько на ножевой конец схватить можно, и столько же истертого красного болюса, продаваемого у нас под именем полимента, да величиною с чечевичное зерно голландской сажи [5]. Все сие перемешать гораздо с мылом и подлить 12 капель нашатырного спирта, накатать произвольной величины шарики и высушить.
Употребление. Когда понадобится вывести пятно свежее или старое, то смочить его свежею водою; потом взять шарик, натереть оным несколько пятно и дать высохнуть, вымыть чистою водою. Сие повторить раза два или три, а наконец – если материя будет шерстяная – вытереть белою льняною тряпкою, и тогда пятно совершенно пропадет, цвету же материи никакого вреда не сделается. Сии шарики никогда не испортятся, как бы долго ни лежали; ими можно выводить пятна от вина, лимонного сока, чернил и пр.
Взяв каждую штуку особенно, намазывают ее в разных местах черным мылом и складывают в чан, в котором накрывают белье толстым сукном. Между тем в особом котле варят зольный щелок, и когда оный хорошо вскипит, вливают его в чан сквозь сукно, наблюдая при том, чтоб к белью отсевшей золы нисколько не попало; после чего покрывают чан и оставляют так часов на пять или на шесть. По прошествии сего времени вынимают белье вон, намазывают по-обыкновенному мылом в руках и отсылают его в блек, который есть не что иное, как луг, обведенный рвами, а иногда плетнями, в коем во всю длину его выкопано несколько каналов столько глубоких, чтобы, опустив в воду лопату, не можно было достать до дна и возмутить ее. Белье расстилается по траве вдоль сих каналов и вспрыскивается в продолжении двух или трех дней водою столь часто, сколь часто оно высыхает; сие делается посредством лопаты, бросающей воду на довольно великое расстояние и смачивающей вдруг большое количество белья. Когда за сим белье достаточно очистится, синят его обыкновенным образом, высушивают и гладят.
Для сего должно пожелтевшее белье или бумажную материю положить в таз из красной меди, налить сывороткою, которая начала бы уже окисать, и мочить в оной неделю или полторы; наконец вынуть белье из сыворотки, вымыть хорошенько в тепловатой воде с мылом, высушить и гладить. Ежели с одного раза белье недостаточно выбелится, в таком случае можно действие сие еще повторить.
Налив в котел достаточное количество свежей воды, поставь его на огонь и согревай воду до того, чтоб она сделалась горяча, но не кипела, тогда накроши в нее мыла, разбей оное голичком и прибавь к тому еще холодной воды столько, чтоб весь состав был чуть только тепел; сделав все сие, приложи в мыльную воду столько соли, чтоб сделалось солоновато, и тотчас же мой в оной ситцевое платье раза три или четыре. После того положи платье в холодную воду, выполощи в реке, накрахмаль, высуши не очень сухо и выгладь. Многие вылащивают еще сверх того ситцы стеклом или зубом, от чего платья получают вид совершенно новых. При мытье тонких ситцов употребляется вместо мыла бычья желчь, а во время крахмаления прибавляется в состав немного белого воска; утюжение же производится с изнанки. Некоторые, желая навести на платье лучший лоск, спрыскивают для сего ситец как можно менее, лощат его стеклом на чистом и гладком столе, а когда высохнет, натирают его чистым ярым воском и гладят по оному утюгом.
Набрав достаточное количество свежих картофелей, обмой их как можно чище, облупи, изотри на терке, протри сквозь сито или холстину и налей свежею водою; что опадет на дно, то можно употреблять для крахмала и пудры, а оставшаяся вода весьма хорошо моет всякое белье и ткани. Шелковые материи и чулки принимают от нее некоторую упругость и становятся чисты и глянцевиты, как новые; для пары чулок достаточно только двух картофелей.
Возьми две горсти пшеничной муки и две бутылки чистой речной воды, смешай сие вместе, поставь на огонь и вари, мешая прилежно, чтоб не прикипело кусками, слей жидкость и мой в оной обыкновенным образом байку или фланель, и после выполощи оные в холодной воде. Ежели действие сие повторить несколько раз, то помянутые ткани сделаются весьма чисты и притом не будут иметь в себе никакого дурного запаха.
Возьми небольшое количество железных опилок и столько же поваренной соли, положи в муравленный сосуд и разведи на уксусе жидковато. Когда понадобится замечать белье, обмакивай в сей раствор очищенное перо и пиши им что угодно; произошедшие от сего на белье желтые знаки и буквы весьма прочны и не сходят ни от какого мытья.
Ежели замарают белые шляпные плюмажи или перья, то положи их в наполненный мыльною водою глиняный горшок и дай стоять так целые сутки на горячей золе; потом вынь плюмажи вон и обмакивай в помянутую воду несколько раз, чтоб освободить от остальной нечистоты, и наконец добеливай следующим образом: свяжи плюмажи или перья небольшими пучками, прицепляя рядом на нитку, которую растяни на козликах на солнце, и держи их так несколько дней, спрыскивая понемногу частою водою, но таким образом, чтоб на перышках не перепутать бахрому. Ежели же плюмажи или перья не очень замараны, в таком случае их можно чистить и без мытья мылом, одним только помянутым провешиванием и смачиванием водою, как обыкновенно выбеливают полотна.
Набери благовонных цветов, как то: роз, гвоздик, жасминов, фиалок и тому подобных; высуши их в тени, посыпь сверху мускатным и гвоздичным порошком, зашей все в тафтяные мешочки и положи в белье.
Брось щепотку соли в большой котел, наполненный речною водою, и мочи в ней «китайку» [6] целые сутки; потом вымой ее в теплом щелоке, не перетирая и без мыла, и «китайка» не полиняет.
Налив в стакан молока пополам с теплою водою, положив в него немного мыла, янтарного или миндального, и когда оно распустится, взять чистое полотенце и, обмакивая его в эту жидкость так, чтобы оно было едва-едва влажно, стирать им грязь с перчатки, надетой на руку. Этим способом можно мыть обе перчатки раз до шести и более; они немного чрез это теряют в наружной форме, а вечером едва ли можно заметить, что они были мыты.