Обращение за психиатрической помощью чаще происходит в экстренных ситуациях. Скорая психиатрическая помощь может выехать по вызову к больному по многим причинам: неясное или агрессивное поведение, галлюцинации, иллюзии, помрачение сознания, депрессивные состояния и т. д.
После приезда к больному начинается, собственно, первый этап беседы, в процессе которой необходимо выяснить, знает ли сам пациент о причине приезда врачей и воспринимает ли их как врачей. Нередко встречаются ситуации, когда пациент как бы «блокирует» всякие попытки специалиста получить от него информацию, необходимую для постановки правильного (хотя бы предварительного) диагноза. Опытный врач никогда не создает конфронтации с пациентом, а пытается наладить взаимоотношения.
Особую группу представляют собой пожилые люди с разного рода психиатрическими расстройствами. Их процент достаточно велик, поэтому специфика взаимоотношений с ними требует отдельного упоминания. Представления таких людей о собственном заболевании могут быть серьезно искажены по причине возрастного нарушения сознания. Необходимую информацию следует, в таких случаях, собирать в беседах с родственниками пациента или его близкими. Важно учитывать, что родственники могут избегать вызова психиатрической бригады, считая (далеко не всегда безосновательно), что сам пациент никогда им не простит подобного «предательства».
Для того чтобы получить максимально объективную информацию о состоянии пациента, необходимо наладить с ним максимально тесный психологический контакт. Значительная часть больных плохо идут на контакт, поэтому врачу следует прибегать к различным методам общения, в зависимости от конкретной ситуации. Следует составить общее представление о больном (пол, возраст, физическое и психическое состояние, поведение). Затем нужно вызвать расположение у больного и успокоить его, вовлечь в беседу. В ходе беседы врач должен дать понять больному о сопереживании и сострадании ему. По ответам пациента можно определить, насколько он критично относится к себе и понимает свою проблему. Необходимо установить в конце беседы доминирование врача. Такая позиция поможет ему управлять лечебным процессом.
В первую очередь следует, по мере возможности, оценить общее состояние больного. Оценка состояния представляет собой, в определенной мере, творческий акт и зависит от опыта врача, знания психиатрии и других медицинских специальностей, владения методиками обследования, а также личных качеств врача.
Опрос больного должен включать ненавязчивый сбор информации (от самого пациента), а также первое, еще несколько поверхностное, наблюдение. Целый ряд симптомов различных заболеваний может присутствовать у пациента в виде субъективных расстройств и обнаруживаться только при тщательном обследовании и длительном наблюдении. Психический автоматизм, значительная часть вербальных (слуховых) галлюцинаций, параноидный бред, астения и начальные симптомы депрессивных расстройств выявляются именно в процессе профессионального опроса больного. Большое число симптомов делирия и онейроида вообще можно выявить на основании речи больного в период помрачения сознания, а также в период постепенного возвращения сознания к нему. При отсутствии навыков опроса больного, можно не выявить никаких расстройств, и нарастающий психоз останется незамеченным. Как следствие – пациент не будет госпитализирован и не получит надлежащей медицинской помощи. Важно помнить, что при отрицании заболевания больным, только в результате подробной беседы можно установить наличие некоторых психических расстройств. Умение расспрашивать чрезвычайно важно для любого врача-психиатра. Помимо этого, нужно избегать «стандартов» и разговаривать с пациентом в зависимости от сложившейся ситуации и с учетом его индивидуальности.
«Наука, теория, не может, не должна давать готовых рецептов – умение выбирать надлежащий прием для своего случая всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то искусство и составляет область того, что должно разуметь под практикой в лучшем смысле этого слова», – писал известный русский биолог К. А. Тимирязев еще в 1925 г.
Важно проводить опрос пациента в отсутствие его близких. Окружающие больного люди, зачастую, вовлечены в его болезненные переживания, а следовательно, больной в присутствии родственников утаит от врача детали, важные для постановки диагноза. Расспрос больного должен проходить параллельно с общим наблюдением, в ходе которого могут возникнуть дополнительные вопросы и т. д.
Зачастую психические отклонения практически не отражаются на внешнем облике и поведенческих реакциях пациента. Чтобы определить наличие тех или иных симптомов психического нарушения, необходимо чрезвычайно внимательно следить за мимикой, жестами и изменениями в интонации голоса пациента.
В процессе расспроса и одновременного наблюдения за пациентом следует оценить его общее состояние: ясное или помраченное сознание, наличие у пациента растерянности, возбуждения, ступора, нарушений ассоциаций, изменений в настроении и т. д. Следует обратить внимание и на возможное присутствие таких признаков психических заболеваний, как навязчивые явления, бред, галлюцинации, импульсивные влечения и т. д. Таким образом, устанавливается «психический статус» пациента. Кроме этого, следует тщательно собрать информацию о жизни и текущем заболевании больного, поскольку то или иное расстройство психики может быть связано с событиями, относящимися к далекому или недавнему прошлому. При сборе информации следует учитывать, что пациент может освещать те или иные моменты своей жизни под действием патологического состояния. Именно такую природу имеют вымышленные воспоминания, забвение и бредовая интерпретация собственного прошлого больным (субъективная информация от больного и его собственная трактовка прошлого записываются врачом отдельно от данных осмотра).
Во время сбора информации о больном следует обращать внимание на такие аспекты, как наследственная отягощенность, течение беременности и родов у матери. Кроме того, непременно принимаются во внимание различные особенности физического и психического развития субъекта в ранние годы и более поздние сроки, возможные отклонения в развитии, наличие в детстве навязчивых состояний, ночных страхов, импульсивных влечений и судорожных припадков; выясняется наличие энуреза (ночного недержания мочи) в прошлом и по мере возможности устанавливается время его прекращения. Далее следует обратить повышенное внимание на развитие пациента в период полового созревания, а также особенности его половой и семейной жизни. Важно выяснить, какие у больного были увлечения в юности, были ли у него проблемы с получением образования и последующей трудовой деятельностью и какие отношения у человека установились с другими представителями постоянного коллектива (в частности, на работе). Существенный интерес для психиатра может представлять возможное употребление наркотиков или систематическое злоупотребление алкоголем. При сборе объективной информации о больном следует провести опрос родственников и (если возможно) знакомых, поскольку многие больные подменяют факты субъективными переживаниями. В некоторых случаях психическая патология приводит к усилению определенных черт характера субъекта.
ИНТЕРЕСНО
Довольно информативным дополнительным материалом для постановки диагноза при некоторых психических заболеваниях, например шизофрении, служат рисунки, письма и прочие виды творчества пациента.
В процессе беседы нельзя надолго передавать инициативу больному, превращаясь просто в слушателя; инициатива в беседе должна принадлежать врачу.
Переходя к истории заболевания, необходимо выяснить, как, когда и при каких обстоятельствах оно впервые дало о себе знать. В ряде случаев первые признаки заболевания существенно отличаются от имеющихся на момент осмотра.
Перечисленные приемы обследования больного актуальны не только в начальном периоде общения с ним, но и на всем протяжении развития заболевания и в процессе лечения. Во время лечения чрезвычайно важно не терять контакт с родными и близкими пациента; их наблюдения, зачастую, становятся существенным дополнением к наблюдениям самого психиатра, независимо от стадии заболевания. Также следует уделять большое внимание наблюдениям медицинских сестер и младшего медицинского персонала, поскольку именно эти медицинские работники быстрее замечают малейшие отклонения и изменения в поведении пациента.
В историю болезни каждого психиатрического больного заносятся не только данные объективного осмотра и субъективные жалобы, но и данные неврологического, общесоматического, лабораторного и прочих обследований. Таким образом, история болезни должна содержать все сведения о больном, которые в той или иной мере могут понадобиться врачу в постановке диагноза и процессе лечения. Также в историю болезни вносятся данные о течении заболевания, его динамике, проводимом лечении и возможном восстановлении трудоспособности. История болезни является одновременно юридическим, медицинским и научным документом!
Паспортная часть истории болезни аналогична таковой в историях болезни пациентов, относящихся к другим областям клинической медицины. Наиболее существенное различие заключается в описании психического состояния пациента. Следует учитывать, что данные, полученные в результате обследования, необходимо заносить в раздел «психический статус» описательно, по возможности не применяя специальных психиатрических терминов. Таким образом, важным, в данном случае, представляется оценка врачом состояния психики, а не ее научная характеристика. Поскольку психические заболевания крайне редко протекают по «единому шаблону», необходимо отразить в истории болезни все индивидуальные особенности больного (также в разделе «психический статус»). По мере накопления клинического опыта, психиатр приобретает умение видеть индивидуальные особенности течения заболевания у конкретного больного.
Единой общепринятой схемы изложения статуса больного, таким образом, существовать не может, однако некая общая последовательность в изложении должна присутствовать. Описывая психическое состояние больного, непременно нужно начинать с самого главного – наиболее значимых проявлений заболевания, определяющих тенденции его развития. Все остальное освещается в логической связи с непременным освещением динамики заболевания. Опытный врач должен уловить самое главное, в противном случае медицинская карта превращается из документа в жизнеописание отдельного человека.
Как и в других областях клинической медицины, в психиатрии большую роль играют лабораторные и инструментальные методы исследования. В данном случае они являются дополнительными методами диагностики и их нередко называют «параклиническими». Методики включают в себя общесоматическое исследование больных и осуществляются в соответствии со всеми правилами общепринятой клинической медицины. Особое внимание уделяется лабораторным исследованиям, поскольку многие жалобы, указывающие на заболевания внутренних органов, имеют стертый характер и могут вплетаться в комплекс высказываний больных (в том числе ипохондрических) о своих ощущениях. Таким образом, высока опасность того, что жалобы больного на те или иные неприятные физические ощущения останутся незамеченными на фоне основного психического заболевания. В клинической практике нередко отмечаются случаи, когда психическое расстройство «маскируется» под соматическое заболевание. Примером может служить маскированная депрессия. Объектом диагностических лабораторных исследований являются, главным образом, кровь, моча и спинномозговая жидкость. Некоторые лабораторные показатели при их анализе достаточно характерны для психиатрии (коллоидные реакции, изменения обмена аминокислот, наличие в крови психотропных препаратов и т. д.). Любые лабораторные тесты в психиатрии имеют значение при сопоставлении с данными, полученными при осмотре больного и его инструментальном обследовании на различных стадиях заболеваний.
Лабораторные исследования имеют большое значение не только для профилактики и терапии осложнений основного заболевания, но и для установления оптимальной дозы необходимого больному лекарственного препарата и определения его индивидуальной чувствительности к тому или иному лекарственному средству. В клинической психиатрии большое значение имеет определение содержания лития в крови в период терапии аффективных расстройств.
Из инструментальных методов исследования важнейшее значение в психиатрии имеет электроэнцефалография, в ряде случаев позволяющая установить место патологического процесса, что чрезвычайно важно при терапии органических поражений головного мозга. Помимо электроэнцефалографии, широко применяются такие методы исследования, как эхоэнцефалография, реоэнцефалогра-фия и т. д. Отдельную группу составляют различные виды рентгенологического исследования головного мозга, к которым относятся краниография, пневмоэнцефалография (вместо этого метода все чаще используется компьютерная томография) и ангиография, представляющая собой краниографию с применением ренгеноконтрастных веществ.
Наиболее современными методами исследования являются различные варианты компьютерной томографии, которые позволяют с высокой степенью точности фиксировать изменения в различных участках мозга.
Следует отметить, что никакие, даже самые совершенные методы инструментального исследования, не имеют самостоятельного значения в психиатрии. На первом месте в диагностике всегда стоит непосредственное обследование больного врачом (расспрос, осмотр) с целью распознавания характерных черт, присущих определенному психическому заболеванию, и индивидуальных особенностей его течения у конкретного пациента.
Часто успех обследования зависит от умения врача тактично и сочувственно общаться с пациентом, учитывая его индивидуальные особенности. Это может странно звучать, но душевнобольного нужно любить; больные это очень хорошо понимают и чувствуют и идут на контакт с врачом, как бы «открываясь» ему. Если врач умеет общаться с душевнобольным на обыденные, отвлеченные темы, то больной незаметно излагает массу ценной (для врача) информации, даже если изначально пытается скрыть свою болезнь.
После сбора основной информации и осмотра больного можно продолжить с ним беседу на различные темы. В такой беседе врач ненавязчиво направляет разговор. Это поможет оценить спонтанную речь пациента, сохранность его памяти, особенность мыслительных процессов. Для пациента беседа о его образе жизни, интересах, круге общения кажется не относящейся к делу. Он расслабляется и говорит привычным образом. Это помогает наладить доверительные отношения с больным и более точно определить наличие психического расстройства и его характер. В доверительной обстановке больной высказывается более смело и можно обнаружить наличие у него бреда, сверхценных идей. По его высказываниям можно выявить скрытые причины психического расстройства. Такой разговор дает больше информации о больном и успокаивает его.
Ведя беседу с пациентом и осторожно задавая ему важные для выявления болезненных переживаний вопросы, следует уметь слушать самого больного, сопереживая ему. Некоторые начинающие специалисты, по неопытности, подсказывают больному ответ, который хотели бы услышать. Таким образом, они как бы «выявляют» симптомы заболевания там, где их нет.
Сочувственное отношение необходимо любому пациенту, а психиатрическому – в особенности. Необходимо учитывать, что недостаточно внимательное (с точки зрения пациента) общение врача может спровоцировать вспышку агрессии у пациента, бороться с которой, порой, приходится с применением медицинских препаратов. Сопереживающая позиция врача, зачастую, является оптимальной в терапии психических отклонений.
Для того, чтобы понять, насколько пациент осознает наличие у него тех или иных психических, в том числе поведенческих отклонений, в первую очередь необходимо максимально тактично выяснить – осознает ли он вообще, что нездоров. Значительная часть больных полностью отрицают наличие у них каких-либо нарушений, и утверждают, что «полностью здоровы и в медицинской помощи не нуждаются». Нередко они обвиняют своих родных и близких в том, что те необоснованно сочли, что имеют место какие-либо проблемы со здоровьем. Имеются у человека патологические отклонения или нет – это вопрос, который необходимо решить лечащему врачу.
Сам факт осознания пациентом своей болезни является первым шагом к выздоровлению или длительной ремиссии (стойкому улучшению состояния). Пациент может осознавать, что нездоров, но особого значения этому не придает. В этом случае важно внимательно сопоставить данные обследования пациента со степенью понимания им тяжести заболевания. Степень осознания болезни может быть не только преуменьшена, но также и преувеличена. Достаточно редко встречаются ситуации, когда пациент совершенно адекватно осознает степень присутствующей у него патологии. Все это вполне объяснимо, поскольку мнение каждого человека (независимо от того, здоров он или болен) всегда субъективно.
Врачу при всей благожелательности к пациенту, давая возможность ему высказываться, следует руководить беседой, не позволяя уводить ее в сторону. Следует помнить, что цель беседы – не времяпрепровождение, а выявление определенных признаков душевного расстройства. Ни в коем случае не следует распределять роли, как «я – врач, а вы – пациент», но разговор должен вестись в определенном ключе. Нужно вести пациента в разговоре, выяснять значимую информацию, не выслушивать длительное описание и повторение малозначимых жалоб. Для этого врач должен направлять беседу: задавать вопросы, что-то уточнить, где-то тактично прервать пациента и переключить его внимание на другой вопрос, иногда нужно и послушать рассказ. Поэтому врачу необходимы навыки профессионального общения. В противном случае можно посвятить все рабочее время одному больному, не добившись при этом ощутимых результатов, необходимых для постановки диагноза и дальнейшего максимально успешного лечения.
Психиатр должен обладать существенной психологической гибкостью, чтобы в зависимости от ситуации суметь под нее подстроиться. Смена типа поведения врача в процессе общения с больными совершенно необходима, поскольку в психиатрии имеется достаточно большое число разного рода отклонений личности у больных людей и в каждом случае врачу нужна индивидуальная модель поведения. В ряде случаев поведение пациента может немотивированно меняться буквально «на глазах». В этом случае также бывает необходима коррекция роли и (или) типа поведения лечащего врача.
Данный тип поведения предполагает, что ведущую позицию в беседе занимает врач. Доминирующее поведение необходимо для того, чтобы направить беседу в нужное русло и получить, таким образом, максимум полезной информации, а также для того, чтобы по мере возможности убедить пациента в необходимости оказания тому квалифицированной медицинской помощи.
Данный тип поведения врача относится к группе так называемых «недирективных». Это один из вариантов, позволяющих создать оптимальный альянс «врач-пациент». «Врач-эксперт» внимательно выслушивает больного и дает конструктивные советы, но в постановке вопросов преобладают темы, которые выносятся на обсуждение самим пациентом, причем ему предоставляется полная свобода выбора тем.
«Врач-слушатель» – также вариант недирективного поведения, но в данном случае врач ограничивается минимумом советов, просто предоставляя возможность пациенту полностью высказаться.
Такая роль в общении с больным не всегда конструктивна, однако различные типы поведения врача не являются взаимоисключающими, а скорее, дополняют друг друга.
Действия «врача-помощника» направлены на создание тесного альянса с пациентом, целью которого является совместная борьба с психическим расстройством. В данном случае чрезвычайно важно, чтобы пациент проникся доверием к лечащему врачу и воспринимал его как друга и союзника.
Роли и типы поведения пациента находятся в прямой связи с его так называемой «внутренней картиной болезни», то есть формирующимся у больного целостным образом собственного заболевания. Внутренняя картина болезни у психиатрических больных существенно отличается от таковой у людей без патологий со стороны психики. Поведение больного зависит как от характера присутствующей у него патологии, так и от индивидуальных черт характера (они также претерпевают изменения под воздействием заболевания).
При демонстративности страдания больной склонен преувеличивать тяжесть своего положения и давать понять окружающим, насколько ему плохо. При такой модели поведения от пациента можно часто слышать многочисленные жалобы, особенно на то, что его плохо или неправильно лечат.
В данном случае больной замыкается в себе и тяжело идет на контакт с врачом. Все его мысли так или иначе сводятся к тому, что он нездоров. Нередко имеет место преувеличение больным степени тяжести своего состояния.
Неискренность в общении с лечащим врачом и попытки скрыть свое заболевание могут быть обусловлены тем, что пациент не осознает того, что он тяжело болен. Больной старается вести себя так, как по его мнению ведет себя здоровый человек. Он может долгое время общаться с врачом (т. е. идет на контакт), однако убедить его в наличии заболевания и необходимости лечения бывает достаточно проблематично.
Неадекватность у людей с заболеваниями психики может проявляться по-разному. В наиболее сложных случаях пациент не осознает, где он находится и с кем общается. У таких больных может наблюдаться и замкнутость, и неприкрытая агрессия, и ряд других поведенческих и эмоциональных реакций, не соответствующих месту его пребывания и окружению.
Разумеется, врач не должен оставаться безучастным, если пациент предъявляет какие-либо жалобы. Он может конфронтировать с пациентом, преувеличивать или преуменьшать значение его жалоб.
Многое зависит от психологии самого врача, который может подсознательно относиться к пациенту как к ребенку и уделять ему повышенное внимание или же идти на поводу неприязни к больному и быть к нему равнодушным.
Многие переживания психиатрического больного врачу целесообразно обесценивать (девальвировать) или частично или полностью игнорировать, если имеет место грубая неадекватность, выраженное чувство тревоги или чрезмерная аффективная (эиоциональная) насыщенность у больного. К теме, которую больной желает обсудить, можно вернуться спустя некоторое время, когда будет отмечено снижение степени выраженности аффекта.
Важно помнить, что переживания больного, неоднократно игнорируемые врачом, со временем начинают игнорироваться и самим больным. Игнорирование может заключаться, например, в том, что внимательно выслушивая пациента, врач воздерживается от каких-либо комментариев. Такая техника имеет смысл, к примеру, если больной активно высказывает идеи величия или при маниакальной «скачке идей». Девальвация идей больного может осуществляться врачом посредством детального объяснения тех или иных аспектов заболевания и убедительного доказательства неправоты больного.
Противоборство, или конфронтация – это реакция врача, которая наиболее оправдана при болезнях зависимости (алкоголизме, наркомании). В данном случае по отношению к пациенту необходимы так называемая «суровая доброта» и контроль. Больному нужно аргументированно показать, что его проблемы связаны со злоупотреблением чем-либо. Важно дать ему понять, что конфронтация направлена на болезнь, но не на него самого. Также противоборство, зачастую, необходимо при нарушениях личности у больного. При конфронтации следует соблюдать тактичность, поскольку в противном случае может быть утрачено доверие к врачу со стороны пациента.
Преувеличение значимости патологии бывает необходимо на ранних стадиях заболеваний, связанных с зависимостями, когда у больного, например подростка, может появиться криминальное поведение. В этом случае врач рисует ему мрачную картину дальнейшего развития событий, драматично описывает то, к чему может привести больного такое поведение и отсутствие лечения. Самокритичность больного может значительно затормозить процесс развития патологии. Ему разъясняется, что у свободной личности есть множество путей, и при правильном выборе все может закончиться благоприятно. Преувеличение врача дает больному возможность осознать масштабы собственной проблемы.
Многие больные и пациенты в стадии клинического выздоровления нуждаются в помощи при оценке собственных психотических переживаний (галлюцинаций, бреда, сверхценных идей). Многим из них необходимо искусственно повысить статус такого переживания, указав на его творческий характер. Важно объяснить, что пребывание в клинике ни в коей мере не дискредитирует больного в обществе и через специальное лечение прошли многие выдающиеся люди. Если у пациента возникают галлюцинаторные образы, врач может попросить его зарисовать их или более-менее литературно описать. После этого можно в беседе с больным провести определенные параллели с выдающимися людьми, страдавшими психоневротическими расстройствами. Так, при навязчивых страхах и галлюцинациях у больного можно упомянуть в разговоре с ним великого русского писателя Ф. М. Достоевского, страдавшего психическим расстройством, или не менее значимого в русской литературе Н. В. Гоголя, которому, как известно, даже «мерещились летающие над Невой гробы». Даже сам факт проявления интереса врачом к рассказу больного о своих психотических переживаниях существенно повышает их статус. Если пациент страдает эпилепсией, можно упомянуть Петра Первого, если шизофренией – великого голландского художника Винсента Ван Гога. Пациент должен понять, что именно индивидуальные переживания делают людей уникальными и неповторимыми.
Различные виды реакции пациента на заболевания в той или иной мере являются механизмами психической защиты, среди которых различают первичные и вторичные.
Такой первичный механизм психической защиты, как «уход в себя», характеризуется внешним безразличием, холодностью и равнодушием больного. Он как бы уходит в свой внутренний мир, причем это могут быть творческие фантазии. В данном случае внешняя холодность является своеобразной маской, под которой скрывается ранимость и повышенная чувствительность к стрессам. Такой вид реакции может быть абсолютно нормальной реакцией на сверхсильный стресс.
При отрицании болезни (первичный механизм психической защиты) пациент полностью отказывается воспринимать информацию, которая ему неприятна по тем или иным причинам.
Идеализация (первичный механизм психической защиты) заключается в восприятии больным другого субъекта как абсолютно идеального, не имеющего недостатков. Больной может верить и убеждать других, что именно вот тот человек, Бог, звезда эстрады, политик, могут ему помочь. Также идеальным больной может считать самого себя. Это своеобразная защита от страха.
Проекция (первичный механизм психической защиты) представляет собой ошибочное восприятие больным собственных внутренних процессов как происходящих извне. Например, больной со скрытой или явной агрессией может считать, что все вокруг настроены враждебно по отношению к нему.
Вытеснение, или репрессия (вторичный механизм психической защиты), заключается в том, что пациент забывает неприятную информацию. Часто люди забывают события, приведшие к психической травме (момент автокатастрофы, период сразу после сообщения о гибели близкого человека и др.).
Регрессия (вторичный механизм психической защиты) – это возврат к инфантильной (детской) модели поведения. Чаще наблюдается у больных с неврозами, может быть у здорового человека в состоянии стресса.
Высмеивание себя (своей болезни) и окружающих – это форма психической защиты, часто наблюдающаяся на фоне маниакальных эпизодов и гебефрении. Данную форму реакции больного на болезнь целесообразно принять, если в высмеивании нет элементов агрессии.
Рационализация (вторичный механизм психической защиты) делает для пациента его поведение хорошо контролируемым, логичным и обоснованным. Однако истинные причины своих поступков больной при этом не осознает. Данная реакция довольно часто сопровождает бредовые состояния, навязчивости и сверхценное мышление.
Реактивное образование (вторичный механизм) – это психическая защита от запретных устремлений, которая осуществляется посредством постоянного выражения в поведении и мыслях противоположного. Например, во время госпитализации родственники больного шизофренией проявляют чрезмерную заботу о нем, а после выписки – враждебность. Таким образом, они подменяют истинные чувства и могут провоцировать обострение заболевания и повторную госпитализацию больного.
Сублимация (вторичный механизм психической защиты) – это неосознаваемое перенаправление своих истинных желаний в социально приемлемый вид деятельности, например творчество.
Подавление (вторичный механизм психической защиты) – по сути, является вариантом такой реакции, как вытеснение. Происходит снижение мотивации к удовлетворению своих желаний и интересов и постепенно они утрачивают для человека значение.
Морализация (вторичный механизм психической защиты) представляет собой постоянный поиск способа убеждения самого себя в правильности и «высокоморальности» определенного поступка. Человек не хочет чувствовать себя виноватым, размышлять критично, он сам себя оправдывает прикрываясь моральными нормами, чаще формальными. Расценивается как разновидность рационализации.
Самообвинение, или аутоагрессия (вторичный механизм психической защиты) представляет собой перенаправление негативного отношения к внешнему объекту на самого себя. Часто приводит к суициду (самоубийству).
Интеллектуализация (вторичный механизм психической защиты) – неосознанное стойкое стремление сохранять контроль над эмоциями на основе интерпретации ситуации, которая кажется пациенту наиболее рациональной.
Изоляция (вторичный механизм психической защиты) – это удаление из сознания эмоциональной составляющей событий, травмирующих психику. За эмоциональной холодностью пациента скрывается повышенная восприимчивость к данному событию.
Расщепление эго или «собственного Я» (первичный механизм психической защиты). При такой реакции пациент воспринимает в данный момент что-то или кого-либо только с позитивной или только с негативной стороны, а качества, которые не вписываются в созданную им картину мира, воспринимаются как нечто совершенно отдельное. Противоположные чувства к одному и тому же объекту или самому себе вызывают противоречивые высказывания и поступки.
Смещение, или вымещение (вторичный механизм психической защиты) представляет собой поиск виноватого в тех или иных неприятных больному событиях. Собственная вина, как правило, при этом больным отрицается.
Альтруизм – это достаточно своеобразная реакция на болезнь, которая сопровождается забвением собственного эго и стремлением жертвовать всем ради других, по мнению больного, более слабых. Данный защитный механизм психики является одним из наиболее социально приемлемых и не требует коррекции со стороны.
Любой человек, вне зависимости от того, является он психиатрическим пациентом или нет, воспринимается посторонним наблюдателем как некий целостный образ. При обычном общении многие показатели внешних реакций другого человека нами игнорируются, хотя отдельные позы, движения рук, а также мимика являются очень важными показателями психического состояния человека. Немаловажно при этом учитывать характер голоса субъекта (тембр, резонанс и т. д.), а также его речь.
Изучение мимики, позы, жестов, речи и голоса имеют большое значение при исследовании пациента психиатром, поскольку те или иные внешние проявления не только отражают настоящее психическое состояние больного, но и могут сопутствовать ряду патологических отклонений. Помимо этого, необходимо обратить внимание на устремления объекта и характер его творческой деятельности (если пациент склонен к таковой). Регистрация, а главное – классификация психических нарушений, всегда представляли определенную сложность. По сей день существуют разнообразные мнения специалистов, касающиеся самих расстройств психики и их отдельных проявлений. В ряде случаев возникают определенные сложности при разграничении психического здоровья и наличия определенных отклонений. Для оценки состояния пациента применяют различные психиатрические диагностические шкалы. Первым опытом в создании систематизированной шкалы оценки психического состояния можно считать попытки определить реакцию пациента на световые и звуковые раздражители, предпринятые еще в XX в. В более или менее современном виде психиатрические шкалы появились в госпитале при университете Джона Гопкинса в США в 20‐х гг. прошлого столетия, в виде записей о дневном поведении пациентов в специальной карте.
С развитием психиатрии (введением активной терапии с помощью психофармакологических препаратов), появилась насущная необходимость в стандартизации и количественной оценке психических отклонений и их оценке с учетом динамики. В связи с этим, возникло множество психиатрических, психологических и поведенческих диагностических шкал, а также различных опросников. Особенно высокая потребность в стройной системе оценки состояния пациента появилась после введения в клиническую психиатрическую практику методов математического анализа, позволяющих выявить некоторые закономерности и внешне скрытые связи в развитии заболеваний.
Диагностические шкалы, используемые в настоящее время в клинической психиатрии, можно разделить на:
✓ шкалы широкого диапазона, в которых учитываются многие факторы, – применяются для выявления психических расстройств;
✓ шкалы для оценки отдельных психопатологических расстройств и синдромов;
✓ стандартизированные системы, представляющие собой совокупность различных шкал и опросников для оценки истории развития болезни, состояния больного, а также их динамики.
Второй тип диагностических шкал является наиболее распространенным и, в свою очередь, подразделяется на шкалы для:
✓ оценки психотических состояний;
✓ оценки аффективных расстройств;
✓ оценки отдельных синдромов;
✓ оценки отдельных нозологических форм.
Нередко отмечается явное сходство между шкалами, которые используются в психиатрии и психологии. Наглядным примером может служить достаточно давно применяющийся «тест Векслера», предназначенный для оценки уровня интеллекта и имеющий сходство с относительно недавно созданной нейропсихологической шкалой для выявления мягкой деменции.
Различные заболевания психической сферы (в частности неврозы) непосредственно связаны с различными нарушениями в опорно-двигательной системе, в том числе и с нарушениями осанки. Часто диагностирующийся в последнее время «синдром хронической усталости», или «неврастения», или «вегетососудистая дистония», напрямую связан с патологией опорно-двигательного аппарата, в том числе с нарушением осанки. Наиболее часто встречающийся признак неврастении – головные боли, тахикардия, головокружения и постоянное ощущение усталости. У пациентов, страдающих неврозом, как правило, неравномерно напряжены мышцы, и при взгляде на них создается впечатление «зажатости». Человек способен в течение жизни самостоятельно корректировать свою осанку, избавляясь от проблем, связанных с ее нарушением. Правда, для этого годами приходится передвигаться в позе, которая для данного человека несколько непривычна.
ИНТЕРЕСНО
Указанный принцип лег в основу психосоматической коррекции австралийского актера Фредерика Александера (1869–1955). Благодаря этой технике, можно достаточно эффективно расслаблять те или иные группы мышц, снимая накопившееся в них напряжение.
Периодическое изменение положения тела вполне может стать причиной изменения эмоционального состояния индивидуума. К примеру, лица подросткового возраста часто подвержены «первичным эмоциональным нарушениям». Если подросток подвержен психоэмоциональным комплексам (а чаще всего это ему свойственно), то у него отмечаются нарушения осанки, при котором оба плеча выдвинуты вперед и он горбится. Далее получается замкнутый круг – запуск циклического изменения перестройки различных групп мускулатуры способствует формированию относительно стойкой патологической осанки, которая, в свою очередь, вызывает закрепление психоэмоциональных нарушений у подростка и формирование у него неврозов.
Поза, которая зависит от положения конечностей, головы и плеч, может являться своеобразным маркером тревоги, депрессии или релаксации.