Часть I Особенности работы с пациентом в психиатрии

Этика и деонтология

Медицинская этика и деонтология – два связанных между собой понятия, второе из которых сейчас принято включать в состав первого. Если давать этим терминам определение, то под этикой стоит понимать общее учение о нормах морали в области медицины, а деонтология представляет собой совокупность конкретных правил, в которых врач опирается на понятие врачебного долга.

Соблюдение принципов этики и деонтологии – очень важная часть медицинской профессии, представители которой далеко не во всех случаях могут руководствоваться законом. Особенно большое значение это имеет в психиатрии, где по понятным причинам существует множество неоднозначных моментов.

В России особый подход к психиатрическим больным и принципы деонтологии в психиатрии стали зарождаться в конце XIX в. благодаря деятельности выдающегося русского врача-психиатра С. С. Корсакова и его идейных союзников – М. Ф. Беккер, В. Ф. Сербского и других. Их усилиями менее чем за десять лет была реформирована система психиатрической помощи и установлена политика «нестеснения», при которой больные получали достаточно свободы и признание своих человеческих прав.

Как и в других сферах медицины, врачебная этика и деонтология в психиатрии складываются из трех основных аспектов:

✓ отношения медперсонала к больному;

✓ отношения медперсонала к родственникам больного;

✓ отношений врачей, медсестер психиатрического отделения (больницы) между собой.

И если третий пункт включает примерно одинаковые положения в кардиологии, хирургии, неврологии и других специальностях и не имеет точек соприкосновения с пациентами, то первые два пункта нуждаются в обсуждении.

На особенности отношений врачей и медсестер с больными и их родственниками накладывает большой отпечаток специфика работы с группой психиатрических заболеваний. Установлено, что среди врачей-психиатров большинство отмечают дискомфорт при выполнении своих обязанностей. Это связано со многими факторами: возможностью подвергнуться нападению, преследованию или агрессии со стороны больного, который не в силах контролировать свои действия и поступки и заочно имеет отрицательное, как это давно принято в обществе, отношение к лечению в психиатрической клинике, невозможность в некоторых случаях убедить пациента в необходимости какого-то действия (медицинской процедуры) и т. д. Психический больной имеет те же самые права, что и обычный человек – за это боролось не одно поколение врачей-гуманистов. Врач при этом порой не в силах оградить себя от негативных моментов своей профессии.

Еще один аспект, который может накладывать отпечаток на особенности взаимоотношений медперсонала с больным – это тот факт, что в пациенте, страдающем психическим заболеванием, порой очень нелегко встретить полноценного собеседника. Общение между двумя людьми, какой бы статус по отношению друг к другу они ни занимали, должно включать возможность адекватного диалога, в котором каждый в силах понять другого и привести свои аргументы в споре. С психически больными достичь взаимодействия в некоторых вопросах бывает чрезвычайно сложно, что обуславливает нарастание внутренней неудовлетворенности со стороны врача и других медицинских работников. Позитива не добавляет и то, что ежедневно психиатр в течение как минимум 8 ч в сутки находится в окружении пациентов – необычных, своеобразных людей со своими особенностями мышления и поведения. Это выбивает его из привычной колеи – пребывания в обычном обществе, где можно чувствовать себя расслабленно и свободно.

Словом, на медперсонал каждый день, каждый час работы падает огромная психоэмоциональная нагрузка. И если хирург, проводящий по несколько операций в день, устает в основном физически, то для психиатров более свойственно нервное истощение. Об этом следует помнить родственникам и, по мере возможности, больным. Некоторые общие нормы общения (если можно их так назвать) должны соблюдаться с обеих сторон – и врача, и больного (его родных): вежливость, обходительность, способность к сочувствию, отсутствие давления и агрессии. Только в этом случае персоналу удастся достигнуть наибольшего понимания с пациентами и их близкими, а значит, добиться более значимых успехов в лечении.

Особенности взаимоотношений медицинского персонала с больными

Говоря о медицинском персонале, в первую очередь стоит подразумевать врачей и медсестер. Младший медицинский персонал – санитары – гораздо меньше общаются непосредственно с больными и выполняют в лечебном процессе в основном вспомогательные функции.

Строя общение с пациентом, врач должен помнить о множестве моментов и уметь преодолевать свои личные впечатления и переживания во благо больного. В обращении с психиатрическим больным существует несколько особенностей, которые персоналу всегда следует учитывать.

Теория «неприятного пациента»

В 2009 г. в Израиле было проведено исследование среди врачей различных специальностей, направленное на выявление взаимосвязи между особенностями пациента и качеством оказываемой ему помощи. При помощи опросников и психологических тестов было установлено, что пациент, который по каким-то причинам врачу «неприятен», не вызывает стремления оказать ему наилучшую помощь. К числу «неприятных» относили людей с заразными болезнями, косметическими дефектами, асоциальных пациентов и больных с некоторыми особенностями характера – психопатических, истероидных личностей. Изучая отдаленные последствия их лечения, выявили, что его результаты были несколько хуже, чем у больных, которые не вызывали у персонала антипатии, хотя перечень процедур, врачебных манипуляций и других медицинских услуг не было оснований подвергать критике. Это значит, что врач, встречаясь с «неприятным» больным, подсознательно стремится отгородиться от него, а как следствие, уделяет меньше внимания и прикладывает меньше старания в обращении с ним.

Врач или медсестра психиатрической клиники должны уметь подавлять свои негативные эмоции, если таковые возникают, и быть в одинаковой степени внимательными ко всем пациентам. Чтобы исключить случайный недосмотр, нужно, напротив, стараться лучше продумывать тактику общения, более аккуратно выполнять все процедуры именно тем больным, которые вызывают неприятные эмоции.

Отрицательное отношение больного к необходимости лечения

Психические болезни до сих пор воспринимаются некоторыми членами «нормального» общества как нечто постыдное. Сейчас доподлинно известно, что те или иные нерезкие отклонения психики (фобии, навязчивости, определенные направленности характера и другие особенности) есть практически у всех людей. Абсолютно здоровых физически людей почти нет. С психическими расстройствами практически то же самое – почти у всех случались душевные травмы, эмоциональные перегрузки, депрессивные настроения, расстройства адаптации поведения и т. д. Грань между психическим здоровьем и нездоровьем очень тонка, и вешать на больного человека ярлык ненормального неразумно.

Тем не менее, по-прежнему не все могут занять правильную позицию по отношению к психически больным. Враждебное, настороженное отношение к окружающим принимают и сами больные. Поэтому необходимость в лечении многие пациенты воспринимают весьма и весьма негативно. Это накладывает свой отпечаток на характер их общения с медицинским персоналом – пациент очень часто настроен враждебно, стремится скорее покинуть больницу, проявляет скрытую или явную агрессию, не выказывает желания сотрудничать с врачом и медсестрами, намеренно замыкается и отдаляется, порой специально скрывает симптомы своего заболевания. При некоторых заболеваниях – например, шизофрении или психозе – у больных вообще отсутствует критика в отношении своего состояния, они не считают себя нездоровыми и поэтому не хотят лечиться. Это крайне сужает возможности лечения.

Понятие «деонтология» было введено в 1834 г. английским философом Дж. Бентамом, однако ее принципы существовали задолго до рождения термина. Первые сформулированные принципы поведения врача по отношению к больным известны нам как клятва Гиппократа.

Для того чтобы преодолеть такое препятствие в общении, медицинскому персоналу нужно стараться переубедить человека в том, что его считают «неправильным» или «ненормальным». Для этого надо общаться с ним так же, как и с обычными людьми – даже если его возможности полноценного общения ограничены. Хорошо подготовленный медработник умеет найти подход к любому больному, внушить ему ощущение безопасности и необходимости лечения, настроить на улучшение. Это требует больших усилий, однако является необходимым моментом в достижении положительного результата.

Особенности характера и поведения психического больного

Нет сомнений в том, что психическое заболевание накладывает значительный отпечаток на личность человека. Именно за счет изменений в характере и поведении чаще всего и возникает необходимость лечения у психиатра. К сожалению, врач как лицо, находящееся для стационарного больного на первом плане, зачастую тоже вынужден принимать на себя проявления чужого заболевания.

Некоторые болезни сопровождаются явно агрессивным настроем пациента по отношению к врачу, особенно если болезнь сопровождается отрицанием ее симптомов (при шизофрении). Врач воспринимается больным как человек, ограничивающий свободу, желающий зла и способный причинить вред. В этом случае со стороны пациента возможны как словесные нападки, так и попытки физической расправы. Агрессивный настрой больного сильно мешает диагностике и лечению. Во‐первых, врач постоянно чувствует напряжение в общении с таким пациентом, во‐вторых, он не всегда может быть уверен, что правильно оценивает состояние больного и что тот выполняет рекомендации. Это требует значительных усилий в лечении психически больного, очень часто в помощь приходится привлекать прочий медперсонал и близких больного.

Например, у пациентов с маниакально-депрессивным психозом ситуация может быть противоположной. Для маниакальной стадии болезни характерна чрезмерная веселость, отвлекаемость, разговорчивость и чувство влюбленности. Если объектом такой «любви» становится врач, это тоже может стать помехой лечению. Вынося на первый план свои чувства, больной уделяет меньше внимания процессу лечения, сосредотачивается на своих переживаниях, надуманных обидах и мечтах. Побудить такого человека к сотрудничеству в лечении порой бывает очень нелегко.

Есть еще несколько десятков особенностей поведения, которые могут возникнуть у психически больного человека. Врач должен знать, чего можно ожидать от каждого пациента с тем или иным заболеванием, и уметь обходить возникающие препятствия в общении и выборе лечения. Это требует большого опыта и профессионализма.

Больной и медицинские процедуры

Этот пункт в большей степени касается среднего медицинского персонала. Врач планирует лечение, а медсестра непосредственно претворяет его в жизнь – дает таблетки, выполняет инъекции и физиотерапевтические процедуры, осуществляет подготовку пациента к другим медицинским вмешательствам, например электросудорожной терапии.

У больного, в каком бы отделении медицинского учреждения он ни лечился, формируется несколько настороженное отношение к медсестрам как людям, проводящим порой болезненные манипуляции. У психически больных страх перед таблетками и инъекциями может быть усилен десятикратно. Это требует от медсестры большой аккуратности при выполнении медицинских манипуляций, убедительности в объяснении их необходимости и умения понравиться больному, чтобы он мог довериться ей. Кроме того, нельзя забывать о так называемой психотерапевтической роли медсестры. Она для больного – второй после врача человек в больнице, она ближе к больному, поэтому иногда у пациента возникает необходимость поговорить, поделиться своими переживаниями именно с ней. Медсестра, будучи полноценным участником лечебного процесса, всегда должна с готовностью и пониманием встречать такие попытки общения и поощрять их, несмотря на высокую загруженность и недостаток времени.

Соматические заболевания у пациента психиатрической клиники

Еще одна проблема взаимоотношений пациента с психическим заболеванием и медперсонала состоит в том, что личность психиатра некоторыми больными воспринимается несколько однобоко – как знатока только душевных болезней, но не физических. Тем не менее, человек с психиатрическими проблемами не всегда здоров в остальных аспектах. Соматические заболевания, или заболевания тела, могут также беспокоить его. Поэтому врач должен внушить человеку, что он может делиться с ним не только жалобами по поводу своих мыслей, страхов, состояния сна и прочих моментов, важных для диагностики психических болезней, но и другими проблемами со здоровьем.

Медперсонал должен быть внимательным ко всем признакам патологии со стороны сердца, органов дыхания, печени, почек и т. д. Это поможет вовремя выявить острое заболевание или ухудшение в течении хронической болезни.

Особенности взаимоотношений медицинского персонала и родственников пациента

Почти у каждого человека есть семья, поэтому, принимая на лечение пациента, врач должен быть готовым к тому, что помимо больного ему придется общаться еще с одним или несколькими людьми. Для родственников в не меньшей степени, чем для больного, важно правильное, доброжелательное отношение и терпение врача, его готовность к беседе и способность доступно ответить на разные вопросы.

Отрицательное отношение родственников больного к лечению

Этот пункт в своей основе совпадает с тем, что освещается в разделе, посвященном взаимоотношениям медперсонала с больным.

Зная об отношении многих людей к психическим расстройствам, родные пациента порой воспринимают в штыки необходимость его лечения в психиатрическом учреждении. Некоторые из них сами придерживаются весьма негативных и враждебных взглядов в отношении душевнобольных, другие стыдятся того, что в их семье появился «ненормальный» человек и хотят избежать огласки этого факта.

ИНТЕРЕСНО

На Западе реформирование психиатрической помощи связано с именами французских психиатров Ф. Пинеля и Дж. Эсквироля. Днем рождения новой эпохи в обращении с психически нездоровыми людьми принято считать 30 июня 1838 года, когда во Франции был принят закон, защищающий права душевнобольных.

Все это иногда создает в отношении родственников к медперсоналу атмосферу отчужденности, недоверия и дискомфорта. Обе стороны должны быть готовы к обсуждению проблемы необходимости лечения. В задачу врача входит объяснить правильную позицию по отношению к такому больному, рассказать о сущности заболевания, его симптомах, которых родным следует ожидать от пациента. Последнее весьма важно. Бывает, что больные, страдающие серьезными расстройствами мышления, рассказывают своим пришедшим проведать их родственникам, что их сажают в клетки, избивают, привязывают к кроватям, не дают есть и т. д. Естественно, люди, которые до этого много лет жили с абсолютно адекватным человеком и любят его, несмотря на болезнь, и которые не представляют себе симптомы психических болезней, станут в этой ситуации судить в пользу больного, даже если на нем нет никаких телесных повреждений. Ключевым моментом будет одно: их родному человеку здесь плохо и его обижают. Если подобные жалобы и не примутся на веру, то все равно они станут поводом для сомнений во врачах и недоверия к ним. Следует учитывать, что рассказанное может быть и правдой, поскольку уход за психически больными пациентами, например, находящимися в возбужденном состоянии, имеет особенности. В таком случае родственникам следует попытаться разобраться в ситуации, прежде чем полностью поверить больному человеку.

С первого же дня врач должен сообщить родственникам обо всех возможных проявлениях болезни. Это поможет им действовать на благо больного в одном направлении и доверять друг другу.

Еще один камень преткновения, определяющий негативное отношение родственников больного к лечению – это недостаточное внимание к ним со стороны медперсонала. Близкие больного имеют право знать, как протекает болезнь, чем лечат больного, как долго продлится лечение и т. д. У врачей зачастую не так много времени, чтобы каждый день подробно объяснять очевидные, на их взгляд, вещи одному, а то и нескольким людям. Поэтому иногда у родных складывается впечатление, что они сами, а следовательно и больной, не получают от врача должного внимания, что ведет к конфликтам в отношениях.

Необоснованность ожидания скорого излечения

Психические заболевания лечатся зачастую в течение очень длительного времени. К сожалению, среди них нет таких, которые, подобно гриппу, можно свести на нет за неделю-другую. В значительной части случаев окончательного выздоровления не удается добиться вообще, а самый большой успех в лечении – это более или менее продолжительный период стихания заболевания.

Часто бывает, что близкие пациентов не понимают этого, ожидая, что уже за несколько дней человека должны «поставить на ноги». В психиатрической клинике больной может пробыть несколько недель, и результаты лечения при этом будут весьма скромные. Поэтому родным не следует обвинять медперсонал в том, что больного не лечат. При возникновении каких-то вопросов по прогнозу их всегда можно обсудить с врачом.

Возможности социальной адаптации после лечения в психиатрической клинике

Этот вопрос имеет большое значение для полноценного существования не только больного, но и всей его семьи после того, как человека выпишут из стационара.

Низкий материальный достаток семьи при дорогом лечении, необходимость сосуществования психически больного и ребенка в одном жилом помещении, невозможность нанять сиделку для наблюдения за больным – эти и многие другие аспекты обычно очень волнуют родственников. Присутствие в доме неадекватного человека, не способного к самообслуживанию или нуждающегося в постоянном наблюдении, иногда оборачивается настоящей семейной трагедией, ведь это полностью разрушает привычный жизненный уклад не одного, а сразу нескольких людей.

Родным психически больного надо привыкнуть к тому факту, что его социальная адаптация будет определяться в основном болезнью.

Расстройство адаптации поведения, депрессия, обострение некоторых форм шизофрении порой лечатся очень хорошо, и больной возвращается к своей обычной жизни. А некоторые психические нарушения, встречающиеся, например, в старческом возрасте, со временем обычно только усугубляются.

Если больному в процессе лечения становится ненамного лучше, некоторые его родные могут искать выход в том, чтобы продлить его пребывание в стационаре. К сожалению, это возможно не всегда.

Родственники не должны воспринимать психиатрическую клинику как приют или дом престарелых – больница предназначена для того, чтобы помочь больному в острой ситуации. Затем больных с психическими заболеваниями лечат амбулаторно и держат под диспансерным наблюдением. Повторная госпитализация может понадобиться при обострении психического заболевания. Точно так же больной с сердечной недостаточностью или бронхиальной астмой, хоть эти заболевания не излечиваются, не всегда находится в больнице, а попадает туда лишь в моменты ухудшений.

К этому надо относиться с пониманием и не винить врачей в том, что они выписывают больного человека домой. Сроки пребывания в стационаре определяются на уровне Министерства здравоохранения и строго контролируются; игнорировать их врач не имеет права. Поэтому любые способы убеждения, а тем более давления на врача с целью продлить госпитализацию больного, недопустимы. В свою очередь, медперсонал приложит максимальные усилия для того, чтобы вернуть человеку его прежнюю сущность, и порекомендует оптимальное лечение после выписки.

Медперсонал и внутрисемейные конфликты

Очень часто бывает, что врачи невольно вовлекаются в решение семейных проблем больного. В обращении с родственниками психиатр всегда в какой-то мере должен брать на себя роль психолога; видимо, это и становится причиной того, что иногда его рассматривают не только как человека, который лечит мужа, жену или ребенка, но и того, кто может помочь в решении межличностных конфликтов.

Наличие психически больного человека в семье – это большой стресс для каждого, поэтому обострение напряженных ситуаций становится обыденным явлением. Зачастую это достигает таких масштабов, что родные в стремлении разобраться в ситуации прибегают к помощи врача-психиатра. Просьбы родственников могут быть абсолютно любыми – от совета в принятии какого-то решения относительно больного до призывов установить у несогласных с ними по какому-либо вопросу людей признаки психического расстройства.

Все это может стать причиной недопонимания, обид и взаимной отчужденности между родственниками и медперсоналом. Врач не должен вмешиваться в жизнь семьи больного и высказывать свои соображения о ней. Родственники больного должны это знать и стараться не объединять свои личные проблемы с процессом лечения.

Уход за больными

Наблюдение и уход в стационаре

В отношении психически нездоровых людей очень важно сохранять их душевное спокойствие и ощущение безопасности. Попав в стационар, пережив таким образом стрессовую ситуацию, пациент может постараться тем или иным способом отгородиться от окружающего и будет подсознательно сопротивляться лечению. В задачу медицинского персонала входит воспрепятствовать этому с самых первых моментов пребывания человека в больнице.

Формирование правильного подхода к каждому пациенту основывается на принципах этики и деонтологии. Больной человек должен чувствовать, что он попал в то место, где ему хотят помочь. Поэтому на всех этапах лечения у каждого врача, медсестры или санитара на первом месте должно находиться вежливое и заботливое обращение с больными.

Осуществляя наблюдение и уход за психически больным человеком, медперсонал старается создать лечебно-охранительный режим – такие условия, в которых больного ничего не будет раздражать или провоцировать на агрессию. Для этого вводится режим дня – в определенные часы больными принимается пища и лекарства, совершаются врачебный обход, прогулки или готовится отход ко сну. Создание удобной последовательности жизни в стационаре имеет немаловажное значение – день построен так, что лечебные процедуры, отдых, визиты родственников распределены равномерно, что дает возможность неспешно выполнить все предусмотренные действия.

В период лечения пациенту с любым психическим заболеванием противопоказаны какие-либо сильные внешние раздражители. Это заставляет включить в правила ухода некоторые ограничения со стороны сотрудников больницы. Медперсонал всегда должен выглядеть аккуратно; запрещается носить обувь на высоких каблуках и массивные украшения, которые при ходьбе стучат или звенят, пользоваться духами с резким запахом, носить одежду ярких цветов. В общем коридоре психиатрического отделения не допускается кричать или повышать голос.

Распределение больных по палатам проводят с учетом заболевания. Для того чтобы соседи чувствовали себя комфортно, в одну и ту же палату обычно не помещают, например, больного эпилепсией в периоде дисфории (резкое ухудшение настроения на фоне болезни) и пациента с манией – конфликт между ними с первого же дня весьма вероятен. Больных, склонных к припадкам ярости, находящихся в состоянии возбуждения, не способных к самообслуживанию – словом, тех, кто неудобен или опасен для остальных, – заселяют отдельно в так называемые палаты наблюдения.

В психиатрической клинике важной задачей ухода, которую выполняет медсестра, является контроль за получением и приемом лекарств. У некоторых больных вызывает протест тот факт, что медсестра проверяет, приняли ли они внутрь назначенные врачом лекарственные препараты. Тем не менее, это необходимо, потому что некоторые пациенты, отрицающие симптомы своего заболевания и негативно относящиеся к терапии, могут сознательно не пить лекарства (прятать, выплевывать и т. д.). Возможны и противоположные явления: больные, желающие совершить суицид, могут одновременно принять сразу большую дозу лекарств, которые они смогли достать у других пациентов, украсть или собрать свои за несколько дней, не принимая их ежедневно. Это и становится причиной, по которой каждый раз нужно контролировать прием лекарственных препаратов внутрь. Медсестра должна делать это вежливо, но настойчиво, при этом стараясь не обидеть и не разозлить больного.

Не менее внимательного отношения требует и использование мягкого перевязочного материала. Если у того или иного пациента нужно в лечении использовать бинты (для перевязки ран или компрессов), медсестра обязана следить, чтобы они не собирались больным, а выбрасывались после использования, так как с их помощью пациент тоже может навредить себе. Доступ больных к инструментам и шкафчику с медикаментами запрещен.

По возможности, в режим дня больных включается прогулка на улице. Пациенты, которых допустили к ней, выходят вместе в определенное время под наблюдением санитаров. Если состояние пациента ухудшилось, врач имеет право ограничивать прогулки.

Для прогулки отводится специальный отгороженный участок территории, где нет других людей, и где больные могут произвольно перемещаться. Те, кто ранее совершал попытки самоубийства, пытался сбежать или имеет склонность к ссорам с другими больными, во время ежедневных прогулок должны наблюдаться особенно внимательно. Каждый раз, выводя пациентов гулять, наблюдающие должны знать, сколько человек они берут с собой, и не забыть сверить их количество со списком по возвращении в отделение.

Многим больным, состояние которых не вызывает опасений, разрешаются свидания с родными. Для визитов существуют определенные часы. Перед посещением или в ходе него родственники могут получить от медперсонала всю интересующую их информацию о состоянии и лечении больного, а также о его психическом статусе на данный момент. Родственники должны быть предупреждены обо всех прецедентах, случившихся с больным со времени их последнего посещения, например, о нападении со стороны другого пациента. Кроме того, медперсонал сообщает родственникам о возможных «запретных» темах, которые расстраивают, угнетают или чрезмерно возбуждают больного. В ходе свидания больного с родственниками врачи, медсестры и санитары обычно непосредственно не присутствуют, но находятся поблизости, чтобы в случае необходимости оказать требуемую помощь кому-либо из них.

Родственники не должны передавать больному предметы, которые могут быть намеренно или по неосторожности использованы ему во вред (столовые приборы и т. п.), а также запрещенные продукты питания и напитки. Список последних во многом индивидуален: например, больному, принимающему антидепрессанты из группы ингибиторов моноаминооксидазы, нельзя есть сыр и продукты брожения, так как возможен резкий подъем артериального давления и гипертонический криз. Тем, кто отличается эмоциональными вспышками, строго запрещен кофе и другие продукты, стимулирующие нервную систему. Кроме того, никогда не разрешается передавать больным скоропортящуюся еду и стеклянную посуду.

Прием пищи больными осуществляется в столовой, также под присмотром медсестер и санитаров. В этом случае контроль необходим для того, чтобы больные не забирали с собой столовые приборы и с целью наблюдения за качеством питания. Персонал больницы должен следить, все ли пациенты съедают свои порции, нет ли среди них тех, кто отказывается от пищи или наоборот, страдает обжорством. Примерно раз в неделю больные проходят процедуру взвешивания.

Некоторые пациенты нуждаются в особых мерах для того, чтобы заставить их поесть. Политика принуждения в вопросах, касающихся приема пищи, недопустима. Кто-то из больных отказывается от еды в силу болезни – из-за нарушений обоняния, бредовых идей отравления, «голосов», запрещающих принимать пищу, и т. д. В этом случае можно попытаться передать обязанность по кормлению тем лицам, кому доверяет пациент, причем иногда приходится привлекать не только медперсонал, но и родственников и даже других больных. Агрессивным пациентам, которые отказом от еды демонстрируют свое недоверие и неприязнь к больнице, пищу иногда приносят в палату – они охотнее едят в одиночестве, когда за ними не наблюдает никто из «враждебных» ему людей. В ряде случаев медперсоналу приходится прибегать к таким мерам, как стимуляция аппетита и искусственное питание.

В зависимости от того, какое заболевание предстоит лечить, нюансы наблюдения и ухода за больным могут различаться.

Уход за ослабленными больными и пациентами, находящимися в тяжелой депрессии

В уходе за такими людьми медсестре и санитарам приходится прикладывать много усилий. Ослабленными могут быть больные с тяжелыми соматическими заболеваниями, старческого возраста или те, кто в силу болезни долгое время отказывался от пищи и довел себя до физического истощения. В период депрессии, если она протекает в тяжелой форме, пациенты часто перестают следить за собой, совершать гигиенические процедуры и даже посещать туалетную комнату, что и делает уход за ними таким же сложным, как и за ослабленными людьми.

Медицинский персонал два раза в день помогает таким больным умыться и почистить зубы, контролирует гигиеническое состояние тела, глаз, носа и ушей. Купание и подмывание, особенно если больной не в состоянии регулировать опорожнение мочевого пузыря и кишечника, проводится по мере необходимости. Медсестры и санитары следят за тем, чтобы больной всегда находился в чистой одежде и у него было чистое постельное белье.

Кормление при необходимости проводят в постели. Если больной отказывается принимать пищу из-за отсутствия аппетита, его уговаривают это сделать, пользуясь доступными способами убеждения. Если больные слишком слабы, чтобы сразу съесть всю порцию, их кормят по 3–4 ложки в несколько приемов. Вся пища подается в теплом виде, мелко режется или протирается для облегчения пережевывания. Так же заботливо и осторожно больного выводят на прогулку или в комнату развлечений. Медицинские процедуры стараются проводить в палате. Если пациент не двигается сам, его 8—10 раз в день переворачивают, обрабатывают кожу и делают массаж, проводя профилактику пролежней.

Уход за ослабленными и депрессивными пациентами накладывает свои обязательства и на родственников – им сообщается, когда больному нужна чистая одежда, какие-то особые средства ухода за кожей и т. д.

Обе категории больных предрасположены к запорам, первые – из-за малой двигательной активности, вторые из-за особенностей болезни (запоры рассматривают как симптом депрессии). В этом случае персонал должен следить за частотой стула у них и в случае необходимости проводить нужные меры.

Посещение больных родственниками – очень важный момент для тех и других. Отказать в визите врач может по двум причинам: нестабильность состояния больного (судорожный припадок, приступ ярости и т. д.) либо период карантина в больнице. В прочих случаях свидания приветствуются.

Уход за возбужденными больными

Под понятием «возбужденные больные» следует понимать таких, которые склонны к суициду, могут нанести себе физические повреждения, напасть на других больных или медперсонал, сбежать из больницы. За такими пациентами наблюдают особенно внимательно.

Во‐первых, они всегда находятся под наблюдением в отдельной палате. Медперсонал непрерывно, но ненавязчиво для больного, следит за его поведением. Такое наблюдение осуществляется круглосуточно.

Каждый день медсестры и санитары, по возможности тайком от больного, проверяют его палату, личный шкафчик, постель и одежду на наличие предметов, которые он может применить во вред себе. Несмотря на кажущуюся изоляцию от внешнего мира, в психиатрическом отделении больной может достать кусок стекла на прогулке или взять какой-то острый предмет во время свидания с родными. Это нужно предотвращать.

Во время любого приступа агрессии у больного, в том числе по отношению к себе, медперсонал имеет право применять силу, используя физическое сдерживание и успокаивающие лекарственные средства.

Уход за больными эпилепсией

Эта категория больных требует очень внимательного ухода, что связано с двумя особенностями их болезни – сильными изменениями характера и возможностью развития судорожных припадков.

Характер больного эпилепсией зачастую делает человека совершенно невыносимым для других. Эти больные очень плаксивы, ничего не стоит расстроить их и испортить им настроение. Кроме того, они отличаются вязкостью мышления: в разговоре цепляются к ненужным мелочам, могут быть очень тяжелы в общении и обидчивы. У них бывает очень трудно получить ответ на простой вопрос – они пускаются в долгие рассуждения, по ходу рассказа постоянно уточняя детали и переходя на смежные темы. Например, при вопросе о том, голоден ли человек, он может начать рассказывать, какой аппетит был у него в детстве. После приступа судорог больные эпилепсией могут впадать в состояние тоски, уныния и подавленности – этот период болезни называют «черными днями эпилептика». В это время любой контакт с человеком может стать причиной плача или агрессии.

Медперсонал должен мириться с этими особенностями больного, но не позволять им мешать лечению. Несмотря на раздражающие порой выходки больных, врачи, медсестры и санитары обязаны сохранять вежливость и ровное поведение в обращении с ними. В присутствии человека, больного эпилепсией, нельзя выделять, хвалить других больных – это вызывает ревность и обиды, а в дальнейшем может привести, например, к отказу от лечебных процедур или приема таблеток, что спровоцирует приступ болезни. В период дисфории особенное внимание следует уделять лечебно-охранительному режиму.

Осуществляя уход за пациентом с эпилепсией, все звенья медперсонала должны обладать навыками по оказанию помощи в случае судорожного приступа. При судорогах больного нужно уложить на мягкую поверхность, быстро убрать все предметы, о которые он может пораниться, вложить в рот между зубов и поперек языка металлический шпатель или ложку, обернутую бинтом или тканью, чтобы предотвратить западение языка и удушье. Во время эпилептического приступа шея и грудь больного должны быть освобождены от стесняющей одежды – воротника, шарфа и т. д. Противосудорожные средства вводят внутримышечно, как можно раньше от начала припадка.

ИНТЕРЕСНО

Некоторые больные со временем очень привязываются к кому-либо из медицинского персонала. Несмотря на то, что это носит позитивный характер (пациент охотнее принимает лечение и общается), врачам и медсестрам запрещено заводить с больными дружеские отношения.

После того как приступ эпилепсии закончился, больной обычно засыпает. Перед тем, как дать ему отойти ко сну, нужно проверить его дыхание, померить артериальное давление и подсчитать частоту пульса, осмотреть рот на наличие рвотных масс и ранений слизистой. Если произошло непроизвольное опорожнение кишечника и мочевого пузыря, проводят необходимые гигиенические процедуры и смену одежды.

Во время судорог сознание угнетается; это значит, что после приступа больной ничего не помнит. Поэтому после пробуждения не следует говорить с ним о произошедшем.

Уход за больными в период выздоровления

С одной стороны, выздоравливающие – наиболее беспроблемная категория пациентов. К ним возвращается хорошее настроение, они легко контактируют с медперсоналом; не нужно уговаривать их поесть или следить за ними, опасаясь суицида. Однако нельзя забывать о том, что на заключительном этапе лечения на медперсонал ложится еще одна обязанность – подготовить человека к жизни вне стен больницы, помочь ему адаптироваться к обычному существованию.

Некоторые тяжелые больные на протяжении лечения требовали особого ухода, вплоть до того, что им меняли нательное белье и кормили с ложки. По мере выздоровления, надо постепенно приучать человека делать все самостоятельно и поощрять его попытки к этому.

Выздоравливающим разрешается иметь при себе личную одежду с пуговицами и застежками-молниями, которая в остром периоде болезни могла быть им запрещена. Они пользуются множеством предметов, в том числе потенциально опасных для них ранее (бритва, шпильки). Для стимуляции к выздоровлению медперсонал не только разговаривает с больными, например, об их дальнейших планах, но и расширяет их личную свободу. Более часто допускаются посещения близких, разрешается получать от родных больше вещей.

Одно из средств адаптации больного к обычной жизни – трудотерапия. Больные посещают мастерские, где выполняют несложную работу. Некоторые больницы проводят культурные мероприятия, в которых участвуют выздоравливающие пациенты: организовывают концерты, ставят спектакли и т. д. Все это очень помогает отвлечься от болезни, приобрести позитивный настрой и снова почувствовать себя полноценным человеком.

Для того чтобы при выходе из больницы человек не ощущал себя «белой вороной» в среде, от которой он отвык, к его реабилитации на этапе выздоровления привлекаются и родственники. Они проводят с человеком беседы о том, как будет выглядеть его жизнь дома; если он потерял работу, ему помогают в поиске.

Перед выпиской медперсонал не только рекомендует необходимое лечение и расписывает схему приема лекарственных препаратов, но и дает советы по образу жизни, в отношении профилактики рецидивов заболевания, рассказывает о дополнительных способах социальной реабилитации (клубы бывших больных и т. д.).

Целью всего этого является создание постепенного перехода от существования в стационаре к жизни дома и работе.

Уход на дому

Уход за психически больными на дому ложится на плечи родственников, и зависит от тяжести и последствий заболевания их близкого человека. Иногда бывший пациент психиатрической клиники чувствует себя настолько хорошо, что ему практически не требуется помощи, он быстро адаптируется и возвращается к обычному существованию. Однако есть и такие случаи, когда уход и постоянное наблюдение необходимы.

За несколько дней до выписки родным следует провести одну или, при необходимости, несколько бесед с лечащим врачом о том, как вести себя с больным на амбулаторном этапе лечения и как за ним ухаживать. После того как будут получены четкие указания относительно ухода, все будущие обязанности следует обсудить в семье. Делать это следует еще в отсутствие больного, чтобы в начале его жизни дома не было недоразумений. Если список мероприятий по уходу слишком велик, обязанности нужно распределить между членами семьи. Это не только облегчит задачу каждому, но и создаст положительный психологический настрой у больного: он будет получать внимание и общение ото всех родных людей.

В зависимости от особенностей болезни, отдельные моменты ухода будут отличаться (см. раздел «Наблюдение и уход в стационаре»). Однако почти во всех случаях после выписки из стационара больные какое-то время продолжают принимать лекарства. Поэтому первой задачей родных является контроль за своевременным приемом лекарственных препаратов. С какой-то стороны дома следить за тем, пьет ли человек лекарства, даже сложнее, чем в больнице. Важно, чтобы больной не подумал, будто родные ему не доверяют, поэтому наблюдать надо ненавязчиво и аккуратно. Жизнь в стенах больницы гораздо более размеренная и спокойная, чем вне ее. У человека могут случаться разные ситуации, когда он может забыть о времени приема лекарства. Родные всегда должны напоминать ему об этом, чтобы не спровоцировать обострение заболевания.

В Великобритании около 125 000 семей осуществляют уход за психически больным родственником, причем 50 % из них ухаживают за людьми со старческими нарушениями личности. В США эти цифры куда ниже – люди чаще стремятся воспользоваться услугами домов престарелых.

Часто бывает, что в монотонном течении заболевания возможны ухудшения – например, судорожный приступ у больного эпилепсией. В этом случае человек, осуществляющий уход, должен знать, как выглядят симптомы ухудшения состояния больного и как с ними бороться.

При возможности экстренной ситуации родственники всегда должны быть к ней готовы: например, в отношении того же самого эпилептика все члены семьи обязаны следить за тем, чтобы в доме на виду не было острых, громоздких, травмирующих предметов, и знать, где находится аптечка с нужными лекарствами на случай судорожного припадка у больного. Для того чтобы вовремя помочь больному, всегда следует держать дома лекарства на «экстренный» случай – противосудорожные, успокоительные и т. д. Если среди родственников нет того, кто умеет выполнять сестринские манипуляции, например, делать инъекции, этому стоит научиться.

Человек, недавно вернувшийся из стационара, обычно еще какое-то время рассматривается родными как больной, которому необходимы какие-то поблажки. Однако проявлять чрезмерную жалость и желание абсолютно во всем помочь все же не стоит. Чтобы человек адаптировался к нормальной жизни, нужно по максимуму давать ему выполнять действия по самообслуживанию. Так, не стоит держать больного, вышедшего из депрессии, на постельном режиме, приносить ему в кровать еду, помогать одеваться и всячески пытаться развеселить. Это только удержит его в болезни. Надо дать человеку понять, что он здоров и полноценен, поэтому будет делать все необходимое самостоятельно. Другое дело с больными, например, болезнью Альцгеймера – им постоянная помощь в самообслуживании просто необходима.

Некоторые бывшие пациенты, страдающие истероидными расстройствами, даже в благополучный период требуют к себе повышенного внимания и потому часто симулируют неспособность что-либо сделать, например, одеться или выйти на улицу. Это нередко становится тяжелым испытанием для родственников. С такими людьми требуется постоянная и непрерывная работа, часто с участием психиатра амбулаторного звена или семейного психотерапевта.

Но в любом случае грубость и конфликты в отношении больного не допускаются. Для того, чтобы такой больной сам что-то сделал, часто надо ставить его в такие условия, когда он будет просто вынужден на это (например, возникнет необходимость одеться, но нет возможности попросить помощи – родные заняты или их нет дома).

Когда в доме находится психически больной человек, семья должна стараться не допускать напряженной атмосферы и открытых конфликтов между собой, так как все это может повлиять на его состояние. Все спорные вопросы лучше решать скрытно от больного или недавно выздоровевшего человека. Даже если он в силу хорошего самочувствия вполне сам может поучаствовать в разрешении скандала, этого не нужно допускать – надо создать дома атмосферу покоя и благополучия.

Когда больной требует много усилий по уходу, никогда нельзя давать ему понять, что он стал обузой для своих родных. Надо иметь силы достойно себя вести даже в трудные моменты. С человеком нужно больше разговаривать, чтобы понять его состояние и своевременно увидеть признаки возобновления болезни. При этом лучше не облекать вопрос в форму «Как ты себя чувствуешь?» – это даст человеку ощущение, что его постоянно контролируют и ждут ухудшений. Лучше обсуждать с ним какие-то отвлеченные темы, а выводы делать исходя из того, что и как он говорит в ответ.

Родные всегда должны быть осторожны в поведении и выражениях, особенно с престарелыми людьми. Даже если человек мало участвует в беседах, многого не понимает, большую часть времени проводит в молчании и кажется отрешенным, это не значит, что в его присутствии можно говорить все, что угодно. Тема болезни все равно остается под запретом – вспоминая о ней, родственники программируют человека на пребывание в болезненном состоянии.

Иногда больные люди, особенно пожилые, убеждены в том, что за ними следят или что в квартире, кроме них, живет кто-то еще, и т. п. Даже если заявление кажется очевидно глупым или смешным, нельзя от него просто отмахиваться или делать иронические замечания. Надо хотя бы сделать вид, что проблема заинтересовала, в случае необходимости «провести расследование» и постараться переубедить больного в обратном в доступной ему форме.

Если в состоянии человека наметилось ухудшение и надо вернуть его в больницу, следует потратить какое-то количество времени и терпения, чтобы убедить его в необходимости госпитализации. Насильственное помещение в больницу – это крайняя мера, которой надо избегать всеми силами, ведь на фоне этого у человека может возникнуть недоверие к родным, и при повторном возвращении домой это вызовет проблемы в общении.

Бывает, что в силу болезни (неадекватное поведение, неопрятность) у кого-то из членов семьи появляется страх или отвращение по отношению к больному. В этих случаях надо стараться как можно меньше проявлять свои негативные эмоции и учиться преодолевать их. Подобные проблемы вполне естественны и в них нет ничего постыдного, поэтому не нужно стесняться обсудить это с семьей или психологом – но не с больным. В некоторых случаях родственнику, у которого возникла такая ситуация, стоит ограничить уход за больным человеком.

Родные всегда волнуются за больного члена семьи так же, как за малолетнего ребенка. Поэтому часто после выписки из стационара ему многое запрещают: самостоятельно уходить далеко от дома, посещать общественные места, встречи, ездить в транспорте и т. д. В этом случае человек начинает постоянно думать о своей болезни, снова погружается в нее, не чувствует себя полноценным. Для того чтобы этого не происходило, родственникам следует заранее выяснить у врача, что человеку можно, а что нельзя, и по мере его возможностей расширять список разрешенного. Если, например, у пациента с расстройствами памяти возникло желание куда-то поехать, но при этом есть опасение, что он не сможет сам вернуться, в компанию ему нужно предложить кого-то из родных.

Если больной способен на трудовую деятельность, надо постараться его трудоустроить. Когда человек оказывается не на прежней работе, а на новом месте, это всегда большой стресс. Поэтому родным следует постараться, чтобы этот переход произошел как можно более гладко: чаще говорить о его новой работе, давать советы по поведению и т. д. При этом не стоит ставить других сотрудников в известность о перенесенном психическом расстройстве. Это создаст только дополнительные трудности во взаимоотношениях с коллегами. Решение о том, сообщать или нет на работе о своем состоянии, человек должен принимать только сам. Иногда оптимальным решением становится надомная работа.

Если человек с психическим заболеванием не возвращается к работе, но его физическое и психическое состояние удовлетворительное, необходимо обеспечить ему какие-то другие виды занятости. Так, весьма эффективным становится посещение «Клубов бывших пациентов», где под руководством специалиста люди со сходными проблемами обмениваются своими мыслями и ощущениями. Можно предложить человеку посещать какие-то спортивные секции, кружки по интересам, танцевальные школы и т. д. Это поможет ему не оставаться в одиночестве и привыкать к полноценному общению с другими людьми.

При большой занятости родственников, некоторым тяжелым больным требуется сиделка. К выбору такого человека нужно подойти очень ответственно. Важно, чтобы больной сам выбрал того, кто будет за ним ухаживать и наблюдать. Сиделка должна вызывать у больного симпатию и доверие, ведь она будет выполнять те функции, которые раньше выполнялись только родными и требующие определенной эмоциональной близости – например, помощь в проведении гигиенических процедур. Кроме этого, конечно, важен ее профессиональный опыт. Она должна обладать навыками ухода за больными и оказания экстренной помощи в неотложных ситуациях, т. е. иметь среднее медицинское образование и практический опыт. Выбирая сиделку, родные определяют того, кому они доверят здоровье своего родственника. Поэтому не нужно стесняться задавать какие-то вопросы, знакомиться с послужным списком или рекомендательными письмами. По возможности, надо избегать нанимать сиделок по знакомству – хорошие отзывы знакомых не дают гарантии профессионализма.

Особого внимания требует вопрос о совместном существовании в жилом помещении психически больного и маленьких детей. В этом случае возможность их совместного проживания определяется тяжестью личностных нарушений у больного и возрастом ребенка. Необходимо избегать таких ситуаций, когда и тот и другой могут нанести друг другу вред.

Ребенок не должен жить вместе с психически больным, если последний склонен к неадекватному поведению, агрессии, не способен контролировать свою речь. Это может навредить развитию ребенка, причинить ему физический вред и вызвать душевную травму, особенно если ребенок не достиг 6‐летнего возраста или сам имеет какие-то психологические проблемы.

В свою очередь, дети также способны причинить вред больному человеку. Маленький ребенок может сказать все что угодно, не имея при этом никакого злого умысла – постоянно исправлять бабушку или дедушку, путающих время года и имена, или передать содержание разговора между другими родными, в котором они жаловались на трудности в обращении с больным. Кроме того, слишком большая детская активность и шум, который способен производить малыш, зачастую утомляют или раздражают больного.

Если ребенок достаточно большой для понимания таких вещей, ему нужно объяснить, почему его родственник так или иначе себя ведет, что означает «психическая болезнь», и обговорить все моменты, касающиеся возможных тем разговора. Для больных с незначительными психическими нарушениями присутствие в доме ребенка иногда играет даже позитивную роль.

В уходе за психически больными на дому есть множество сложностей и подводных камней. К счастью, при возникновении проблем всегда можно посоветоваться с врачом поликлиники, в которой больной с психическим заболеванием состоит на диспансерном учете.

Юридические аспекты

Права пациента в психиатрии

Юридические вопросы, касающиеся соблюдения прав пациентов с психическими заболеваниями, освещены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2.07.1992 г. Этот Закон в настоящее время является основным документом, на который можно опираться в случае предполагаемого нарушения прав пациента, и рассматривает множество моментов, которые могут оказаться спорными.

Помещение больного в психиатрическую клинику и согласие на лечение

Госпитализация больного не должна проводиться насильственно – при помещении в стационар пациент подписывает два документа: согласие на лечение и информированное согласие. В первый документ, помимо основных данных о больном, вносится его диагноз и освещается право человека на получение информации о течении заболевания, проводимой терапии и т. д. Во втором пациент подтверждает, что ознакомлен с возможными последствиями предполагаемых медицинских манипуляций. В документах также указывается, кому из родственников или близких врач может сообщать информацию о состоянии здоровья пациента. Согласие и информированное согласие, подписанные пациентом, хранятся в истории болезни.

Если возраст больного меньше 15 лет или он признан недееспособным, то принятие решения о госпитализации возлагается на опекуна.

Если больному предложено помещение в стационар (например, при вызове бригады «скорой помощи» на дом), однако он или его опекун не хотят этого, он должен подписать отказ от лечения, в котором подтверждается, что человек не желает лечиться в больнице и предупрежден обо всех возможных последствиях.

Основные показания для помещения больного в психиатрическую клинику без его согласия освещены в ст. 28 Закона. К ним в первую очередь относится выявленное врачом психическое заболевание с необходимостью оказания квалифицированной помощи. Кроме того, госпитализация может быть проведена по решению суда с целью проведения психиатрической экспертизы – в этих двух случаях на законном основании она может быть проведена без согласия самого больного.

В острых ситуациях (психоз, эпилептический припадок, алкогольный делирий), когда состояние пациента опасно для него или окружающих, и при этом нет возможности рассчитывать на согласие законного представителя (пациент обнаружен на улице без документов), госпитализация в психиатрический стационар может быть произведена без учета мнения пациента. К ее проведению в ряде случаев привлекаются сотрудники полиции.

Также при отказе от лечения помещение в психиатрическую клинику возможно решением комиссии психиатров, состоящей из нескольких врачей (ст. 32 Закона).

В течение двух суток с момента помещения в стационар комиссия должна осмотреть больного и принять решение о необходимости его дальнейшего пребывания в больнице. Решение комиссии документируется по специальной форме, заключение отправляют в суд. На время, необходимое для рассмотрения этого вопроса в суде (максимум 5 суток), пациент обязан оставаться в клинике. Процедура рассмотрения (ст. 34 Закона) вопроса о дальнейшем пребывании человека в психиатрической клинике проходит в здании суда или в самой клинике при обязательном присутствии прокурора, сотрудника клиники и либо пациента, либо его опекуна. При несогласии пациента или его опекунов с решением суда, оно может быть обжаловано в течение 10 суток.

Права больного во время лечения в психиатрической клинике

В момент поступления в больницу пациенту предоставляется информация:

✓ о причинах госпитализации;

✓ об устройстве и основных правилах пребывания в ней.

Эта информация должна быть подробной и изложенной в форме, доступной больному (ст. 37 Закона).

Пациент имеет право по любым вопросам, касающимся его пребывания в стационаре, обращаться к своему лечащему врачу, заведующему отделением или главному врачу больницы. Решать эти вопросы со средним и младшим медицинским персоналом не следует – они владеют слишком малым количеством информации о больном.

При возникновении жалоб, а также при необходимости решения каких-то юридических вопросов пациент психиатрического стационара может подавать соответствующие документы в органы опеки или суд. Указанные документы не исправляются и не корректируются медицинским персоналом. Больной также может общаться с адвокатом без присутствия кого-либо из медперсонала.

Если для пациента важны религиозные аспекты, то он в любое время может встретиться со священником или проводить необходимые обряды, соблюдать посты. Если это разрешается врачом и не противоречит уставу больницы, человек может иметь при себе литературу религиозного толка. Воспрепятствовать этому медперсонал имеет право, например, при острых шизоидных расстройствах с идеями греховности на религиозном фоне у больного и в других подобных случаях. Если больной человек принадлежит к группе или секте, запрещенной в нашей стране, то медперсонал может отказать ему в проведении обрядов и запретить распространение религиозных идей.

ИНТЕРЕСНО

В разных странах за соблюдение прав психически больных отвечают различные организации. В Бельгии это Государственная психиатрическая инспекция, в Польше такие функции выполняет Бюро прав пациента, в Португалии – специальная наблюдательная комиссия.

Больной имеет право получать информацию из внешнего мира – книги, прессу и т. д., за исключением случаев, когда это нежелательно в интересах его самого (например, если больной с бредовыми идеями на тему политики становится чрезмерно возбудимым после прочтения политических новостей). Услуги по доставке газет, телефонные звонки и проч. оплачивает сам пациент или его родственники (опекун). Если больной школьного возраста, во время лечения в больнице он имеет право продолжать образование, пользуясь для этого необходимыми учебными пособиями, помощью родственников или соцработников.

По решению врача и заведующего отделением во время острого периода болезни могут быть наложены ограничения на некоторые права больного. Это проводится в случае, если при отсутствии препятствий к их исполнению человек может нарушить процесс лечения, причинить физический и моральный вред себе, другим больным, сотрудникам отделения или родственникам.

Запрет может накладываться на:

✓ обмен корреспонденцией (письма при отправке/ получении проверяются и при наличии оснований возвращаются больному/адресату);

✓ получение посылок и денежных переводов;

✓ посещения родных и знакомых;

✓ использование личных предметов или одежды.

Согласно ст. 38 Закона, больной может по желанию ознакомиться с содержанием нормативных документов по его правам, а также с координатами всех организаций, ответственных за соблюдение этих прав.

Амбулаторное наблюдение после выписки из стационара

Устанавливать наблюдение (диспансеризацию) за пациентом, выписавшимся из психиатрического стационара, допустимо на основании наличия у него хронического заболевания, особенно такого, при котором возможны периодические обострения – это прописано в ст. 28 Закона. Необходимость диспансеризации определяется решением комиссии, состоящей из нескольких врачей-специалистов. Наблюдение проводится до тех пор, пока у больного не наступит длительный межприступный период или он не будет признан полностью здоровым.

Наблюдение за качеством медицинской помощи

Больной (или его опекун) имеет право подать жалобу в суд на неправомерные действия со стороны медицинского персонала в прокуратуру или суд. Кроме того, жалоба на некачественное оказание медицинской помощи и уход может быть и со стороны какой-то общественной организации, ответственной за права больного (социальная служба и др.).

Жалоба действительна на протяжении месяца с того момента, как больной (его представитель, организация) установил факт нарушения своих прав (ст. 47 Закона), и рассматривается судом в течение 10 дней. По итогам рассмотрения дела принимается решение, которое в письменном виде отправляется подавшему жалобу и тому, чьи действия были обжалованы.

Согласно ст. 48 Закона, если рассмотрение жалобы проводится в судебном заседании, оно должно проходить в присутствии:

✓ подавшего заявление (больного или опекуна);

✓ объекта жалобы (врач, медсестра, представитель врачебной экспертной комиссии и т. д.);

✓ прокурора.

Права пациента при выписке из психиатрической клиники

Согласно ст. 40 Закона, пациента выписывают только тогда, когда он выздоравливает либо его состояние улучшается настолько, что он может без ущерба для себя и других перейти на амбулаторный этап лечения. Если человек находится в стационаре с целью экспертизы состояния здоровья, выписка проводится после ее окончания.

Решение о выписке из стационара домой принимает лечащий врач, который ведет пациента и наблюдает за его состоянием. Кроме того, выбыть из стационара больной может по собственному заявлению, подписав форму отказа от дальнейшего лечения.

Если больной, получающий лечение в больнице, не давал согласия на госпитализацию, для выписки необходимо решение врачебной экспертной комиссии или постановление суда. Последнее нужно и в том случае, если вопрос о госпитализации также решался через суд.

Принудительное лечение людей с психическими расстройствами

Принудительное лечение проводится тем больным, которые, страдая психическими заболеваниями, совершили преступление (были в момент его совершения в состоянии невменяемости), или тем, у которых заболевание наступило после совершения преступного деяния. Кроме того, суд может направить на лечение преступников, страдающих тяжелыми формами алкоголизма и наркомании, если эти люди под действием болезни представляют угрозу для себя либо окружающих.

Особенно интересна в юридическом отношении вторая из трех перечисленных групп правонарушителей. Они попадают на принудительное лечение, если психическое расстройство каким-то образом мешает приведению в исполнение наказания (например, когда больной объективно невменяем). После того, как необходимые медицинские меры будут приняты и состояние больного стабилизируется, он выписывается, а время его лечения в психиатрической клинике включают в срок наказания. При этом один день лечения в больнице считается как один день пребывания в исправительном учреждении. Это зачастую становится причиной того, что преступники симулируют психические расстройства, чтобы смягчить для себя период отбывания наказания. Если больной лечится принудительно, он не имеет права отказываться от госпитализации.

Права больного при трудоустройстве

Люди с психическими расстройствами, если они дееспособны и находятся в трудоспособном возрасте, после окончания лечения так или иначе решают вопросы устройства на работу. Этот процесс не всегда легкий и занимает много времени, с учетом состояния человека. Зачастую больной сталкивается с нежеланием работодателей сотрудничать с ним.

На основании рассмотренного в предыдущих разделах Закона РФ «О психиатрической помощи…» от 2.07.1992 г., издано Постановление Совета министров от 28.04.1993 г., в котором установлен список противопоказаний к выполнению больными хроническими заболеваниями тех или иных работ. Ограничения в выборе профессии и места работы могут накладываться на лиц, страдающих психическими заболеваниями с постоянным или склонным к ухудшению течением. Если человек получал лечение от какого-то пограничного состояния, прием на работу зависит от того, насколько сильные изменения личности у него произошли.

Давно известным видом терапии, способным улучшить состояние некоторых больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях, является их привлечение к производительному труду. Таким больным работа должна оплачиваться в полной мере, аналогично тому, как она оплачивается здоровым людям. Обычно заработанные средства переводятся в счет пенсии.

Указанные противопоказания в первую очередь учитываются, когда больной желает получить работу, связанную с воздействием профессиональных вредностей, требующую повышенной внимательности и скорости реакции, либо хочет поступить на государственную службу. Полностью с перечнем профессий, на которые накладываются ограничения при трудоустройстве после выписки из психиатрического стационара, можно ознакомиться в оригинале упомянутого выше документа.

Вопросы опекунства

В психиатрии нередко встречаются пациенты, не способные принимать решения и нести юридическую ответственность. В таких случаях им назначается законный представитель, или опекун, который решает все вопросы, связанные с их здоровьем и не только.

Понятие дееспособности

Согласно Гражданскому кодексу нашей страны, дееспособностью принято считать способность каждого человека «приобретать или осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Дееспособность гражданина напрямую зависит от того, насколько устойчиво его психическое состояние. Также критерием дееспособности является возраст – в нашей стране он начинается с 18 лет. Психически здоровый взрослый человек может отвечать за свои поступки, принимать наложенные на него обязательства и исполнять их.

Если человек страдает душевным заболеванием или перенес его, это еще не означает, что он автоматически переходит в разряд недееспособных. Последнее определяется лишь в том случае, если неспособность контролировать поступки, отвечать за действия и нести юридическую ответственность будет подтверждена судом. Если человек признан недееспособным, для представления его интересов ему назначается опекун.

Права недееспособного человека

Несмотря на то, что решения за недееспособного больного принимает его законный представитель, закон сохраняет за таким человеком большинство прав.

Однако некоторые гражданские права у недееспособного человека, для осуществления которых необходимо полностью понимать свои действия, теряются. Это, например, право голосовать на выборах представителей власти, совершать различные сделки. Недееспособный человек не может самостоятельно составить завещание, жениться или выйти замуж, развестись, усыновить ребенка. Ограничивается его право подачи каких-либо документов в разные организации (например, жалобы в суд). Для того чтобы при необходимости направить такого больного на лечение в психиатрическую больницу, медикам не нужно его согласие.

Если по мере лечения больной становится дееспособным, он снова наделяется всеми правами гражданина.

Порядок установления недееспособности

Все вопросы, касающиеся признания недееспособности, освещены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ).

Заявление о рассмотрении дееспособности человека могут подавать его родственники, социальные службы, стационар или поликлиника, в которой больной получал или получает лечение, а также прокурор (ст. 281, ст. 45 ГПК РФ). Для рассмотрения дела о признании человека недееспособным, в суд подается заявление, заполненное по специальной форме. В заявлении указываются данные лица, подавшего документ, и лица, в отношении которого подается заявление, и основания для признания недееспособности. Кроме заявления, необходима медицинская документация больного, подтверждающая факт и степень тяжести психического расстройства у него. В качестве доводов для сомнения в дееспособности больного могут быть использованы показания людей, в отношении которых больной совершал неадекватные поступки, в том числе работодателей, социальных работников и т. д. Необходимо собрать максимум документов, которые должны выглядеть для судьи убедительными, иначе он имеет право отказать в рассмотрении дела о признании человека недееспособным за недостатком оснований.

Человек, подавший заявление о возможной недееспособности психически больного, не обязан лично оплачивать издержки суда, но при подаче заявления в суд должен предъявить квитанцию об оплате госпошлины. Ее сумма составляет 100 рублей (уплата госпошлины предусмотрена Налоговым кодексом РФ). Суд обязывает заявителя платить лишь в том случае, когда при рассмотрении дела обнаруживается намеренная попытка признать человека недееспособным, когда заявитель действует с корыстной целью или злым умыслом. Об этом упоминается в ст. 284 Гражданского процессуального кодекса РФ.

После подачи соответствующих документов в суд для принятия решения о недееспособности, больного человека обязывают к прохождению судебно-психиатрической экспертизы, в ходе которой устанавливается, может ли он отвечать за свои действия. Если человек отказывается сделать это добровольно, суд, согласно ст. 283 ГПК РФ, может принудить его к экспертизе. Судебно-психиатрическая экспертиза проводится во всех случаях, когда встает вопрос о признании недееспособности. Она включает не только медицинское обследование, но и выявление у человека способности к работе, степень угрозы, которую он может представлять для себя и других, понимание своей ответственности и т. д. В непосредственном проведении судебно-психиатрической экспертизы допустимо участие одного, нескольких специалистов или специальной медицинской организации. При этом суд определяет конкретное место проведения и экспертов с учетом мнения самого больного. Кроме того, любое лицо, участвующее в деле (больной, заявитель, прокурор), имеет право свободно ознакомиться с заключением экспертизы и обжаловать ее решение в установленном порядке.

Надо отметить, что окончательно вопрос о дееспособности больного решается не по заключению экспертизы, а судом, где рассматривается заключение в совокупности со всеми поданными по делу документами (ст. 67 ГПК РФ). Человек, в отношении которого ведется судебное заседание (больной), имеет право присутствовать при этом лично или назначить своего представителя, например адвоката, на которого оформляется доверенность.

В ходе судебного заседания оглашается содержание приложенных к заявлению документов, результатов судебно-психиатрической экспертизы, при необходимости заслушиваются показания свидетелей, обязательно учитываются мнения сторон. К делу могут быть приложены доказательства, однако учитываются они лишь по решению суда, который делает вывод, насколько они значимы в вопросе об установлении дееспособности. Иногда суд приходит к решению не с первого раза – порой возникает необходимость повторной экспертизы или дается отсрочка для предоставления одной из сторон дополнительных доказательств.

Порядок назначения опекуна

После того, как суд признал больного недееспособным, он сообщает об этом в органы опеки и попечительства, которые и занимаются назначением опекуна. С того момента, как упомянутые структуры получат такие сведения, и до назначения законного представителя больному проходит не более месяца. В это время обязательства по принятию решений относительно недееспособного берут на себя указанные органы.

Для того чтобы стать опекуном, человек должен быть старше 18 лет и дееспособным. Назначить человека опекуном против его воли нельзя, однако назначение без согласия больного возможно. Назначение опекуна может быть обжаловано, если кто-то не согласен с решением органов опеки. После проведения всех необходимых процедур, о передаче опеки ставится в известность налоговая служба.

Обязанности опекуна по отношению к недееспособному лицу

Цель назначения опекуна – обеспечить соблюдение прав больного. Опекун может принимать решения в отношении своего подопечного (помещение в стационар, совершение сделок и др.), выступать в суде, представляя его интересы, заниматься вопросами содержания и лечения человека, получать за него денежные переводы, посылки, пенсию, следить за жильем и т. д.

Если опекун получает какие-то денежные средства, причитающиеся больному, он имеет право тратить их только в интересах подопечного. Также он не может распоряжаться принадлежащим больному имуществом – обменивать, дарить, продавать его жилье или материальные ценности. Для совершения таких операций, согласно статье 37 Гражданского кодекса РФ, требуется специальное разрешение органов опеки.

Опекун имеет право на вмешательство в семейную жизнь больного, например, он может оформлять документы для бракоразводного процесса подопечного, а также принимать решения, касающиеся места проживания детей и свиданий с ними больного после развода с супругом (супругой).

Приостановление опеки

Опекун может прекратить выполнять свои обязательства, если состояние его подопечного улучшилось и он вновь признан дееспособным (после подачи заявления в суд, проведения судебно-психиатрической экспертизы и судебного заседания). Кроме того, он вправе отказаться от них по каким-то личным причинам: например, при необходимости переехать на другое место жительства, по состоянию здоровья, при наличии трудностей в общении с больным. Органы опеки, наблюдающие за исполнением опекунских обязанностей, могут лишить человека права на опеку, если посчитают, что он не выполняет надлежащим образом свои обязательства. В последнем случае, если произошло ущемление прав подопечного, опекуна могут призвать к юридической ответственности.

Загрузка...