Познание мира – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Познание мира – это:
– особый вид отражательной деятельности человека;
– духовная сторона практической деятельности человека;
– высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно;
– социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.
Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта.
Субъект познания – человек, наделённый волей и сознанием; коллектив людей; всё человеческое общество.
Объект познания – весь окружающий мир.
Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира.
Агностицизм (от греч. agnostos – «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира.
Скептицизм (от греч. skeptikos – «рассматривающий, исследующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Оптимизм (от лат. optimus – «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира.
Познание мира подразделяют на обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное и социальное.
Существует две ступени познания: чувственное (эмпирическое) познание и рациональное (теоретическое) познание.
Чувственное познание представляет собой первую ступень познания.
Формы чувственного познания – ощущение, восприятие и представление.
Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах.
Восприятие позволяет человеку выделить предмет из окружающего мира, отобразить его форму и положение в пространстве, создать целостный образ предмета или явления. Восприятие служит также основой формирования представлений.
Представление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же предмета или явления. Но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Особенности чувственного познания:
– непосредственность;
– наглядность и предметность;
– воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Рациональное познание представляет собой вторую ступень
познания. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явления или события.
Умозаключение осуществляет связь между несколькими суждениями.
Индуктивное умозаключение – от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение – от общего к частному.
Особенности рационального познания:
– опора на результаты чувственного познания;
– абстрактность и обобщённость;
– воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.
Различают два вида интуиции:
• интеллектуальная интуиция – связана с умственной деятельностью;
• мистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами.
Главная цель познания – достижение истины.
Истина – это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.
Объективная истина не зависит от человека, т. к. существует в объективной реальности. Объективная истина всегда конкретна. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Субъективная истина зависит от сознания субъекта познания.
Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.
Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
По своему содержанию истина объективна, а по форме – относительна.
Основные виды истины – обыденная (повседневная), научная, нравственная, художественная. Виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.
Практика (от греч. praktikos – «активный») – это активная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира.
Формы практики:
– материальное производство;
– социальные действия (например, революции, реформы, войны);
– научный эксперимент.
Черты практики:
– целенаправленность;