Познание

Познание мира

Познание мира – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Познание мира – это:

– особый вид отражательной деятельности человека;

– духовная сторона практической деятельности человека;

– высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно;

– социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта.

Субъект познания – человек, наделённый волей и сознанием; коллектив людей; всё человеческое общество.

Объект познания – весь окружающий мир.

Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира.

Агностицизм (от греч. agnostos – «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира.

Скептицизм (от греч. skeptikos – «рассматривающий, исследующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Оптимизм (от лат. optimus – «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира.

Познание мира подразделяют на обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное и социальное.

Формы познания

Существует две ступени познания: чувственное (эмпирическое) познание и рациональное (теоретическое) познание.

Чувственное познание представляет собой первую ступень познания.

Формы чувственного познания – ощущение, восприятие и представление.

Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах.

Восприятие позволяет человеку выделить предмет из окружающего мира, отобразить его форму и положение в пространстве, создать целостный образ предмета или явления. Восприятие служит также основой формирования представлений.

Представление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздействия на органы чувств.

Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же предмета или явления. Но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Особенности чувственного познания:

– непосредственность;

– наглядность и предметность;

– воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Рациональное познание представляет собой вторую ступень

познания. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явления или события.

Умозаключение осуществляет связь между несколькими суждениями.

Индуктивное умозаключение – от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение – от общего к частному.

Особенности рационального познания:

– опора на результаты чувственного познания;

– абстрактность и обобщённость;

– воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.

Различают два вида интуиции:

интеллектуальная интуиция – связана с умственной деятельностью;

мистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами.

Истина, её критерии

Главная цель познания – достижение истины.

Истина – это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.

Объективная истина не зависит от человека, т. к. существует в объективной реальности. Объективная истина всегда конкретна. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная истина зависит от сознания субъекта познания.

Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.

Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

По своему содержанию истина объективна, а по форме – относительна.

Основные виды истины – обыденная (повседневная), научная, нравственная, художественная. Виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.

Практика (от греч. praktikos – «активный») – это активная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира.

Формы практики:

– материальное производство;

– социальные действия (например, революции, реформы, войны);

– научный эксперимент.

Черты практики:

– целенаправленность;

Загрузка...