Человек является биосоциальным существом. Антропосоциогенез – процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.
Бытие человека – философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Различают следующие формы бытия человека:
индивидуальный аспект бытия – жизнь человека от рождения до смерти;
• личностный аспект бытия – включённость человека в культуру;
• духовное бытие – внутренний мир человека, плоды его духовной деятельности;
• социальное бытие – бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества.
Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него – позитивно или негативно.
Потребность – это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Потребности разделяют на первичные и вторичные. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребности являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности – это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потребности – это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные потребности – это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребности – это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес – это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Деятельность человека – это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Деятельность человека:
– носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);
– связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
– носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы
↓
Цель
↓
Средства достижения цели
↓
Действия
↓
Результат
Мотивы деятельности – это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель – это то, чего субъект деятельности хочет достичь.
Средства достижения цели – это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.
Различают следующие виды действий:
• целенаправленное действие – действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;
• ценностно-рациональное действие – действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;
• аффективное действие – действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;
• традиционное действие – действие, связанное со сложившейся привычкой.
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Общение – вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми.
Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией.
При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
Прямое общение – личные, непосредственные контакты.
Косвенное общение – общение через посредников.
По субъектам общения различают следующие виды общения:
– общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
– общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
– общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
– общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).
Функции общения – социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.
Игра – вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Труд – вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
– целесообразность;
– нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
– наличие умений и знаний;
– практическая полезность;
– наличие результата;
– развитие человека;
– преобразование внешней среды обитания человека.
Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность – это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность – это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности.
По объектам и результатам деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
По субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная.
По характеру самой деятельности – репродуктивная и творческая.
По соответствию правовым нормам – законная и незаконная.
По соответствию моральным нормам – моральная и аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная.
По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, политическая.
По особенностям проявления человеческой активности – внутренняя и внешняя.
Творчество – это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.
Механизмами творческой деятельности являются:
• комбинирование уже имеющихся знаний;
• воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
• фантазия – плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;
• интуиция – знание, способы получения которого не осознаются.
Деятельность может носить:
• сознательный характер – сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;
• продуктивный характер – стремление получить конкретный результат;
• преобразующий характер – изменение окружающего мира и самого человека;
• общественный характер – в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.
Мышление – это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.
Различают следующие формы мышления:
– понятийные и категориальные;
– ассоциативно-образные;
– вербальные;
– деятельностно-орудийные.
Индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.
Личность (от лат. persona) – это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда – «персонаж»).
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации:
• начальный – семья, детские дошкольные учреждения;
• средний – школа;
• завершающий – освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации – разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации – средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации – это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными – СМИ, армия, Церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.
Агенты и институты социализации:
– обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
– осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми.
Элементы социального контроля – это:
– поощрение в форме положительных оценок;
– наказание в форме отрицательных оценок.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.
Внутренний (духовный) мир человека – это формирование им культурных ценностей, усвоение, сохранение и распространение этих ценностей.
К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:
– духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;
– знания о природе, обществе, человеке;
– убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;
– вера в истинность своих убеждений;
– способность к различным формам социальной деятельности;
– чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
– цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
– ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений.
Описание – это фиксация сведений об объекте.
Измерение – это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент – это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Мировоззрение – это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
К элементам структуры мировоззрения относятся:
– духовные ценности;
– идеалы;
– убеждения;
– идеи;
– знания;
– принципы.
Различают следующие типы мировоззрения:
обыденное (житейское) – опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
• религиозное – в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
• научное – опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
• гуманистическое – объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Мировоззрение всегда связано с убеждениями.
Убеждение – это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.
Менталитет (от лат. mentalis – «образ мыслей») – это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.
Основные разновидности менталитета – национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.
Интуиция – это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.
Интуитивную способность человека характеризуют:
– неожиданность решения поставленной задачи;
– неосознанность путей и средств её разрешения;
– непосредственный характер постижения истины.
Заблуждение – это содержание знания субъекта, которое не
соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.
Ложь – это сознательное искажение реальности объекта.
Сознание – это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
К элементам структуры сознания относятся:
– восприятие органами чувств человека окружающего мира и самого себя;
– логические и понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
– эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания, предчувствия);
– ценностно-смысловые компоненты (высшие мотивы деятельности, духовные идеалы).
Самосознание – это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания – опосредованное и непосредственное.
Опосредованное самопознание совершается с помощью анализа собственной деятельности.
Непосредственное самопознание имеет форму самонаблюдения.
Результатом самопознания является самооценка. Различают два вида самооценки:
• реалистическая – у людей, ориентированных на успех;
• нереалистическая – у людей, ориентированных прежде всего на избегание неудач. Эта самооценка может быть завышенной или заниженной.
Социальное поведение – это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, а поведение – из поступков.
Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок – действие, которое рассматривается с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Различают следующие виды социального поведения:
– массовое и групповое;
– просоциальное и антисоциальное;
– помогающее и конкурентное;
– девиантное и противоправное.
Массовое поведение – неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.
Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, которое является результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат мотивы, связанные с оказанием людям помощи.
Антисоциальное поведение связано с антиобщественными действиями человека.
Помогающее поведение связано с помощью другим людям в различных областях: на работе, в личной жизни, в спорте.
Конкурентное поведение связано с соперничеством с другими людьми на работе, в личной жизни, в спорте.
Девиантное поведение – поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов.
Противоправное поведение – поведение людей, связанное с совершением поступков, противоречащих нормам права.
Условия социального поведения определяют принятые в обществе нравы и обычаи.
Нравы – это реакции на определённые события, которые являются типичными и повторяются многими людьми, а также преобразуются по мере изменения сознания людей.
Обычаи – это форма поведения людей в определённой ситуации, которой они следуют, совершенно не задумываясь о том, почему следует поступать именно так.
Свобода – это специфический способ бытия человека, который связан с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на знании объективных свойств и закономерностей окружающего мира.
Ответственность – это объективный, конкретный вид взаимоотношений между человеком, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Социальная ответственность – это склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
К социальным условиям реализации свободы относятся:
– социальные нормы;
– формы общественной деятельности;
– уровень развития общества;
– место человека в обществе.
1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, – это:
– благо;
– интерес;
– потребность;
– ценность.
2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:
– убеждения;
– разумное поведение;
– вероисповедание;
– ценностная ориентация.
3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:
– опосредованное;
– реалистическое;
– нереалистическое;
– общественное.
4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:
– дедукция;
– описание;
– анализ;
– синтез.
5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?
А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.
Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли эти суждения о бытии человека?
А) Бытие человека – это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?
А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.
Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите слово, пропущенное в схеме.
9. Впишите слово, пропущенное в схеме.
10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:
– интересы;
– желания;
– влечения;
– эмоции;
– убеждения;
– жизненные принципы.
11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:
– воспоминания;
– рефлексы;
– предчувствия;
– духовные идеалы;
– инстинкты.
12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:
– общение;
– игра;
– плавание;
– труд;
– субъект;
– учение.
13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:
– экономические;
– экзистенциальные;
– индивидуальные;
– престижные;
– идеальные.
14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:
– познание;
– идеи;
– эмоции;
– чувства;
– мировоззрение;
– идеалы.
15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:
1) человек;
2) животное.
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;
б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;
в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;
г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;
д) может изготавливать орудия труда.