Человек

Человек является биосоциальным существом. Антропосоциогенез – процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.

Основные отличия человека от животного


Бытие человека

Бытие человека – философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.

Различают следующие формы бытия человека:

индивидуальный аспект бытия – жизнь человека от рождения до смерти;

• личностный аспект бытия – включённость человека в культуру;

• духовное бытие – внутренний мир человека, плоды его духовной деятельности;

• социальное бытие – бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества.

Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него – позитивно или негативно.

Потребности, интересы и способности человека

Потребность – это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Потребности разделяют на первичные и вторичные. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребности являются по своей природе психологическими.

Экзистенциальные потребности – это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потребности – это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные потребности – это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребности – это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес – это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека – это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность человека:

– носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);

– связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;

– носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность.

Деятельность имеет определённую структуру.

Структура деятельности

Мотивы

Цель

Средства достижения цели

Действия

Результат


Мотивы деятельности – это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Цель – это то, чего субъект деятельности хочет достичь.

Средства достижения цели – это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Различают следующие виды действий:

целенаправленное действие – действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;

ценностно-рациональное действие – действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

аффективное действие – действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;

традиционное действие – действие, связанное со сложившейся привычкой.

Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.

Виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Общение – вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией.

При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Прямое общение – личные, непосредственные контакты.

Косвенное общение – общение через посредников.

По субъектам общения различают следующие виды общения:

– общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

– общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

– общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

– общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).

Функции общения – социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.

Игра – вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.

Труд – вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:

– целесообразность;

– нацеленность на достижение запрограммированных результатов;

– наличие умений и знаний;

– практическая полезность;

– наличие результата;

– развитие человека;

– преобразование внешней среды обитания человека.

Классификация деятельности

Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.



Материальная деятельность – это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Ценностно-ориентировочная деятельность – это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности.

По объектам и результатам деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

По субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная.

По характеру самой деятельности – репродуктивная и творческая.

По соответствию правовым нормам – законная и незаконная.

По соответствию моральным нормам – моральная и аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, политическая.

По особенностям проявления человеческой активности – внутренняя и внешняя.

Творчество – это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.

Механизмами творческой деятельности являются:

• комбинирование уже имеющихся знаний;

• воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

• фантазия – плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;

• интуиция – знание, способы получения которого не осознаются.

Деятельность может носить:

сознательный характер – сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;

продуктивный характер – стремление получить конкретный результат;

преобразующий характер – изменение окружающего мира и самого человека;

общественный характер – в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.

Мышление

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.

Различают следующие формы мышления:

– понятийные и категориальные;

– ассоциативно-образные;

– вербальные;

– деятельностно-орудийные.

Типы мышления



Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.

Личность (от лат. persona) – это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда – «персонаж»).

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

начальный – семья, детские дошкольные учреждения;

средний – школа;

завершающий – освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации – разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации – средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации – это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными – СМИ, армия, Церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Агенты и институты социализации:

– обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

– осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми.

Элементы социального контроля – это:

– поощрение в форме положительных оценок;

– наказание в форме отрицательных оценок.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.

Внутренний (духовный) мир человека

Внутренний (духовный) мир человека – это формирование им культурных ценностей, усвоение, сохранение и распространение этих ценностей.

Структура внутреннего мира человека



К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:

– духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;

– знания о природе, обществе, человеке;

– убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;

– вера в истинность своих убеждений;

– способность к различным формам социальной деятельности;

– чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

– цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

– ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений.

Описание – это фиксация сведений об объекте.

Измерение – это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент – это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Мировоззрение – это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

К элементам структуры мировоззрения относятся:

– духовные ценности;

– идеалы;

– убеждения;

– идеи;

– знания;

– принципы.

Различают следующие типы мировоззрения:

обыденное (житейское) – опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

религиозное – в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

научное – опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

гуманистическое – объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение всегда связано с убеждениями.

Убеждение – это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.

Менталитет (от лат. mentalis – «образ мыслей») – это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.

Основные разновидности менталитета – национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.

Интуиция – это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.

Интуитивную способность человека характеризуют:

– неожиданность решения поставленной задачи;

– неосознанность путей и средств её разрешения;

– непосредственный характер постижения истины.

Заблуждение – это содержание знания субъекта, которое не

соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.

Ложь – это сознательное искажение реальности объекта.

Сознание

Сознание – это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

К элементам структуры сознания относятся:

– восприятие органами чувств человека окружающего мира и самого себя;

– логические и понятийные способности и знания, получаемые на их основе;

– эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания, предчувствия);

– ценностно-смысловые компоненты (высшие мотивы деятельности, духовные идеалы).

Самосознание – это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Самопознание

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды самопознания – опосредованное и непосредственное.

Опосредованное самопознание совершается с помощью анализа собственной деятельности.

Непосредственное самопознание имеет форму самонаблюдения.

Результатом самопознания является самооценка. Различают два вида самооценки:

реалистическая – у людей, ориентированных на успех;

нереалистическая – у людей, ориентированных прежде всего на избегание неудач. Эта самооценка может быть завышенной или заниженной.

Социальное поведение

Социальное поведение – это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, а поведение – из поступков.

Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок – действие, которое рассматривается с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Различают следующие виды социального поведения:

– массовое и групповое;

– просоциальное и антисоциальное;

– помогающее и конкурентное;

– девиантное и противоправное.

Массовое поведение – неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, которое является результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат мотивы, связанные с оказанием людям помощи.

Антисоциальное поведение связано с антиобщественными действиями человека.

Помогающее поведение связано с помощью другим людям в различных областях: на работе, в личной жизни, в спорте.

Конкурентное поведение связано с соперничеством с другими людьми на работе, в личной жизни, в спорте.

Девиантное поведение – поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов.

Противоправное поведение – поведение людей, связанное с совершением поступков, противоречащих нормам права.

Условия социального поведения определяют принятые в обществе нравы и обычаи.

Нравы – это реакции на определённые события, которые являются типичными и повторяются многими людьми, а также преобразуются по мере изменения сознания людей.

Обычаи – это форма поведения людей в определённой ситуации, которой они следуют, совершенно не задумываясь о том, почему следует поступать именно так.

Свобода и ответственность

Свобода – это специфический способ бытия человека, который связан с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на знании объективных свойств и закономерностей окружающего мира.

Ответственность – это объективный, конкретный вид взаимоотношений между человеком, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Социальная ответственность – это склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

К социальным условиям реализации свободы относятся:

– социальные нормы;

– формы общественной деятельности;

– уровень развития общества;

– место человека в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, – это:

– благо;

– интерес;

– потребность;

– ценность.


2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:

– убеждения;

– разумное поведение;

– вероисповедание;

– ценностная ориентация.


3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:

– опосредованное;

– реалистическое;

– нереалистическое;

– общественное.


4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:

– дедукция;

– описание;

– анализ;

– синтез.


5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?

А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.

Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


6. Верны ли эти суждения о бытии человека?

А) Бытие человека – это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.

Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?

А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.

Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


8. Впишите слово, пропущенное в схеме.



9. Впишите слово, пропущенное в схеме.



10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:

– интересы;

– желания;

– влечения;

– эмоции;

– убеждения;

– жизненные принципы.


11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:

– воспоминания;

– рефлексы;

– предчувствия;

– духовные идеалы;

– инстинкты.


12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:

– общение;

– игра;

– плавание;

– труд;

– субъект;

– учение.


13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:

– экономические;

– экзистенциальные;

– индивидуальные;

– престижные;

– идеальные.


14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:

– познание;

– идеи;

– эмоции;

– чувства;

– мировоззрение;

– идеалы.


15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.


БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:

1) человек;

2) животное.


ХАРАКТЕРИСТИКИ:

а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;

б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;

в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;

г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;

д) может изготавливать орудия труда.

Загрузка...