Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки.
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!
Децим Ювенал, 2 век н. э.
«Хлеба и зрелищ!» – выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставлял современные для его времени нравы общества нравам прошедших лет.
Ювенал здесь ссылается на римскую практику раздачи бесплатного зерна римским гражданам, а также дорогостоящие цирковые игры и спортивные виды развлечений в качестве средства для завоевания политической власти. Такая политика была начата Гаем Семпронием Гракхом в 123 году до н. э. Практика оставалась объектом политического спора, пока не была взята под контроль римскими императорами. В 22 году н. э. император Тиберий считал, что, если отказаться от нее, это приведет к «полной гибели государства».
Выражение «Хлеба и зрелищ» использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми и иными представлениями, захватывали и удерживали власть в Древнем Риме. В политическом контексте эта фраза означает получение общественного одобрения не за счет превосходства в государственной службе или политике, а за счет отвлечения внимания и удовлетворения самых насущных потребностей населения.
Ювенал использует эту фразу для осуждения эгоизма простых людей, игнорирования ими более широких интересов и отсутствия гражданского долга в числе приоритетов. В контексте латинское panem et circenses (хлеб и зрелища) определяет единственный оставшийся интерес римского населения, которое больше не заботится о своем историческом праве по рождению участвовать в политической жизни. В современной политике выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма.
То, что зрелища гарантировали популярность, понимали уже политики Поздней Республики. Если рвавшийся к власти хотел заполучить народную поддержку и сделать карьеру, он не жалел средств в организацию и проведение игр, а также пиров для народа. Временные здания, возводимые полководцами и политиками, были невероятно пышными. Конкурирующие аристократы соперничали между собой в роскоши и масштабе проводимых ими игр.
Юлий Цезарь с самого начала политической карьеры оплачивал раздачи хлеба, устраивал гладиаторские бои и фееричные праздники, благодаря чему ему удалось завоевать любовь населения, и он сумел избраться «великим понтификом», главным римским жрецом.
Однажды он организовал впечатляющее зрелище, длившееся столько дней, сколько у него было побед. По свидетельствам римских историков, «Цезарь вошел на Капитолий в сопровождении 45 слонов, увешанных по бокам горящими лампами. На праздновании впереди триумфальной процессии несли полотнище с надписью: «Veni, vidi, vici» – «Пришел, увидел, победил». К ногам каждого из его легионеров-ветеранов он положил по 24 тысячи сестерциев (1 сестерций равен 5 нынешним фунтам стерлингов). Каждый из них в качестве подарка получил во владение участок земли.
Всем мужчинам даровали по 17 килограмм пшеничного зерна и 1 килограмм оливкового масла, 300 сестерциев (это было его давнее обещание) и сверх того по сотне сестерциев в качестве компенсации за то, что данное обещание долго не выполнялось. А, когда он посчитал, что и этого мало, через 5 дней все повторилось. Он финансировал проведение гладиаторских боев и театральных представлений во всех районах города. Кроме того, он организовывал соревнования атлетов, морские бои, цирковые представления. Пять дней развлекали народ кровавые схватки диких зверей. Под занавес празднества сошлись друг с другом в бою 500 солдат, выстроенных в шеренги, 20 слонов и 300 воинов, закованных в латы…»
Фраза «Хлеба и зрелищ», являясь своеобразным упреком древнеримского поэта недальновидному народу, думающему лишь о еде и развлечениях, а также подкупающим подачками население политикам, стала популярной еще в античные времена. Не потеряло оно своего значения и в наши дни. Более того, сегодня с помощью телевидения и Интернета можно распространить это оболванивающее безумие по всему миру (Олимпиады, чемпионаты мира, музыкальные концерты, сериалы, ток-шоу и т. д.), «заботливо» навестив своего зрителя в каждом уголке Земли.
Эта фраза нередко встречалась и в более поздней литературе. Так, в очерке «Сила событий» (1870) Михаил Салтыков-Щедрин утверждал: «Издавна нам сдается, что невежественная и обнищавшая толпа тешится только равнодушием, требуя при этом хлеба и зрелищ».
Известный художник и писатель Николай Рерих в литературных очерках «Листы дневника» (1935) отметил свое наблюдение: «Толпа, как и прежде, жаждет хлеба и зрелищ».
В 1960-х годах писатель и философ Иван Ефремов сказал: «Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ».
На вопрос о возможности управления обществом с помощью практики хлеба и зрелищ историк Виталий Болдузев в одном из интервью ответил, что, по сути, «функции остались прежними: накормить и отвлечь, чтобы легче было манипулировать массами,– изменился лишь формат «хлеба и зрелищ».
Функции манипулирования и отвлечения продолжают действовать и по сей день. Взять, например, кинематограф, телевидение, печатные СМИ или Интернет. Если в 1990-2000-х годах важнейшим идейным распространителем являлось телевидение, то сегодня лидирующую позицию, вероятно, удерживает Интернет. Ведь в современном мире он является удобным способом для манипулирования, идейной обработки населения и источником любых зрелищ. Сегодня разные группы, культурные сообщества создают свои сайты, каналы, проводят воспитательные, культурные и другие мероприятия.
В древности правители расходовали приличные суммы денег на завоевание любви и авторитета у простого народа, оплачивая различные зрелища вроде гладиаторских боев. Манипулирование народом было выгодно не только государству, но и любым состоятельным людям, желавшим извлечь из людской толпы какую-либо выгоду.
Сегодня формула «Хлеба и зрелищ» остается одним из классических приемов управления народными массами. Кандидат в президенты любой страны во время предвыборной кампании обнадеживает граждан обещаниями об улучшении их материального состояния, укреплении экономической мощи и авторитета своего государства. А выполнять обещания или нет после выборов – дело второстепенное.
Вернемся к тому смыслу фразы, который вкладывал в нее автор, то есть Ювенал. Ведь кто, как не он, лучше всего понимал ее суть. Он говорил, что под воздействием одурманивающего веселья, специально навязываемого властью, народ больше не заботится о своем историческом праве по рождению участвовать в политической жизни.
Сегодня различного рода скрытые диктатуры и олигархии с помощью практики «Хлеба и зрелищ» вытесняют из сознания людей понимание этого факта. Здравомыслящее население – главный враг для политиков и элит в любой стране.
Вернемся вновь в Древний Рим и рассмотрим способы развлечения толпы с помощью зрелищ.
Помпей Магн организовал постройку первого в Риме постоянного каменного театра. Он бы открыт в 55 г. до н. э. роскошными играми, продолжавшимися несколько дней. В программе были театральные постановки, состязания в цирке и бои с дикими зверями, во время которых только львов было убито 500.
В погоне за властью правители не останавливались ни перед чем: ни перед убийством людей, ни перед убийством животных. Кровожадную публику радовали бои гладиаторов между собой, сражения кораблей, поединки между гладиатором и хищным зверем, бои между дикими животными. Среди животных участвовали слоны, буйволы, львы, леопарды, волки, а с 58 года до н. э. – и крокодилы.
Важность зрелищ вскоре осознал и самый известный правитель империи – Юлий Цезарь. Игры в честь его триумфов, как и сами триумфы, были постановочными шоу небывалого размаха. Намеревался он построить и огромный театр, который превзошел бы театр Помпея.
В 46 г. до н. э. для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которой участвовало 400 львов, буйволов и, по некоторым свидетельствам, даже жираф. Была показана битва двух полков по 500 пехотинцев, 20 слонов и 300 всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле. Светоний отмечал: «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках на улицах. Были зафиксированы случаи давки».
Октавиан Август вывел зрелища на совершенно новый уровень. «В отношении зрелищ он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие» (Светоний). При Октавиане в Риме появился первый каменный амфитеатр – амфитеатр Тавра. Он же достроил театр Марцелла, начатый еще Цезарем. Этот театр считают прообразом Колизея.
На празднествах в честь освящения храма Марса в боях с гладиаторами было убито 36 специально доставленных из Египта крокодилов. Сам Август писал об устроенных им играх так: «Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек. Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов – 23 раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал 26 раз, для которых было доставлено зверей около трех с половиной тысяч. Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на 1800 футов, а в ширину – на 1200 футов».
Бои гладиаторов Августом были фактически монополизированы. На устройство остальных игр действовали ограничения, от которых Август обычно получал освобождение специальными постановлениями сената. Игры, которые он устраивал от своего лица или от лица членов своей семьи, отныне были самыми дорогими и масштабными.
Толпы практически безработных людей, получавших довольствие от государства, находили себе в зрелищах утешение. Организованный императором, а позднее – главным сенатором досуг, становился их образом жизни. На играх они сполна выплескивали свои эмоции и страсти. Так, империя направляла их энергию в нужное, контролируемое русло, и это избавляло ее от бунтов и мятежей толпы.
Как-то раз сам Август стал порицать популярного исполнителя пантомимы Пилада за раздоры с другим актером Бафиллом (любимцем Мецената). Пилад, нисколько не смущаясь, нагло отвечал ему: «Это ведь тебе на руку, Август, что народ тратит время на нас». Император прекрасно знал, что Пилад прав. Именно он вернул Пилада в Рим из ссылки (в которую сам же его и сослал ранее за дерзость), на радость публике.
Зрелища играли и объединяющую роль. Накал страстей, драма, заряженная атмосфера зрелищ как бы сливала огромное количество людей в одно целое. Сегодня таким же образом кипят страсти на стадионах во время футбольных матчей. Люди чувствуют сопричастность друг к другу и к происходящему.
Сам Октавиан Август вскоре стал поводом для зрелища. Его въезд в Рим или выезд из него, празднование его побед, само его присутствие на играх было зрелищем. Чувство его близости заряжало толпу почти религиозным ликованием. Между ним и простыми людьми создавалась прямая связь, и эта связь добавляла ему авторитета. Август демонстративно посещал зрелища вместе с женой и детьми. Если дела вынуждали его уйти, он всегда извинялся, но, когда он присутствовал на играх, смотрел их внимательно и не отвлекаясь. Он знал, что Цезарь во время игр позволял себе заниматься делами, что народу не очень нравилось. Октавиан не повторил ошибок предшественника и показывал толпе, что увлечен зрелищами так же, как и они.
До Октавиана зрелища использовали, чтобы одержать победу в политической борьбе, после – шоу стало важным инструментом укрепления режима. Игры не только демонстрировали римлянам величие их державы, но и свидетельствовали об элитарном статусе жителей города Рима. Лишь в столице огромные толпы праздной публики могли предаваться всевозможным развлечениям много дней в году.
Публичная жизнь римского гражданина времен Республики постепенно менялась. Участие в ритуальных шествиях, празднованиях, пирах и массовых зрелищах заменяло народные сходки и голосования. Театры и арены стали площадками для выражения недовольства или одобрения действий властей.
Позднее Тиберий решил сократить масштаб пиршеств и зрелищ, а многих «скоморохов» выдворил из Рима по причине беспорядков, регулярно случавшихся во время представлений. Стоит ли говорить, что Тиберий был очень непопулярен у народа.
Калигула возродил и игры, и пиршества. Однако этого ему показалось мало, и он стал устраивать многолюдные оргии, длившиеся по несколько дней. «Мыслями Калигулы управляли возничие и гладиаторы. Он был рабом актеров и прочего сброда, что крутятся возле сцены», – пишет о Калигуле Кассий Дион. Позднее Нерон превзошел всех в своем безумстве и одержимостью зрелищем. Он и сам в действительности мечтал стать звездой сцены.
Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра
Сооружение идет, были Нерона пруды…
Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,
То, чем владел господин, тешит отныне народ.
Марциал, «Книга зрелищ», 80 год н.э.
Императоры увеличивали количество праздников и прибавляли дни к уже существующим, точно так же как это происходит в наши дни. Изначально у римлян в году был только один народный праздник. К концу республиканского периода к нему добавились еще четыре: общественные плебейские игры в память о Тразименской битве, игры в честь Аполлона, праздник в честь «матери богов» Кибелы и праздник в честь богини Флоры. К ним надо добавить и триумфы, которыми отмечали особо выдающиеся победы римских полководцев. Апофеозом зрелищного безумства стало решение о строительстве огромного Колизея.
Римская империя – от народа до сената – постепенно стала приходить в себя после сумасшедших 12 лет правления Нерона. Оставалось только решить, что сделать с Золотым дворцом и прилегающим парком площадью в 120 гектар, принадлежавших ранее императору-безумцу. И если дворец было решено оставить нетронутым, то близлежащее озеро решили превратить в амфитеатр, будущий Колизей (амфитеатр имени Флавиев).
К месту строительства было свезено 100 тысяч рабов. Работы закончились в 80 году н. э. Завершение грандиозной стройки, разумеется, было отмечено играми, продолжавшимися 100 дней. Вот, что по этому поводу писали современники: «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный. Устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных».
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, грандиозные морские сражения (наумахии). Его конструкция предусматривала затопление арены, а достаточный уровень воды позволял держаться кораблям на плаву. Именно наумахии являлись самым впечатляющим шоу во всем Древнем Риме, так как те же гладиаторы вместо дуэли устраивали массовое побоище на кораблях.
Император Траян также не жалел денег за зрелища. В 107 году, после победы над даками, он устроил игры, длившиеся четыре месяца. На них выступило 10 тысяч гладиаторов – столько же, сколько за все правление Августа. Кроме боев гладиаторов, Траян покровительствовал развитию цирка. Сам император посещал игры и сидел у всех на виду.
Развлечения для подданных стали неотъемлемой частью императорского режима, такой же, как и обеспечение Города продовольствием – "хлеба и зрелищ". Зрелища помогали властям поддерживать порядок в перенаселенной столице.
В 405 году в связи с распространением христианства были запрещены гладиаторские бои, но продолжались звериные травли. Еще через 100 лет были прекращены и они. Последнее шоу, которое здесь было показано – бои быков в 1332 году, когда местная аристократия веселила себя и народ.
Гладиатор – боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе или дикими животными на забаву публике на специальных аренах. Вопреки распространенному мнению большинство гладиаторов не были рабами.
Некоторые рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как, сражаясь на арене и завоевывая любовь публики, они могли освободиться от рабства, поэтому нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки и такие же нелегкие условия проживания, многие не справлялись с тяжелой нагрузкой.
В 105 году до н. э. гладиаторские бои вводятся в число публичных зрелищ. Гладиаторские бои становятся и в столице, и по всей республике любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчет те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 году до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооруженные молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах.
В 63 году до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов».
В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешавший участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. По своей природе эти нововведения очень напоминают ММА-бои фриков в 1990-х годах, когда в ринг выходили и сумоисты, и байкеры, и рестлеры, а разница в весе между бойцами могла составлять более 100 килограмм. Но к одурманивающему эффекту современного спорта и околоспортивной составляющей мы еще вернемся, а пока продолжим разбор того, как без вина опьяняли народ в древности.
В 325 году Константин Великий, покровительствовавший христианству, обнародовал свой эдикт, порицавший «кровавые игрища» во всей Римской империи. Отныне судам было предписано посылать преступников не на арену, а на каторжные работы в рудники. Однако, судя по всему, эдикт императора повлиял в первую очередь на восточные провинции Империи. На самом же Апеннинском полуострове, там, где в свое время возникли гладиаторские игры, Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам право на организацию таких игр, и после этого гладиаторские игры начали повсюду возрождаться.
Несмотря на это, христианская церковь упорно продолжала добиваться окончательного запрета кровавых забав. В 357 году император Константин II воспретил всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы. Через восемь лет новый император подтвердил эдикт Константина, запрещавший римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году были закрыты последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя.
Поводом к этому послужил случай, описанный епископом Феодоритом Кирским. В 404 году некто Телемах, христианский монах из Малой Азии, выскочил на арену и бросился между сражающимися, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры. В Византии гладиаторские бои были отменены навсегда эдиктом императора в 494 году.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал два пальца (указательный и средний) вверх, таким образом останавливая бой, признавая свой проигрыш и прося царя решить его участь. В зависимости от мнения царя победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, цари «выбирали» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Сенаторы и императоры, устраивавшие бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого бойца считалось дурным тоном, так как их могли посчитать скупыми.
Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный – «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Не последнюю роль играли и крики с трибун с пожеланиями.
Также многие исследователи приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.
Так же как сегодня бойцы ММА могут противопоставить оппоненту свое наиболее сильное «оружие» (борьба, джиу-джитсу, бокс, кикбоксинг), так и древние гладиаторы различались между собой в способе нанесения друг другу увечий.
Гладиаторы-андабаты облачались в кольчугу, шлем и сражались, как средневековые рыцари, но вслепую, так как их шлем не имел прорези для глаз. Удивительная потеха публики – смотреть на убивающих друг друга гладиаторов, которые не видят своего оппонента.
Если это может показаться жестокостью, то бестиарии, являвшиеся или считавшиеся преступниками, могли избежать смертной казни, если они с помощью меча или дротика побеждали хищного зверя (тигра или льва). Гладиатор в данном случае был обречен и почти всегда погибал, но позднее бои были организованы иначе, и гладиатор стал чаще выходить победителем.
Димахер сражался двумя мечами без щита и шлема. Лаквеарии ловили оппонентов с помощью лассо. Пегниарии использовали кнут, дубинку и щит. Ретиарии вооружены трезубцем и сетью. Эквиты – всадники, вооруженные копьем и мечом. Эсседарии вели бой на колесницах.
Гладиаторские бои были настолько распространены, что соблазна выйти на арену не избежали и сами правители империи. Впрочем, известен лишь один такой император – Коммод, проведший 735 поединков, но убитый в своем последнем бою.
Разумеется, публике скучать не приходилось. Зачем думать о голоде и тяжелом финансовом положении, когда на арене показывают невероятное шоу с кровопролитием? Прошло две тысячи лет, а нравы почти не изменились – та же кровь на ринге и безумствующая толпа на трибуне, где каждый зритель уверен в полезном влиянии спорта на душу, тело и общество в целом.
Наумахия – гладиаторское морское сражение в Древнем Риме. Наумахии впервые проводились еще до строительства Колизея. Считались особо роскошным зрелищем.
Одним из первых корабельных сражений, предназначенных для увеселения толпы, стало представление 46 года до н. э. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме, по периметру которого выстроили здание со скамьями для зрителей. В одном источнике упоминается о наумахии на специально вырытом пруду размером 1800 на 1200 футов с участием более 30 кораблей и 3000 человек, не считая гребцов. Это была инсценировка Саламинского сражения между флотами греков и персов, впрочем, далекая от достоверности.
Крупнейшей наумахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия. На Фуцинское озеро было спущено, по разным данным, от 24 до 100 боевых кораблей, число сражающихся (осужденных преступников) составило 19 000 человек. «Представление» чуть не сорвалось, так как заключенные отказались развлекать толпу. Из-за опасений мятежа к месту действия были стянуты войска. Зрители заполнили берега, окрестные холмы, вершины гор, образующие естественный амфитеатр.
Необычная наумахия была показана Нероном: в театр, где до этого показывали зрелища, внезапно была пущена морская вода, в которой плавали рыбы и другие обитатели морских глубин, и в этом бассейне была устроена инсценировка морского боя между персами и афинянами. После этого воду быстро спустили и на сухом дне показали сражение сухопутных войск.
Созданный по приказу Августа водоем для наумахий продолжали иногда использовать. Еще одно грандиозное зрелище было организовано здесь по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. при Тите. По завершении большой наумахии на озере возвели помост для травли зверей и гладиаторских боев. Одновременно небольшие корабли сражались прямо на заполненной водой арене нового амфитеатра, изображая известное сражение 434 года до н. э. между керкирянами и коринфянами.
На третий день состоялась новая «историческая» наумахия между «афинянами» и «сиракузянами», причем «афинянам», в реальности проигравшим битву 413 года до н. э., удалось одержать победу в постановочном шоу.
В наумахиях Домициана участвовали целые флотилии кораблей. Они проводились на озере поблизости от Тибра, даже невзирая на сильный ливень и бурю. В результате непогоды при одной наумахии погибли почти все ее участники, а от простуды – многие зрители. Последние упоминания о таких представлениях относятся к 3 веку. Согласно легенде, в одном случае канал, предназначенный для сражения, был заполнен вином.
В Новое время крупные наумахии, но уже без кровопролития, организовывались Генрихом II в Руане (1550), Елизаветой I на Темзе (1563), Карлом IX в Марселе (1564) и Наполеоном в Милане (1807). В подражание сиракузской арене для морских представлений был устроен искусственный водоем в Гатчине.
Конечно, самые жестокие зрелища в истории показывали именно в Риме. Но на перечисленных развлечениях извращенная фантазия древних «весельчаков» не заканчивалась. Вот и другие представления для садистской публики.
Преступники на качелях
Одним из таких странных изобретений было устройство под названием «petaurua». Это были гигантские качели, которые, раскачиваясь, могли поднимать людей на высоту до пяти метров. На них размещали голых преступников с руками, связанными за спиной. Затем качели раскачивали и выпускали диких животных, которые не могли достать до людей, которые взмывали в воздух, но стаскивали их вниз, когда те опускались, и разрывали на куски. Люди старались выжить, как могли.
Дикие животные, выскакивающие из-под арены
Животных, появляющихся на арене Колизея, не всегда выпускали из клеток через специальные ворота. Они могли внезапно выскочить прямо «из-под земли». В Колизее было множество люков и подъемников, которые вели к подвальным помещениям. Эти подъемники были разработаны в расчете на вес до 270 кг, поскольку они должны были поднимать тяжелых диких хищников на поверхность к арене. Обычно на осужденных выпускали львов, волков, барсов и медведей, причем тогда, когда они меньше всего этого ожидали.
Сражения голого императора с животными
Император Коммод был большим поклонником игр. Из-за своей любви к спорту и развлечениям он в обнаженном виде сражался на арене Колизея с животными. Зачастую голый император убивал экзотических животных, таких как львы, страусы, бегемоты, слоны и жирафы. Также он выходил на арену против людей, но не убивал их, а позволял сдаться.
Карлики, сражающиеся тесаками
В то время, когда Римом правил Коммод, на смерть на арене приговаривали не только преступников, но и калек, и карликов. Однажды Коммод приказал собрать всех карликов в Риме и привести их в Колизей. Там каждому выдали мясницкий тесак и приказали сражаться до тех пор, пока не останется только один.
Мифические сюжеты
Для зрителей показывали сцены из мифов древнего Рима. Но это были не литературные произведения в исполнении актеров, это были массовые убийства с приговоренными преступниками в главной роли. К примеру, в одном шоу разыгрывали пытки Прометея: преступника пригвоздили к кресту и распороли ему живот. После этого на него спустили медведя. В другом случае преступник отыгрывал роль Орфея с лирой, который приручал животных. Он думал, что все животные на арене ручные, но на самом деле туда выпустили, кроме ручных, дикого медведя.
Животные из разных уголков мира
Игры были лучшим местом, где можно было увидеть различных животных. К примеру, первый жираф, которого когда-либо привезли в Европу, был показан именно на арене Колизея. Хотя люди и удивлялись, впервые увидев экзотических животных, тем не менее публика была кровожадной и ей недостаточно было просто смотреть на животных. Слонов, носорогов, бегемотов и жирафов стравливали друг с другом. Также их выпускали против людей для развлечения толпы.
Свободная охота
В 281 году император Проб полностью засадил деревьями Большой цирк (крупнейший ипподром в Риме), так, что ипподром стал похож на лес. Затем он предложил всем желающим поучаствовать в необычном развлечении. Вместо того чтобы сидеть на трибунах, зрителей пригласили выйти на арену. В рукотворный лес выпустили целую орду травоядных (страусов, оленей и кабанов), при этом людям разрешили охотиться на них, используя подручные средства, а добычу забрать домой.
Женские бои
На арену выпускали не только мужчин, там также сражались и женщины. В отличие от мужчин, женщины, как правило, не были подготовленными, поэтому их выпускали или друг против друга, или против карликов.