Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей формирования и развития психики в условиях патобиологических и/или социальных ограничений, их проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой, дефектологией. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, биологии, генетики, анатомии, физиологии), опираясь на них в создании собственной теории. При этом специальная психология – это часть психологии. Ее, как и психологию в целом, характеризует «интегрированное знание, основанием структурного представления которого служат психологические аспекты конкретной деятельности, развития и отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу, в котором оно осуществляется» (Петровский А. В., 1995).
Психология – это не только познающая, но и конструирующая, создающая наука. Познавая себя, человек неминуемо будет себя изменять, соответственно психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Познавая человека с атипичным развитием, специальная психология ищет свои пути его позитивного изменения и утверждения в жизни.
Эта наука, по сравнению с другими, имеет особые практические следствия, так как она направлена на изучение внутреннего мира человека с отличающимся от нормы развитием. Задача специальной психологии – понять этот мир и научиться управлять им, используя психологические пути помощи такому человеку в его жизнедеятельности.
Современная специальная психология – огромная область знаний, с одной стороны – опирающаяся на ряд научных дисциплин, а с другой стороны – имеющая собственный психологический язык, собственную систему взглядов, понятий, общетеоретических и прикладных задач.
Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это – теория и практика изучения процесса атипичного психического развития и психологической помощи лицам с атипиями в развитии на основе знаний о:
▶ психологических закономерностях и особенностях атипичного развития;
▶ спонтанном и направленном познании окружающего мира лицами с атипичным развитием;
▶ процесса усвоения ими социокультурного и практического опыта;
▶ особенностях качества и психологической экологии их жизни;
▶ включении детей с атипичным развитием в систему образования и подборе для них наиболее благоприятной формы обучения;
▶ отношении общества к лицам с атипичным развитием на разных этапах его существования.
Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и ищет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией и включения таких людей в полноценную жизнь в обществе.
Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов науки, вытекающих из дефектологии и обслуживающих ее. Поэтому иногда определение специальной психологии выглядит как «психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение» (Кузнецова Л. В., 2002).
Однако на протяжении всего времени становления специальная психология не ограничивалась только дефектологическим ракурсом, связанным с обучением детей с проблемами и развитием системы специального образования. Отдельные исследования в ее контексте были посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами. В настоящее время усилился научный поиск содержания психологической помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями, аутизмом и РАС; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением, СДВГ. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей (их психическое развитие традиционно изучается в возрастной и педагогической психологии).
Таким образом, определение и содержание специальной психологии как науки тесно связано с предметом и субъектами ее изучения.
В настоящее время субъект изучения и психологической помощи – человек с атипичным развитием, не справляющийся самостоятельно с жизненными трудностями и имеющий особые потребности в социально-психологической адаптации в обществе.
Объектом специальной психологии является процесс психического развития в условиях негативного влияния биологических и социальных факторов и психологическая помощь лицам разных возрастных групп с атипичным развитием психики.
В этом контексте под атипией понимается форма развития, при которой возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее понятийном аппарате.
Цель специальной психологии – изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий, тактик и средств целенаправленной помощи, в том числе – психопрофилактики, психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции по улучшению уровня развития, жизнедеятельности, качества жизни, социально-психологического благополучия людей с атипиями развития и их социальной адаптации.
Логика специальной психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации. Другая важная составляющая этой парадигмы – выявление закономерностей формирования отношений общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.
Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.
Задачи специальной психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся субъектами изучения; а также взглядами общества на «инакость». Содержание ее научных задач корректировалось в зависимости от целей науки, культурно-исторических особенностей развития общества и общественных задач по отношению к людям с нарушениями развития, а также от того, какие лица рассматривались в качестве субъектов специальной психологии.
Большинство задач специальной психологии ориентировано на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).
Отсюда следует, что субъекты специальной психологии как науки неоднородны: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс» (отклонения в развитии), так и «со знаком минус» (нарушения
Рис. 1. Структура детской популяции
в развитии). У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а также возможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, на образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены как минимум на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного изучения.
Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами, как минимум по критерию «дети – взрослые».
В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям.
Систематизация задач относительно негативных атипий развития у детей, являвшихся субъектами помощи в дефектологии, впервые была представлена В. И. Лубовским. Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Первая группа задач — общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:
▶ раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
▶ раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
▶ раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
▶ установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.
Вторая группа задач – изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Третья группа задач специальной психологии – выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач – разработка научных основ методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей с нарушениями речи и др.).
В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.
В настоящее время в связи с социально-историческим контекстом развития общества происходит изменение задач этой развивающейся науки. На современном этапе, когда общество и образ жизни граждан значительно изменились, а межличностные отношения и социальные институты трансформировались в сторону гуманизации, в социальной сфере появились новые ценностные ориентиры. Это обусловливает переход специальной психологии к смысловым доминантам в ее научных и практических решениях, отвечающих современным вызовам и отражающих запросы жизни. Продолжая решать задачи исследований в направлениях, определяющих познание разных форм нарушенного развития и нарушенной психической деятельности у расширенного контингента детей, не являющихся субъектами дефектологии, специальная психология выходит на новые рубежи востребованных современными условиями жизни задач.
Среди актуальных задач науки сегодня – разработка теоретического обоснования и методического обеспечения (в том числе практических рекомендаций) для:
▶ улучшения качества жизни детей с атипичным развитием;
▶ укрепления их физического и психологического здоровья;
▶ повышения уровня психологической экологии жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии;
▶ обеспечение психологического и социального благополучия.
Принятие наукой этих задач означает поиск таких направлений помощи детям, которые, с одной стороны, коренным образом повлияют на совершенствование их самосознания и личностного развития и как индивидуумов, и как членов социума, а с другой – определят смещение акцентов в обучении на те реалии знаний, умений и навыков, которые являются необходимыми для обеспечения полноценной жизнедеятельности детей и максимально полезными для их общего развития.
На современном этапе развития науки задачи специальной психологии можно сформулировать следующим образом.
ОПРЕДЕЛИТЬ И ИЗУЧИТЬ
▶ проблемы атипичного психического развития детей в условиях патобиологических и социально-психологических ограничений или иных влияний;
▶ психологические закономерности формирования и развития психики при разных формах атипичного развития;
▶ процессы психологической реабилитации, абилитации, компенсации, адаптации и интеграции лиц с атипичным развитием;
▶ потенциальные возможности спонтанного и направленного развития при разных формах атипий;
▶ диапазон различий коррекционных и компенсаторных возможностей лиц с атипичным развитием разных категорий в условиях психологического воздействия и психологической поддержки.
ОБОСНОВАТЬ И РАЗРАБОТАТЬ
▶ научные основы профилактической, диагностической, консультативной и психокоррекционной помощи детям и лицам других возрастных групп;
▶ психологические основы процесса интеграции в образовании и социальной сфере как «внедрения» (вхождения) ребенка с атипичным развитием в среду нормально развивающихся сверстников в целях полноценной социальной адаптации и реализации права ребенка на образование в соответствии с международной Конвенцией о правах ребенка;
▶ методы, принципы и технологии создания и применения индивидуальных психокоррекционных и адаптивных программ как средств обучения, стимуляции общего психического развития и совершенствования когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики при атипичном развитии.
Эти задачи связаны с новыми акцентами сферы интересов специальной психологии и результирующим направлением ее задач по улучшению качества жизни людей с атипичным развитием. Поэтому особое внимание исследователей направляется на изучение законов когнитивного и эмоционально-личностного развития людей с атипией, трансформации их общения и поведения в разные возрастные периоды развития, включение таких детей в систему образования и подбор для них наиболее благоприятной формы обучения, своеобразие отношений таких детей в микро- и макросоциуме (с родителями и другими членами социума, с малыми группами и обществом в целом). Особое внимание обращается на то, что процесс социализации лиц разного возраста при атипичном развитии зависит от отношения к ним общества.
Итак, при общности задач специальной психологии в разные периоды ее становления как науки их конкретное содержание зависит от палитры субъектов и объекта изучения и связано с определенным общественно-историческим контекстом.
Рассматривая современную специальную психологию как науку, обращенную к изучению позитивных и негативных атипий развития, а также как науку, прослеживающую закономерности формирования взглядов и отношений общества к людям с атипией развития, можно представить задачи специальной психологии в проблемном поле науки следующим образом.
А. Структурирование науки
Установление границ компетентности.
Определение объекта изучения.
Уточнение системы понятий.
Дифференциация от других наук.
Интеграция с другими науками.
Перспективные проблемы.
Б. Предметная область науки
1. Атипичное развитие и закономерности его проявления:
− исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи с деятельностью мозга;
− установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;
− классификация нарушений психического развития;
− разработка методов выявления нарушений психического развития, определения их структуры.
2. Закономерности освоения социокультурного опыта при атипичном развитии:
− исследование особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);
− разработка методов оценки овладения социокультурным опытом.
3. Система психологической помощи лицам разных возрастных категорий с атипичным развитием:
− научное обоснование и разработка методов психопрофилактики, психодиагностики и психокоррекции;
− научное обоснование содержания обучающих программ;
− научное обоснование и разработка методов социализации.
4. Общественные установки по отношению к людям с атипичным развитием и разработка системы воздействия на эти установки:
− нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипичным развитием;
− научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипичным развитием.
А. Практико-ориентированные задачи
Разработка технологии различных видов психологической помощи детям и их семьям.
Обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипичным развитием.
Разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипичным развитием.
Профессиональная подготовка специального психолога.
Повышение психологической компетентности населения и специалистов разного профиля.
Б. Организационные задачи
Определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе.
Разработка стратегии и тактики взаимодействия комплексных параллельных служб, а также межпрофессионального взаимодействия специалистов помощи детям.
Результирующее направление задач специальной психологии
Разработка научных методов и стратегии помощи, направленных на:
− качественное улучшение жизни людей с атипичным развитием;
− укрепление их физического и психологического здоровья;
− улучшение психологической экологии их жизни;
− достижение социального благополучия.
Предмет, цели и задачи специальной психологии позволяют обозначить ее структуру (рис. 2).
1. Психология атипичного развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).
2. Психология направленного и спонтанного познания при атипиях развития (раздел, посвященный закономерностям познавательной деятельности при атипиях).
Рис. 2. Структура специальной психологии
3. Психология социализации при атипичном развитии (раздел, посвященный влиянию атипичного развития на содержание, качество жизни и психологическое здоровье человека).
В аспекте перспектив развития специальной психологии можно рассматривать первые два ее раздела как наиболее разработанные, а третий – как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.
В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:
− психологию детей с нарушениями и отклонениями развития;
− психологию одаренных детей.
В настоящее время представляется актуальным рассмотреть все эти категории в логике специальной психологии, объединив их в границах научного познания и выделив единые смысловые доминанты.
Возникнув на стыке медицины, дефектологии и психологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части. Причина неопределенности положения специальной психологии в том, что она в разное время обращала свои результаты к «обслуживанию» запросов медицины, дефектологии и общей педагогики. Жизнь, тем не менее, диктовала конкретный социальный заказ:
▶ оказывать помощь детям и лицам других возрастных групп, которые по разным причинам не могут самостоятельно освоить жизненное пространство в необходимых пределах и нуждаются в специфической помощи в процессе их обучения и социализации;
▶ психологически осмысливать восприятие обществом тех лиц, которые отличаются от нормативного большинства в ту или иную сторону («со знаком плюс или минус»), и формировать отношение к этим людям.
Психология – это интегрированное знание, основанием структурного представления которого служат психологические аспекты «конкретной деятельности, развития и отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу, в котором и осуществляется его деятельность и развитие)» (Петровский А. В., 1995).
Специальная психология рассматривается нами как самостоятельная область общепсихологического знания, выделенная изначально по основанию «развитие», а впоследствии и по «конкретной деятельности». Это означает, что становление специальной психологии соответствует общим закономерностям организации психологического знания.
Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходимо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.
Первый уровень – внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т. д.).
Второй уровень – внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, биологии, медицины, педагогики, дефектологии и других наук о человеке.
Специальная психология и другие разделы психологии
Специальная психология тесно связана со многими разделами психологии. Так, связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определения, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.
Психологическое изучение нормальных и «аномальных» детей в аспекте их развития, начатое еще Л. С. Выготским, сближает возрастную, детскую, педагогическую и специальную психологию.
Специальную и возрастную психологию сближает общность субъекта их изучения – развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека в норме, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации – при нарушении взаимодействия с окружающей средой. В этой связи проблемы специальной психологии решаются с учетом возрастных особенностей человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения, опосредованно влияющие на его социализацию.
С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипичным развитием при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы. Специальная психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий с такими детьми, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации. При этом специальная психология ориентирует «ожидаемый результат» на доступный каждому ребенку уровень развития и социализации.
Изучение особенностей психического развития при патологических состояниях привносит общие моменты в специальную и клиническую психологию.
Взаимодействие специальной психологии с другими разделами психологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии. Так, начиная с 70-х годов у нас в стране научная школа А. Р. Лурии интенсивно развивает детскую нейропсихологию, что представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными поражениями мозга, проводимое в рамках нейропсихологии, позволило выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о чем еще в 1934 году писал Л. С. Выготский. Концепция Л. С. Выготского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление изменений в процессе развития: «вверх» – на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» – на уже сложившиеся. Изменчивость межфункциональных связей обусловливает зависимость характера отклонений в развитии от времени воздействия патогенного фактора. Этот вывод способствовал уточнению психологической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Сегодня можно уверенно говорить о широком применении нейропсихологических методов в специальной психологии (А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Н. К. Корсакова, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель и др.).
Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии и их социализации потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипичным развитием, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.
В то же время все связи специальной психологии с другими разделами психологии подразумевают достижения общей психологии, которая «вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально – психологические особенности личности уже сложившегося человека» (Крутецкий В. А., 1972).
Поскольку специальная психология является междисциплинарной наукой и одновременно областью психологии, предметом ее изучения становятся многие аспекты (клинико-психологический, социально-психологический и др.) различных разделов психологии. Специальная психология использует полученные знания для понимания атипичного развития в целях нахождения путей оптимальной социализации лиц с атипией.
Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен.
Некоторые авторы (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов) считают специальную психологию частью патопсихологии, обосновывая свои взгляды тем, что обе науки изучают нарушения психического развития и психической деятельности людей. По их мнению, эти науки имеют одинаковый предмет.
А. В. Петровский, напротив, говорит о том, что патопсихология, исследующая отклонения в развитии психики, распад психики, является одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, казалось бы, логичным утверждением трудно согласиться.
Специальная психология изучает специфику нарушений развития психической сферы у детей, тогда как патопсихология изучает закономерности распада сформировавшейся психики, структуры личности. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным закономерностям и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология в определенной своей части ориентирована на нужды педагогики и дефектологии и «обслуживает» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на решение задач психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию и обратная операция представляются неправомерными.
С другой стороны, высказывались взгляды о специальной психологии как разделе дефектологии (В. Г. Петрова, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова и др.). Действительно, возникновение специальной психологии обусловлено необходимостью психологической помощи детям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызванными врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую дефектологию. Однако дефектология – педагогическая наука, обращенная к задачам специального образования. Поскольку значительная часть исследований с позиций специальной психологии проводилась в рамках дефектологии, целесообразно рассмотреть взаимодействие этих наук подробнее.
Наиболее рано выделились в качестве направлений специальной психологии олигофренопсихология (психология умственно отсталых), сурдопсихология (психология глухих), тифлопсихология (психология слепых).
Олигофренопсихология охватывает широкий круг вопросов, связанных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно отсталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития.
Этот раздел специальной психологии формировался как сравнительная психология нормального и аномального ребенка. Необходимо было установить факторы, определяющие своеобразие психического развития при умственной отсталости, особенно специфику познавательных процессов; данная проблематика не разрабатывалась детской психологией.
Соответствующие исследования позволили выявить не только закономерности психического развития умственно отсталых детей, но и решить общенаучные теоретические задачи, в частности, раскрыть некоторые закономерности развития психики, общие как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Развитие олигофренопсихологии связано с именами Л. В. Занкова, Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Г. М. Дульнева, Б. И. Пинского, Н. Т. Морозовой, Х. С. Замского, С. Я. Рубинштейн и др.
Сурдопсихология также имеет богатую историю: когнитивное развитие при дефектах слуха. Результаты научных исследований отражены в монографиях о психологии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р. М., 1963; Шиф Ж. И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И. М., 1971); развитии у них памяти и мышления (Розанова Т. В., 1978). В настоящее время в этой области развивают исследования Е. Г. Речицкая, Н. М. Назарова, М. Н. Никитина и др.
В центре внимания многих исследователей находилась проблема социальной адаптации глухих детей. Особо изучалась также взаимосвязь развития у них речи и других высших психических функций. Многочисленные исследования, проведенные учеными и учителями-практиками, позволили сделать вывод о своеобразии развития речи глухих и слабослышащих детей, обусловленности этим своеобразием их познавательной деятельности и личности. В результате удалось доказать продуктивность раннего обучения таких детей устной речи с использованием остаточного слуха на основе предметно-практической деятельности. Установлено, что дошкольное обучение обеспечивает психическое развитие глухого ребенка, приближающееся к норме. Основываясь на научных данных, формы и организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями слуха постоянно совершенствуются.
В ходе изучения слабослышащих детей разрабатывалась теоретическая проблема о влиянии частичного дефекта на психическое развитие ребенка. Выяснилось, что возраст, когда снизился слух, степень сохранности слуха, а также уровень развития речи сказываются на психическом прогрессе ребенка в целом. У слабослышащих детей потенциальные возможности развития оказались выше по сравнению с глухими детьми. Этот вывод существенен для общепсихологической теории, так как акцентирует роль сенсорной стимуляции в психическом развитии.
Тифлопсихология тоже изучает психическое развитие в условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психологии подробно исследуется познавательная деятельность при дефектах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Ю. Г. Кулагин, Н. С. Костючек, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.). Эти исследования и в настоящее время актуальны и продолжаются Л. И. Плаксиной, Г. И. Никулиной, В. А. Феоктистовой и многими другими.
Современная специальная психология включает в себя и психологию детей с сочетанными нарушениями (например, слепоглухонемота).
Большой вклад в изучение слепоглухонемых детей внесли А. Г. Ипполитова, И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков, А. В. Ярмоленко и др. Ими была доказана и подтверждена на практике возможность достаточно высокого уровня развития слепоглухонемых. В литературе описаны уникальные случаи компенсации слепоглухих, которые овладевали устной речью, достигали высокого уровня интеллектуального развития и значительных успехов в обыденной жизни (Л. Бриджмен, Э. Келлер, О. Скороходова, О. Виноградова и др.). Широко известна книга Э. Келлер «История одной души» и книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир».
Э. Келлер долгие годы вела миссионерскую деятельность во многих странах мира, много сил отдала организации воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
О. И. Скороходова получила высшее образование, защитила кандидатскую диссертацию, работала в области дефектологии. В своих книгах она раскрывает собственные способы познания мира, поэтическим языком описывает свои чувства, делится размышлениями. Анализ этих работ позволяет понять особенности психического развития при тяжелых комбинированных дефектах, когда значительно нарушена функция анализаторов.
У значительного количества детей с атипичным развитием имеются нарушения речи. Для многих из них эти нарушения являются ведущими, первичными. Психическое развитие при таких нарушениях изучаются логопсихологией – разделом специальной психологии, возникшим на базе логопедии. Логопсихология выделилась относительно недавно, хотя соответствующие исследования проводились еще на заре логопедии.
Так, в 1936 году Р. Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ретардацию развития) у детей с тяжелым недоразвитием речи. Она обозначила и проанализировала феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи. Анализируя становление и преобразование автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза, Р. Е. Левина показала на конкретном примере возможность межфункциональной перестройки высших психических функций и преодоления диспропорции в их развитии, чем внесла вклад в теорию поуровневой организации психических процессов.
Систематическое изучение неговорящих детей (алаликов) и накопление фактов, отражающих особенности их психического развития, позволило создать психологическую классификацию алалий (Левина Р. Е., 1952). В последующие годы внимание исследователей речевой патологии сместилось на изучение механизмов и структуры речевых нарушений, разработку методов их коррекции. Эти проблемы решались в русле теоретической логопедии. В настоящее время в изучении состояния психики при нарушениях речи используется системный анализ изменений в развитии психики с учетом взаимосвязи в развитии ВПФ. (И. Т. Власенко, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, Г. В. Чиркина, Ю. Ф. Гаркуша, О. С. Орлова и др.). Методологической основой данных научных исследований являются представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах, о межфункциональных взаимодействиях при нарушении системогенеза.
Как видно из краткого исторического обзора, проблематика специальной психологии преимущественно была связана с задачами специального обучения, поэтому исследовалось в основном когнитивное развитие детей. Большое внимание уделялось описанию нарушений развития и поиску их механизмов. В разные годы такое описание делалось на основании достижения различных наук, вследствие чего до сегодняшнего дня отсутствует единая классификация атипий.
Развитие специальной психологии позволило решить ряд теоретических и практических задач:
▶ произошло углубление общепсихологического понимания познавательной деятельности;
▶ в специальной психологии описаны факты нарушений психического развития, разработаны и апробированы психодиагностические системы для выявления и дифференциации различных видов этих нарушений.
▶ проделана и продолжается колоссальная работа по научно-методическому обеспечению обучения и воспитания детей с нарушениями психического и физического развития.
Гораздо меньше внимания уделялось становлению личности лиц с атипичным развитием и их социальной адаптации. В то же время адаптация этого контингента к обычной жизни – самая актуальная проблема, ведь многие из них растут и вырастают в не вполне естественных условиях. Порой улучшение их социальной адаптации требует больших усилий разных специалистов. Несомненно, исследователям предстоит глубже изучить факторы социальной адаптации этих людей и такие производные их адаптации, как межличностные отношения, социально-психологическое благополучие, общая удовлетворенность жизнью.
В целом исторический анализ свидетельствует о неразрывности и взаимообусловленности специальной психологии и дефектологии, особенно наглядна подобная взаимосвязь с важной составляющей дефектологии – специальной педагогикой.
Большое значение для специальной психологии имеют ее взаимосвязи с целым рядом гуманитарных и естественных наук о человеке.
Первоначально научные исследования в области специальной психологии в основном были направлены на обеспечение учебного процесса детей с нарушением в развитии. Это обусловило взаимосвязь специальной психологии и педагогики. Данные специальной психологии важны для психологического обоснования обучения и воспитания таких детей; создания условий их эффективной социализации; определения содержания помощи при тяжелых и неярко выраженных нарушениях в развитии; выбора направления образования и трудовой подготовки; обоснования применения технических средств обучения.
В 70-е годы прошлого века в нашем обществе актуализировались задачи, связанные с обучением детей с неярко выраженным отклонением и нарушением в развитии. Это было обусловлено двумя причинами:
▶ первая состояла в изменении взглядов на проблему дифференциации в обучении детей;
▶ вторая – в частичном отказе ведомств образования от изолированного обучения детей с легкими формами патологии.
Психологи, работавшие с детьми с нарушением развития, обратились тогда к психологическим проблемам общеобразовательной школы. В результате были разработаны психологические методы работы с такими детьми, появились классы коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, благодаря участию в новой программе и профессиональным достижениям в общеобразовательной школе психологов, изначально работавших в области дефектологии, сфера приложения специальной психологии значительно расширилась.
Достижения специальной психологии позволяют учителю учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с проблемами в развитии, их потенциальные возможности, находить эффективные способы оказания им помощи в обучении и социальной адаптации.
Известно, что специальная педагогика может совершенствовать свои дидактические и методические приемы и строить систему обучения и воспитания детей с атипичным развитием, только принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, изучаемые специальной психологией. Поэтому главная задача специальной психологии заключается в том, чтобы опережать запросы педагогики, основываясь, с одной стороны, на достижениях психологической науки в целом, а с другой стороны – на самостоятельном видении педагогических проблем. Такое самостоятельное видение совершенно необходимо для повышения действенности влияния на педагогику, практику обучения и воспитания данного контингента детей.
Не менее тесными являются связи специальной психологии с медициной. Они обусловливаются общим субъектом изучения (субъектом с врожденными и приобретенными отклонениями и нарушениями психического развития), но отличаются предметом изучения. Наиболее прочны связи специальной психологии с неврологией, психиатрией и физиологией. Интеграция специальной психологии с областями медицинского знания открывает возможность качественно нового понимания структуры и механизмов нарушения психического развития, а также оценки состояния психики детей с нарушенным развитием.
Теория функциональных систем П. К. Анохина и теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии определили принципиально новый подход к анализу механизмов атипий развития и нарушений формирования высших психических функций у детей.
Исходным является положение о том, что функция является сложной системой и та или иная задача может решаться разными средствами. Высшие психические функции обеспечиваются совместной работой отделов коры головного мозга, каждый отдел вносит свой вклад в функционирование целостной системы (Лурия А. Р., 1972). При нарушении функциональной системы необходимо обнаружить ее «неисправные звенья».
Успехи неврологии в изучении структуры и функций нервной системы позволяют выявлять механизмы нарушений психического развития и, соотнося характер нарушения с возможностями коррекции и компенсации дефекта, прогнозировать доступную конкретному ребенку нормализацию развития.
Взаимосвязь специальной психологии и психиатрии обусловливает более глубокое понимание патопсихологических последствий атипичного развития.
Определение специальной психологии как психологической науки подразумевает ее отграничение от клинических дисциплин (невропатологии, психиатрии). Клинические дисциплины изучают этиологию и патогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой.
Специальная психология изучает закономерности атипичного психического развития, его механизмы, особенности формирования личности лиц с атипией развития, квалифицирует атипии в понятиях современной психологии, занимается психодиагностикой и психопрофилактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с соответствующим контингентом.
В настоящее время усиливаются научные связи между специальной психологией и нейробиологией – отраслью биологии, которая представляет собой науку о строении, физиологии и функциях мозга.
Во второй половине XX века исследования нервной системы получили существенный толчок благодаря революционным достижениям в молекулярной и клеточной физиологии, нейрофизиологии и в информационных технологиях. На когнитивном (познавательном) уровне сегодня исследуются нейронные механизмы обеспечения познавательной деятельности у человека. Для этого широко используются современные методы визуализации состояния мозга (магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография), а также традиционная электроэнцефалография при решении сложных ментальных задач. Целью таких исследований является установление соответствия между активированными зонами мозга и ментальными процессами. В результате таких исследований значительно обогатились сведения о микроанатомии и физиологии нейронов, молекулярных процессах в их цитоплазме и органеллах, а также межнейронных коммуникациях. В связи с этим возникают перспективные возможности понимания роли нейронных сетей в обеспечении интеллекта, мышления, сознания, эмоций, организации целенаправленного поведения и ряда других проявлений психики.
Итак, специальная психология, представляя собой психологическую науку, имеет широкие связи с другими дисциплинами (рис. 3). Эти связи основаны на общности субъекта изучения, которым является человек и все многообразие его деятельности. Специальная психология зародилась в недрах медицины и дефектологии. Выделение специальной психологии в самостоятельную науку произошло, с одной стороны, вследствие запросов практики, а с другой стороны – вследствие накопления и систематизации научных знаний в дефектологии, медицине, возрастной и клинической психологии. В становлении специальной психологии сыграли роль и социально-экономические условия конца ХХ века в нашей стране.
Рис. 3. Специальная психология в системе научного знания
Взаимопроникновение специальной психологии и других наук – существенный фактор ее развития. Оценивая важность такого взаимопроникновения, необходимо четко представлять предмет и задачи специальной психологии во избежание размывания ее границ.
Анализ связей специальной психологии с другими науками и разделами психологии позволяет очертить ее современное научное пространство.
Оно определяется проблематикой специальной психологии и смежных с ней наук в области изучения атипичного развития и организации помощи таким людям. В этом пространстве специалисты перерабатывают психологическую информацию, структурируемую понятием нормы и атипии психического и личностного развития, решают общепсихологические, клинико-психологические и социально-психологические проблемы людей с атипией. В самом общем виде оно в настоящее время включает взаимообогащающие и взаимодополняющие научные исследования и достижения психологии, нейробиологии, медицины и дефектологии. Более конкретно в этом пространстве находятся общепсихологические теории, охватывающие представления о психике и психической деятельности человека, личностные и социально-психологические теории, раскрывающие закономерности формирования эмоционально-волевой и личностной сферы индивида, его социализации и взаимоотношений в малых социальных группах; теории специального обучения, исследования и достижения нейропсихологии, нейробиологии и богатый арсенал методических разработок по обучению и воспитанию детей с нарушениями психического и физического развития.
В центре этого пространства как объект изучения находится человек с атипичным развитием. Специальную психологию интересуют законы когнитивного и эмоционально-личностного развития людей с атипией, трансформация их общения и поведения; включение детей с атипичным развитием в систему образования и подбор для них наиболее благоприятной системы обучения; своеобразие отношений таких детей с родителями и другими членами социума; специфика развития у них потребностей и удовлетворения этих потребностей. Специальная психология выясняет влияние на все перечисленные процессы возрастных составляющих и ставит целью помочь таким детям и взрослым усовершенствовать их жизнь, повысить ее качество, уровень их социального и психологического благополучия и психологического здоровья в целом.
В настоящее время специальная психология направляет свои усилия на получение новых знаний о внутреннем мире ребенка с атипичным развитием, о формировании у него самосознания, отношения к другим людям и миру, об особенностях познавательной активности и мотивации к деятельности детей разных категорий.
Она разрабатывает методы психологической помощи как самому ребенку, так и его семье. Признавая, что проблема атипичного развития имеет общественно-исторический характер, специальная психология обращается к анализу социальных установок по отношению к людям с атипией и ищет способы гуманизации общественного сознания.
Современное общество и образ жизни его граждан значительно изменились. Трансформировались как межличностные отношения, так и социальные институты. Новые ценностные ориентиры в социальной сфере обусловливают переход специальной психологии к несколько иным смысловым доминантам.
Моральное благополучие человека, его самооценка и, соответственно, эмоциональное состояние связаны с феноменом «принятия».
Феномен принятия обусловливает общение отдельных людей и взаимодействие человека и общества. В последнем случае его воздействие на личность, возможно, даже сильнее, чем при частном общении.
Здесь небезынтересно вспомнить усилия государственных органов США по отношению к коренному, обособленно проживающему населению континента – индейцам. В замкнутые общины вкладывались огромные денежные средства, позволившие организовать и материальную поддержку, и обучение коренной народности. Тем не менее программа такой помощи не была реализована и полностью провалилась, поскольку в то время не произошло «принятия» большинством американцев этой популяции.
Таким образом, отношение общества к его членам, в нашем контексте – к лицам с атипией развития, является одной из важных составляющих, формирующих личность и влияющих на ее психологическое благополучие. Поэтому специальная психология сегодня должна обратиться к изучению того, каким образом воспринимаются люди, отличающиеся атипией развития, прежде всего в целях выработки на научной основе программ, чтобы регулировать это восприятие. Трансляция и внедрение подобных программ будет помогать социализации атипичных людей.
Изучение отношения общества и отдельных его членов к «атипичным людям» становится сегодня одной из научных доминант специальной психологии, поскольку феномен принятия, столь важный для любого человека и тем более для людей с атипичным развитием, по существу не изучен. Это актуальное и перспективное направление специальной психологии, реализуемое в связи специальной психологии с социальной психологией и социологией.
Признавая взаимодействие биологического и социального в процессе индивидуального развития, специальная психология, имея в виду атипии развития, интересуется вопросом о влиянии социальных факторов на состояние мозга. Социальная активность ребенка требует нейробиологической готовности мозга, позволяющей такую активность осуществлять. С другой стороны, социальная активность играет роль в функциогенезе мозга. Современной наукой доказано, что для полноценного созревания мозга необходимо своевременное востребование его функций. Если перед ребенком своевременно не ставятся социально значимые задачи, то есть имеет место «социальная депривация», то функции его мозга оказываются невостребованными и биологическое развитие ребенка замедляется.
Исследования созревания мозговых систем позволяют выделить важные критерии для квалификации и классификации нарушений психического развития (атипий), выявляя их нейропсихологические механизмы. Прогресс детской нейропсихологии благодаря усилиям ученых разных стран показал перспективность использования нейропсихологического подхода к изучению закономерностей формирования детской психики и нарушений ее развития. Этот подход представляется актуальным и в специальной психологии, так как атипичное развитие в большинстве случаев так или иначе обусловлено незрелостью или патологией мозговых систем. В частности, перспективно изучение связи нейробиологической зрелости мозга и формирования высших психических функций в условиях атипичного развития, а также влияния зрелости мозга на усвоение социокультурного опыта и процессы социализации.
Уровень развития личности, как известно, во многом определяется ее знаниями и умениями. В условиях атипичного психического развития усвоение знаний и приобретение жизненного опыта имеют свою специфику как по содержанию, так и по временному параметру. Практика показывает, что при значительном объеме программ образовательных учреждений достижения детей с атипией зачастую формальны и ограничены. В первую очередь это проявляется в том, что полученные по большинству программ знания не функциональны: они с трудом актуализируются и быстро забываются, не будучи востребованными на практике (например, в трудовой деятельности или быту). Возникает, следовательно, задача подбора учебного материала, который был бы для таких детей жизненно важен. Кроме того, в образовании при атипиях развития должна быть заложена задача: научить детей функциональному использованию любых знаний. Их необходимо научить и способам поведения, позволяющим перестраиваться и управлять восприятием социума и социальными требованиями. Управление восприятием социума является одной из основ социальной адаптации, что существенно влияет на современные акценты смысловых доминант специальной психологии.
Подводя итоги анализу сферы интересов современной специальной психологии, можно выделить следующие ее доминанты:
▶ анализ нарушений психического развития с позиций достижения современных наук о мозге, прежде всего нейробиологии и нейропсихологии;
▶ исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития в аспекте развития личности и процесса социализации;
▶ исследование динамики отношения общества к лицам с атипичным развитием;
▶ разработка образовательных программ, способствующих когнитивному развитию и социализации, предполагающих практическую реализацию полученных знаний.
Результирующее направление задач специальной психологии на современном этапе состоит в разработке научных методов и стратегии помощи, направленных на:
▶ качественное улучшение жизни людей с атипией развития;
▶ укрепление их физического и психологического здоровья;
▶ улучшение психологической экологии их жизни;
▶ достижение психологического и социального благополучия.
На современном этапе развития общества смысловые доминанты специальной психологии относительно профессиональной помощи лицам с атипией кардинально изменились. В постиндустриальном обществе, где основное внимание сосредоточивается на благополучии человека, такое изменение вполне закономерно.
С одной стороны, в обществе стихийно повышается толерантность к «инакости» и эмпатия к людям с атипией, создаются предпосылки перестройки отношений между людьми с нормативным и атипичным развитием.
С другой стороны, государство целенаправленно развивает психологическую помощь для детей с проблемами в развитии. Расширяется сеть психолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций и других институтов помощи и поддержки этого контингента, в активной стадии развития находится инклюзивное образование.
Стратегия помощи атипичным людям в новых условиях все больше строится с ориентацией на определенный социальный результат. Этот результат предполагается видеть во всестороннем развитии их личности, повышении качества жизни и удовлетворенности ею. Многолетние исследования когнитивной и мотивационно-личностной сферы детей с атипией, предпринятые в специальной психологии, неопровержимо доказывают:
Результирующим направлением психологической помощи этим детям должна быть помощь в социализации, в более узком смысле – в социальной адаптации. Когнитивное развитие при атипии должно носить строго функциональный характер, быть развернуто по оси социализации с учетом индивидуальных особенностей.
Специальная психология имеет свое проблемное поле, в теоретическом пространстве которого обсуждается ее понятийный аппарат. Сюда относятся вопросы определения и квалификации объекта науки, научная терминология, описывающая предмет науки, а также ключевые термины, обозначающие сферу деятельности практического психолога в этой области (психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция).
Понятийный аппарат специальной психологии носит в основном общепсихологический характер, однако многие понятия обрели специфику в связи с особенностью предмета и объекта специальной психологии. Кроме того, эти понятия в большинстве случаев отражают разные точки зрения, закрепленные исторически в моделях разных областей научного знания.
Разработка системы понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, в научных понятиях формулируются законы.
Понятия, по существу, выражают точку зрения исследователя на изучаемый предмет. В них фиксируется позиция специалиста – носителя определенных взглядов, убеждений; они «маркируют» в языке эту позицию. В результате таких процессов научные понятия как языковые формы отражения привнесли в специальную психологию заимствования из медицины, дефектологии, социологии.
Система понятий специальной психологии отражает в определенных языковых формах знания о природе и сущности нарушений психического развития.
Понятийный аппарат специальной психологии необходимо рассматривать в связи с породившим его социокультурным контекстом. На протяжении длительного времени в нем отражались взгляды специалистов, так или иначе связанных с помощью людям с нарушениями в развитии.
Научные понятия фиксировали общественно-личностное отношение к ним. Они представлены в концепциях и моделях: клинической, клинико-социологической, социокультурной и др.
Важнейшая функция понятийного аппарата науки состоит в определении и квалификации субъекта изучения. Характеристика субъекта специальной психологии в процессе ее становления претерпевала многочисленные изменения.
Специальная психология начала развиваться в дефектологии как наука об обучении и воспитании детей с нарушением в физическом или психическом развитии (ХIХ век).
В то время понятийный аппарат дефектологии включал термины: «дефективное детство», «слепой», «тугоухий», «глухонемой», «олигофрен», «дебил», «имбецил» «логопат», которые и были использованы и в специальной психологии. К концу ХIХ века произошли существенные сдвиги в воззрении на людей с проблемами, тем не менее «маркировка» нарушений развития как отражение дистанции между «инакими» и остальными людьми по-прежнему оставалась значительной. Дело доходило до курьезов, когда даже детей, неправильно произносивших отдельные звуки, «маркировали» терминами: «ротацист», «сигматик» и др.
В ходе медицинских наблюдений и клинических исследований словарь психологических терминов пополнился такими обозначениями отклонений и нарушений психического развития, как «дефект», «аномалия», «больной ребенок», «диагностика», «лечебная педагогика» и другими. Эти же понятия употреблялись и в быту. При этом дефект определялся как отклонение от нормы, феномен, не совпадающий с ожиданиями окружающих и вызывающий негативное реагирование.
С взаимопроникновением психологии и медицины в специальной психологии начала использоваться «диагностическая» терминология, например, «задержка психического развития».
Ключевые термины социокультурной модели, основанной на воззрениях Л. С. Выготского, – «социальная адаптация» и «социализация» – отражали взгляд на сокращение дистанции между детьми с нарушениями в развитии и нормально развивающимися детьми. В этой модели, получившей широкое распространение и в настоящее время, система понятий существенно изменилась, особенно в квалификации нарушенного развития. В научной литературе появились такие оттенки определений нарушений развития у детей, которые с точки зрения семантики свидетельствуют о гуманизме этого подхода («проблемные дети», «дети группы риска», «дети с проблемами психического развития»).
Таким образом, в разные периоды развития науки терминология, обозначающая детей с нарушением развития, существенно менялась. Так, первоначально в научной литературе использовался термин «дефективные дети». Этот термин фигурирует, в частности, в ранних работах Л. С. Выготского. Впоследствии в работах исследователей советского периода использовался термин «аномальные дети» (от греческого слова anomalos – неправильный). С 90-х годов прослеживаются попытки введения термина «дети с особыми потребностями (нуждами)», по аналогии с терминологией, используемой в зарубежных исследованиях. Этот термин фактически является прямым переводом англоязычного термина children with special needs и в российских социокультурных условиях не конкретизирует, какие именно «нужды» имеются в виду: специфичные или обычные. Наконец, в настоящее время используются термины: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (дети с ОВЗ), «дети с отклонениями в развитии», «дети с проблемами в психическом развитии», дети с атипичным развитием и др.
Семантика терминов, обозначающих детей с нарушением в развитии, в некоторой степени отражает взгляды общества на «инакость», «ненормативность». В последнее время дефиниции специальной психологии и смежных с ней наук все больше наполняются гуманистическим содержанием.
Вместе с тем дискуссия об адекватности понятий, используемых в специальной психологии, насыщении их психологическим содержанием и четком отграничении от терминологии смежных дисциплин продолжается. Так, понятие «нарушение развития» конкретизируется в понятии «повреждение», а последнее принципиально противопоставляется понятию «недоразвитию» (Лебединский В. В., 1985). Понятия «дети с проблемами психического развития» и «атипичное развитие» являются ключевыми в работах О. Н. Усановой (1995, 2016, 2020). Понятие «отклоняющееся развитие» носит концептуальный характер в работах А. В. Семенович (1999, 2001, 2020), Н. Я. Семаго и М. М. Семаго (1998, 2001). Все эти авторы пытаются, с одной стороны, отразить психологическую сущность специфического развития, а с другой – подыскать термины, четко отграничивающие специальную психологию от смежных дисциплин.
Наряду с перечисленными выше понятиями в научно-практической литературе обсуждается возможность использования таких терминов, как «проблемы развития», «трудности обучения», «проблемные дети», «дети с особыми образовательными потребностями». Несмотря на широкое использование приведенных терминов, они не могут быть признаны удачными из-за многозначности их толкования. В результате возникают трудности в оценивании особенностей психического состояния ребенка и определении объема диагностической, развивающей или коррекционной работы с ним.
В научной литературе обсуждалась также актуальность популярного термина «дети с отклонениями в развитии». Применить его ко всей популяции детей с проблемами достаточно трудно, так как он является «занятым»: традиционно этот термин распространяется на детей с выраженными отклонениями, такими как умственная отсталость, сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие тяжелые расстройства. В то же время большинство исследований свидетельствуют о том, что структура отклонений усложняется, появляется значительное количество пограничных нарушений, которые требуют точной диагностической квалификации (в процессе работы с ребенком необходимо установить, к какой категории отклонений в развитии относится его состояние) и конкретного решения психокоррекционных и коррекционно-развивающих задач.
Становится насущным подбор такого понятия, которое подходило бы ко всей популяции «проблемных» детей и имело бы исключительно психологическое содержание. М. М. Семаго и Н. Я. Семаго считают, что понятие «отклоняющееся развитие», производное от термина Л. С. Выготского «уклоняющееся развитие», отвечает этим требованиям. По их мнению, помимо психологической содержательности, оно является «прозрачным», понятным представителям других специальностей, в первую очередь врачам и педагогам-дефектологам.
В доказательство своей правоты авторы предлагают собственную трактовку «нормативного развития» как «идеальной программы развития». Необходимым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов (Семенович А. В., 1998, 2007, 2016).
Для обоснования своей позиции по использованию термина «отклоняющееся развитие» М. М. Семаго и Н. Я. Семаго анализируют еще одно базовое понятие – «социально-психологический норматив» (СПН), определяемый как «система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов» (Гуревич К. М., 1995). Эти требования составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. В свою очередь СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы допускает определенный разброс, «коридор» качественно-количественных показателей каждого конкретного СПН. Требования, составляющие содержание СПН, присутствуют в образовательных программах, в профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Они историчны, носят гео-социо-этнический характер и меняются вместе с развитием общества.
Диалектически объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных определений, авторы показывают, каким образом зарождается понятие «отклонения развития».
В результате анализа М. М. Семаго и Н. Я. Семаго сформулировали собственное определение «отклоняющегося развития»: с их точки зрения, любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—», выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием (Семаго М. М., Семаго Н. Я., 2001).
В работах А. В. Семенович (1998, 2007, 2016, 2020), ученицы Л. С. Цветковой, занимающейся детской нейропсихологией, нормативный онтогенез и отклоняющееся развитие рассматриваются как процессы поэтапного установления дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий и нарушение нейробиологических и функциональных закономерностей развития мозговой организации психической деятельности.
Признавая логичность и обоснованность рассматриваемого понятия, следует отметить, что необходимы дальнейшие научные поиски в целях более точной его дифференциации.
В современном контексте специальной психологии как науки, рассматривающей различные виды позитивных и негативных отклонений развития, продуктивным, по нашему мнению, является термин атипия развития, обозначающий развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регулятивных процессов психики. Этот термин отграничивает любые отклонения развития от нормы.
Система понятий специальной психологии на разных этапах ее развития менялась, на нее оказывали влияние:
▶ взгляды общества на проблему нарушений и отклонений в развитии;
▶ разработка этой проблемы в смежных областях научного знания;
▶ позиция государства относительно форм и способов помощи людям с атипией развития.
В настоящее время в связи с изменением акцентных задач помощи детям с атипичным развитием понятийный словарь специальной психологии обогатился рядом новых понятий. Так, целевая направленность помощи лицам с атипией развития в специальной психологии тесно связана с ключевым понятием качество жизни. Это системное понятие отражает единство всех компонентов жизни: самого человека, его жизнедеятельности и условий жизнеобеспечения (улучшение среды обитания и совершенствования самого человека). Обращение специальной психологии к ценностному содержанию человеческой жизни и удовлетворенности этой жизнью связано с изучением качества жизни при атипичном развитии и поиском способов его повышения.
Качество жизни любого человека связано с психологической экологией жизни. В этом принципиально новом понятии специальной психологии отражено содержание влияния характера взаимодействия людей между собой и социальной средой их жизнедеятельности на качество их жизни.
Большое внимание на современном этапе развития специальной психологии уделяется изучению феномена психологического здоровья людей как состояния устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистического жизнерадостного настроя, состояния внутреннего благополучия. Особенно важно это изучение в специальной психологии, так как контингент лиц, которым необходима помощь в этом направлении, весьма широк и требует повышенного внимания.