С 70–80-х годов прошлого века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. Появились новые виды образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи и др.), что обусловило изменение контингента детей в школах и значительную дифференциацию программ их обучения. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения, в последние десятилетия активно внедряется инклюзивное образование.
В создавшейся социальной ситуации расширялась и продолжает расширяться палитра запросов по отношению к детям с атипичным развитием от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения, в связи с чем усиливается внимание к данному контингенту со стороны психологов и дефектологов.
Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся разных групп, включая детей с нарушениями в развитии, а также разработку методов социализации проблемных детей и взаимодействия общества с ними.
В настоящее время значительно расширилась сфера практического применения труда психолога, работающего с проблемными детьми, по сравнению с предыдущими этапами психологической помощи. Это не случайно, так как сегодня в нашем обществе обострилась и предстала во всей полноте ситуация гуманизации общественного сознания и активная перестройка системы образования, особенно с началом интегрированного обучения детей с атипичным развитием. Кроме того, в науках о человеке появилось значительное количество новых данных о психическом развитии и его связи с целым рядом факторов, ранее неизвестных.
Все это определило широкую востребованность психологического знания о детях с атипичным развитием и переосмысление содержания специальной психологии как науки, занимающейся изучением закономерностей и механизмов развития детей в условиях биологических и социальных ограничений, освоения ими социокультурного опыта и разработкой методов комплексной помощи детям с такими особенностями в развитии.
С нашей точки зрения, для специалиста, готовящегося к работе с проблемными детьми, необходимо преломление в указанном ракурсе всех психологических знаний, накопленных и обозначенных в специальной психологии.
Специальная психология возникла в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: медицины, дефектологии, психологии, изначально «обслуживая» становление системы образования для «особых» детей. Активное развитие этой науки и сегодня в значительной степени опирается на исследования смежных с ней областей знания, но в настоящее время специальная психология складывается и формируется как раздел психологической науки, в котором четко обозначены собственные теоретические модели и системы практической помощи детям с нарушениями в развитии с учетом наработанных в психологии и смежных науках знаний. Все это способствует решению ее проблем на современном уровне в новой социальной ситуации развития общества.
Происходившие изменения в обществе и образовании обусловили необходимость подготовки специалистов, владеющих системой знаний о трудностях и нарушениях развития детей, особенностях их обучения и жизнедеятельности.
В учебные планы государственных стандартов психологических и дефектологических специальностей в качестве обязательной дисциплины профессионального образования была введена «Специальная психология». Аналогичное название получила и специализация психолога по работе с детьми, имеющими тяжелые и неярко выраженные нарушения развития. Эти изменения коснулись подготовки психологов во всех высших учебных заведениях, включая классические университеты. Педагогические университеты и дефектологические факультеты институтов приступили к подготовке студентов по вышеназванной специализации.
Специальная психология как учебная дисциплина сегодня находится в стадии становления.
Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с атипичным развитием в общекультурное образовательное и жизненное пространство – вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущих психологов и дефектологов по специальной психологии.
Изучая специальную психологию, студенты получают подготовку в области современных методов и технологий психодиагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с детьми, имеющими трудности в восприятии информации, нарушения внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также трудности в обучении и социализации. Подготовка по специальной психологии вооружает студентов методами психологического консультирования и психологической поддержки, формирует новое профессиональное мышление.
В книге излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее методология и взаимосвязи, выделяются современные научно-практические доминанты. Атипичное развитие и его классификация рассматривается с позиций взаимодействия ряда смежных наук с акцентированием внимания на нейропсихологическом и деятельностном подходе к анализу нарушений. Актуальные проблемы современной специальной психологии проанализированы в клинико-психолого-педагогическом и социально-психологическом аспекте.
Специальная психология как научная дисциплина представлена двумя томами – «Специальная психология, издание второе» и «Психологическая помощь детям с нарушениями развития», каждый из томов включает несколько разделов.
В данное издание включены те наиболее важные, на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием не только знаний, но и мировоззрения, а также профессионального мышления специалиста.
Раздел 1 первого тома содержит материал, характеризующий специальную психологию как науку. Рассматриваются ее цели и задачи, место в системе научного знания, современное научное пространство и смысловые доминанты. Особое внимание уделяется методологии специальной психологии с обозначением ее концептуальных источников, формулировкой и раскрытием принципов и методов. В качестве концептуальных источников специальной психологии мы выделили психологическую теорию деятельности (школа А. Н. Леонтьева), теорию поэтапного формирования умственных действий (школа П. Я. Гальперина), исследование мозговой организации высших психических функций (школа А. Р. Лурии), идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, современные теории социализации и социального влияния (школа Г. М. Андреевой).
Эти теоретические материалы мы намеренно включили в книгу в развернутом виде, так как они, по нашему мнению, составляют ту ось анализа психологии атипичного развития, которая «работает» именно на психологический ракурс проблематики науки, многие годы развивавшейся преимущественно в русле дефектологии (педагогической науки). Раздел заканчивается анализом теоретического и практического значения специальной психологии.
Раздел 2 посвящен характеристике атипичного психического развития. В контексте современного научного знания специальной психологии и смежных с ней наук излагаются вопросы распространенности, биосоциального генеза, классификации нарушений развития, раскрываются закономерности атипичного развития. Выделены проблемы интеллекта и речи, социально-психологические проблемы специальной психологии, а также вопросы психологической экологии жизни детей с нарушениями в развитии.
Том второй «Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии», который входит отдельной книгой, содержит материалы по психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции. Отдельно рассматриваются вопросы организации помощи детям в России на современном этапе и проблемы межпрофессиолнального взаимодействия специалистов.
В разделе 1 представлены авторские материалы психологического изучения детей с атипичным развитием. Подробно, пошагово описывается психодиагностическая работа психолога, характеризуется процедура и содержание всех ее этапов. В этой части текста приведена методика обследования мышления и речи детей с описанием системы заданий, оценки и интерпретации результатов. Изложение материалов подчинено концептуальным основам специальной психологии. Содержание раздела тесно связано с подразделом «Проблемы интеллекта и речи при отклонениях развития», в котором проанализированы особенности нарушения мышления у детей. В связи с этим аналитическая работа психолога при психодиагностике рассматривается с точки зрения деятельностного и нейропсихологического подходов с опорой на качественный анализ каждого из этапов формирования умственных действий, учетом зоны ближайшего развития ребенка и использованием нейропсихологических критериев оценки развития.
В разделе 2 описывается содержание и технология психологического консультирования детей с нарушениями в развитии. Внимание читателей обращается на специфику психологического консультирования в специальной психологии, связанную с тем, что проблемы ребенка озвучиваются в жалобах взрослых, которые имеют собственное понимание этих проблем и личностное отношение к ним, а также индивидуальное восприятие самого ребенка и отношение к нему, его деятельности и поведению. Отсюда следует, что подлинным объектом психологического консультирования является не отдельный ребенок, а диада «ребенок – взрослый». Таким образом при психологическом консультировании появляется существенно важный аспект влияния на родительскую позицию, активность взрослых, а также на совершенствование взаимоотношений в диаде «ребенок – родитель». В разделе проводится подробный пошаговый анализ организации и содержания работы психолога с детьми и взрослыми при проведении психологического консультирования.
Раздел 3 посвящен вопросам психокоррекции как основного метода воздействия на психическое развитие ребенка в специальной психологии. Вниманию читателя предлагается обзор психотерапевтических и коррекционно-развивающих методик, направленных на преобразование внутреннего мира ребенка с нарушениями в развитии и исправление или снижение уровня его нарушения в познавательной и учебной деятельности, процессах личностного развития и социализации. Среди них – арт-терапия в различных ее формах, игротерапия и др.
Раздел 4 содержит информацию, связанную с созданием системы помощи детям с нарушениями развития в России и организацией совместной деятельности специалистов в работе с детьми. С психологических позиций рассматривается межпрофессиональное взаимодействие как вид деятельности специалистов, анализируются современные формы командной работы специалистов разного профиля в различных организационных условиях. Раздел дополняется сведениями о федеральных документах, регламентирующих деятельность организаций комплексной помощи детям (ПМПК, ППк, ПМПС, КДНи ЗП и др.), а также методическими материалами для взаимосвязи специалистов в командной работе.
Разделы второго тома включают терминологический словарь и методические материалы для отдельных форм помощи детям.
Приложение второго тома фиксирует внимание на вопросах организации труда специалистов. В нем дано описание модели Специализированного кабинета детского психолога с точки зрения его архитектурного пространства и методического обеспечения. Мы представили здесь краткое содержание организационно-методических условий продуктивной работы психолога, а также перечень базовых методических пособий и материалов, необходимых для начального этапа работы психолога.
Основные акценты в пособии сделаны на дошкольном и младшем школьном возрасте. Список литературы содержит источники из областей знаний, прямо или косвенно связанных с формированием специальной психологии как науки.
В каждом разделе пособия представлены вопросы и задания для самостоятельной работы.
При подготовке книги к изданию считаю необходимым еще раз вспомнить и поблагодарить своих учителей (А. Г. Ипполитову, О. В. Правдину, Л. С. Цветкову, А. Р. Лурия, Е. Н. Винарскую), оказавших огромное влияние на выбор направления моей научной деятельности и развитие научных взглядов в области психологии и дефектологии. Особую благодарность приношу известным российским психологам А. Г. Асмолову, В. А. Иванникову, О. А. Карабановой, Н. В. Клюевой, И. Н. Погожиной, дефектологам Е. А. Екжановой, О. С. Орловой, Т. В. Тумановой, Л. А. Головчиц, общение и дискуссии с которыми, их критические замечания и непосредственная помощь в рецензировании отдельных частей пособия позволили ввести необходимые акценты в его материал.
Считаем своим приятным долгом выражение благодарности за гостеприимство и открытый обмен мнениями германским, шведским, бельгийским, голландским и норвежским ученым – проф. U. Knolker (ФРГ), проф. W. Mutzeck (ФРГ), доктору М. Brambring (ФРГ), проф. Ulf Lпanson (Швеция), Tullie Rabe (Швеция), Yoran Matsson (Швеция), проф. Hans Tangerud (Hopвегия), проф. Walter Hellinks (Бельгия), проф. Erik Knorr (Голландия), доктору Lena Salech (Юнеско) – и многим другим коллегам-психологам, специалистам по коррекционной педагогике и социальной работе, дискуссии с которыми помогли уточнить принципиальные положения данной работы и выделить общее и различное в наших подходах к оказанию помощи детям, в том числе детям с проблемами в развитии.