Жертва – отдача того, что тебе очень дорого, ради достижения определенной цели. Фактически, это реализуемое право на неравноценный обмен для получения желаемого результата в обоих направлениях. Жертвующий – желает помочь, получающий – чтобы ему помогли.
Жертвуя кому-либо деньги или вещи, помимо того, что мы исполняем желание получателя их иметь, мы также пытаемся исполнить и свое желание кому-нибудь помочь. Если же жертвуя, мы будем знать, что не достигнем своего желания, то мы и жертвовать-то не будем. К примеру, если мы будем знать, что то, что мы жертвуем, отрывая от себя, идет не по назначению или просто выкидывается или сжигается, то навряд ли это побудит нас к жертвенности. Конечно, можно деньги у нас и силой отобрать, лестью, обманом или угрозами, но это тогда уже не будет жертвою.
Итак, чего от Бога желает кающийся грешник это понятно: прощения, спасения от греха, примирения с Богом, вечную жизнь. Но чего в этом обмене желает Бог? Что на самом деле должен был дать грешник Богу? Ягненка? Нужны ли были Богу ягнята, зажаренные на костре, что бы ради этого смилостивиться над человеком? Неужели Богу было приятно нюхать запекшуюся на костре кровь тельцов и овнов? – нет. Ему было приятно видеть в этих действиях, что человек не просто понимал план спасения, но и соглашался с ним. Устанавливая систему жертвоприношений, Бог желал обрести не смерть ягненка, не его запекшуюся кровь, но человека ушедшего от Него и вернувшегося. Бог пожертвовал Себя нам, ожидая, что мы в ответ пожертвуем Ему себя, пожертвовав своими любимыми грехами. Обменяв грех противления Богу на вечную жизнь с Ним.
«… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу …» (Рим.12:1) – говорит Писание – «… Жертва Богу – дух сокрушенный …» (Пс.50:18,19).
Если жертва приносилась бездумно, то о такой жертве Бог говорил: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:11–20).
Другими словами в жертве замещения Бог пожертвовал Собой отдавая нам Свою жизнь, чтобы принять нашу смерть, и ожидает что человек пожертвует ему не ягненка, но самого себя, свой греховный образ жизни, чтобы принять жизнь которой живут в вечности. Чтобы понять какую жизнь должен принять человек читай главу: «Жизнь вечная». Если этот обмен не происходит или происходит не добровольно или не достигается результата, в обоих направлениях, то это уже не жертва.
Зачем нужна жертва? И чем жертва отличается от убийства?
Каждый раз, когда человек согрешал, он понимал, что должен был понести ответственность за совершенное преступление и умереть навсегда. А потому, чтобы остаться в живых, ему необходимо было принести за себя жертву замещения, что бы кто-то умер вместо него.
Жертву за грех должен был приносить именно тот, кто согрешил. В идеале жертва должна была быть совершенна, без пятна и без порока. Не все ягнята в Израиле рождались без пятен. Не все из них сохранялись до годовалого возраста без порока. Поэтому когда рождался ягненок без пятна, его отделяли от остальных, и он рос отдельно. За ним ухаживали особо, отдельно кормили, следили, чтобы он ни ножку не сломал, ни волк его не покусал. А так как пастухи были не очень богаты и не имели больших домов и множества сараев, то очень часто этот ягненок рос в семье как домашнее животное: его носили на руках, с ним играли дети, он становился почти что, членом семьи. После всего этого невозможно было не привязаться к нему. Принося его в жертву, человек отрывал от себя и своей семьи лучшее, что у него было, дорогое, любимое, к чему они привыкли и привязались, и сам своими руками лишал его жизни. Со слезами на глазах грешник осознавал, что другого пути нет, чтобы остаться в живых и быть не может.
С одной стороны жертва указывала на грех человека с которым необходимо расстаться, самое дорогое, то самое любимое, то к чему привык и сильно привязался. Принося жертву человек выражал готовность расстаться с этим, ради Господа.