ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ И ТЕАТРЕ

ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ?

До недавнего времени самостоятельного понятия театротерапия не существовало, использовалось обобщенное название арт-терапия. Это метод психотерапии, основанный на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в творчество.


В процессе творчества происходит сублимация, то есть определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.

И нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает человеку понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам.

Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, особенно когда переживание трудно выразить словами. Широко практикуется и успешно используется до сих пор снятие психологического напряжения с помощью музыки, звуков природы, особых композиций для медитаций и классических музыкальных произведений. Музыку можно использовать как лекарство, здесь важно знать свое звучание и быть созвучным Миру и ситуации.



Звук и свет – это то, что напрямую влияет на пространство, мозг и клетки организма. Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает уровень иммуноглобулина в крови. Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают (в минуту шестьдесят-семьдесят ударов).

Немецкими учеными установлено, что колыбельные песни гораздо эффективнее снотворных. Прослушиваемые на ночь колыбельные обеспечивают глубокий, здоровый сон как детям, так и взрослым.

Выработке мелатонина – гормона сна способствуют: «Концерт для фортепиано» (2-я часть) Бетховена, «Возблагодарим Господа» (116-й псалом) Моцарта, Дебюсси «Лунный свет», «Вторая симфония» (3-я часть) Рахманинова, Вивальди «Концерт для гобоя», григорианские псалмы. Наибольший эффект достигается при прослушивании музыки перед сном.

Уменьшить тревожность, выйти из стрессового состояния помогут мажорные небыстрые мелодии этнических композиций, симфонии Чайковского, рапсодии Листа, «Вальсы» и «Мазурка» Шопена, «Мелодии» Рубинштейна.

Расслабляют звуки флейты, игра на скрипке или фортепиано, звуки природы, полезны классические произведения: Дебюсси «Свет луны», «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Симфония № 6» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Колыбельная» Брамса.

Для улучшение общего самочувствия, поднятия жизненного тонуса необходимы маршевые мелодии, оказывающие мобилизующее действие, ускоряющие сердечный ритм. Из классики: 3-я часть «Шестой симфонии» Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.

Избавление от мигрени и многих болей принесут религиозные мелодии, полонез Огинского, Моцарта «Дон Жуан», Хачатуряна «Сюита Маскарад», Листа «Венгерская рапсодия 1», «Фиделио» Бетховена, «Юморески» Дворжака.

Современная рок-музыка может вводить в состояния стресса и подавленности. Слишком быстрая, громкая, диссонансная музыка вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда и не всем полезно. А какая музыка нравится вам? В этой книге вам будут предложены задания, которые помогут развивать свой фонематический и музыкальный слух, а также научат вас настраивать свой организм на свое истинное звучание. Развивайте свой музыкальный слух, расширяйте музыкальный кругозор.

Сам себе терапевт

Не менее популярные способы выражения эмоций – живопись, лепка из пластилина и мягкой глины. Простейшую терапию мы проводим себе сами, даже не замечая этого. Вспомните: когда вы разговариваете по телефону и испытываете напряжение или скуку, то начинаете на листе бумаге что-то рисовать или калякать. Этот прием помогает справиться с внутренним дискомфортом, а если показать эти рисунки арт-терапевту, то он сможет «расшифровать» ваши записи души и подскажет, что надо делать, чтоб внутренний перегруз не усугублялся. С помощью лепки могут быть проработаны глубокие психологические травмы. Маскотерапия, один из приемов этого направления, заключается в том, что человек лепит себя, свои чувства. Постепенно, шаг за шагом, внутренний дисбаланс уходит, и человек смотрит на ситуации по-другому.

Искусство является божественным зеркалом природы, и привлекает оно нас тем, что одновременно и отражает ее, и возвышается над ней. Театральное искусство помогает быть восприимчивым к впечатлениям, к искусству, к природе, а главное – друг к другу.

Мы много говорим о культуре, но часто забываем, что ее наивысшее достижение – это создание условий для самовоспоминаний человека. Сократ сказал: «Все люди пребывают в состоянии духовного и физического созревания и нуждаются в обстановке красоты, способствующей их рождению». Искусство и творчество дают такую возможность.

Арт-терапия эффективна в любом возрасте, но, к сожалению, ни одно из ее направлений не позволяет раз за разом проигрывать эмоции и поведение. Живопись или музыка снимают напряжение «здесь и сейчас», помогают расслабиться и обрести уверенность, но они не позволяют получать навыки, которые пригодятся человеку в последующей жизни. Даже признанная и активно рекомендуемая психологами сказкотерапия, которая помогает и взрослым, и родителям вместе с детьми преодолеть сложные жизненные ситуации и справиться с психологическими проблемами, не может одновременно и мягко воздействовать на настроение, состояние, поведение и давать ребенку навыки межличностного общения. В последнее время психологи и психотерапевты все чаще используют театральную терапию как один из наиболее эффективных и щадящих методов коррекции поведения.

При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства оживают в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.

Терапия творчеством развивает восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно – для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям.

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!

История создания театротерапии

Театротерапия на сегодняшний день является одним из эффективных способов социальной реабилитации человека, попавшего в непростые жизненные ситуации. Эта практика известна с античных времен. В древних Афинах из государственной казны малоимущим гражданам выдавались «зрелищные деньги» – пособие на посещение театра. Это помогало снять психоэмоциональную напряженность среди беднейших слоев населения, переключить их внимание с материального положения на удовлетворение духовных потребностей, способствовало своеобразному возвышению над проблемами, эмоциональной разрядке. Театр в древних Афинах рассматривался и как школа воспитания гражданина, и как средство профилактики неврозов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных аффектов».

Большой вклад в создание театротерапии внес Николай Николаевич Евреинов – русский и французский режиссер, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ, музыкант, художник и психолог. Его книги «Театр как таковой», «Театр для себя», «Театральные новации», «Театр и эшафот», «Pro scena sua» – не о театре, как мы его обычно представляем, а о театральности и инстинкте. В противовес аристотелевскому определению человека как животного общественного Евреинов представляет человека как «животное театральное», а одним из основных инстинктов, управляющих его деятельностью, провозглашает «инстинкт преображения, инстинкт противопоставления образам, принимаемым извне, образов, произвольно творимых человеком, инстинкт трансформации видимостей природы, достаточно явно раскрывающий свою сущность в понятии „театральность“». Всякое действие, не имеющее целью удовлетворение самых примитивных естественных потребностей, рассматривается Евреиновым как деятельность, прежде всего, театральная. Понятая настолько широко театральность, действительно, пронизывает каждую мысль любого человека; любая человеческая деятельность, в конечном счете, есть «трансформация видимостей природы».

Все, что Евреинов Н. Н. вкладывает в понятие театра в XX веке, близко и узнаваемо нами в бытовых и житейских ситуациях в наше время. Концепция «Театра для себя», написанная им в 1916 году, основывается на идее, что лечебный эффект достигается возможностью преображения, желанием испытать что-либо посредством театральной игры. То есть терапевтический эффект направлен на желание сыграть другую роль или оказаться в определенной ситуации. Эти потребности свойственны и современному человеку.

Отличительной особенностью театротерапии от других видов арт-терапии является то, что искусство в ней не только средство, но и цель.

На данный момент существует не так много структур проведения театротерапии. Мы познакомим вас с некоторыми подходами, а также предложим вашему вниманию свои разработки.

Мощный скачок в развитии психологии и психотерапии обусловил использование различных видов искусства в качестве эффективных средств воздействия на психику, на структуру и динамику бессознательного. Результатом многочисленных поисков и научных экспериментов врачей, психологов, педагогов, представителей искусства стала так называемая невербальная (несловесная) психотерапия, к которой относится и театротерапия.

Чем так хороша театротерапия?

Основной принцип театротерапии – это осознанное восприятие произведений искусства в театре, и это замечательный способ развития, потому что, чем больше мы растем, тем больше мы видим и слышим. При этом важно научиться не отождествлять себя с героями на сцене. Отождествление подобно липкой бумаге для мух: слишком легко увязнуть и не так просто освободиться.

Метод театротерапии помогает:

◊ преодолеть подавленное состояние;

◊ закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации;

◊ повышает иммунитет к стрессам;

◊ раскрепощает.

Важно помнить про психологические составляющие театротерапии, это роль режиссера, актера, зрителя и театрального пространства.

Попробуйте по-новому осознать слова «Весь мир театр, а люди в нем актеры» – действительно, в повседневной жизни мы все играем роли: роли детей, родителей, подчиненных, начальников. Мы являемся то зрителями, наблюдателями событий и ситуаций, то сами пишем сценарии и режиссируем ситуацию, некоторые наши роли бывают откровенно провальными, но есть и звездные моменты. Так, три позиции режиссера, актера и зрителя активно проявляются в нашей обычной жизни, но не забывайте и про пространство, про сам театр.

Зритель или режиссер?

Каждую секунду вокруг нас разыгрывается маленький спектакль. Есть спектакли, которые мы ставим сами. Есть постановки, в которых мы становимся актерами, есть те, где мы вольно или невольно просто зрители. Есть представления, из которых мы извлекаем уроки, есть те, о которых тут же забываем. Есть спектакли, над постановкой которых нам пришлось немало потрудиться и как режиссерам, и как актерам. Мы часто сами выбираем себе ту или иную роль, и наш выбор, как правило, зависит от нашей психологической готовности или потребности в самореализации, от желания получить что-то или, наоборот, отдать. Мы постоянно делаем выбор, кем нам быть в этом мире – режиссером, актером, зрителем.

Рассмотрим основные составляющие театротерапии и их возможное использование в своей жизни.

Роль режиссера дает нам ощущение создателя, чувство власти и контроля. Помогает вселить уверенность, что все в наших руках. Учит грамотно распределять свои и чужие ресурсы. Роль режиссера накладывает определенные обязательства, ответственность за результат и за коллектив, которым режиссер управляет. Заставляет стать более чувствительным, развивает способность предугадывать и планировать исход, оттачивает стратегические навыки и креативность. Важно помнить, что человек является режиссером в первую очередь своей жизни.

Актерская игра помогает понять, почувствовать, пережить все свои эмоции, переживания, ощутить напряжение, а психология (терапия) объясняет, что обозначают эмоции, мимика, жесты, позы, символы. Происходит познание не только самого себя, но и других людей через чувства.

Проработка этого аспекта используется в терапевтических целях в расчете на то, что та или иная роль в спектакле окажет благотворное воздействие на личность пациента, поможет ему справиться со своими внутренними проблемами. Актерская игра на сцене театра, в отличие от кинофильмов, наполнена энергией и истинными переживаниями, ведь на сцене нельзя переснять то, что сыграл не так. И актеру театра приходится выкладываться на все сто, каждый раз отдавая часть себя не только своей роли, но и зрителю. Переживаемые актером эмоции напрямую передаются зрителю, что приносит душе зрителя своеобразный катарсис.

Недаром театралы, обсуждая игру того или иного актера, говорят, что от него идет мощная энергия, которая просто окутывает зал.

Роль зрителя в театре очень значительна, ведь если никого нет в зале, то вся работа режиссера и актеров не имеет никакого смысла. Умение слушать, видеть, воспринимать, сопереживать, испытывать инсайты и катарсисы доступно не всем. Через театральное искусство мы можем развивать в себе те качества, которые помогут нам быть счастливыми в жизни.

Пространство театра. Само посещение театра для большинства из нас представляет некий ритуал. Мы выбираем произведение, или актера, игру которого хотим увидеть. Мы освобождаем для этого время, подбираем наряд, а иногда и спутника или спутницу, с которыми нам бы хотелось пойти. Сама атмосфера театра, интерьер, запах, даже сидящие рядом с нами зрители – все это создает определенное настроение.

Загрузка...