Во внутреннем мире каждого из нас разыгрываются комедии и трагедии, споры и примирения, смерть и возрождение. Наше подсознание постоянно подбрасывает нам новые и новые «сценарии», сюжеты, где мы выступаем в качестве и актеров, и зрителей, и режиссеров. Прав был Шекспир, утверждая, что «жизнь – театр, и люди в нем актеры».
Истоки театральных постановок лежат в верованиях и обрядах, в религиозных и культурных слоях, уходящих глубоко в древность. Еще пещерные люди, сидя у костра наблюдая за песнями и танцами своих соплеменников, сопереживали и радовались, надеялись и верили.
Уже в древности было тонко подмечено антидепрессивное действие представлений и любых других зрелищ и развлечений на человека. Конечно же, любой грамотный правитель, который желал заручиться поддержкой и любовью своего народа, обязательно устраивал для своих подданных гуляния и зрелища, ярмарки и цирки (может, уже в те времена была заложена основа модных ныне корпоративов?). Не секрет, что во время подобных массовых зрелищ происходит выброс огромного количества эмоциональной энергии, человек словно освобождается от накопившихся забот и наполняется новыми эмоциями. Происходит своего рода эмоционально-духовная перезагрузка человека. Все это способствует выработке эндорфинов, гормонов счастья. Человеческий мозг запрограммирован на поиск удовольствия, а посещение тетра помогает получить это удовольствие. Своего антидепрессивного свойства театр не потерял и по сей день. Театр дает пищу для размышлений, возможность расширить кругозор, зарядиться энергией и получить эстетическое удовольствие. В наш техногенный век, когда практически все можно найти в Интернете, театр не только не потерял свою актуальность, и даже наоборот, как утверждает статистика, театр становится все более популярным. Театральных студий и школ с каждым годом все больше, театральный репертуар постоянно расширяется, применяются новые технологии в разработке декораций, в создании интерьера. Все это говорит о том, что театр эволюционирует, меняется и подстраивается под новые тенденции. Актерская игра, наполненная энергией и истинными переживаниями, приносит душе зрителя своеобразный катарсис.
Русский театр черпает свои истоки в религиозно-обрядовых постановках. В первой половине XVI века на Руси существовал один из самых древних и интересных обрядов, нечто вроде духовной драмы под названием «Пещное действо». Его ставили в Москве, Киеве, Новгороде, Вологде и других городах накануне Рождества Христова.
С XVII века, когда по указу Петра I по России всюду начали строить театры, «Пещное действо» перенеслось из церкви на театральные подмостки. Эта постановка наглядно учила людей величию веры, призывала каждого человека быть преданным единому истинному Богу и отвергать лживых мирских богов.
Неотъемлемой частью народных гуляний и ярмарок были скоморохи. Где и когда возник этот первый профессиональный театр и как скоморохи появились в жизни русского народа, никто точно не знает. Эти странствующие комедианты, веселящие народ, высмеивающие пороки общества, занимали важное место в жизни. Даже при дворе русских самодержцев обязательно были скоморохи, придворные шуты, потешники. У Петра I на пирах и праздниках роль шута иногда выполнял князь Юрий Федорович Шаховской, хотя и занимал достаточно важные государственные посты, исполнял поручения и носил высокий титул ближнего боярина. Другим не менее знаменитым шутом Петра Великого был Иван Алексеевич Балакирев, происходивший из старинного боярского рода. Его шутки и остроумные выходки сохранились до наших дней в рассказах и преданиях.
Задорный юмор и искрометный сарказм, которым славились странствующие комедианты, делал их любимцами народа. Жизнь простого люда на Руси в те времена была неспокойной и наполненной тяжким трудом. Праздники, ярмарки, гуляния давали возможность отдохнуть от тяжких будней, и скоморохи были неотъемлемой частью этих представлений.
Не менее интересным и в какой-то степени феноменальным явлением на Руси было юродство.
Юродство не только являлось духовным подвигом, но и несло в себе некую театральность. Юродивые призывали народ к покаянию, молитве или, наоборот, к борьбе, обращали внимание на общественные проблемы и пороки, утешали и лечили.
С точки зрения философии и психологии юродивый может показаться человеком душевно больным, странным, не признающим общественных норм и морали. Но вместе с тем феномен юродства выходит за грани бытового и культурного понимания жизни и являет видение мира, противоположное принятому в обществе. Однако с точки зрения театрального искусства юродство можно назвать первым Русским авангардным театром одного актера, где рушились все принятые формы морали, где метафоризм и символизм создавали единую наполненную смыслом и осознанную картину бытия.
И если скоморохи высмеивали и веселили, то юродивые наставляли, учили и лечили. Скоморохи смеялись и плакали, а юродивые вызывали смех и слезы.
За всю историю театра было создано множество драматургических жанров, а режиссерских жанров – еще больше. Понимая суть театральных жанров, вы сможете легко отслеживать сценарии своей жизни. Поговорим о наиболее значимых жанрах.
Основу трагедии составляют острые, неразрешимые общественные и личные конфликты, глобальные проблемы бытия, противостояние личности судьбе и обществу. Завершается трагедия гибелью одного или нескольких героев.
Когда у человека происходят трагедии, то говорят о «черной полосе» в жизни. Трагичные сценарии присущи людям, склонным к жертвенности. Для изменения таких жизненных сценариев требуется глубокая и кропотливая работа в направлении не только арт-терапии, но и психоанализа. Поняв все сложные негативные жизненные сценарии, важно найти силы и точку опоры и поменять вектор движения, справиться с «черной полосой» поможет коуч. А первым самостоятельным шагом к изменениям может стать работа с материалом из 4-й главы.
Драма – это один из самых распространенных жанров, она может вмещать в себя и комедию, и трагедию, и водевиль. В основе драмы лежат поступки, мысли, действия героев, показана их жизнь, проблемы, связанные с повседневностью. Главной особенностью драматических постановок является интерпретация режиссера, его видение смысловой линии произведения.
Драматичные жизненные сценарии присущи мнительным, тревожным, сомневающимся, истероидным личностям. Излишняя драматизация происходящего не позволяет человеку жить полноценной жизнью, и силы часто уходят впустую. Изменить такой сценарий можно с помощью индивидуальной психотерапии, психодрамы.
Трагикомедия – смесь трагедии и комедии, это то, что мы называем «смех сквозь слезы».
Казалось бы, как хорошо, что можно все обернуть в шутку, посмеяться над неудачами. С одной стороны, это качество развивает в человеке скорость реакции и перехода из одной эмоции в другую, учит переключаться на «позитив», развивает чувство юмора, присущее людям с высоким интеллектом. Но, с другой стороны, не все можно перевести в юмористическую плоскость, иногда серьезные ситуации будут обесценены. Учитесь смотреть на жизнь легче, при этом полноценно проживая все ее грани.
В опере весь смысл и действие, разыгрываемое на сцене, передается через музыку и пение. Такой вид восприятия искусства подходит не всем.
Попробуйте посетить оперу в живом исполнении, а не прослушивать в гаджетовых форматах. Если вы поймете, что опера тяжела для понимания и восприятия, то отложите этот театральный формат, при желании вы всегда сможете вернуться к нему позже.
Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором много музыки, вокальных постановок, монологов, танцев. Театральное действие в данном формате помогает человеку быть легче в отношениях, не поддаваться меланхолии, ярче воспринимать жизнь, не зацикливаться на негативных мыслях и эмоциях.
Балет – спектакль, содержание которого передается в музыкально-хореографических образах. Музыка и танец, пластика и мимика, костюмы и декорации – все повествует о сюжете, о характере героев и переживаемых героями эмоциях.
Этот театральный жанр помогает воспринимать невербальное общение: мимику, жесты, пластику тела.
Театр кукол – театральные постановки, которые могут вмещать в себя и трагедию, и комедию, и мюзикл, но героями на сцене выступают куклы. С этого жанра стоит начинать театральное развитие детей. Кукольный театр научит детей сопереживанию, смелости, пониманию шуток, сосредоточенности.
Сатира – представляет собой обличение, высмеивание различных пороков, как общественных, так и личностных. Это театральное направление учит человека быть милосердным, не теряя при этом принципиальности, а также помогает овладеть приемами самоиронии.
Морфология театральных жанров практически безгранична, она может быть ограничена лишь рамками фантазии и таланта режиссеров. Интерпретация, то есть авторское прочтение одного и того же произведения разными режиссерами может быть диаметрально противоположной, но не отступающей от линии сюжета, а иногда за основу берется только идея или название произведения. Авторское видение – это творческий почерк того или иного режиссера. Также произведение может трансформироваться под зрителя, под модные веяния, политическую ситуацию, идеологические и моральные запросы общества.
Таким образом, каждая театральная постановка несет в себе не только оригинальную идею писателя, но и частичку видения режиссера и всей театральной труппы. Не только режиссер, но и актер, вживаясь в роль, привносят в характер героя свое видение его образа, добавляя ему какие-то индивидуальные черты, не упоминающиеся в произведении. Пропуская «через себя» его жизнь, переживания, актер оживляет героя, отдавая ему часть себя и своего темперамента.
В психотерапии наиболее близким к театральному искусству методом признана психодрама.
Автор классической психодрамы, доктор Якоб Морено считал театр универсальным искусством, позволяющим людям, страдающим психическими заболеваниями, «переиграть» жизнь по-новому и изменить ход болезни. По легенде, однажды Якоб, будучи еще ребенком, забрался вместе со сверстниками в подвал жилого дома и предложил поиграть в Бога. Ребята соорудили из стульев и столов престол, на который залез Якоб, изображающий Господа. Вокруг него бегали остальные дети, изображая ангелов и размахивая руками, как крыльями. Когда юный Морено, поддавшись на уговоры одного мальчика, попытался «полететь», конструкция развалилась, и Якоб упал, сломав руку. Этот случай Морено называл первым опытом психодрамы – театральной игры, которая внесла существенные корректировки в его жизнь. Со временем у психодрамы, которая активно использовалась последователями Морено для лечения психозов, появились свои течения и направления, применяемые в работе со здоровыми людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, с теми, кто испытывал большие эмоциональные и психологические нагрузки и не мог самостоятельно сдерживать их натиск. Одним из таких направлений стала театротерапия – бережное воздействие на психологическое состояние здорового человека средствами театрального искусства, постепенно меняющее отношение и к себе, и к ситуации.
В интервью Дж. М. Сакс Я. Л. Морено так описывал механизм работы созданного им метода: «…В психодраме мы разработали метод, посредством которого мы можем исследовать невидимую структуру. Мы можем исследовать не только взаимоотношения между людьми, мы можем исследовать вовлеченность незримых людей. Мы можем также расширить фантазии посредством дополнительного стула, зеркальных техник, дубля, обмена ролями – техник, которые стали почти обычным явлением не только в психодраме. Терапевты многих других направлений используют наши методы, не отдавая себе отчета в полной мере, что они пришли из психодрамы…» Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как психотерапевты придумали психотерапию, и связывались они, прежде всего, с катарсисом – очищением. Катарсис может достигаться как через выражение себя вовне, так и через восприятие окружающего мира. Выразить что-то будоражащее, беспокоящее – значит освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность, или посмотреть на ситуацию по-новому. Выразить – значит, разделить с другими людьми состояние, увидеть со стороны. Можно проговорить, пропеть, прорисовать, проиграть, протанцевать переживания и тем самым освободиться от тяжести, которая нас деформирует изнутри. Выпустив переживания из себя, прожив их еще раз и перенеся их в музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение, можно увидеть себя и свой внутренний мир по-новому.
Методологической основой театротерапии является метод действенного анализа, на котором основывается и знаменитая система К. С. Станиславского. Анализ действия, способствующий выявлению потребностей, мотивов, задач и целей в определенном кругу предлагаемых обстоятельств, в конечном итоге приводит к выражению конкретного отношения к объекту деятельности, которое проявляется через голос, мимику, жесты. Формирование навыков самоконтроля на основе анализа действий способствует развитию навыков самокоррекции. Совершенствование навыков сознательного действия средствами театрального искусства происходит в процессе чувственно-наглядного отображения явлений действительности, что способствует самопознанию в единстве развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности.