Я абсолютно убеждена, что продавать, впрочем, как и дарить, можно только качественные изделия, в противном случае репутация мастера может быть сильно испорчена. При этом не нужно виртуозно владеть разными техниками и иметь признание среди коллег.
Давайте разберем, что определяет успешные продажи изделий ручной работы и когда мастеру стоит задуматься о заработке на любимом деле.
Когда мы увлекаемся каким-то видом творчества, то получаем удовольствие от процесса и первых результатов. Со временем, оттачивая навыки и набираясь опыта, новой ступенькой роста становится создание изделий на заказ.
Создание изделий на заказ отличается от работы «для себя». В первом случае конечный результат должен удовлетворять потребности клиента, тогда как работа «на себя» – приносить удовольствие мастеру.
Нередко слышу такую фразу: «Я творец. Мне неважно, будет ли кто-то пользоваться изделием». Но чувства, которые испытывает мастер, когда работы не надо складывать в стол, когда ими любуются и хвалят, хотят купить – непередаваемы.
Я почти не встречала людей, которые получают удовольствие только от процесса и готовы выбросить вещь после изготовления. Большинство мастеров мечтает, чтобы изделия радовали людей, и это желание вполне понятно.
Создание изделий для кого-то – это безумно интересный процесс, открывающий новые возможности для реализации.
Основное отличие изделий, созданных на заказ или в подарок от изделий, созданных для себя – учет вкуса и потребностей других людей, а не только своих.
Скажу еще пару слов про дарение. Технически для мастера не имеет значения, в подарок вещь или на продажу. Иногда встречаю мнение, что дарить свои изделия – это вроде как и не продажа, якобы для подарочных работ и требования ниже, но я с этим в корне не согласна.
Изделия, созданные на продажу или в подарок, должны быть качественными и нравится владельцу.
На это есть две причины:
• низкосортное изделие портит репутацию – вместо стимулирования сарафанного радио мастер фактически лишает себя одного из каналов продаж и обретает дурную славу;
• подарки, которые не нужны людям – это проявления неуважения. Давайте честно: хотите ли вы получить в подарок то, что вам абсолютно не нравится, только потому, что это что-то сделано с любовью и создатель получил удовольствие от процесса?
Иногда я слышу от мастеров: «Подарила шкатулку/ шапку/мыло, а они, неблагодарные, не ценят, спрятали в шкафчик». На вопрос: «А задумались ли вы о том, что важно для человека, дарили ли изделия с учетом вкусов одариваемого?», я получаю такой ответ: «Нет, я сделала то, что мне нравится, но с душой».
Подарки – это всегда проявление заботы о человеке, учет его потребностей и вкусов.
1. Мнение коллег
Новички часто ищут поддержки у более опытных мастеров – это естественный этап развития и в этом нет ничего плохого. Но для того, чтобы продавать свои изделия, признание вовсе не обязательно.
Поддержка – это хорошо, но всегда учитывайте несколько моментов:
• коллеги – ваши конкуренты, даже если вы считаете иначе. Со временем вы растете как мастер и те, кто еще вчера вас поддерживали, в какой-то момент начнут видеть в вас соперника;
• иногда мастера не позволяют себе продавать по каким-то личным причинам, возможно комплексам, но не прорабатывают их. В этом случае у человека может возникнуть чувство зависти и собственной нереализованности;
• даже опытные мастера не могут знать все. У них может быть другой вкус и иные взгляды на творчество, стиль и эстетику;
• существует простая человеческая зависть: вы можете быть успешнее, моложе, увереннее и этим раздражать некоторых коллег.
Несколько лет назад я сделала первую работу в стиле лофт, который тогда еще только набирал популярность. Изделие вызвало резкий негатив у некоторых коллег. Сейчас же этот стиль на пике и мои мастер-классы очень востребованы. Если бы я тогда прислушалась к критике: «Кому это ржавое надо» – то забросила бы перспективное и интересное мне направление.
Иногда коллеги дают необъективную оценку, исходя из личных целей, комплексов, опыта и вкусов.
2. Мнение близких
«Мой муж говорит, что это ерунда», «Сестра сказала, что такое не купила бы» – такое я часто слышу от мастеров. Вам не нужно признание близких, чтобы начать продавать.
3. Какой-то особый авторский стиль и суперуникальность
Часто мастер откладывает продажи, так как «пока не наработал авторский стиль», но стиль – это вовсе не обязательное требование. Изделия могут быть как уникальными и авторскими, так и просто нужными вашей целевой аудитории.
4. Виртуозное владение несколькими сложными техниками