Стремительное ускорение глобальных процессов, усиление новых тенденций в мировом развитии, появление новых угроз и вызовов требует по-другому взглянуть на особенности и проблемы обеспечения международной безопасности, переосмыслить роль России в процессе построения мирового порядка XXI в. Необходимо формирование новых приоритетов внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за содержание международной повестки дня и основ существования и развития международного сообщества.
В настоящее время главные внешнеполитические усилия России, которые напрямую влияют на уровень международной безопасности, сосредоточены на достижении следующих основных целей:
• обеспечение безопасности России, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе как одного из влиятельных центров современного мира;
• создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, которая имеет сильное влияние на экономическую безопасность международного сообщества;
• укрепление международного мира, международной безопасности и стабильности, а также утверждение справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) как основной организации, регулирующей международные отношения;
• формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
• развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов;
• развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов при активном участии в них России;
• содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.
Международные отношения переживают переходный период, существо которого заключается в формировании полицентричной международной системы. Продолжают сокращаться возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион.
На фоне снижения опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, меняется военное соотношение сил между различными государствами. Стремление многих государств к наращиванию и модернизации своих вооруженных сил, созданию и развертыванию новых видов вооружения резко снижает уровень международной безопасности.
На современном этапе традиционные военно-политические союзы не могут обеспечить противодействие всему спектру вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач.
Возрастает конкуренция вокруг распределения стратегических ресурсов. XXI век является веком борьбы за ресурсы, в первую очередь за энергетические. Для обеспечения экономической безопасности государств все больше требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках. Однако сегодня наблюдается ужесточение необоснованных ограничений и других дискриминационных мер по отношению к государствам, добивающимся своей энергетической независимости.
Определенную угрозу для международной безопасности и стабильности представляет регулирование кризисов путем применения вне рамок Совета Безопасности ООН одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействия, включая вооруженное насилие. В отдельных случаях открыто игнорируются основополагающие международно-правовые принципы неприменения силы, реализуются концепции, направленные на свержение законной власти в суверенных государствах с использованием лозунгов защиты гражданского населения. Применение принудительных мер и вооруженной силы в обход Устава ООН и Совета Безопасности ООН не способно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов. Оно лишь ведет к расширению конфликтного пространства, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь.
В современной международной политике на первый план выходят новые вызовы и угрозы, которые стремительно возрастают по уровню, а также диверсифицируются по характеру и географии. Среди них:
• опасность распространения оружия массового поражения и средств его доставки;
• международный терроризм;
• неконтролируемый трафик оружия и боевиков;
• радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы;
• нелегальная миграция;
• морское пиратство;
• незаконный оборот наркотиков;
• коррупция;
• региональные и внутренние конфликты;
• дефицит жизненно важных ресурсов; демографические проблемы;
• глобальная бедность;
• экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, изменение климата;
• угрозы информационной и продовольственной безопасности.
Говоря об информационной безопасности, нельзя не отметить, что в современном мире неотъемлемым атрибутом мирового прогресса давно уже является информационное измерение международной жизни. Информационный фактор, который превратился в геополитический феномен, во многом детерминирует характер и содержание эволюции земной цивилизации, развитие взаимоотношений между государствами и отдельными народами. Современная общественно-политическая жизнь в большинстве стран мира протекает в органическом единстве с информационно-коммуникативными процессами в обществе. При этом все чаще виртуальная информация подменяет собой реальные общественные события и явления. Сегодня происходит переход от манипулирования сознанием отдельных личностей к программированию сознания отдельных этнических, религиозных и социальных групп.
В современном мире избыточный объем виртуальной информации деструктивного, необъективного и опасного характера подрывает основы информационной безопасности многих государств. «Информационное оружие», не уничтожая противника физически, подрывает его моральный дух, что создает важнейшие предпосылки для достижения окончательной победы.
Перманентные информационно-психологические войны рассматриваются как вид военных действий. При этом театром войны выступают информационные сети, а основным видом обеспечения – вал информационного мусора. Информационно-психологическая борьба активно ведется в интересах установления контроля над территориями, ресурсами и народами, достижения превосходства в интеллектуальной сфере, доминирования в культурной и духовной областях жизни мировых цивилизаций.
В настоящее время к средствам виртуально-информационного воздействия все чаще относят специальные манипуляции в финансовой сфере. Дело в том, что так называемым родовым пятном эпохи глобализма является виртуальная мировая экономика. Она функционирует не столько по экономическим законам, сколько в силу политических решений. Действие виртуальной мировой экономики направлено на перераспределение финансовых, материальных, сырьевых и других ресурсов в пользу отдельных государств и международных транснациональных корпораций (ТНК). Доля виртуальных финансовых ценностей превышает 90 % от общего мирового рынка (в середине прошлого века – около 50 %). Только объем финансовых фьючерсов на нефть превышает объем физической нефти (в ценовом выражении) в сотни раз. Так как вздувание финансового рынка происходит чисто спекулятивным путем, возникает финансовый пузырь, который неизбежно лопается.
Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится мягкая сила – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем необходимо отметить, что есть риски деструктивного и противоправного использования мягкой силы и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием.
Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация:
• неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере контроля над вооружениями, принимает меры по укреплению доверия в военной сфере, обеспечивает стратегическую стабильность на основе принципов равноправия и неделимости безопасности;
• придает приоритетное значение выполнению Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ);
• подтверждает неизменность курса на создание многосторонних политических и правовых основ универсального и прочного режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки;
• выступает за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;
• активно участвует в деятельности многосторонних режимов экспортного контроля, а также в международных мероприятиях в сфере контроля за оборотом материалов и технологий двойного назначения, содействует скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;
• поддерживает процесс создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;
• выступает за укрепление технической и физической ядерной безопасности в глобальном масштабе, в частности за совершенствование международно-правовых механизмов обеспечения ядерной безопасности и предотвращения актов ядерного терроризма;
• выступает за предотвращение размещения оружия в космосе, включая заключение соответствующего международного договора, развитие мер транспарентности и доверия в космической деятельности, создание системы коллективного реагирования на равноправной основе против односторонних ничем не ограниченных действий по наращиванию противоракетной обороны одним государством или группой государств, наносящих ущерб стратегической стабильности и международной безопасности;
• в контексте усилий по укреплению региональной стабильности в Европе будет добиваться приведения европейского режима контроля над обычными вооружениями в соответствие с современными реалиями, а также безусловного соблюдения всеми сторонами согласованных мер укрепления доверия и безопасности;
• считая международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения задач государственного строительства на посткризисной стадии, намерена участвовать в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями;
• будет вносить активный вклад в совершенствование превентивного антикризисного потенциала ООН;
• рассматривает ст. 51 Устава ООН как адекватную и не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядке самообороны, в том числе в условиях существования таких угроз миру и безопасности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения;
• рассматривает в качестве важнейшей национальной и внешнеполитической задачи борьбу с международным терроризмом;
• выступает за системное и комплексное использование политико-правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и специальных мер с упором на превентивную составляющую такого противодействия на основе глобальных и региональных антитеррористических конвенций;
• добивается политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что современные конфликты не имеют силовых решений и их урегулирование следует искать через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-либо из них.