Примечания

1

Северо-Восточный государственный университет, Магадан.

2

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

3

Я это видел неоднократно на семинарах.

4

Суть принципа: исследователь и его деятельность никак не влияют на результат. В психологии исследователь чаще всего вступает в непосредственный и опосредствованный (анкеты, опросники, инструкции, средства коммуникации и пр.) диалог с исследуемым (термин – испытуемым), что, конечно, влияет на получаемый результат. С другим участником диалога (другим исследователем) исследуемый вел бы себя по-другому, и результат диалога был бы другим.

5

Возможно, что своеобразное представление о мире (образ мира) в целом есть и у других существ.

6

В сложившейся сегодня практике оценки философских концепций считается, что чем более концепция антропоморфична, тем менее она объективна и философична. Отмечу, однако, что если бы в первичных тенденциях (матрицах) развития вообще не было бы антропоморфичных тенденций, то современный человек не существовал бы сегодня. Мудрее был бы диалектический синтез – В.С.

7

См. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по психологии поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993; Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.

8

Согласно концепциям эволюционной эпистемологии.

9

Слово «революция» здесь взято в кавычки с целью указать на метафоричность его использования в данном контексте: здесь главное – кардинальность перемен, но не их внезапные быстрые изменения.

10

Сегодня имеются и другие довольно серьезно обоснованные версии происхождения человека.

11

Сегодня: «Если исследователь проводит эксперимент, он именно в языке его контролирует, описывает каждый шаг и удерживает результаты. Научная деятельность – это всегда работа внутри особым образом организованной языком реальности. Научное знание – это, если угодно, предельно полно выраженная в языке реальность» (Василюк, Зинченко, Мещеряков и др., 2013, с. 18).

12

И, соответственно, с понятиями цикличности, последовательности и причинности.

13

Чтобы вести астрономические наблюдения и сопоставлять результаты, полученные на протяжении нескольких тысяч лет (Древний Вавилон, Древний Китай, Древний Египет и др.), необходимо было иметь совпадающие хотя бы отчасти с реальностью космогонические представления – В.С.

14

В психологии сегодня анализ текстов (в широком смысле слова) связан с попытками формализации (например, количественный, статистический контент-анализ) и с попытками походить на формализацию (качественный контент-анализ: поиск аналогий, поиск общих признаков, выделение единиц анализа, категоризаций, обоснованной теории, конденсации смысла, уровни концептуализации и пр.). С другой стороны, даже псевдоформализации могут ограничивать получение ответов на открытые исследовательские вопросы, поэтому сама по себе методология формализации не должна являться единственной исследовательской стратегией.

15

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности (ФЭС, 1989).

16

Предположение о том, что исследователь (субъект исследования) не влияет на результаты исследования. Субъект – тот, кто проявляет активность, реализует деятельность. Объект – та часть реальности, на которую направлена активность субъекта.

17

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности (причинности) вещей, процессов и явлений реального мира. Сегодня в психологии – обусловленность причиной и обусловленность целью.

18

Идеальный (идеализированный) объект – мысленная познавательная конструкция, являющаяся результатом идеализации, конструирования понятий об объектах, не существующих и неосуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Напомним, что первые идеальные объекты – «числа» использовались человеком еще в донаучные времена. Определения идеальных объектов (наука, методология, рефлексия, личность, мотив, пространство, время, идея стола и др.) сами по себе являются идеями, то есть не имеют материального аспекта. По аналогии с размышлениями Платона можно сказать, что некоторые идеальные объекты могут иметь аналогии (материализации), имеющие онтологический статус (феномен).

19

Квазиэкспериментальные – как бы экспериментальные исследования, в которых исследователь не задает значения независимой переменной, но может изучать зависимую переменную при различных (уже сложившихся в реальности) значениях независимой переменной. Большинство исследований в психологии и в других социальных науках является квазиэкпериментальными. Например, исследование связи (корреляции) между затрачиваемым на выполнение домашних заданий временем (независимая переменная) и успеваемостью ученика (зависимая переменная).

20

Соответственно, от слов «среда» и «средство».

21

Системными называются свойства, присущие системе в целом, но не присущие ни одному из ее элементов.

22

Согласно Г. Гегелю (1733–1799) процессы идут не «по кругу», а «по спирали». Наблюдаемое сходство лишь кажется повторением, а на самом деле все происходит на новом более высоком (восходящая спираль) или более низком (нисходящая спираль) витке развития.

23

Методологический (эпистемологический) анархизм – методологическая концепция, основывающаяся на предположении о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория, а следовательно, необходимо создавать теории, несовместимые с существующими и признанными (ФЭС, 1989).

24

Л.С. Выготский (1984) вводил термин ССР при анализе развития ребенка. Однако сегодня этот термин широко используется (часто без ссылки на Л.С. Выготского) при анализе развития человека, его деятельности, социальных структур и процессов.

25

Кризисы направлений психологии – период осознания того факта, что используемыми методами невозможно изучить предмет исследования. Продуктивная стадия кризиса приводит к появлению новых методов и иногда – к смене предмета исследования (подробнее см. п.3.4).

26

Философия, естествознание, общественные науки.

27

Цель – «один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» (ФЭС, 1989, с.731). Проще – представление о результате.

28

Познавательная деятельность – изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого приобретаются знания.

29

Рефлексия – осознаваемый рациональный процесс, направленный на самоанализ, анализ собственных действий, опыта и т. д.

30

Принцип – основное, исходное положение учения или науки.

31

Категория – «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» (Ожегов, 1982, с. 240).

32

См. подробнее в главе 6.

33

Закон – «существенные¸ необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира». (ФЭС, 1989, с. 194).

34

Теория – «система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления» (Ожегов, 1972, с. 705).

35

Близко к этому понятию подходил еще Аристотель, однако из-за своего игнорирования описания трудовых (производственных) процессов он посчитал мерой стоимости сами деньги.

36

Конституциональные типы – понятие, отражающее связь телесной конституции с психотипом. Совокупность таких особенностей индивида, которые, с одной стороны, существенно обусловлены в своем развитии действием генетических факторов, с другой – отражают внутрипопуляционную вариативность.

37

Аналогично построена теория личности в трансактном анализе (ТА) Э. Берна: ребенок (тезис) – родитель (антитезис) – взрослый (синтез).

38

Научная парадигма – «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач» (ФЭС, 1989, с. 460).

39

Еще до публикации теоремы Пифагора (ок. 580 – ок. 500 до н. э.).

40

Большинство известных диалогов Сократа описано Платоном.

41

Сейчас диалектикой в основном называют метод рассуждения на основе схемы «тезис – антитезис – синтез» и трех основных диалектических законов: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания.

42

Основой доказательства по Аристотелю являются верные посылки и формально правильная связь между посылками и выводом. Аналогично: идеалом структуры позитивистского научного вывода являются протокольные утверждения (эмпирически подтвержденные факты) и формально-логические рассуждения на основе протокольных утверждений.

43

Факт – «особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание» (ФЭС, 1989, с. 681).

44

Эмпирическое высказывание – опирающееся на данные наблюдения и\или эксперимента (чаще – квазиэксперимента (см. главу 5).

45

Рациональное – «относящееся к разуму – установленное и обоснованное им, проистекающее из него, доступное его пониманию» (ФЭС, 1989, с. 545).

46

Позитивизм – философское направление, в рамках которого основными критериями научного знания являются эмпирический (чувственный) опыт и логически построенные на основе этого опыта высказывания.

47

Наиболее наглядным в рамках психологии является применение системного подхода в системной семейной терапии, в которой принципы Л. Фон Берталанфи (1901–1972) прямо перенесены на описание семьи как системы.

48

В психологии применяется для описания и осмысления эффектов совместной деятельности, в прикладных отраслях для описания деятельности групп и организаций (социальная психология, психология труда, психология бизнеса, организационная психология и др.).

49

В психологии может применяться для объяснения эффектов восстановления структуры групп (заполнение ролей и пр.), семейных, производственных и других отношений.

50

Примеры: некоторые спонтанные выборы стратегий поведения или решений; самоорганизация партизанских отрядов на территориях с разрушенной противником системой управления и коммуникаций.

51

Предложена А.А. Богдановым (1873–1928) в 20-х годах ХХ в. «всеобщая организационная наука», в которой предпринята попытка системного анализа (с опережением научной парадигмы) развития наук с учетом синергетического (термин веден лишь в конце ХХ в.) подхода и других.

52

Принцип обратной связи в описании организации движения человека задолго до формулировок кибернетики был описан Н.А. Бернштейном (1896–1966).

53

Включенное наблюдение – метод анализа, основанный на визуальном или слуховом анализе явлений и их качеств, значимых для целей исследования, а также на их фиксации в какой-либо форме и предполагающее непосредственный контакт исследователя с объектом наблюдения (Ядов, 1972).

54

MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) – личностный опросник, являющийся реализацией типологического подхода к изучению личности. Состоит из 550 утверждений, образующих10 основных диагностических шкал (Бурлачук, Морозов, 1999).

55

16PF (шестнадцать личностных факторов) – личностный опросник, предназначенный для измерения 16 факторов личности и являющийся реализацией подхода к ее исследованию на основе черт (Бурлачук, Морозов, 1999).

56

ТАТ (тематический апперцептивный тест) – проективная методика исследования личности, представляющая собой предъявление испытуемым стандартного набора из 30 черно-белых и одной пустой таблиц и последующий анализ историй, придуманных в ответ на их предъявление (Бурлачук, Морозов, 1999).

57

Тест Роршаха – проективная методика исследования личности, включающая в себя 10 стандартных таблиц с цветными и черно-белыми аморфными (слабоструктурированными) изображениями.

58

ТЮФ (тест юмористических фраз) – тест для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Проективная методика диагностики мотивационной сферы личности (Бурлачук, Морозов, 1999).

59

Зависимая переменная – переменная, на которую оказывают влияние контролируемые в эксперименте параметры (НП).

60

Независимая переменная – контролируемая экспериментатором переменная (параметр), воздействие которой на ЗП исследуется.

61

Впрочем, некоторые авторы употребляют даже в одном предложении термин «функция» в двух указанных значениях, что, конечно, затрудняет работу студента. Например: при изучении функций этого психического образования нам удалось экстраполировать ряд из них к функциям экспотенциального убывания. Авторы таких выражений не рефлексируют возможности восприятия текста их потенциальным читателем.

62

Часто, но не всегда играют прогрессивную роль. Могут мешать организации исследования при смене научных парадигм. Например, сегодня требования классического эксперимента ограничивают развитие качественных исследований в психологии, ограничивают исследования в русле неклассической и постнеклассической научных парадигм.

63

Дизайн – здесь исследовательский план.

64

Сегодня ученые или научные коллективы учитывают (или не учитывают) это самостоятельно.

65

АРИЗ (алгоритм решения исследовательской задачи) – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач (http://altshuller.ru/triz/ariz85v.asp).

66

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Загрузка...