Учет психофизиологических закономерностей развития детей в работе педагога

По мнению В. Титце, для обеспечения высокого уровня качества образования нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, уважающие индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены государством и учредителями ДОО, а также инструменты для оценки и развития. Крайне важно анализировать качество образования не только в определенный интервал времени, но и делать это постоянно [56].

Профессиональная компетентность педагога непосредственно влияет на повышение уровня качества образования дошкольной организации и определяется его уровнем знаний психофизиологии развития дошкольников, эффективностью взаимодействия с детьми, умениями быть инклюзивным в широком смысле слова, раскрывать потенциал ребенка.

Основные закономерности развития ребенка и задачи дошкольного возраста

Процесс развития ребенка – важнейший фактор, изменяющий условия его жизни, ощущения, восприятие окружающего мира. В его ходе отношение к среде становится более активным, усиливается роль ЦНС, регулирующей деятельность всех физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т. д.) и поведение. Рост и развитие ребенка – длительный процесс, протекающий неравномерно.

Принципы, отражающие качественное своеобразие развивающегося организма:

– этапности – объективного разделения онтогенеза на этапы (возрастные периоды), характеризующегося количественными и качественными морфофункциональными (имеющими одновременное отношение к структуре и ее функции) различиями;

– гетерохронности – различного по времени (неодновременного) созревания структур, органов и систем организма. В первую очередь формируются те из них, которые необходимы для решения актуальных задач каждого возрастного этапа;

– гетеросенситивности – различной чувствительности (восприимчивости) к воздействиям окружающей среды разных органов и систем организма;

– индивидуальности – индивидуальных особенностей темпа развития (десинхронизация паспортного и биологического возраста);

– биологической надежности – повышение по мере развития эффективности и экономичности функционирования организма;

Загрузка...