Иран расположен на Иранском нагорье в юго-западной Азии. Это древняя цивилизация с многовековой историей. Персидская музыка оказала большое влияние на формирование и развитие исламской музыки. Позже, хотя она и относилась к разряду исламской музыки, она всё же сохраняла свои отличительные национальные особенности.
Согласно записям древнегреческого историка Геродота, в период Персидской империи (550–330 до н. э.) персы часто пели гимны на религиозных церемониях. Греческий писатель Ксенофонт упоминал, что персы пели героические оды во время войны с ассирийцами. Таким образом, можно сделать вывод, что древняя персидская музыка играла определённую роль в религиозных церемониях и общественной жизни (фото 6-1).
Фото 6-1
Период Сасанидов (224–651 гг.) был периодом расцвета древнеперсидской культуры. Музыка тогда играла важную роль в жизни придворной знати. Поскольку при дворе придавали большое значение музыке, в этот период появилось много известных музыкантов, таких как Рамтин, Азад, Ширин, Барбад и т. д. Барбард создал музыкальную систему, соответствующую сасанидскому календарю, состоящую из семи «царских ладов», тридцати производных ладов и 360 мелодий. На рельефе в Так-е Бостан и резных изделиях из серебра Сасанидов чётко изображены музыкальные инструменты, которыми пользовались персы в период государства Сасанидов, такие как персидская вертикальная изогнутая арфа, барбат (лютня с коротким грифом), рубабу (двойная резонансная лютня), флейта най, зурна и бубен (фото 6-2).
Фото 6-2
Сегодняшние персы – это в основном потомки арийцев, пришедшие в Персию из Северной Индии 3000 лет назад, и иностранных завоевателей, таких как монголы, тюрки и арабы.
Кир Великий основал Персидскую империю в 550 г. до н. э. После смерти Кира в 521 г. до н. э. Дарий основал династию Архименов, которая была завоëвана Империей Александра в 323 г. до н. э.
Александра очень восхищала персидская культура, поэтому в то время непрестанно совершались обмены культурным достоянием между Грецией и Персидской империей. Уровень развития культур обоих регионов был на высоком уровне. Вскоре они были покорены кочевыми парфянами, которые основали Парфянскую династию, однако парфяне снова были ассимилированы персами.
Классическая музыка
После того, как арабы оккупировали Персию, арабская музыка получила широ кое распространение в Персии и оказала большое влияние на персидскую музыку. Например, 12 дестгяхов, обладающих персидской спецификой, сформированы и стилизованы на основе арабского мукама. В каждом цикле дестгяха в начале и в конце используется один и тот же вид мукама, и название дестгяха также совпадает с ним, например, нава, раст, баят и т. д. Различные стилизованные мелодии «гуше», исполняемые в середине музыкального произведения, могут применять и другие лады мукама.
Традиционный персидский метод пения уникален. В пении метод под названием «тахриэль» часто используется попеременно между «истинной» и «ложной» персидской классической музыкой. Для персидской музыки характерен свободный ритм инструментального исполнения.
Древний персидский звукоряд был основан на открытых струнах струнных инструментов и тетратоне, исполняемом тремя пальцами. В системе темперации использовались девять, семнадцать темпераций, а в настоящее время обычно используются 24 равномерные темперации. Древняя музыка в Иране похожа на капеллу без аккомпанемента Древней Греции, но более формальные выступления также включают в себя инструментальные соло, дуэт и ударные инструменты. Эта форма исполнения также довольно распространена. Основа персидской классической музыки – радиф. Это мелодия из Древней Персии, она передаётся из поколения в поколение от мастеров к ученикам. Мастера улучшили мелодии своих предшественников и присвоили им свои собственные названия. Такая передача радифа непосредственно зависела от способностей мастера, а обучение чаще всего проходило в устной форме. Многие годы прилежных практик мастеров с их учениками непрерывно совершенствовали радиф, что привело к тому, что в различное время он оставался лучшим.
Поскольку традиционная иранская музыка распространялась только в устной форме, возникло множество различных течений, которые были упорядочены лишь чуть более ста лет назад иранскими музыкантами. Многие виды мелодий с разными функциями (фиксированные мелодии) часто объединяются в одном произведении и заносятся в одну группу. Радиф – это кодекс классической музыки. Согласно классификации, он эквивалентен базе данных персидской классической музыки. Всего в наиболее часто использу емом радифе имеется 12 ладов, которые на персидском языке называют дестгяхами, каждый имеет своё собственное имя (заглавие) и т. д.
Концепция такта в Иране родом из древнеперсидской поэзии. Существует три вида такта: 1) симметричный фиксированный такт; 2) асимметричный такт; 3) свободный такт. Такт должен определяться в соответствии с выразительностью стихотворения. Поэтому, если один и тот же радиф положить на разные стихи, будут получаться разные ритмы. Другими словами, иранский вокалист или инструменталист должен быть хорошо знаком с радифом, уметь сочинять, аранжировать и импровизировать, а также знать древние персидские стихи. Исполнители в Иране также являются композиторами и интерпретаторами лучших древних стихов.
Фото 6-3
Фото 6-4
Дестгях, как форма исполнения и музыкальный жанр, также имеет 12 циклов. Дестгях является ярким примером импровизации. Обычно для исполнения одного цикла требуется от 30 до 45 минут, иногда даже до одного часа, а может быть и сокращён до 10 минут. Независимо от длины, каждый цикл дестгяха должен включать в себя четыре части: вначале – свободная прелюдия «даламад», за ней следует «асли-аваз», затем «таланиф», и, наконец, заключительная часть – «ланге». Каждый цикл дестгяха использует один и тот же лад в начале и в конце, и название этого лада становится названием самого цикла музыкальных произведений, например: «Нава-дестгях», «Шуль-дестгях» и т. д.
Связь между различными частями состоит из различных стилизованных мелодий гуше. Гуше может использовать и другие лады. Например, в «Шуль-дестгях», когда исполняется гуше, fa может быть изменён на восходящий fa, что приводит к изменению лада. Гуше может быть длинным или коротким, иногда его именуют названием региона, например «Гебр-гу ше», «Лаванди-гуше». Иногда его также называют именем человека, например, «Хумаюн-гуше» и «Мани-гуше». Все гуше, используемые в 12 цихлах дестгяха, вместе именуются «Ладив». Чтобы научиться исполнять гуше, нужно обладать особым мастерством и духом новаторства. Традиционный иранский метод пения достаточно необычный. В пении часто используется попеременный метод пения истинной и ложной персидской классической музыки под названием «Тахрир». Иранская музыка похожа на китайско-уйгурскую, узбекскую и таджикскую музыку во многих аспектах, таких как структура музыки и развитие мелодий.
Можно сказать, что таких ладов в дестгяхе и мукаме в Западной Азии бес численное множество. Почему же их так много? Нейтральные интервалы с целыми тонами и полутонами плюс различные акценты, а также комбинации этих тонов уже дают огромное множество ладов, затем каждый добавляет к себе различные наименования, такие как раст, дуга, сига, чахарга, панджига. Основные лады были классифицированы по большим группам в древние времена на основе чисел, связанных с календарём и искусством гадания, таких как семь, двенадцать и двадцать четыре. Существует также множество вторичных ладов, которые являются производными от вышеупомянутых основных ладов и классифицируются как второстепенные лады.
Фото 6-5
Фото 6-6
Фото 6-7
2. Форма аваз
Несмотря на то, что иранские музыканты обычно ставят перед собой партитуры, они не особо следуют им. В Иране музыкальное исполнение изначально подразумевает импровизацию. Потому что публика не хочет, чтобы исполнитель просто воспроизводил музыку, созданную композитором, а каждый раз с нетерпением ждёт услышать новую уникальную музыку самого исполнителя. Конечно же, никто не хочет слышать внезапные звуки, совершенно непривычные, однако же все слушатели ждут новую музыку на основе традиционного стиля. Развитие музыки не происходит бессвязно, а следует принципам определённой формы. Импровизации аваз, исполняемые свободно и непринуждённо, являются типичной формой, их структура представляет собой идеальный тип цикла из семи частей. Для лучшего понимания такой цикл можно представить как симфонию, мессу, кантату или полную сюиту, состоящие из нескольких частей. Просто сюиты Западной Азии нельзя считать неполными, если они не исполняются каждый раз целиком. Также возможно объединить несколько частей вместе, как большой цикл танцевальной музыки. Некоторые части могут извлекаться из основной структуры аваза и исполняться отдельно, если исполнитель это считает допустимым. Центральная часть – это персидские стихи, исполняемые речитативом.
Фото 6-8
Фото 6-9
Аваз из лада сига
Тексты песен аваза представляют собой классические стихи, написанные на персидском языке. Первоначально аваз был формой исполнительского искусства, которое начиналось с декламации стихов. Прочтение стихотворений было основой. Использование лада сига для пения стихов также означает, что это два газала известного поэта 14 века Хафиза. Газал изначально был формой арабской поэзии. Это дистих (бейнт) с одинаковым сопряжённым стилем (ритмом) и рифмованием от 5 до 15 пар. Первая пара строк рифмуется как в первой половине строки, так и во второй. После второй пары строк рифмуется только вторая половина строки. Особенностью последней пары строк является то, что в них воспевается имя самого поэта (этот приём называется «дахалос»). Основная тематика – это любовь (в том числе любовь к богу в мистицизме), она считается представителем лирической поэзии в исламском мире.
О связи между мелодией аваза и текстами песен
Основная часть, как и импровизационный ахваз, не ограничивается только пением часто предписываемых стихов. Например, куплет, который очень хорошо подходит к мелодическому стилю дестгяха, а затем сочетание гаджала или маснави (в форме стихов), которое зависит от характера и содержания должного стиля, певец выбирает на своё усмотрение. Так что здесь основными выступают литературная и художественная поэзия, а музыка занимает второстепенную роль. И напротив, поскольку таснифу (баллада) – это заранее сочинённая баллада, поэтому естественно, что музыка и тексты фиксированы. Однако здесь преобладает музыка, а поэзия стала второстепенной.
Иранская музыка не имеет понятия об абсолютно высоком звуке. Из-за разницы тонов на нотоносце есть разные обозначения. Например, на следующей диаграмме показана шкала, начинающаяся со звука F. Структура этой шкалы имеет отличительные особенности. Для нас, жителей Восточной Азии, это совершенно неподходящая и невероятная гамма, состоящая из целых тонов и трëх четвертей без полутонов. Но центы за «три четверти» (нейтральная секунда) являются приблизительными.
Иран – хорошо известная древняя цивилизация в Западной Азии. Его классическая музыка имеет большое влияние во всём мире. Иранская классическая музыка – это в основном музыка элегантная и простая камерная, которая представляет собой соло, сочетание сольного и барабанного исполнения. «Дестгях» – это название формы музыкального жанра. Мелодия иранской музыки часто содержит организованные микротоны, а гаммы в основном состоят из гептахордов. В конце XIX в. Мирза Абудора установил двенадцать систем мелодий, основанных на традиционной музыке, унаследованной с давних времён. В первой половине 20 в. Алинаки Василий отстаивал 8-ступенчатую теорию на 24 равных делениях. С тех пор многие музыканты пытались восстановить иранскую классическую музыку, основываясь на собственном еë понимании. Иранская классическая музыка – это однотонная музыка. Её мелодическая система называется «дестгях», что эквивалентно мукаму в Аравии и Турции. Это понятие также имеет множество значений, таких как гамма ладов, нормы и импровизации, и сюиты.
Согласно «Метрике» Форсата Силаза: «Новое название было реорганизовано учёными в 1882 году, а старое было реорганизовано и стандартизировано в форме семи наборов дестгяхов. Это показывает, что существует только семь дестгяхов после персидской музыкальной нормы XIX в. Использование нейтральных интервалов в персидской гамме сформировало уникальный стиль исламской музыки.
Фото 6-11
Фото 6-11
Исполнение дестгяха очень импровизационное. Обычно на то, чтобы сыграть цикл дестгяха, уходит от получаса до трёх четвертей часа. Дестгях может длиться до одного часа, а может быть сокращён до десяти минут. Независимо от длины, каждый набор дестгяха должен включать в себя четыре части начиная с прелюдии «Даламад», затем «Аслер Ахваз», «Таланифу» и, наконец, «Лунг». Каждый цикл дестгяха использует один и тот же лад в начале и в конце, название которого становится названием этого цикла, например «Навардастгарх», «Шурдастгарх» и т. д.
Связь между различными частями состоит из различных стилизованных мелодий гуше, а гуше может использовать другие лады. Гуше может быть длинной или короткой, иногда её называют в соответствии с наименованием региона в котором она возникла. Все гуше, используемые в двенадцати циклах дестгяха, собирательно именуются «Дадифф». Чтобы научиться исполнять гуше, нужны особые навыки и мастерство новатора. Традиционный иранский метод пения очень особенный, при котором обычно используется метод чередования «истинных» и «ложных» голосов, называемый «тахриэль».
2. Народная музыка
Иран также интересен народной музыкой, туркменской музыкой в центральноазиатском стиле, спортивной музыкой и т. д. Самая особенная – спортивная музыка. В Иране военному искусству придаётся первостепенное значение, верховая езда, стрельба и борьба являются любимыми занятиями иранцев. Было необходимо, чтобы хороший спортивный руководитель в Иране был также профессиональным музыкантом. Начиная с VII в. в Иране были широко распространены спортивные комплексы. Церемонии их открытия и спортивные соревнования в них дополнялись музыкой, что усиливало чувство азарта. Танцы, сопутствующие соревнованиям и вдохновляющие зрителей, были уникальны. Спортивная музыка – это главным образом громкая музыка, воздействующая на основные чувства слушателей. Стихи, которые она сопровождала, восхваляли героизм.
Фото 6-13 Фото 6-14
Фото 6-15
3. Музыкальные инструменты
Для исполнения иранской музыки использовалось множество музыкальных инструментов. В настоящее время наиболее популярными являются только шесть, а именно сетар, тар, сантур, каманча, най и томбак. Среди них струнными инструментами являются тар и сетар. (Слово «тар» означает «струна».)
Тар – это щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя соединёнными резонаторами и шестью струнами, по две в группе. Имеется двадцать пять фиксированных ладов, при игре используется металлический плектр. Этот инструмент в основном используется при сольном выступлении (фото 6-1).
Сетар – это также щипковый инструмент с длинным грифом, однако он намного меньше, чем тар. Резонатор имеет грушевидную форму, на панели выдолблены звуковые отверстия. Обычно имеется 4 струны и 21 фиксированный лад. Его мягкий тон и богатая выразительность используются в основном для сольных выступлений.
Каманча – это смычковый инструмент с резонатором в виде полукокоса и пробковой поверхностью. Он имеет всего три струны, сегодня также часто можно встретить каманчу с четырьмя струнами. Изначально струны для каманчи делали из бараньих кишок, а смычок – из конского хвоста, в наше время используют стальные струны.
Сантур – струнный ударный музыкальный инструмент, 4 струны образуют одну группу, обычно бывает 18 групп. На нём можно играть в двух октавах, для этого применяются бамбуковые дощечки. В Китае такой инструмент называется «янцинь». Этот вид инструмента в основном используется в оркестре и для аккомпанемента.
Най. Этот музыкальный инструмент часто встречается в различных исламских странах. Он имеет четыре – пять отверстий для пальцев, сделан из бамбука или дерева и представляет собой вертикальную флейту.
Фото 6-16
Фото 6-17
Зарб, иногда называемый томбаком, – ударный инструмент, барабан на высокой ножке, по форме похож на вазу, обычно изготовляется из дерева. На зарбе играют руками. Барабан зарб – музыкальный инструмент, появившийся во времена Древнего Персидского царства, его основа сделана из ствола тутового дерева, обтянута высушенной козьей кожей, как плёнкой, и обёрнута пустотелым деревом. Барабан зарб впервые появился на севере Ирана, затем с помощью турецких купцов и музыкантов распространился по всей Африке, Центральной Азии и Восточной Европе, став популярным музыкальным инструментом. На барабане зарб можно играть ладонями и пальцами, его звукоряд может быть расширен до настолько широкого диапазона, что его можно сравнить с фортепиано, а в изменении комбинации ритмов даже превосходит (фото 6-16).
Музыкальный инструмент карон часто встречался в Персии в Средние века, в настоящее время его редко можно увидеть в Иране. Это значит, что карон не являлся типичным персидским музыкальным инструментом, поэтому от него постепенно отказались.
В Иране также используются два музыкальных инструмента: карна и накара, – которые очень похожи на подобные китайские – уйгурские музыкальные инструменты. В Иране вокальное искусство занимает очень важное место. Иранский дастан – это своего рода повествовательная музыка. В этой стране разные этнические группы имеют музыкальную форму «дастан», однако называют её по-разному. Например, у белуджи это «даптар», у курдов – «бейт», а тюрков – «хикаи». Музыка повествовательного характера в основном отображает героические эпосы и исторические сюжеты.
Фото 6-18 Фото 6-19
Этнический состав населения Ирана очень сложен, но можно выделить три основные группы. Первая этническая группа – это иранская, в неё входит основная курдская этническая подгруппа, а также люэры, бахти-али и белуджи. Вторая группа – это тюркский этнос, состоящий из туркмен, гашгайцев и афусалов; третья – это арабская этническая группа, которая состоит из кабу, тамин и хами. Благодаря этому в классическую музыку Ирана были интегрированы мелодии и инструменты тюркской и арабской музыки.
4. Религиозный танец
Когда суфии совершают обряды поклонения в своих храмах, они закрывают двери, окна и выключают свет. Затем используют метод непрерывного пения, называемый «зикулу». Обычно песня исполняется сначала медленно, затем быстрее и, наконец, очень быстро, а также может принимать форму исполнения, подобную пению дуэтом. Среди суфиев широко распространён религиозный танец под названием «Кружащийся танец». Он похож на китайский хусюаньу. Танцоры одеты в чёрно-белые костюмы и вращаются на одной ноге. Иногда поднимают руки ладонями к небу, как бы демонстрируя, что они получают благословение от Бога, а иногда поднимают руки ладонями к полу, показывая, что передают это благословение живым существам на Земле (фото 6-18, 19).
5. Народный танец
Иран – это центральный регион, соединяющий Азию, Африку и Европу, поэтому в соответствии с его региональной культурой существует две основные части Ирана: Северо-запад и Юго-восток. Северо-западный регион близок к Европе, и танцы в этом регионе имеют много общего с европейскими народными танцами. Их главная особенность: несколько человек выстраиваются в ряд, круг или полукруг и танцуют рука об руку. Обычно человек, использующий особые жесты или держащий носовой платок, является главным танцором, он руководит движениями танцоров и направляет их (фото 6-20).
Фото 6-20
Сольный танец-импровизация
Если говорить, что групповой танец является самым распространённым в местных сёлах, то в городах самым популярным является импровизированный сольный танец. В отличие от групповых импровизированные сольные танцы подчёркнуто индивидуальны. В этой форме танца импровизационные возможности танцора практически безграничны. По причине разного профессионального опыта, народных обычаев и социального статуса разных танцоров стили сольных танцев также различаются. Так как в городе не так значительно проявляется чувство общности, а стремление к эстетике постоянно поддерживается, одиночные танцы здесь стали более популярны, и можно найти много танцоров, специализирующихся на импровизированных сольных выступлениях (фото 6-21).
Фото 6-21
Танцоры-профессионалы и любители умело выполняют танцевальные движения такими частями тела, как плечи, грудь, ягодицы, туловище, голова и даже губы и брови. Главными являются движения туловища и лица. Использование бровей и губ придаёт иранскому сольному танцу самобытность среди жанров танцевального искусства Ближнего Востока. Особенное значение предаётся изысканным движениям рук. В отличие от стандартных движений классического индийского танца, движения иранских сольных танцев очень неоднородны, в них больше различий, чем единообразия. В полном танцевальном представлении мы, как правило, не увидим повторения движений (фото 6-22).
Фото 6-22
Это очень плавный и естественный танец, с бесконечным потоком новых движений и простыми и изящными паузами между ними. Что ещё более удивительно: в потоке движений в такие паузы танцор всегда предстаёт перед нами в виде тонкой геометрической фигуры. Например, поворот тела, дуга, проводимая в воздухе обеими руками, или вытягивание вперёд и отведение назад рук и кистей, а также наклон и фиксация тела или головы вслед за предплечьем. Всё это позволяет нам прочувствовать ритм в мгновенной паузе и в то же время ощутить геометрическую красоту иранского танцевального искусства.
6. Иранская национальная народная музыка
Иранская туркменская национальная музыка
Туркмены в Иране в настоящее время проживают в основном в северо-восточной его части и являются одной из малочисленных этнических групп в этой стране. Они исповедуют ислам суннитского толка, относятся к европеоидной расе, но имеют при этом также признаки монголоидной расы. Согласно исследованиям некоторых историков, туркмены имеют тех же предков, что и хуэйцы в Китае, и являются потомками монголов. Туркменский народ обладает прекрасным культурным наследием. Стихи, легенды, рассказы, сказки, музыка, изобразительное искусство и др. содержательны, жизненны и самобытны. Туркменский народ одарён красноречием и умением выражать свои чувства. Туркменская народная литература очень богата, она оказала огромное влияние на соседние народы. Основные жанры туркменской народной литературы – легенды, сказки, басни, пословицы, загадки и др.
К ним примыкают и «музыкальные произведения». Здесь имеются в виду мелодии, созданные народными артистами. По содержанию эти мелодии бывают образовательные и этические, а их названия описывают природные пейзажи, скорбь расставания… Особое внимание следует обратить на тип мелодии под названием «лалех». Мелодии лалех, как правило, рассказывают о судьбах и мечтах женщин, имеют разные формы и обычно исполняются туркменскими женщинами. «Аг» – это ещё один тип мелодии, которую обычно поют в горе. Туркменские матери также часто напевают мелодию лалай, когда укладывают детей спать.
Народная музыка лурестанцев Ирана
Лурестанцы – это самая многочисленная этническая группа среди арийских племён в Иране, а также одна из мусульманских этнических групп Ирана. Эту народность также называют «лурами». В настоящее время они проживают в основном в регионе Лурестан на западе Ирана, принадлежат к европеоидной расе. Это типичный горный кочевой народ, продолжающий сохранять примитивные родо-племенные верования: поклоняются деревьям, камням, горным источникам и т. д. В основном они занимаются животноводством. Этот народ обладает великолепной древней культурой, их украшения из бронзы имеют большую известность.
На формирование музыки луров большое влияние оказали горы и долины, их музыка очень колоритна. Основные виды включают в себя песни и мелодии.
В песнях в основном превозносятся семейные ценности и дружба, а также восхваляется благородство мучеников, которые пожертвовали своими жизнями в войнах ради родного края. Такие песни отличаются своей непосредственностью и глубоким содержанием, что никого не оставляет равнодушным. Основные темы песен: «Защита семьи и страны», «Религия», «Свадьбы» и «Похороны». В песнях отображается жизнерадостность, душевная чистота и доброта этого народа.
Лурестанцы также имеют особые трудовые песни, на которые повлияли природные условия проживания этого народа. Так, они поют во время молотьбы, стрижки овец, доения коз или транспортировки товаров, а также при рубке дров. Пение в процессе работы оживляет атмосферу и придаёт сил, в ритме музыки люди более эффективно трудятся.
Ещё один важный жанр музыки луров – это траурная и праздничная музыка. Особенно в первый месяц исламского календаря на улицах часто можно встретить людей, исполняющих траурную музыку. Во время свадебных церемоний играют радостную музыку и поют радостные песни, пение сопровождает всю свадебную церемонию.
Здесь стоит упомянуть, что народ Лурестана также очень любит стихи известных иранских поэтов, например, Фирдоуси, стихи которого они часто читают нараспев. Стихи Фирдоуси обычно распеваются в одиночку на важных церемониях и в кафе, большинство луров умеют петь и знают на память эти стихи.
Народная музыка гилянцев Ирана
Гилянцы – одна из мусульманских этнических групп в Иране. В основном они обитают в провинции Гилян на севере Ирана, на юго-западном побережье Каспийского моря; принадлежат к европеоидной расе. Говорят на гилянском языке, который принадлежит к группе иранских языков индоевропейской языковой семьи. Обычно считаются потомками древних персов.
Известные песни гилянцев можно разделить на героические песни, популярные, модные, песни с описанием природы, лирические и детские песни. В героических песнях восхваляются национальные герои этой народности, например, как в гимне про героические подвиги Миржи-хана, в котором восхваляется герой и патриот, посвятивший свою жизнь борьбе за свободу и независимость Ирана.
Народная музыка белуджи
Ирана Иранский народ белуджи берёт своё начало из северо-восточной провинции Ирана – Хорасан, но в настоящее время он проживает в основном в провинции Систан-Белухстан, расположенной на юго-востоке Ирана. Согласно исследованиям археологов, белуджи принадлежали к индоевропейской арийской расе. На их культуру очень повлияла арабская культура. Что касается религиозных верований, то они оказались под влиянием зороастризма и других первобытных религий Большая часть белуджи исповедуют ислам, но небольшое количество белуджи по-прежнему придерживается других религиозных верований, например зороастризма (огнепоклонничества) и других примитивных религий.
Музыка белуджи имеет свои национальные особенности. Они далеки от городской суеты и живут простой жизнью в гармонии с природой. В то же время она имеет сходство с музыкой соседних стран – Пакистана, Индии, Афганистана и др. Их музыка полна не только жизнелюбия, но и глубокого смысла, тесно связана с мирской и духовной жизнью людей. У белуджи имеется много видов музыкальных инструментов, среди которых основными инструментами являются домбра, бубен, тамбурин, зурна, гозик и др. Среди них гозик – один из самых популярных музыкальных инструментов среди белуджи.
Иранский народ белуджи силён в декламации стихов. Читая стихи (героические, исторические эпосы, любовные стихи), они также исполняют музыку в качестве аккомпанемента. Те, которые хорошо играют на музыкальных инструментах и хорошо поют, в представлении народа белуджи – настоящие поэты.
Фото 6-23
Поэзия белуджи разнообразна, она является одной из основных составляющих многонациональной литературы Ирана. Стихи белуджи обычно поют под аккомпанемент местных музыкальных инструментов на свадьбах и религиозных праздниках. Колыбельная песня – это одна из разновидностей устной народной литературы белуджи. Колыбельную белуджи называют «лули», еë поют женщины белуджи любого сословия своим младенцам. Поскольку женщины из разных племён этой народности традиционно часто собираются вместе и обмениваются опытом, их колыбельные, как и другие песни, сохранились до сих пор в их первоначальном виде.
7. Развитие и наследование иранской музыки
Традиция иранской классической музыки основана на импровизационном исполнении и привязана к определённому ладу, гамме и мелодии. Она берёт своё начало в накопленной за многие годы практике выступлений музыкантов, чьи произведения передававлись из уст в уста, без нотной грамоты. В то же время поэзия средневекового мистицизма является важной частью иранской классической музыки. Люди используют пение как средство для понимания смысла этих древних стихов. В иранской вокальной музыке существует уникальная декоративная техника пения, чередующая естественный голос и фальцет, называемая «тахрир», которая представляет собой сложное и очень трудное певческое искусство. Певцы часто используют для аккомпанемента долгий вибрирующий звук высокого регистра, который включает в себя технику азана – мусульманского призыва на молитву. Аккомпанемент и мелодическая производят неизгладимое впечатление на слушателя!
Начиная с XX в. под влиянием западной музыки традиционная классическая музыка Ирана породила множество новых стилей, среди них основные четыре: пишдарамад, чахармезраб, тасниф и ренг. Пишдарамад – форма инструментальной музыки, исполняемой группой, была изобретена иранским музыкантом Г. Х. Дарвишем. «Ренг» – танцевальное инструментальное произведение, обычно исполняемое музыкальной группой после сольного выступления. Чахармезраб – это форма исполнения, используемая солистами только для демонстрации своего мастерства. В исполнении делается упор на импровизацию, такая музыка не имеет устойчивых шаблонов. Вокальная музыка тасниф, похожая на пишдарамад, часто исполняется перед ренгом.
Фото 6-24
Фото 6-25
Турция (по-английски «Turkey»). В XIII в. н. э. в Северо-Западной Анатолии была основана Османская тюркская империя. Её власть постепенно росла: в 1453 г. ею был захвачен Константинополь, свергнута Византийская империя, и в 15 в. посланы войска с целью уничтожения династии Сельджуков. В 1517 г. Османская империя завоевала Египет и Сирию, уничтожила династию Мамлюков и продвинулась на восток, египетские земли стали её центральной территорией. В 1524 г. Османская империя завоевала персидский Ирак и, наконец, оккупировала Персию, став могущественной империей, охватывающей три континента: Европа, Азия и Африка.
Турки в основном проживают в районе Анатолии, это место с древних времён было местом сосредоточения различных культур. В древности там находилась Месопотамия, и это место было центром хеттской культуры, также можно заметить влияние культур Греции, Фригии, Лидии, персидской династии Ахеменидов, Рима, Византии (слияние культур востока и запада), сельджуков (слияние византийской и исламской культур), Анатолии. Таким образом, османская турецкая культура была создана путём поглощения культур трёх континентов и на основе культуры сельджуков.
Процветающая Османская империя простиралась от границ Австрии и южной части бывшего Советского Союза до Средней Азии и от Марокко до Аравийского полуострова. Поэтому турецкая музыка неизбежно находилась под влиянием музыки вышеупомянутых стран и регионов. Однако турецкая музыка также оказала большое влияние на Персию и Аравию в период исторического развития. Турецкая музыка начала широко распространяться в XIV в. н. э.
Турецкую музыку можно условно разделить на две категории: классическая и народная музыка. Турция простирается через Европу и Азию. После появления на её землях ислама в IX в. турецкая музыкальная культура и арабская музыкальная культура стали ещё более близкими. Турецкая музыкальная культура стала важной частью панарабской культуры.
Классическая музыка включает в себя музыку придворного искусства и суфийскую религиозную музыку; в силу географических и исторических причин народная музыка богата местными особенностями. Музыка придворного искусства сельджуков и Османской империи приняла арабско-персидский стиль; в то же время их теоретики и композиторы также внесли свой вклад в развитие турецкой музыки и искусства.
1. Классическая музыка
Хотя ладовая система турецкой классической музыки основана на музыке Аравии и Персии, она развилась ещё дальше. При вычислении интервалов в Турции в качестве основной единицы используется кума. Каждая кума составляет от 22 до 23 центов. Обычно используются 5 типов интервалов, включая 4, 5, 8, 9 и 12 кум. 4 кумы – малые полутоны; 5 кум – большие полутоны; 8 кум – малые целые тона; 9 кум – целые тона; 12 кум – близкие к увеличенной секунде.
Лад турецкой классической музыки называется «мукам», существует множество его разновидностей, некоторые из которых происходят из Персии и Аравии, но большинство из них – это творение турков. Существует 12 типов основного мукама, их названия, гаммы и кумы следующие: первые 7 из 12 турецких мукамов в основном эквивалентны естественному гептахордовому ладу. Чаргач (тоника – C, доминанта – G) и раст (тоника – G, доминанта – D) похожи на лад do; хусени (тоника – A, доминанта – E) и нава (тоника – A, доминанта – D) эквивалентны ладу re; курди (тоника – A, доминанта – D) является ладом mi; пуселик (тоника – A, доминанта – E) и ушак (тоника – A, доминанта – D) похожи на лад la. Остальные 6 типов мукамов: хиджаз, хумаюн, узал, зенкуле, карджал и сузнак содержат одну или две увеличенные секунды соответственно.
Фото 6-26
Ритм в турецкой музыке обычно задаётся барабанами. Как и в арабской музыке, различные комбинации барабанов с низким звучанием «дим» и высоким звучанием «тек» с разной длительностью используются для формирования разнообразных ритмических рисунков. Такое ритмическое повторение называется «усур», оно включает в себя различные размеры, а также цикл из 48 тактов и 88 тактов. Когда музыканты создают музыку, они выбирают один из усуров исходя из характеристик музыкального произведения. Однако высококвалифицированные исполнители часто изменяют его.
Турецкая классическая музыка представлена различными жанрами. Песни строго следуют поэтической традиции, сформировавшейся в эпоху Османской империи. Вокальные музыкальные формы включают в себя свободные газель и таксим-леяри, а также щальке, бестай и кар, состоящие из различных усуров. Среди них щальке часто используется как общий термин для классических песен.
Наиболее распространены такие формы инструментальной музыки, как таксим и пешлев. Таксим – инструментальная сольная импровизация, она также часто используется как вступление к музыкальному произведению или как переход между разными музыкальным произведениями мукама; Пешлев – инструментальное ансамблевое исполнение с фиксированным ритмом, часто выступает как прелюдия. Главным жанром турецкой классической музыки является фассер, это масштабная многочастная вокально-инструментальная сюита. Обычно звучит сначала часть таксима, затем инструментальное ансамблевое исполнение, а затем вокально-инструментальная часть с использованием мукама. В вокальной музыке преобладает мужской хор, а также смешанный.
Турецкая классическая музыка вышла на новый этап в эпоху Тюльпанов (1718–1730 гг. н. э.) и стандартизировалась при поддержке Селима III (1760– 1808 гг. н. э.), что способствовало развитию турецкой классической музыки. В этот период сформировались как жанр и напевы народных поэтов. После длительного периода развития музыка мукам совершила прорыв, это период расцвета турецкой музыки. В XIX в. н. э. Хамамузаде Исмаил Старший (1778–1846 гг.) объединил мукамы из народной музыки, благодаря чему турецкая классическая музыка получила широкое распространение. Турки считают Исмаила Старшего прекрасным примером приверженности искусству мукам. В 1839 г. Турция стандартизировала классическое искусство, сформировав музыку фассер.
Существует 6 основных турецких мукамов: сузинак, хиказ, хумаюн, уззал, карджигар и зенгуле.
Помимо этих шести основных мукамов существует ещё шесть смешанных: раст, каргах, хусейни, нева, пуссе пуселик, усак. Турецкий мукам делится на четырёхтональные звукоряды, а полутоны в гамме составляют 90 центов и 204 цента соответственно. Существует три целых тона: 180 центов, 204 цента и 208 центов, а также так называемые 270 центов, 294 центов и 318 центов увеличенной секунды.
Фото 6-27 Фото 6-28
Турецкий мукам не имеет ограничений во времени, как индийский. Его ритмическое изображение называется «усуль», а ритмическая часть в начале музыкального произведения называется «дузум». Формальная структура мукама называется «салки»: вначале адажио, а затем переход в анданте.
Турецкая инструментальная музыка представлена пешлефом и сазсемайем и обычно состоит из двух частей, каждая с интермедией. Пешлеф и сазсемай составляют каркасную структуру цикла, а песни в цикле появляются между пешлефом и сазсемайем. Среди этих песен чаще используются кар, бест, акирсемай, сарки и улусемай. Музыкальные произведения могут быть свободно объединены в цикл, но они должны использовать один и тот же мукам, потому что так можно поддерживать определённую непрерывность и однородность музыки.
Турецкий цикл «Фассер» состоит из множества песен, пешлефов и сазсемайев, его основная структура такова: 1) таксим; 2) пешлеф; 3) кар, бест, акил-семай, сарки, юлюк-семай; 4) сазсемай. Таксим здесь на самом деле является прелюдией к пешлефу, а также часто используется как интермеццо между песнями.
Таксим также был формой вокальной музыки в прошлом, но теперь это стало редкостью. Основные мелодические характеристики фассера проявляются в таксиме. Он не ограничен определённой формой и не ограничен определённой длиной, ритм является свободным.
Фото 6-29
Фото 6-30
Фото 6-31
В музыке турецкого мукама основное внимание уделяется мелодии, а в вокальном искусстве чаще всего доминируют декоративные звуки. Очень часто встречается повторение музыкальных фраз и мотивов. Музыка турецкого мукама – это гептахорд. Помимо А мажор, примечательной особенностью является также мажорная гамма D. Лад гаммы с тоникой D – отличительная черта турецкой музыки, нейтральный интервал появляется в одиннадцатой и двенадцатой гаммах, что является уникальным стилем исламской музыки. Одна из особых черт турецкой классической музыки – это импровизация или вокальное выступление. Иногда в музыке турецкого мукама встречается увеличенная секунда, это придаёт ей уникальный стиль.
2. Народная музыка
Турецкая народная музыка не только наследовала традиции коренных народов Анатолии, но также находилась под прямым влиянием арабо-персидской культуры; она также содержит определённые элементы южноевропейской культуры.
Наиболее распространённые жанры турецкой народной музыки сегодня:
турку – это повествовательная песня, основными темами которой является «Любовь» и «Проблемы повседневной жизни», а также это общий термин для различных песен;
бозлак – песня о любви в свободном ритме;
аэт – это своего рода погребальные песнопения;
зейбек – это 9-тактовая танцевальная музыка, составленная из 2 + 2 + 2 + 3, распространённая в Западной Турции, сопровождается танцем доблестных мужчин;
харай – музыкальное сопровождение танца-хоровода;
каршерама – танец, популярный на Балканах;
кашек-оюну – танец, сопровождаемый ударами деревянной ложки;
чифтай-терли – популярный в Стамбуле танец;
истанбул-тиркусу – популярная в Стамбуле песня.
3. Музыкальные инструменты
В Турции существует много видов музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты, используемые в классической и народной музыке, различаются. Основные инструменты, используемые в классической музыке, следующие:
щипковые инструменты: тамбур, удэ, канун и цимбалы;
струнные инструменты: яил-тамбур и каманча-руми;
духовые инструменты: сяонай с 7 отверстиями;
ударные инструменты: деве, мажар, кудим и бозир.
Османская военная музыка представляет собой сочетание турецкой классической музыки и народной музыки с использованием духовых инструментов, таких как зулна и бору. Барабаны – накара, керс, давур, дайра; инструменты-идиофоны – зир, дирижëрская палочка чаана.
Среди народных инструментов к струнным относятся сааз и каманча. Духовые инструменты представлены зулной, тулумом, кавалом, дидиком и мейем. Барабаны включают в себя такие инструменты, как далбука, дебрек, дафф и давур; инструменты-идиофоны – это кашек и др.
Среди турецких струнных народных музыкальных инструментов – саз, каманче, удэ, плукер, лебаб. К духовым инструментам относятся зурна, кавал, турум и дудук, а к мембранным инструментам – дререк, деф и дабле.
Саз изначально был общим термином для музыкальных инструментов в турецком языке, но сейчас этим словом чаще обозначают щипковые инструменты трёх форм: высокой, средней и низкой частоты. Высокий саз называется «кура», средний саз называется «балама», низкий саз – «диуан». Это щипковый инструмент с длинной шеей и тремя струнами, каждая из которых настроена на квинту и кварту. Его резонатор имеет грушевидную форму, с фиксированными ладами на грифе, на нём играют плектром. Этот музыкальный инструмент ещё называют «баглама».
Турки считают себя потомками кочевников Средней Азии, поэтому некоторые учёные отмечают, что турецкий саз имеет непосредственное отношение к инструментам Средней Азии и полагают, что саз, очевидно, является инструментом с центральноазиатскими корнями. Среди струнных также есть киргизский инструмент копуз, он обычно считается прямым «родственником» саза. Инструменты семейства саз обычно имеют три струны, но встречаются и восьмиструнные сазы. Независимо от количества струн, все сазы имеют по три набора струн. То есть у инструментов с более чем тремя струнами полифонические струны висят на грифе, аналогично мандолине, танбуру и уду. Роль полифонических струн очень важна в музыкально-поэтической культуре мусульманского мира, потому что только полифонические струны могут создавать звуковое поле с религиозным окрасом, унаследованное от музыкальной философии персидской культуры.
Фото 6-32
Фото 6-33
Кеменче – небольшой смычковый инструмент в форме длинного стержня с тремя струнами, настраивается на кварту, тембр хриплый. Танбур – щипковый инструмент с длинным и тонким грифом, круглым резонатором с восемью струнами, по две в группе. Общая длина инструмента – 125 см, он используется для соло и аккомпанемента. Танбур – один из важнейших традиционных инструментов турецкой классической музыки, в настоящее время его можно увидеть только в Стамбуле.
Танбур имеет изысканную форму. На тонком грифе расположено не менее 48 ладов, 4 стальные струны и 4 медные струны (струны танбура – это двойные струны, так что на самом деле их 4 группы), полусферический резонансный ящик также выглядит очень элегантно. Так что этот инструмент очень подходит для исполнения мукама.
Из-за особенностей структуры на этом типе танбура обычно можно играть только медленно, что также обеспечивает его глубокое и приглушённое звучание. Чтобы соответствовать высоким стандартам исполнения мукама (танбур очень тонкий), обычно его струны ослабляют, иначе он может легко деформироваться (его строение очень специфично)… Всё это привело к тому, что становится всё меньше и меньше умеющих играть на этом инструменте. Разница между османским тамбуром и другими танбурами заключается в том, что его можно использовать как щипковый инструмент или как смычковый. Это кажется чем-то уникальным для других мест. Османский смычковый тамбур называется яйли танбур, обычно на нём играют смычком из конского хвоста. К сожалению, смычковые тамбуры почти исчезли в XIX в., когда западная скрипка заменила почти все смычковые инструменты в Османской империи.
Лебаб – смычковый инструмент с резонатором в форме тыквы-горлянки с тремя струнами. В народе для струн используются кишки животных, а для смычка – конский хвост. В отличие от китайских уйгуров, у турков это щипковый инструмент.
Уд – щипковый струнный инструмент с изогнутым грифом. Он бывает двух типов: с длинным и коротким грифом. Уд также очень популярен на Ближнем Востоке.
Зурна (также сона) точно такая же, как сурна уйгуров Китая. Этот инструмент на юге Турции называют «аргур», или «кауар камиш».
Кауал – разновидность пастушьей флейты, на которой играют только с одного её конца. Он очень похож на такую же флейту, распространённую у китайских казахов, только немного короче. В основном используется пастухами, но сейчас этот инструмент постепенно замещается дудуком.
Тулум – это волынка. Мешковидный резонатор изготовляется из овечьей шкуры, в него вставляют трубку и дуют в неё, сжимая резонатор рукой, так образуется звук. Этот музыкальный инструмент широко используется в Восточной Турции.
Тили похож на китайский уйгурский баламан, представляет собой вертикальный духовой инструмент (аэрофон) с семью отверстиями для пальцев, двойной тростью. Он отличается «печальным» звучанием.
Фото 6-34
Фото 6-35 Фото 6-36
Тарбука – ударный инструмент на высокой ножке, сделанный из керамики или дерева, с барабаном, покрытым кожей. На нём играют двумя руками. Этот музыкальный инструмент широко используется также в арабском мире.
Деф очень похож на тамбурин, используемый уйгурами Китая и узбеками Центральной Азии, но отличается от «бубна-дапа». Этот тип барабана небольшой и имеет медное кольцо вокруг. Звук издаётся при ударе в него.
Кроме того, Турция широко использует «карон», этот инструмент также популярен на Ближнем Востоке.
Существует ударный инструмент накаре, который в точности идентичен нагаре китайских уйгуров. Это пара малых барабанов с односторонней обшивкой из кожи, по которым ударяют двумя колотушками. Большой барабан, обычно используемый в турецких фольклорных ансамблях, называется «табл», он покрыт кожей с обеих сторон, на нём также играют деревянными колотушками.
4. Турецкий танец
Турция с трёх сторон окружена морем, а в середине страны – высокие горы, поэтому её народный танец соединяет в себе особенности танцев народов, которые живут возле моря, и народов, которые живут у гор. У турков также потрясающие танцевальные костюмы для народных танцев. Мужчины обычно в шикарных головных уборах и при оружии. Женщины украшают головы драгоценностями, одежду – вышивкой и серебряными монетами, их наряды очень изысканны.
Фото 6-37
Фото 6-38
Холонский хоровод – это народный танец с характерными особенностями горных жителей Турции. Этот танец знаменит мужским строем. Для исполнения танца мужчины надевают традиционные жилеты, узкие брюки и высокие кожаные сапоги. Во время выступления встают в строй и вместе танцуют рука об руку. Во время танца немного движений приходится на верхние части тела и руки, но движения, выполняемые ступнями, сложны и переменчивы. Танцоры иногда подпрыгивают, иногда приседают, иногда раскачиваются. Независимо от того, насколько быстрый темп или какова амплитуда движения тела, исполнители всегда стоят неразделимо бок о бок, рука об руку, образуя круг, символизирующий единство.
Зейбекский танец – самый популярный среди турок танец с мечами. В Турции всегда ценились традиционные боевые искусства. Самая большая особенность этого танца – идеальное сочетание боевых искусств и танца. Его можно танцевать соло, в парах или большой группой людей. Танцоры обычно держат в руках кинжалы или длинные мечи и танцуют под аккомпанемент бубнов и зурны. Движения могут быть медленными или быстрыми. Когда танец достигает своего апогея, движения становятся особенно активными и быстрыми, позы этого танцы прекрасны, они напоминают то медленно плывущие облака, то быстро текущий ручей. Зрители обычно хлопают в ладоши в такт музыке и издают одобрительные возгласы.
Танец с деревянными ложками – обязательный танец на народных гуляниях или свадебных банкетах в Турции. Он был очень популярен в сельской местности на протяжении тысячелетий. В танце группы девушек, облачившихся в самые роскошные наряды, держат в руках изящные деревянные ложки и под звуки волынки и барабанные партии издают ритмичный и отчётливый звук, воодушевляя всех праздновать и веселиться. Танец наполнен радостной атмосферой, отражает национальный колорит, простой и отважный характер турок.
Танец харай – весёлый и интересный коллективный танец, а носовой платок – «изюминка» этого танца. Ведущий танцор держит платок, остальные выстраиваются в ряд позади него и танцуют в такт, задаваемый платком. Этот танец очень живой и является наиболее распространённым повседневным турецким танцем. Кроме того, в Турции очень популярен танец-потеха: танцоры исполняют движения, рассказывающие юмористические истории. Все участники забавного действа одеты в великолепные, преувеличенных размеров театральные костюмы, что очень веселит зрителей.
Фото 6-39
Фото 6-40
Фото 6-41
Во многих местах Турции очень распространён мистический танец-вращение. Такой танец возник в Конье, старой столице Османской империи, в Центральной Турции, также он известен как «коньянский танец-вращение». Это коллективный танец, в котором участвует около десяти человек. Танцоры в основном мужчины. Все одетые в чёрное, они выходят на сцену и занимают свои места. Как зазвучит музыка, танцоры снимают свою чёрную одежду и остаются в белом платье с чёрным поясом и высокой шляпе цвета хаки. Когда танец начинается, танцор вытягивает руки: ладонь его правой руки обращена к небу, ладонь левой руки обращена к земле, так он вращается без остановки на левой ноге. Танцор может вращаться на месте в течение десяти минут, не меняя выражения лица.
Зрителей обычно интересуют одни и те же вопросы: почему танцоры носят высокие шляпы и белые юбки? Почему вращаются так долго, но при этом голова у них не кружится? В чём особый смысл загадочных танцевальных движений? По этим вопросам мы специально проконсультировались с госпожой Фулия (преподаватель факультета турецкого языка и культуры Университета Анкары). Вот что она рассказала: «Танцоры перед исполнением танца должны пройти долгосрочную профессиональную подготовку, прежде чем они смогут так танцевать без остановки десять минут. Чёрные костюмы танцоров, когда они выходят на сцену, символизируют тленное в этом мире, снятие чёрной одежды означает избавление от обыденного. Чёрный пояс – символ плотского. Белые платья олицетворяют Аллаха. Высокая шляпа цвета хаки символизирует могилу. Танцевальные движения также имеют своё уникальное значение: правая рука танцора принимает священные благословения неба и передаёт их миру через левую руку. Вращение на левой ноге означает, что всё в мире бесконечно, времена года меняются, они цикличны. Непрерывное вращение означает, что танцор становится всё ближе и ближе к Богу. Танец-вращение разделён на семь частей, что указывает на семь дней, в течение которых был сотворён мир».
С XII в. ислам стал основной религией в Анатолии, и одна за другой начали возникать различные исламские секты, среди которых наиболее влиятельной стала секта, основанная Мевланой. Мевлана проживал в Конье и считается одним из величайших философов в истории Турции. Его мысли в области религии, философии и этики оказали большое влияние на последующие поколения. Религиозный танец основанной им секты – это и есть танец-вращение. Согласно историческим данным, в XII и XIII вв. исламские секты Анатолии использовали свою оригинальную религиозную музыку и танцы во время своей религиозной деятельности. Но сегодня остался только танец-вращение, который стал важным проектом для привлечения туристов в Турцию (фото 6-41).
Фото 6-42
Поражающий туристов турецкий танец живота также известен во всём мире. Если вы поищете информацию о турецком танце живота, вы сможете найти много соответствующей информации и красивых видео! Страстная турецкая танцевальная музыка, красивые и сексуальные танцовщицы, а также непредсказуемая мелодия и сложные технические движения делают этот турецкий танец просто потрясающим (фото 6-42)!
Родиной танца живота является не Турция, он возник в Древнем Египте и был придворным танцем. Танец живота – это танец, полный женственности, очень сексуальный, позволяющий исполнителю выражать себя по своему желанию. Люди на Ближнем Востоке называют это восточным танцем. Танец живота бывает двух форм: традиционный танец и исполнительский танец. Традиционный танец придаёт большое значение форме, обычаям, традициям и танцевальным стилям. Исполнительский танец – это личная подача и творчество, подходящие для выступления в танцевальном зале или баре, это исполнение свободное и безудержное. В Турции этот танец давно превратился в исполнительский танец.
С точки зрения специфики танцевальных движений и требований к танцорам танец живота более естественный, потому что движения в нём естественны и произвольны и не причиняют никакого вреда телу. Другие танцы необходимо начинать изучать и осваивать с детства, танцоры должны иметь длинные ноги, стройное тело и т. д. Однако танец живота совершенно не зависит от возраста и формы тела. Многие люди неправильно понимают танец живота. Танцоры используют живот для того, чтобы раскачивать ягодицы, живот и грудь, выглядит это очень сексуально и очаровательно. Однако танец живота на самом деле является разновидностью танца с своими культурными особенностями. Как и придворный танец династии Тан, когда-то он был популярным танцем среди правящего класса.
Турецкий традиционный танец возник на основе множества различных культур Анатолийского нагорья. Его основные темы – это «Имитация природных пейзажей, труда и работы», «Демонстрация любви людей к жизни», «Стремление к любви», «Религиозное благочестие» и «Выражение радостных эмоций на различных праздниках» (фото 6-44).
Фото 6-43 Фото 6-44
Традиционные турецкие танцы выразительны и красочны. Почти в каждом регионе имеются свои характерные традиционные танцы: живой танец Хелан в северной части Чёрного моря; лирический и медленный танец Зейбек в западном регионе Эгейского моря; подвижный и изящный танец Харадж; страстный фракийский танец на востоке и юго-востоке и героический танец Бар – все они имеют свои отличительные черты.
Движения в мужском турецком традиционном танце необузданные и дерзновенные, движения в женском танцеизящные и ловкие. Для танца характерно в основном прямое положение верхней части тела, а движения нижних конечностей и ступней, в частности, разнообразны. Групповые танцы чаще всего исполняются на сцене.
Количество мужчин и женщин не ограничено. Ведущие танцоры стоят в конце строя, держат в руках платок, танцуют и кричат: «Хауп», – чтобы сигнализировать об изменении движения и построения (фото 6-47).
Фото 6-45 Фото 6-46
Фото 6-47
Турецкий традиционный танец – один из незаменимых элементов общения. Во время крупных праздников, сбора урожаев, свадебных церемоний и даже собраний рабочих и крестьян, если найдётся кто-то, кто начинает бить в барабан тарбука и играть на сурнае, люди не могут устоять и начинают исполнять весёлый танец.
С XIX в. в Турцию начала проникать западная музыка, которая оказала большое влияние на традиционную турецкую музыку, но музыканты по-прежнему упорно трудились, чтобы сохранить свой традиционный музыкальный стиль и национальный колорит. Из-за использования техники гармонии строй должен был быть заменён на 12 равномерных темпераций. Среди многочисленных режимов осталось только несколько типов, связанных с мажорными и минорными тонами.
Современная популярная музыка широко распространяется через радио, её часто можно услышать в кафе. Она особенно популярна среди молодёжи. Современная турецкая музыка представляет собой смесь западной музыки и традиционной турецкой музыки, можно сказать, что она «сняла старый кафтан» и «переоделась в новую модную одежду».
Население Азербайджанской Республики составляет более 8 млн человек, 80 % из которых – тюркоязычные азербайджанцы. Русские и армяне являются основными этническими меньшинствами. Поскольку предки азербайджанцев были выходцами из Средней Азии, включая гуннов и скифов, которые перебрались на запад, а также различных тюркоязычных племён, таких как угусы и бекси. Язык и культура азербайджанцев во многом похожи на китайскую. Например, многие истории и легенды, распространённые среди уйгуров, также бытуют в Азербайджане, эти две этнические группы также имеют в своей культуре много схожих традиционных музыкальных жанров и инструментов. Традиционная азербайджанская музыка включает в себя пять категорий: народные песни, инструментальная музыка, танцевальная музыка, песни-сказы и мукам (фото 6-48).
Фото 6-48 Фото 6-49
Как и многие другие этнические группы, азербайджанцы в древности занимались животноводством и земледелием, верили в шаманизм. Поэтому народные песни, передаваемые с древних времён, в основном связаны с сельскохозяйственным производством и шаманизмом и делятся на трудовые песни, обрядовые песни, песни о любви, дуэтные песни, детские песни и былины. Трудовые песни включают в себя песни пастуха, песни доярки, песни косильщика, песни молотильщика и др. Песни пастуха обычно свободного стиля, в то время как другие песни строго фиксированные. Свадебные песни и похоронные песни – главные типы обрядовых песен.
Многие песни выражают стремление к любви. Они очень распространены у горных народов и обычно также описывают горные пейзажи. Дуэтное пение – это особый жанр азербайджанских народных песен, обычно их исполняют на семейных вечерах гости и хозяева. Такие песни исполняются в трёхдольном размере как мужчинами, так и женщинами и носят шутливый характер. Детские песни включают в себя детские игровые песни и колыбельные. Среди азербайджанских былин много знаменитых произведений, таких как «Жизнеописание Угуса», «Силинь и Майджинонг» и т. д. Они отражают общественную жизнь древней Средней Азии и Азербайджана и являются важным материалом для фольклора и национальной истории (фото 6-50).
В Азербайджане есть много музыкальных инструментов, похожих на инструменты уйгуров Китая, с такими же названиями. Например, бубны называются «даб», флейты – «най», зурна – «сурнаи», а духовой инструмент с двумя язычками, сделанный из тростниковых труб, также называется «баламан». Два барабана с односторонней обшивкой, большой и маленький, на обоих языках называются «награ». Среди них большой барабан называется «джоан награ», а малый барабан – «кон награ», произношение и значение абсолютно совпадают. За исключением одноимённых инструментов, некоторые имеют разные названия, но похожую форму. Например, азербайджанская «кайманча» похожа на уйгурский «айек», оба являются четырёхструнными музыкальными инструментами. Азербайджанский тар по форме похож на уйгурский дутар, с той разницей, что у тара три струны, а у дутара – только две (фото 6-51).
Фото 6-50 Фото 6-51
Фото 6-52 Фото 6-53
В Азербайджане песни-сказы называются «дастаны» и исполняются профессиональными народными артистами «ашуками», которые ездят со своими выступлениями по разным деревням. Ашук – не только исполнитель сказов, но и народный поэт, он не только пересказывает старинные легенды и сказки, но и составляет новые произведения, если на это есть спрос. Ашуки также принимают участие в песенных состязаниях: они задают нараспев различные вопросы противникам, стараясь их завести в тупик, и пытаются не позволить другой стороне взять верх.
Дастан включает в себя более 60 различных мелодий, которые используются для выражения разных эмоций и рассказа разных историй. Ашук обычно сопровождает своё пение трёхструнным щипковым инструментом саз. В начале выступления обычно играют на баламане, а во время выступления добавляются танцы, чтобы «оживить атмосферу».
Хотя «мукам» – это арабское слово, его первоначальное значение – «местоположение». Первым, кто использовал это слово для обозначения лада и цикла, был азербайджанский музыкант XIII в. Софи Аладдин. Софи подробно изложил знания в области теории музыки о мелодиях, ладах, гаммах и т. д. И стандартизировал различные лады в своих произведениях, их он и называл мукамами. Позже циклы и сюиты, написанные в разных ладах, также стали называться мукамами.
Фото 6-54
Фото 6-55
Фото 6-56
Азербайджанский мукам – это цикл, состоящий из увертюры «балдашт», нескольких песен и инструментальной музыки. Существует 8 циклов: «Раст», «Ирак», «Науруз», «Исфахан», «Хеса», «Ушак», «Рахави» и «Зелаф-хан». Некоторые из названий мукамов являются названиями местности, например Раст, Ирак и Исфахан, а некоторые иллюстрируют особый мотив лада. Например, «Ушак» означает страсть. В азербайджанском мукаме обычно играют с бубном, нагрой, каманчей и таром (фото 6-54). Азербайджанский мукам – это строго структурированная традиционная музыка, которая очень подходит для импровизации. Мукам считается классической музыкой Азербайджана, вобравшей в себя мелодии, ритмы и исполнительское мастерство поэтов-музыкантов, восхваляющих героев нации. Исполнение мукама можно услышать по всей стране по разным поводам. Этот музыкальный жанр с декоративными звуками, он исполняется поэтами-музыкантами разного пола и сопровождается традиционными музыкальными инструментами, в частности, применяют тал (11-струнная лютня), каманчу (скрипка) и дафф (большой бубен).
Мукам не может распространяться в фиксированной форме, различные версии популярной музыки передаются разными мастерами. Они обучают своих учеников тонкому художественному мастерству и профессиональным навыкам импровизации, позволяющим использовать различные художественные элементы музыкального жанра. Благодаря чему этот жанр сохранился до сих пор.
Современные формы выражения мукама отражают сложную историю Азербайджана в разные периоды, особенно взаимоотношения с персами, армянами, грузинами и другими тюркоязычными народами. Азербайджанский мукам и иракский мукам, персидский дестгях и турецкий мукам имеют одинаковые художественные характеристики. В прошлом мукам исполняли в основном в двух случаях: на свадебных банкетах и частных семейных собраниях ценителей искусства.
Фото 6-57
Фото 6-58
Фото 6-59
Суфийские монахи и артисты религиозной драмы, известные как таз или шаби, также исполняют мукам. Некоторые официальные конкурсы или неформальные состязания, организованные частными лицами, часто помогают талантливым музыкантам стать престижными и популярными.
Музыкальное искусство азербайджанских поэтов-музыкантов – традиционное исполнительское искусство, сочетающее в себе чтецкое мастерство, танец, вокальную музыку и игру на музыкальных инструментах, – является культурным символом Азербайджана. Спектакль проходит под аккомпанемент своеобразного народного щипкового инструмента сааза. Классический репертуар включает в себя 200 песен, 150 музыкальных и литературных произведений дастанов (исторические рассказы, или баллады), почти 2 000 стихотворений в различных традиционных формах, отличающиеся своеобразными сюжетами (фото 6-58).
Региональные различия этого вида искусства могут проявляться в использовании разных музыкальных инструментов, объединяют их общий язык и история искусства. По всему Кавказу поэты-музыканты выступают на свадьбах, дружеских вечерах и фестивалях, выступают на концертных площадках, по радио и телевидению, а иногда сочетают классическую мелодию с современной, чтобы привнести что-то новое в свой репертуар. Их искусство считается символом национальной идентичности, они являются хранителями языка, литературы и музыки азербайджанцев. При этом поэты-музыканты также способствуют культурному обмену и диалогу.
Курды и другие этнические группы, проживающие в Азербайджане, также часто бывают поэтами-музыкантами, их стихи и песни пользуются широкой популярностью. Азербайджанцы выражают свои чувства с помощью различных художественных средств, таких как танец, музыка и пение.
Азербайджанский народ имеет свою древнюю культуру. С древних времён искусство азербайджанского танца развивалось вместе с другими видами искусства. Созданные народом танцы когда-то использовались правителями Азербайджана как способ отдыха и развлечения. В Средние века богатые феодалы Азербайджана содержали при своём дворе множество танцоров мужского и женского пола. Шуты при дворе часто исполняли танцы на пирах этих вельмож. Придворная обстановка, праздность и бессодержательность жизни способствовали появлению эротических элементов в выступлениях придворных актёров. Однако чистый народный танец, который тысячелетиями развивался в Азербайджане, сохранился до наших дней (фото 6-60).
Характерные особенности азербайджанского танца заключаются в том, что между мужским и женским танцами существуют огромные различия в природе и танцевальной сущности. В основе женского танца лежат движения рук, плеч и головы, и большинство этих движений представляют собой плавные движения и позы, полные достоинства.
В азербайджанском танце длинная юбка полностью закрывает движение ног. Всё внимание публики невольно приковано к верхней части тела исполнительницы, то есть к движениям рук, плеч и головы. В азербайджанском танце движения рук были усовершенствованы значительно. Без преувеличения можно сказать, что в азербайджанском танце руками выполняются самые мягкие и красивые движения.
Азербайджанский женский танец обычно состоит из трёх частей: сначала танец исполняется по кругу; затем идёт лирическая часть – «зейлан», в которой актриса практически не сходит с места, и всё её внимание сосредоточено на движениях рук, туловища и головы; затем снова выполняется движение по кругу, но на этот раз более эмоционально.
К самым популярным женским танцам в Азербайджане относятся инабе, узондала, зейлан, далак-яма и др.
Инабе – женский танец, основанный на плавных и грациозных движениях, часто с применением носовых платков. Также его могут выполнять две девушки сразу. Сначала одна из девушек изо всех сил пытается пригласить другую девушку участвовать в танце, но вторая сначала в шутку отказывается, а затем с радостью и энтузиазмом пускается в пляс.
Древний танец узондала, восходящий корнями к танцу невесты, зародился в горах Карабаха. В танце невеста прощается со своим девичеством и с грустью представляет себе тяжёлую судьбу, ожидающую замужнюю женщину в чужом доме. Теперь танец узондала уже не ритуал, он часто исполняется в народном стиле, став одним из самых популярных женских танцев в Азербайджане.
Танец зейлан назван в честь животного, обитающего в лугах Азербайджана. Зейлан – это разновидность антилопы. У неё изящное телосложение, она подвижна и робка. Движения этого танца были определены самой природой. Содержание танца – это результат богатого творческого воображения народа и народных поэтов, «превративших» юную девушку в робкую антилопу.
Очень популярный в Азербайджане танец далак-яма был создан кочевниками в степи. Этот танец отличается оживлённостью и величием, чувством свободы и безудержностью. Он может исполняться по-разному и иметь разные местные особенности в деталях, однако исполнение всегда пламенное и страстное. Танец далак-яма отличается от зейлан и инабе тем, что его могут выполнять не только женщины, но и мужчины. Когда женщины выступают, кажется, будто птицы расправляют крылья и медленно взлетают. Исполнители размахивают руками, максимально разводят их в стороны, гордо поднимают голову и резко двигаются вперёд по кругу. В мужских выступлениях техника танцевальных движений ещё сложнее.
Гауте Гауда – это женский групповой хоровод, в котором общие движения по кругу сочетаются с некоторыми юмористическими представлениями. Девушки ходят по круг одна за другой, используя жесты и мимику, иногда представляя злобных старушек, иногда молодых и смелых вдов, а иногда скромных и застенчивых незамужних девушек. Каждому персонажу свойствен соответствующий комический характер, а иногда и подлый, злобный. Характерной чертой этого танца является использование резких и дерзких движений вместо принятых медленных и плавных женских движений.
По сравнению с женским танцем, азербайджанский мужской танец основан на другом принципе: в мужском танце меньше движений туловища и рук, и всё внимание сосредоточено на движениях ног. В танцах можно встретить много видов движений ног, и некоторые из них очень сложные и искусные. Мужской танец исполняется в быстром темпе, это исполнение резкое, энергичное и страстное.
Одним из самых ярких примеров азербайджанского мужского танца является танец чаджи, что означает «сражение», «битва». Он представляет собой групповой танец в духе героизма. Актеры выстраиваются в шеренгу, сначала они бросают вызов противнику, а потом ловкими, мощными и отважными движениями ведут бой.
Другой мужской танец гачахео известен необычайной жизнерадостностью и живостью. Все его шаги и движения на месте должны быть аккуратными, точными и резкими, а также должны выполняться с быстротой и энтузиазмом.
Групповой танец яро очень популярен в Азербайджане и часто исполняется во время свадеб, фестивалей и народных гуляний. Участвовать в нём могут как мужчины, так и женщины. Ведущего танца называют «жалоу-баши» (баши – «проводник», или «вожак»). Ведущий выходит и становится в центр круга, машет шёлковым платком. Все желающие поучаствовать медленно собираются рядом с ним один за другим, становясь полукругом, соединяя свои мизинцы. Каждый должен следить за движениями «жалоу-баши» и его шёлковым платком. Размахивание шёлковым платком – это команда ведущего хоровода. Все танцоры должны следовать за ним по кругу, повторяя действие ведущего.
К новым танцам среди азербайджанских народных танцев относятся горигез и танец с платком, основной темой которых является отношения между юношами и девушками. Движения этих танцев пришли с народных танцев, поэтому в них сохранены все особенности азербайджанского национального танца.
На азербайджанской сцене также показывают народные танцевальные драмы на основе народного танца. Первая народная танцевальная драма «Гоз-галаси» основана на древней мифологии и описывает девушку, которая прыгнула с башни в море, потому что не хотела выходить замуж за того, кого не любила. Вторая танцевальная драма «Голисян» показывает трудолюбие азербайджанского народа. Часто сочетают азербайджанский народный танец и классический танец для создания новых танцев.
Азербайджанский народный танец гачахео
Мужской народный танец гачахео состоит из технически очень сложных движений. Артисты демонстрируют в танце свою ловкость, силу и навыки. Гачахео должен исполняться живо, энергично и страстно. Подростки выстраиваются в один ряд, и в серии вращений они чётко и последовательно на месте выполняют одинаковые движения. Перед завершением танца скорость увеличивается, но движения не меняются.
Народные танцы Азербайджана очень древние, похожи на танцы соседнего Кавказа и Ирана. Групповой танец – распространённая форма танца от Юго-Восточной Европы до Каспийского моря. При исполнении группового танца исполнители образуют полукруг или круг. Ведущий танцор обычно играет особую роль: он подаёт различные сигналы и команды, размахивая платком, зажатым в руке, чтобы направлять танцевальные шаги, движения и общее перемещение всей группы. В дополнение к твёрдо определённым шагам одиночный танец, который могут исполнять как мужчины, так и женщины, также имеет дополнительные движения.
После того, как Мухаммед основал ислам в 622 г. н. э., искусство танца вошло в длительный период забвения, танец стал лишь средством распространения ислама. Ранний исламский религиозный танец был танцем-вращением. Если присмотреться, то можно заметить, что руки танцора приподняты ладонями вверх, что, хотя и непреднамеренно, заставляет людей вообразить жест схватывания и отпускания. Такая сила может разрушить ограничения плоти и вселить в неё духов. Танец-вращение – это чистейшая форма почитания бога. Что касается веры, то этот танец олицетворяет фанатичную преданность; что касается танца, его техника вращения великолепна, поэтому представляет собой прекрасное зрелище. Слово «поворот» в арабском языке используется не только для описания быстрого вращения, но и для описания вихря (фото 6-61).
Танец-вращение – наследие первобытного человечества, и люди разных стран в древности продолжали его изменять и развивать. На Аравийском полуострове из-за фанатичного увлечения предков политеизмом этот вид безостановочного танца получил своё развитие. Способность исполнителя вращаться более получаса – результат многолетней практики. Арабы разработали этот вид танца как тип религиозного поклонения, он похож на танец Хусюань в Древнем Центральном регионе Якан. Ранние исламские религиозные танцы также повлияли на «безумные» религиозные танцы-вращения, которые преобладали в Средневековой Европе.
Историк мирового танца Курт после того, как лицезрел исламские танцы в Каире, описал танцы мусульман следующим образом: «Во дворе храма находится своеобразная постройка в виде восьмиугольной мечети, где и проводится церемония начала поклонения. Нижний этаж окружён арочными деревянными досками, представляющими собой круглый танцевальный зал. Верхний этаж представляет собой круглый балкон. Одна часть предназначена для мужчин, другая часть, завешанная плотными занавесками, – для женщин, третья – для музыкантов. Семнадцать монахов сидели в кругу, большинство из них пожилые, все в высоких фетровых шляпах.
Фото 6-61
Фото 6-62 Фото 6-63
На сцене пожилой монах Дегао произносил молитвы из Корана своим носовым голосом. Четверть часа спустя музыкант, игравший на най, сменил пение старого монаха красивой непрерывной импровизацией, к которой иногда подключалась вторая най и лабаб. Спустя четверть часа тела сидящих на корточках монахов начали совершать различные движения. Иногда музыка становилась более волнительной. Этой мелодии был присущ турецкий колорит. Даб и два барабана награ отбивали восторженный ритм. Затем тринадцать монахов встали с земли и медленно двинулись по кругу против часовой стрелки. Их ходьба была торжественной и благоговейной, и, пройдя так некоторое время, монахи впереди повернулись к монахам сзади и поклонились друг другу.
Четыре человека образовали маленький круг, а остальные шесть человек – большой круг. Когда они продолжали вращаться, самый старший из них в чёрной мантии оказался между двумя кругами. Он двигался медленно и без остановки против часовой стрелки. Пожилые люди раскрыли свои руки и полчаса вращались как волчки. Это было потрясающее и невероятное представление. Отсюда видно, что этот танец нарушил естественную связь человеческих жестов и действий. В обморочном состоянии танцоры потеряли чувство своего тела и ощущение себя, они могли преодолеть головокружение, только расслабив своё тело. Все эти монахи входили в состояние транса, когда танцевали. Первоначальное намерение этого танца, очевидно, состоит в том, чтобы изобразить небесные тела, звёзды, Луну, которые вращаются вокруг Солнца. В этом танце заметно влияние первобытного строя, он наследует традиции шаманизма, который был распространён в этих местах за тысячи лет до появления ислама».
Фото 6-64
Фото 6-65
Суфизм – мистическая секта в исламском мире, представители которой положительно относятся к музыке и танцам. В дополнение к выражению любви к Аллаху в форме стихов это учение также допускает использование танцев и музыки в качестве средства поклонения. Все религиозные церемонии в основном сводятся к молитве о мире, здоровье и снисхождении Аллаха и обычно делятся на две части. Вначале все закрывают глаза и молятся молча, читая стихи молитвы. Затем подключаются барабаны. После музыкальной импровизации практикующие идут к главному учителю, чтобы выразить своё почтение, и лишь после получения его разрешения они могут начать танцевать. Перед танцем практикующие скрещивают руки и трижды обходят по кругу место представления, затем начинают вращения, повторяя «Аллах, Аллах», следуя ритму своего сердца. Когда музыка ускоряется, вращение тоже ускоряется, и танцоры открывают руки и вытягивают их. Ладонь правой руки обращена к небу, чтобы принять благодать, данную Богом, ладонь левой руки обращена к земле, чтобы передать благодать земле, при этом голова слегка наклонена вправо.
Вся церемония завершается импровизированным исполнением музыки и пением Корана. Музыкальная часть состоит из двух частей: пения стихов и игры на музыкальных инструментах. Статус музыкальной группы в сирийской суфийской мусульманской музыке очень высок. Ведущим певцом обычно выступает мулла (старейшина среди исламских монахов), который является мастером традиционного суфийского пения. Его исполнение придаёт действию ещё большей ритуальности, он редко импровизирует. Это одна из основных характеристик танца-вращения. При том чаще всего используется най, ему уделяется особое внимание, потому что его звук помогает войти в транс. Кроме того, сам корпус най представляет собой человеческое тело, а выдувание исполнителя символизирует приток дыхания Аллаха в человеческое тело, то есть вселение в тело человека его души.
Практикующие танец-вращение бесконечно близки к Аллаху, и эта близость обеспечивается ритуалами и звуками. Все движения и содержание танца соблюдаются очень строго. По сути, эта форма музыки или танца не является развлекательной, это напоминает чтение Корана, которое в действительности не является пением. Иностранным слушателям оно напоминает музыку. Когда ритуал или традиционное искусство становится привычным, его эстетическая ценность не замечается, по крайней мере, она не привлекает особого внимания. Этот танец-вращение широко распространён в Арабских странах, в Иране, Турции и Азербайджане, также популярен в Средней Азии.
Исламский танец, на который указал Курт, до сих пор существует в Кашгаре (Синьцзян, Китай). Этот танец-вращение в исламе позже стал традиционным в арабском мире. Во времена династии Омейядов территория Арабской империи не ограничивалась полуостровом, но также расширялась до Индии и Испании. После переноса столицы в Дамаск у неё были тесные контакты с Персией и Византией. С распространением ислама мусульмане побывали в Индии, Испании, Персии и Византии. Культура и искусство этих разных регионов также, в свою очередь, повлияли на исламский танец, что сделало его ещё более богатым на средства выразительности.
Фото 6-65