ЧАСТЬ I. Музыка и танец в арабских странах

Арабские страны охватывают обширную территорию от Западной Азии до Магриба в Северной Африке. «Арабские страны» – общий термин для 20 стран. В Западной Азии находится 12 стран: Сирия, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Йеменская Арабская Республика, Народная Демократическая Республика Йемен, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и Объединённые Арабские Эмираты; в Восточной Африке – Судан и Сомали; в Северо-Восточной Африке – Египет, в Северной Африке – Ливия, Тунис, Марокко, Алжир; в Западной Африке – Мавритания. Эти регионы более засушливые по сравнению с Восточной Азией, и на их обычаи, а также материалы для изготовления музыкальных инструментов и музыкальные конфигурации повлияли климатические условия.

В Средние века Арабские страны находились под сильным влиянием Ирана, который уже обладал высоким уровнем культуры, однако в период новой эпохи большая часть их территорий находилась под властью Османской империи. Арабская культура также оказала на Турцию большое влияние. Таким образом, турецкая музыкальная культура также тесно связана с арабской и иранской музыкальной культурой. Вот так, с одной стороны, иранская, арабская и турецкая музыка проявляли свою индивидуальность, а с другой стороны, они сформировали сложные исторические отношения взаимного влияния.

Глава 1. Музыка и танцы Египта

Египтяне исповедуют ислам, их традиционная музыка включает в себя два вида: религиозную музыку и светскую музыку. Религиозная музыка, в свою очередь, делит ся на чтение Корана, религиозные гимны и суфийскую музыку, а светская музыка – это песни, музыка и танцевальная музыка из разных регионов. Существует две разные стиля чтения Корана: «тартиль» и «таджвид». Мелодия первого относительно пряма, а манера исполнения проста и неприхотлива; мелодия второго красочная, с большим количеством орнаментики, манера исполнения грациозна. Религиозные гимны обычно поются хором из двенадцати мужчин. В сопровождении симфонического оркестра они в основном исполняются в исламский месяц Рамадан и в дни рождения уважаемых личностей. Суфизм – это отдельная ветвь учения ислама. На церемонии зекор, проводимой суфийскими адептами, ведущий исполняет религиозные песни, а другие ему подпевают и аккомпанируют на флейтах, танцуют. Художественный уровень этого вида религиозного пения и танцев очень высок. Когда проводится церемония зекор, многие люди приходят просто посмотреть, чтобы насладиться красотой музыки и танцев (фото 5-1).



Фото 5-1



Фото 5-2



Фото 5-2

Арабы страстно любят поэзию. Стихи, написанные многими выдающимися поэтами древности, до сих пор пользуются большой популярностью в народе. Слова вокальных произведений в египетской светской музыке – это в основном стихи древних поэтов, тогда как инструментальная музыка по большей части возникла из вокальной музыки. В зависимости от региона, где она распространена, существуют разные типы светской музыки. Это сейдийская и нубийская музыка из верховьев Нила, севасилская музыка из Александрии и бедуинская музыка Западной пустыни и Синайского полуострова (фото 5-2).

Сейдийская музыка исполняется на барабане нахрасан, напоминающем по форме большой военный барабан, и зурне. Во время выступления мелодия исполняется на двух или трёх зурнах, а барабанщик, повесивший барабан себе на грудь и держащий по палочке в каждой руке, играет сложный ритм. Сейдийская музыка не только исполняется отдельно, но ещё и может выступать в качестве сопровождения для танца «Резвого коня». В этом танце всадник едет на коне, правит им, а конь отбивает ногами ритм барабанов нахрасан, выполняя различные танцевальные шаги (фото 5-3).



Фото 5-4



Фото 5-5

Изначально нубийская музыка была популярна в верховьях Нила, но в 1960- х годах была построена Асуанская плотина, местные жители разъехались по разным местам, и тогда эта музыка стала популярной по всей стране. Нубийскую музыку обычно исполняют вдвоём: один играет на бубне, а другой хлопает в ладоши. По сравнению с некоторыми другими музыкальными стилями, севасилская музыка характеризуется более «городским» стилем и сопровождается игрой на сисимае, музыкальном инструменте, похожем на гитару. Бедуинская музыка очень старая, говорят, что её ритм следует ритму бродящих по пустыне верблюдов, а мелодия выражает чувства и различные настроения людей во время их скитаний по пустыне (фото 5-4).



Фото 5-6



Фото 5-7



Фото 5-8

Форма египетского цикла мукамов называется «дор», она была сформирована в 19 веке. Форма выступления следующая: один человек исполняет вокальное произведение, другие (от трёх до шести человек) ему аккомпанируют. Вариации музыкальных инструментов: уд, най, карон, даф, барабан дон и т. д. Форма дор – это в основном вокальная музыка: сначала певец напевает мелодию, задаёт тон, потом вместе с аккомпаниаторами исполняют её заново, затем певец исполняет мелодию соло, но с определённым изменением, потом опять хором. Такое многократное повторение и образует дор. Слова песен обычно написаны на арабском или египетском диалекте. Форма дор возникла под влиянием арабской музыки, но вовсе не характерна для Египта (фото 5-5).

Классическая форма таких мукамов состоит из четырёхстрочных стихотворений.

Первая и третья строки называются «мадхаб», а вторая и четвëртая строки – «джус». В тексте может быть до четырнадцати строк. Каждая строка дора имеет единое ритмическое ограничение. После того, как певец закончил петь, музыканты, как правило, поют в хоре снова, это называется «хак». После этого певец опять поёт соло, исполняя короткие предложения, но с некоторыми изменениями, а затем снова поют хором, и так повторяется много раз, в результате чего исполнение дора может длиться беспрерывно полчаса.

Египетский дор – это форма вокального выступления, которая органично сочетает в себе все виды мукамов. Египет делится на несколько особых регионов, которые, в свою очередь, можно разделить на два района исходя из стиля исполнения: Нижний Египет (регион дельты Нила) и Верхний Египет (район ущелья Нила на юге Гизы). Нижний Египет говорит на своём собственном языке, и его музыка формировалась под влиянием местных традиций. Здесь применяется гептахорд с микрофонической структурой. Встречаются два основных духовых инструмента, а именно мизмар и спос, на которых часто играют вместе с двусторонними барабанами (фото 5-7).

Среди ударных инструментов популярны далабука (бабан на высоких ножках) и кашат (тарелка).

Музыка Верхнего Египта основана на пентахорде, здесь популярны музыкальные инструменты – най, даф.

Двусторонний барабан и двухтрубные духовые инструменты. Нижний Египет является колыбелью мукамской классической музыки Египта, тут она имеет ярко выраженные классические характеристики. Из-за своего расположения Верхний Египет чаще и больше контактирует с другими арабскими странами, чем Нижний Египет, поэтому Верхний Египет поддался большему внешнему влиянию. В Верхнем Египте широко используется инструмент лебаб, который был завезён из Аравии в Средние века, он часто используется для аккомпанемента песен (фото 5-11).

Египтяне интерпретируют мукам как лад или тип мелодии. В египетском доре очень заметны азиатские влияния, например, азиатские названия музыкальных произведений, такие как ирак, расд, хиджаз, исфахан и т. д. Они, наверняка, завезены из Персии и Ирака. Почти весь египетский мукам встречается и в Сирии, потому что Ассирия и Древний Египет с древних времён поддерживали тесную связь в сфере музыки. Дор, появившийся в 19 веке, возник на основе мукама, а форма мукама не присуща египетской музыке.

Мелодии традиционной арабской музыки основаны на секундном тетратоне, и этот тетратон отличается от европейского: не обладает гармонической функцией. Поскольку целый тон разделён на четверти, существует множество способов расположить и объединить четыре тона секунды. Кроме того, также широко используются тритон под названием «сика» и пентатон под названием «нава».

Мукам – краеугольный камень арабской музыки. Его значение включает в себя гамму, диапазон, тонику (также разделяемую на системную тонику и ладовую тонику), тип мелодии и т. д. Среди гамм, составленных из двух или более тетратонов мукама, нижний тетратон является основой этой гаммы. Тонический карар, или его октава, – важная ступень мукама. Кроме того, тон пятой степени над тоникой в тетратоне мукама и вводный тон под ней играют важную роль в поддержке гаммы мукама.



Фото 5-9



Фото 5-10



Фото 5-10 Фото 5-11

Традиционная арабская музыка основана на разного вида мукамах. На Арабской музыкальной конференции 1932 года арабские музыканты определили более 95 используемых ладов. В ка ждом ладу часто используются различные ступени, что делает его более сложным. Мукам классифицируется и различается в соответствии с тремя секундами выше тоники лада. Например, средняя секунда и большая секунда над тоникой относятся к категории расда, эта категория включает в себя несколько ладов. При исполнении таксин, традиционной арабской импровизационной музыки, музыканты импровизируют, но при этом должны придерживаться лада мукама. Обычно сначала играют основную гамму мукама, от самой низкой до высокой, подчёркивая различные тетратоны. При традиционном исполнении мукама меняется одна из нот, эта нота может быть взята из нового тетратона. Далее постепенно меняется всё больше и больше нот, и вводится новый мукам, но на заключительном этапе музыка преобразовывается в исходную гамму мукам.

Самый известный из египетских традиционных танцев – это сольный женский танец, который египтяне называют восточным танцем, или арабским танцем. Этот танец имеет долгую историю. Поскольку в нём много движений, которые производятся животом, на Западе его называют танцем живота. Он требует высокого мастерства, так как его характерной чертой является то, что при движении животом верхняя часть тела остаётся неподвижной. Самые талантливые танцовщицы могут исполнять танец живота со светильником с множеством зажжённых свечей на голове. Когда танец достигает своей кульминации, животом и бëдрами осуществляются крайне размашистые движения, но ни одна из свечей на голове не должна упасть и, конечно же, не должна погаснуть (фото 5-15).



Фото 5-13



Фото 5-14



Фото 5-15

Итак, танец живота, как следует из названия, – это танец, в котором за основу берутся движения мышцами живота. В танце живота руки танцовщицы подобны морскому бризу, её грудь – морским волнам, плечи – пене, скатывающейся по волнам, а голова – лодке на этих изменчивых волнах. Однако самое поразительное в этом танце – это, конечно же, отточенные и разнообразные движения, которые производятся отлично натренированными мышцами живота: иногда это «погожий день», иногда «ураган», иногда это «тихий ручеëк», а иногда «бушующий водопад». Все эти захватывающие динамичные фрагменты свидетельствуют о достижении высочайшего уровня художественного мастерства, демонстрируются посредством сокращения и расслабления мышц брюшного пресса, а также благодаря точности движений каждой мышцы.

Но откуда же появился танец живота? Это остаётся загадкой. Некоторые говорят, что он возник на Полинезийских островах, другие – что зародился в племенах Восточной Африки, но большинство всё же считает, что впервые этот танец появился у арабов, исповедующих ислам, в странах Ближнего Востока. Причина, по которой жители Запада называют этот танец восточным танцем, напрямую связана с его исключительной экзотичностью и невероятным мастерством танцовщиц, потому что в сознании древних жителей Запада слово «восточный» было синонимом непостижимого, загадочного и непредсказуемого (фото 5-17).

Существует также много видов египетских народных танцев.



Фото 5-16 Фото 5-17



Фото 5-18

Парный танец. Он значительно отличается от па-де-де более поздних времён. Египетский парный танец исполняется только людьми одного пола, и между танцорами обычно соблюдается очень короткое расстояние, максимум в два кулака, однако в нём нет ни объятий, ни прикосновений, как в па-де-де более поздних поколений. Судя по изображениям, сохранившимся до наших дней, в этих парных танцах много схожих движений. Это демонстрирует, что в танцах с участием более одного человека египетская публика больше ценит гармоничность и единообразие.

Коллективный танец. Большинство коллективных танцев в Древнем Египте не выражали каких-либо глубоких идей. Они просто отображали определённые настроения через единообразные движения большого количества танцоров (фото 5-19).

Военный танец. Это способ развлечь солдат во время отдыха. Основной темой часто выступает патриотизм. Танцоры используют барабаны, чтобы скоординировать движения всех участвующих. Движения несложные и нестандартизированные. Чтобы поднять боевой дух, иногда танец сопровождается громкими криками. Для обеспечения чёткого ритма в некоторых странах во время военных танцев также используются удары деревянными палками (фото 5-20).

Показательный танец. В этом танце часто встречаются различные персонажи, которые инсценируют драматические конфликты, движениям участников показательного танца часто присущ подтекст. Если это парный танец мужчины и женщины, то танцоры, как правило, выбивают такт деревянными полыми палками, иногда они танцуют поодиночке, а иногда вместе. В этом танце мужчина как бы добивается любви женщины, ухаживая за ней, а женщина, в свою очередь, притворяется застенчивой. Весь танец сопровождается игрой на арфе, гитаре, канаре, одинарной и парной дудках, дафе и трещотках. Музыка мелодична, мелодия увлекательна (фото 5-21).

Танец карликов. Этот танец – явление культуры Древнего Египта. Многие египетские цари имели при дворе специально обученных танцоров-карликов, также был обычай дарить карликов, так как их движения забавны и комичны.



Фото 5-19 Фото 5-20



Фото 5-21

Похоронный танец. Похоронные танцы можно разделить на три типа: первый – это жертвенный танец, который является неотъемлемой частью церемонии почтения мёртвых; второй – траурный танец, выражающий печальные эмоции скорбящих; третий – танец поминовения, танец успокоения душ умерших.

Религиозный танец. Этот танец – неотъемлемая часть религии Египта, танцы присутствуют в различных религиозных церемониях. Однако, согласно исследованиям, не было никакой разницы между танцами, посредством которых поклонялись богам, и танцами, которые восхваляли правителей. Танцорами часто были женщины, обнажённые или одетые в халаты с глубокими вырезами. Если это были танцы церемоний изгнания злых духов, то тогда танцоры также били в барабаны и размахивали ветвями деревьев, чтобы разогнать этих духов. Это доказывает то, что женщины в те времена имели крайне низкое положение в патриархальном обществе (фото 5-22).

Повторяющийся фиксированный ритм в египетской музыкальной системе является её основой. Египетская музыка, как правило, состоит из разных повторяющихся сегментов, поэтому постоянно присутствует ощущение цикличности и не завершённости. У разных фиксированных ритмов имеются свои наименования, всего их более ста. В основном они выбиваются на барабанах, даф или нагара, но иногда и на других инструментах. Помимо двух-, трёх- и четырёхдольных тактов часто также применяются смешанные множественные такты, например, пяти-, семидольные такты и т. д. Этот фиксированный ритм состоит из одного такта или нескольких тактов, образующих цикл, в котором насыщенность ритма может быть такой же, как и исходная насыщенность метра, или же она может отличаться от неё. Он повторяется в музыкальном произведении без изменений или с небольшими изменениями до самого конца, иногда будучи в гармонии с ритмом мелодии, а иногда в контрасте с ним.

Метры египетской традиционной музыки очень сложны, и каждый метр использует множество различных фиксированных ритмов. Обычно они исполняются на дафе, и тогда d обозначает середину барабана, t – бок барабана и знак «+» – остановку. Например, dtt + d – это обычный фиксированный ритм в четырёхдольном такте. Самые популярные, часто используемые музыкальные инструменты Египта следующие: уд, каманче, най, карон, дарбука и даф.



Фото 5-22

Глава 2. Музыка и танцы Ирака

Ирак расположен в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Его древними жителями были шумеры. Они поселились в Месопотамии за 5 000 лет до н. э., где основали древнюю культуру. Позже вавилоняне заняли Месопотамию, затем этой территорией стали править ассирийцы, и, наконец, халдеи основали здесь свою страну. Шумеры, аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи по очереди основывали древние цивилизации в Месопотамии. Позднее на эту территорию один за другим приезжали персы, греки, турки и монголы. Багдад, столица Ирака, когда-то был столицей Аббасидского халифата и центром арабской музыки VIII в. С тех пор как Багдад был завоёван монгольским правителем Хулагу в 1258 году, Ирак находился под властью иностранцев. В частности, правление Турции длилось до 1914 года.

Иракская музыка, сочетая в себе культуры вышеупомянутых народов, сформировала уникальный стиль музыки мукам. Он отличается от музыки Персии, Турции и других арабских стран. Ядром иракской музыки является мукам классической музыки, он является наиболее совершенной формой мукама в арабской музыке. Существует три стиля иракского мукама: стиль Мансура на Севере, стиль Багдада в Центре и стиль Басры на Юге. Эти три стиля представляют различные характерные черты иракской музыки мукам (фото 5-23).

Иракский мукам обычно исполняется певцом с аккомпанементом из трёх музыкальных инструментов. Один из участников группы играет на сантуре, одругой – на гозе, а третий – на табле (также дунбак). В Багдаде такую группу называют джалджи, и это самая распространённая оркестровка иракского мукама. Иракцы считают, что мукам – это лад или тип мелодии, а не цикл мелодий. Они называют цикл мелодий «фасл», который состоит из фиксированной последовательности мукамов, обычно именуемой по названию первого мукама (фото 5-24).

В Ираке есть «пять циклов фасл», а именно баят, хиджаз, расд, нава и хуссейни. Среди них баят-мукам, который состоит из баят, нава, тахир, махмуди, сиджаз, мухалиф и хрилави.



Фото 5-23



Фото 5-24



Фото 5-25

Хиджаз-мукам состоит из хиджаз, гемал, хаким, оди, селерек и сеиди. Расд-мукам включает в себя расд, халили, шерги, исфахан и бандиках. Нава-мукам включает в себя нава, белебан, суфьян, бистай, на кал и тайфлис. Хуссейни-мукам включает в себя хуссейни, десте, лами, орфах, себа и алаб.

Все иракские мукамы начинаются с «тахриэля». Он состоит из одной или нескольких вокальных мелодий без слов и является основной частью мукама. Каждый мукам заканчивается «таслимом». Певцы и музыканты поочерёдно исполняют серию мелодий разной длины, чтобы реализовать изменения мукама. Когда приходит время таслима, это означает, что исполнение мукама достигло своего апогея.

Есть два типа исполнения иракского мукама. Первый тип: певец поёт ровным и мощным басом, который называется «тахриэль». Спев основную часть мукама, он издаёт некий ритмичный крик под названием «майана». Второй тип: громкое пение-крик, иногда переходящее на высокий диапазон, а иногда опускающееся на низкий диапазон. Такое пение называется «байдва». При пении издаются крики, которые называются «сейха». Часто слова песен – это тюркские стихи, например, в «Тайвлис», «Бахири», «Бадилан мукам» часто используется тюркская поэзия. Форма и стиль пения иракского мукама в некоторой степени похожи на стиль пения даоланского мукама уйгурской этнической группы в Китае.



Фото 5-26



Фото 5-27



Фото 5-28



Фото 5-29

Иракский мукам представляет собой сочетание многих типов музыки и мелодий, включая импровизации. Такое импровизированное пение иногда требует формального аккомпанемента, а финальное пение объединяется с музыкой, образуя гармоничное и сложное интегрированное произведение. Главный певец обладает отличными навыками импровизации, которые позволяют ему выстраивать сложные взаимодействия с аккомпанирующей группой. Репертуар мукама основан на арабской классической или популярной поэзии. Его уникальный вокальный и инструментальный тембр делает его самой популярной музыкальной формой в стране среди музыкантов, учёных и простых иракцев. Мукам с его богатым репертуаром и уникальным исполнением является коллективным музыкальным и литературным наследием иракского народа. Таким образом, хотя многие арабские музыкальные произведения в этом регионе либо исчезли, либо поддались влиянию западной культуры, музыка мукама в Ираке хорошо сохранилась, особенно её великолепные вокальные техники и своеобразие импровизации.

Помимо мукама, в иракской народной музыке есть баллады и частушки, такие как «Атаба», «Убудзия», «Мавали» и «Газаль». Также в народе популярны различные трудовые, исламские религиозные песни и импровизационное пение по кругу. Иракские народные песни монофонические, основанные на естественной звуковой системе, их диапазон невелик. Мелодии часто повторяются в одной и той же тональности и обычно поются на диалектах. Импровизация ритма и вариативность такта – их отличительные черты.

Как и в других арабских странах, народные танцы в Ираке простые и живые. Основные темы – это, как правило, любовь к труду и жизни. Во время праздников и торжеств северные курдские районы оживляются. Так, северный район Мосула называют «матерью двойной весны», что означает, что обычно весна начинается в апреле, но у курдского этнического меньшинства Праздник весны выпадает на конец марта – начало апреля. В это время местное население с песнями и танцами радостно встречает весну (фото 5-30).

Современные иракцы любят танцевать диско. А в некоторых туристических местах и элитных ресторанах есть возможность насладиться знаменитыми восточными танцами Египта, а также колоритными танцами Юго-Восточной Азии. По выходным на старом базаре всегда много людей. Там можно увидеть парные танцы мужчин и женщин, групповые танцы только мужчин или только женщин, мужской танец «Сабля» и женский танец «Рукоделение», основные темы которых взяты из реальной жизни. Все эти танцы исполняются под аккомпанемент арабской традиционный музыки (фото 5-31).

Общие характеристики иракского танца следующие: простота, веселье, ярко выраженная ритмичность и вовлечённость, – когда танцоры выступают на сцене, зрители тоже пускаются в пляс.



Фото 5-30 Фото 5-31

Глава 3. Музыка и танцы стран Северной Африки

Музыка Северной Африки – это музыка Марокко, Алжира, Туниса и Ливии, в истории арабской культуры она называется «андалузской нубой». Сначала она распространилась из Багдада в регион Кордова в Испании. В XIII–XVII вв. н. э. эта музыкальная форма вернулась из Испании на свою родину, и начиная с XIX в. она официально стала основной формой светской музыки Северной Африки (фото 5-32).

Ливию, Алжир, Тунис и Марокко в арабских странах обычно называют «Магрибом», что в переводе с арабского означает «страны заката». Ливия граничит с Египтом на востоке и с Алжиром и Тунисом на западе. Это самая восточная страна в регионе Магриба. Географически Ливия разделена на два разных региона: север и юг. Север – это длинная и узкая прибрежная равнина Средиземного моря, которая находится ниже 200 м над уровнем моря. Здесь тепло зимой и прохладно летом, климат мягкий. Это центр экономики и культуры Ливии. На юге расположен регион Сахары, занимающий площадь в 9 000 км, в бескрайней пустыне редко можно найти оазисы (фото 5-33).

1. Музыка Ливии

В Ливии проживают три этнические группы: арабы, берберы и тубу. Арабы являются основной этнической группой в Ливии и составляют около 90 % населения, в основном они живут на севере страны. Берберы и тубу составляют около 10 % населения, большинство из них живёт на юге и занимается животноводством.

Каждая этническая группа на огромной территории Ливии имеет свою собственную традиционную музыку с достаточно различными и конкурирующими стилями. Арабская музыка Ливии стилем очень похожа на музыку других арабских стран. Берберская музыка имеет характери стики древней североафриканской музыки, а музыка самого южного тубу обладает чертами чёрно-африканской музыки.



Фото 5-32



Фото 5-33

Самым значимым произведением ливийской арабской музыки является андалузская музыка нуба. Такая музыка – это своего рода большой цикл, как мукам в странах Западной Азии, каждое музыкальное произведение имеет свой лад. Исходя из метра и ритма она разделена на несколько частей: лирическая часть адажио вначале, затем следует повествовательная часть модерато и зажигательная часть аллегро в конце.

Ливийская нуба обычно состоит из пяти частей. Первая часть «басит» – это анданте, вторая часть «кайва-нусв» – это модерато, третья часть «будахай» – это тоже модерато, чётвертая часть «далджи» – это аллегро, и последняя, пятая, часть – это радостный и живой «куддам». В Ливии люди называют нубу также «арабской классической музыкой», или «маруф». Её называют классической музыкой, потому что история нубы насчитывает более 1 000 лет. «Маруф» же в переводе с арабского означает «стихотворение с мелодией», песня является основной частью нубы, поэтому она и получила такое имя (фото 5-34).

Основными инструментами при исполнении нубы являются щипковые − уд и карон, смычковый инструмент лебаб, духовой инструмент най, ударные − тамбурин и глиняные литавры. В Ливии нубу обычно играют во время свадеб и в месяц Рамадан. Все музыканты, исполняющие нубу, – мужчины, женщины, − как правило, не участвуют в этих представлениях.

Берберы, живущие в Ливии, в основном являются племенами туарегов. Они так же поют и танцуют, а их музыка отображает местные музыкальные традиции до прихода арабов в Северную Африку. В традиционной музыке туарегов преобладают песни и инструментальная музыка с узким диапазоном, обычно это квинта или секста с использованием нехроматического пентахорда. Большинство музыкальных произведений являются монофоническими, в качестве аккомпанемента используются бубен или тамбурин (фото 5-35).



Фото 5-34



Фото 5-35

У народа туарегов есть струнный инструмент, называемый «имза». В Ливии арабы называют этот инструмент «лебаб», но его форма отличается от арабского лебаба. Его резонатор представляет собой половину большой тыквы, покрытую шкурой дикого животного, сверху натянута одна струна, на которой играют смычком. На этом инструменте обычно играют женщины, не мужчины. Многие женщины туарегов, что крайне популярно, ездят с имзой на север страны, где они выступают на различных торжествах и свадьбах (фото 5-36).

Народность тубу проживает в самой южной части Ливии, недалеко от границы с Чадом. Их традиционная музыка близка к стилю Чёрной Африки к югу от Сахары. Форма народных песен народа тубу в основном такая: «один запевает, другие подпевают», и эта форма также является основной формой исполнения народных песен всей Африки. У тубу есть свои музыкальные инструменты, главный из которых – щипковый инструмент под названием «келели». Его резонатор обычно делается из тыквы или дерева, но сейчас встречаются и металлические. Резонатор покрывают шкурой дикого животного, сверху натягивают две или три струны. На грифе келели нет ладов. На этом инструменте можно исполнять портаменто. На трёхструнном келели также можно играть с использованием смычка «конский хвост», в настоящее время этот инструмент чаще называют «куки».

У народности тубу также есть двусторонний большой барабан под названием «нангара», который часто используется для сопровождения пения народных песен. Народные музыканты народности тубу – все кузнецы, и кроме ковки металла они также зарабатывают на жизнь выступлениями.

2. Музыка Туниса

Важнейшим наследием тунисской традиционной музыки также является нуба. В Тунисе существует 13 циклов нубы, что делает её самой сложной по структуре среди нуб других стран Магриба и жемчужиной тунисской традиционной музыки. Нуба возникла вовсе не случайно, а по определённым историческим причинам.



Фото 5-37



Фото 5-38

В 712 году арабы пересекли Гибралтарский пролив из Северной Африки и заняли Испанскую Андалусию, где они основали Кордовский халифат. В последующие века благодаря экономическому развитию и увлечениям правящего класса местная музыкальная культура быстро развивалась. К концу VIII в. н. э. музыкальные группы и певческие коллективы были организованы при дворах аристократов, появилось много выдающихся певцов, композиторов, поэтов и исполнителей, положивших начало возникновению нубы.

В начале IX в. н. э. центром арабской музыкальной культуры был Багдад, где самым известным музыкантом был Исхак аль-Мивсам. Его ставший популярным ученик Зирьяб (789–857), умный, трудолюбивый, обладающий незаурядными музыкальными способностями молодой человек, вызвал чувство зависти у своего учителя. И тот, опасаясь, что Зирьяб превзойдёт его и лишит доминирующего положения на музыкальной сцене, по злому умыслу захотел убить Зирьяба. Прознав об этом, ученик бежал из Багдада в Испанию в 822 г. н. э., и его таланты были высоко оценены Абд ар-Рахманом II, эмиром кордовского эмирата, где и стал придворным музыкантом.

Зирьяб преобразовал народный инструмент уд во время своего пребывания в Испании, добавив к нему струну, расширив его диапазон и выразительные способности. Он также собрал и упорядочил тысячи народных песен, основанных на арабской классической поэзии, установил ритм андалузской нубы и создал оригинальную нубу на основе народной музыки.

Нуба Зирьяба состоит из четырёх частей: свободное вступление, анданте «Басет», аллегро «Мухарк» и престо «Ахгит». Только вступление является инструментальной музыкой, остальные части представляют собой вокальную музыку, называемые в соответствии с ритмом стиха. Первоначальное значение слова «нуба» – «непрерывное исполнение», поскольку все четыре части воспроизводятся подряд, со временем люди стали использовать слово «нуба» также для обозначения такой формы музыкального произведения.



Фото 5-40



Фото 5-41



Фото 5-42

Изначальную нубу также называли мукамом. Её структура очень проста, в каждой части используется только одна мелодия. Если в тексте всего три куплета, одна и та же мелодия повторяется трижды. Если куплетов больше пяти, мелодия изменяется в четвёртом куплете. Эта мелодия называется «тара». Начиная с пятого куплета снова повторяется исходная мелодия.

Говорят, что Зирьяб составил 24 цикла нубы, и каждый из них исполняется ровно один час. Это было сделано для того, чтобы правитель мог наслаждаться исполнением нубы весь день и всю ночь. Например, если «Майю» играли на рассвете, то после 12 часов дня будет исполняться «Рамлер, Майя». Зирьяб также создал партитуры и разработал методику обучения нубе, чтобы она передавалась из поколения в поколение.

В 1492 г. арабское правление в Испании потерпело крах, и арабы двинулись на юг, в Северную Африку. В это время нубы Андалусии попали в Тунис и пользуются там популярностью и по сей день.

Нуба состоит из двух частей: вокальной музыки и инструментальной, − первая является её основной частью. Существует две формы исполнения нубы: соло и унисон. Все тексты песен представляют собой классические арабские стихи, а их темы включают в себя жизнь, любовь, природу, радость, печаль и т. д. Партия инструментальной музыки составляет небольшую долю, а применяемые музыкальные инструменты бывают четырёх видов: струнные, щипковые, духовые и ударные. Струнные инструменты – это главным образом лебаб, который теперь заменён скрипкой. Щипковые инструменты – это карон и уд. Духовые инструменты – это в основном арабская свирель (най), а ударные музыкальные инструменты – бубен, тамбурин и глиняные литавры. При исполнении нубы музыкальная группа становится в шеренгу так, что слева направо идут сначала духовые инструменты, затем щипковые, затем струнные и в конце ударные. Позади музыкантов стоят певцы-актёры, слева стоят актёры, справа – актрисы. В представлении нет никаких движений или танца.



Фото 5-43

Тунисская нуба отличается от ливийской, каждый цикл состоит из 8 частей: 1. Вступление музыкальной группы – «истифтан», анданте. 2. Квартет – «мусатар», постепенное ускорение. 3. Сольная песня на двухстрочные стихотворения с инструментальной прелюдией, интермедией и эпилогом. 4. Инструментальная музыка аллегро – «дусия». 5. Группа песен «мувашаха», написанная на ритмические стихи «басит», быстрее четвёртой части. 6. «Дарги», в неё входят прелюдии и несколько песен, написанных в ритме «мувашаха», она состоит из 3 или 6 тактов, мелодия лёгкая и бодрая. 7. «Хафиф», начинается прелюдией, состоит из нескольких шеститактных песен «мувашаха». 8. Катем, несколько песен, написанных на стихи мувашах», скорость достаточно быстрая, это финал нубы.

3. Алжирская музыка

Алжир имеет долгую историю. В III в. до н. э. местные коренные берберы основали королевство в Алжире. В настоящее время в Алжире проживает более 30 млн человек, 80 % из которых – арабы, и 20 % – берберы. Благодаря долгой истории и этническому богатству населения традиционная музыка очень разнообразна, самыми известными видами которой являются классическая музыка нуба, традиционная музыка аруби, хавзи, кадрийя, хавф и т. д.

Все музыкальные группы в Алжире состоят из людей одного пола, без исключения, нет смешанных мужских и женских групп. Алжир сохраняет своё традиционное музыкальное наследие с учётом половой сегрегации. Нуба, аруби и хавзи как традиционные виды музыки наследуются в основном мужчинами, таким образом, исполнителями являются только мужчины, однако кадрийя и хавф наследуются и исполняются женщинами. Такое разделение между мужчинами и женщинами, при котором каждый из них берёт на себя свои обязанности и сохраняет традиционное музыкальное наследие, не является обычным явлением в современном мире.

Нуба – важнейшее наследие традиционной алжирской музыки. История нубы уже обсуждалась при знакомстве с тунисской музыкой. В Алжире сохранилось 15 циклов нубы, из которых 3 неполные, также есть три стиля нубы, а именно тлемсе новский стиль, алжирский и константиновский стиль.

Исполнение нуб различается стилем разное, но все они включают в себя следующие шесть частей: 1. «Дусия» – 4/4, модерато. 2. Группа сольных песен «мушатар», состоящая из стихов «мувашаха», эта группа песен обычно исполняется в размере 6/8, анданте. 3. Группа песен «будаик» – 4/8, модерато. 4. Сборник песен «далджи» – адажио. 5. Песня модерато «эслаф», обычно исполняется в размере 5/8. Перед этой частью часто добавляется соло «дусия эслаф» как время для отдыха исполнителя. 6. Финал всего произведения – «херас», это аллегро, размер 6/8, в конце темп замедляется. В тлемсеновском стиле иногда добавляется одна часть в качестве последней песни, которая называется «Королевская нуба».



Фото 5-44



Фото 5-45



Фото 5-46

В алжирском стиле иногда добавляется прелюдия к первой части «дусии», это анданте. Алжирская нуба исполняется труппой под названием «Явк», которая обычно состоит из 4–6 мужчин, женщины не допускаются. В основном они выступают на различных праздниках, свадьбах, церемониях обрезания, семейных торжествах, посвящённых рождению мальчика, также они выступают в кофейнях.

Нуба зародилась в Испании, и после своего появления в 1492 году в Алжире оказала большое влияние на местную музыку. Аруби тоже возникла под её влиянием. «Аруби» означает «аутентичный и местный», чем подчёркивается отличие от андалузской музыки, это местное творение. Аруби обычно исполняется труппой, состоящей из нескольких музыкантов и одного певца мужского пола. Её формат аналогичен формату нубы. Цикл аруби состоит из разных форм сегментированных песен. Иногда песни перемежаются с инструментальной музыкой (фото 5-46). «Хавузи» – это музыка, сформировавшаяся недалеко от Тлемсена в начале XVII в. После того, как распространилась на Константин и Алжир, она зазвучала по всей стране. Нуба была создана в IX в., язык, на котором она написана, относительно стар, и широкой публике не понятен.

Хавузи же требует, чтобы язык его стихов был как можно более современным, приближенным к повседневной устной речи, поэтому он очень популярен в массах. Темы стихов хавузи различны, в том числе восхваление ислама и мудрецов, описание природных пейзажей и воспевание любви. Мелодия хавузи проще мелодии нуба. Хавузи обычно состоит из 2–3 частей, и каждая имеет свой фиксированный ритм. Хавузи исполняется только мужчинами.

Качуя исполняется женской музыкальной группой, называемой «Мсама», обычно после нубы на церемониях помолвки, обрезания и свадьбах. Качуя исполняется на диалекте, любовь обычно является главной темой. Её мелодия приятна и прекрасна. Песня состоит из трёх частей, из которых второй абзац обычно представляет собой бойкую песню, которую можно использовать для сопровождения танца.



Фото 5-47



Фото 5-48



Фото 5-49

Хавф – это форма поэзии. Песня состоит из нескольких куплетов, по 4–5 строк в одном куплете. Она аранжирована и исполняется импровизационно, в соответствии с определённой мелодической структурой. Темы встречаются разные, включая как религиозные, так и светские, также к этой категории относятся колыбельные и детские песни. (Хавф исполняют женщины.) Кроме колыбельных и детских песен, хавф также включает в себя трудовые, траурные и другие различные песни, исполняемые в течение исламского месяца Рамадан.

4. Марокканская музыка

Самым важным наследием марокканской традиционной музыки является нуба. Как и мукам в других арабских странах, это большой цикл. Каждый цикл состоит из десятков песенных и музыкальных произведений в одинаковой тональности, но с разным ритмом, которые исполняются около часа. Нуба – это арабская придворная музыка, созданная в Андалусии (Испания) в IX в. н. э., поэтому её ещё называют «андалузской музыкой». Изначально существовало 24 цикла. В конце XV в. андалузская музыка распространилась по странам Магриба, проникнув туда вместе с арабами, которые покинули Испанию. В настоящее время нуба популярна в Марокко, Ливии, Алжире и Тунисе, но в каждом регионе она разная. Марокканская нуба отличается простым, но элегантным, стилем, строгой структурой, красивой мелодией и чётким ритмом. Она сохранила в себе множество древних элементов и считается большинством арабских музыковедов истинным представителем андалузской музыки.

Каждый цикл нубы назван в соответствии с ладом, который он применяет. Лады стран Магриба можно разделить на три типа:

первый тип – это пентатоника, которая произошла от музыки местных коренных жителей – берберов, существовавшей до того, как арабы оккупировали Магриб в начале VII в. н. э.; второй тип – это арабские лады, которые передались с арабами с Ближнего Востока после VII в. н. э.; третий тип – это смешанный лад, полученный путём слияния первых двух типов ладов.

По мнению жителей Магриба, каждый лад передаёт определённую эмоцию и характер. Например, лад расд – живой и олицетворяет мужественность; лад хасин мягкий и женственный; режим мазим вдохновляющий и весёлый; лад аббас напоминает бескрайнюю пустыню; лад сига возбуждает любовь и нежность; лад хасин-шаба подходит для выражения горя, боли и тоски. Каждая часть в нубе обычно использует один и тот же такт и один и тот же ритм, поэтому название такта или ритма становится названием этой части.



Фото 5-50



Фото 5-51

В настоящее время в Марокко распространено 11 нуб, каждый цикл включает в себя шесть частей: первая часть – свободная увертюра «мишальская соль»; вторая часть – инструментальный квартер «дусия» средней скорости; третья часть – набор песенных произведений, составленных на стихи Мувашаха, которые написаны в ритме древнеарабской поэзии басит, это более быстрый − модерато; четвёртая, пятая и шестая части называются «кайму» («ванусв»), «будаик» и «дарги» соответственно, это песенные произведения, написанные на стихи Мувашаха. Их скорости следующие: модерато, аллегретто, аллегро.

Берберы – коренные жители Магриба, большинство из них живут в горах Атласа, в деревнях, и занимаются сельскохозяйственным производством. Берберы в Марокко включают в себя разные племена, среди которых народ члеухов, живущий в восточных горах Атласа, имеющий самую богатую традиционную музыку.

Народ шилха хорошо поёт и танцует. На каждый праздник на площади в селе они устраивают грандиозное мероприятие с песнями и танцами, исполняют обычно танец Ахидус: женщины образуют большой круг, в середине которого сидит музыкальная группа, состоящая из флейтистов, барабанщиков и нескольких певцов-мужчин. Певец-мужчина запевает, все остальные подпевают хором, а женщины ещё и подтанцовывают. Наряду с танцами очень богато народное творчество представлено в песнях шилха, как правило, они имеют отношение к работе, связанной с сельским хозяйством, и церемониям, таким как свадьбы, похороны и молитвы о дожде (фото 5-51).

Среди шилха также есть артисты, которые называют себя «рвайс». Обычно они группируются по несколько человек, они имеют по одному лебабу (смычковый инструмент) и лире (щипковый инструмент) и паре маленьких тарелок. Они путешествуют по всей стране со своими концертами. Выступление рвайса также представляет собой форму сюиты, подобной нубе, и включает в себя шесть частей, как и марокканская нуба. Первая часть «астара» – соло лебаба, это свободное музыкальное произведение, которое является прелюдией ко всему произведению, которое задаёт гамму, используемую в сюите; вторая часть «амарг» – основная часть сюиты, составленная из нескольких песен-импровизаций певцов рвайса; третья часть – танцевальная музыка под названием «аммуссу»; четвёртая часть – очень живая и весёлая песня под названием «тамссуст»; пятая часть – танцевальная музыка «абердаг»; шестая часть – быстрая кода «таббыт».



Фото 5-52



Фото 5-53

Если вы собираетесь поехать в Марокко, обязательно посетите площадь Джамааэль-Фна в Марракеше. Эта площадь была создана в 1071 г. и имеет почти тысячелетнюю историю, она всегда была одним из центров демонстрации талантов народных мастеров. На этой площади вы можете увидеть выступления различных народных артистов, таких как рассказчики, акробаты, классические музыканты, народные артисты, комедианты, танцоры, заклинатели змей и т. д. В 1920 г. площадь была взята под защиту национального законодательства Марокко. 18 мая 2001 г. в Париже на собрании ЮНЕСКО было торжественно объявлено, что различные представления на площади Джамаа-эль-Фна являются «Устным и нематериальным наследием человечества».

5. Особенности нубы Северной Африки

Нуба в Северной Африке состоит из определённого количества вокально-инструментальной музыки, образующей единый мукам. Каждому виду нубы обычно соответствует определённый ритм. Выступление состоит из трёх частей. Группа начинает играть музыкальное произведение в произвольном темпе. Эта увертюра проявляет характеристики мукама и его структуру, а также выражает наиболее важные изменения и диапазон. После вступления начинается часть в стандартном ритме. Каждый фрагмент вокально-инструментальной музыки отделяется коротким или очень длинным инструментальным произведением, так называемой интермедией. Порядок вокальной музыки отличается в зависимости от региона, и разные тексты часто поются с многократным повторением мелодии. Название вокальной части указывает на ритмическую форму, используемую в аккомпанементе.

Нубе в Северной Африке обычно аккомпанируют шесть музыкальных инструментов, обязательными являются уд, рабаб и най. Тар в Северной Африке – это не щипковый музыкальный инструмент, как в Иране, а барабан с колокольчиками по контуру.



Фото 5-54



Фото 5-55



Фото 5-56

Тональность нубы в Северной Африке можно разделить на два типа. Первый тип – это пентатоника, а второй – комбинация музыки Аравийского полуострова и пентатоники: часто с g в качестве тоники, а звукоряд схож с китайским ладом «чжи». Основа тональности – тритон, тетратон, пентатон. Комбинируя эти звукоряды по-разному, можно получить множество ладов. Например, лад расд состоит из трёх звукорядов расда, основанных на C1, g1 и C1. Лад хасин состоит из двух звукорядов беати на основе d1 и звукоряда расд на основе g1 и так далее.

В ладах нубы Северной Африки последовательности тонов звукоряда, используемые при повышении и понижении, иногда не совсем одинаковы. Например, когда гамма тональности расд и тональности хасин опускается, Si второго звукоряда расда понижается на 30 % и становится bSi, образуя звукоряд нухалид. Кроме того, существуют варианты ладов, которые характеризуются индивидуальными изменениями высоты тона по сравнению с исходным ладом, или изменениями в диапазоне, или даже той же последовательностью тонов, но с изменением мелодии.

Каждый цикл нубы назван в соответствии с ладом, который он применяет. Среди них арабские лады были завезены арабами с Ближнего Востока. Каждый тип тональности представляет определённую эмоцию и характер. Например, лад расд – живой, олицетворяет мужественность; лад хасин – мягкий и женственный; режим мазим – вдохновляющий и весёлый; лад аббас – напоминает бескрайнюю пустыню; лад сига – возбуждает любовь и нежность; лад хасин-шаба – подходит для выражения горя, боли и тоски. Каждая часть в нубе обычно использует один и тот же такт и один и тот же ритм, поэтому название такта или ритма становится названием этой части.

Изначальную нубу также называли мукамом. Её структура очень проста: в каждой части используется только одна мелодия. Если в тексте всего три куплета, одна и та же мелодия повторяется трижды. Если куплетов больше пяти, мелодия изменяется в четвёртом куплете. Эта ме лодия называется «тара». Начиная с пятого куплета снова повторяется исходная мелодия.

Нуба состоит из двух частей: вокальной музыки и инструментальной музыки, первая из которых является её основной частью. Существует две формы исполнения нубы: соло и унисон. Все тексты песен представляют собой классические арабские стихи, а их темы – это «Жизнь», «Любовь», «Природа», «Радость», «Печаль» и др. Партия инструментальной музыки составляет небольшую долю, а применяемые музыкальные инструменты бывают четырёх видов: струнные, щипковые, духовые и ударные. Струнные инструменты – это, главным образом, лебаб, который теперь заменён скрипкой. Щипковые инструменты – это карон и уд. Духовые инструменты – это в основном арабская свирель (най), а ударные музыкальные инструменты – бубен, тамбурин и глиняные литавры. При исполнении нубы музыкальная группа становится в шеренгу: слева направо идут сначала духовые инструменты, затем щипковые, струнные и в конце – ударные. Позади музыкантов стоят певцы-актёры, слева – актëры, справа – актрисы.

6. Влияние музыки Северной Африки

Североафриканские арабы и берберы сыграли важную роль в становлении и совершенствовании андалузского музыкального стиля, а также в обеспечении его дальнейшего существования за пределами Пиренейского полуострова. Также они приняли активное участие в долгосрочном процессе исламизации африканского общества к югу от Сахары.

Прибытие первых переселенцев из Персии и Аравии на побережье Восточной Африки восходит к VI–VII вв. н. э.

На протяжении веков взаимодействие между Африкой и Аравией способствовало росту новой цивилизации, известной как Суахили, название которой происходит от арабского слова «савахила» («народа побережья»). Примерно в то же время ислам распространился в Восточной и Западной Африке. В Западной Африке эта религия проникла внутрь региона, но в Восточной Африке она ограничилась лишь некоторыми прибрежными странами.

Мусульмане, принявшие ислам в Африке, даже после того, как они познакомились с арабской музыкой, не отказались полностью от своей традиционной национальной музыки. Хотя влияние арабской культуры и велико, особенно это заметно при чтении Корана или пении азана, потому что и то, и другое осуществляется на арабском языке, но всё же африканское наследие чувствуется даже в этом. Правильное чтение Корана (называемое таджвидом) крайне важно. Другими словами, таджвид – это разработанная система стандартизированных принципов декламации текстов Корана. И хотя африканские мусульмане стараются соблюдать правила таджвида, очень немногие из них могут понять особенности тембра, интонации, мелодики, лексики, артикуляции и ударения, которые необходимо учитывать. Их декламация Корана и азана всё же частично сохранила некий африканский стиль.

Кроме чтения Корана, интересными к рассмотрению также являются мистические ритуалы различных братств, которые сопровождают такие праздники, как праздник Мавлид (празднование дня рождения пророка Мухаммеда). Учёные, изучающие исламскую ритуальную музыку Африки, указывают, что регионы и социальные классы создали музыку в разных местных стилях. Эти стили также имеют очевидный африканский след. Музыкальный талант африканцев проявляется в пении панегириков и антифонов со сложной мелодией, этот музыкальный талант также во всей полноте демонстрируется при чтении религиозных стихов в районах, заселённых арабоязычным населением.

Глава 4. Понятие «музыка» в арабском языке

Понятие «музыка» имеет разные коннотации в суждениях по причине разных ценностных позиций субъекта. Музыка никогда не является изолированной формой культуры, она обычно интегрируется в родственные культурные системы. Разные страны и народы имеют разный культурный фон, и естественно, что понятие музыки у них тоже очень отличается. Дисциплинарная задача и объект исследования музыкальной эстетики – интерпретировать и анализировать связанные музыкальные концепции в разных культурах. Американский «Словарь Уэбстера» определяет музыку следующим образом: «Музыка – это искусство и наука пения или инструментального звука, образованного различными мелодиями, гармониями, ритмами и тембрами; это произведения, которые содержат полную структуру и достаточны для выражения эмоций». Однако это определение больше подходит для стран c западной музыкой как основной музыкальной культурой. В арабских же странах нет определения и понятия, эквивалентного слову «музыка», но зато в исламской культуре есть много существительных, связанных с музыкой. Наиболее часто упоминаемые родственные существительные: «гина», «сама», «мусики», «соут», «нашид» и т. д. Хотя эти слова часто прямо переводятся как «музыка», всё же их коннотация и употребление расходятся с западным понятием музыки.

В арабской музыкальной культуре нет понятия, которое можно было бы приравнять к понятию «музыка». Хотя многие существительные имеют некоторое сходство с музыкой в коннотации, их недостаточно для полного описания значения слова «музыка». Так, гина – это изысканная городская художественная музыка, возникшая после зарождения ислама. Слово «мусики» в основном используется в теоретических исследованиях, а понятие священной религиозной музыки в основном выражается широким термином «сама». Музыка как вид художественной культуры неизбежно подвержена влиянию различных культур, а её интерпретация, понимание и определение различны из-за суждения об основной её культурной концепции. Автор считает, что при изучении и анализе музыкальной культуры очень важно глубоко рассмотреть и исследовать само понятие «музыка». В процессе исследования исламской музыкальной культуры, чтобы лучше понять её внутренний смысл, мы должны сначала иметь определённое понимание её музыкальной концепции.

Глава 5. Религиозная музыка в арабских странах

В арабских странах существует несколько видов религиозной музыки, в том числе декламация Корана, азан и др., которые занимают очень важное место в религиозной жизни мусульман. Все мусульманские группы по всему миру используют эту религиозную музыку, её виды, как правило, одинаковы по содержанию, но иногда имеют региональные особенности, которые выражаются в форме и тональности.

1. Декламация Корана

Всего в Коране 114 сур (глав), разделённых на 30 джуз (частей), в каждую входит более 6 000 слов. Для мусульман Коран является сводом критериев морального поведения и руководством для их социальной и духовной жизни. Способ чтения Корана всегда передавался из уст в уста. Различные регионы и этнические группы с учётом фонетических правил арабского языка в разной степени впитали и интегрировали основные элементы местной музыки, образовав региональные способы декламации Корана с уникальными характеристиками различных регионов, его правильное и внимательное чтение очень важно. С тех пор, как был основан ислам, изучение и установление норм чтения Корана стало актуальной задачей. Термин «таджвид» (искусство декламации) является отраслью науки, направленной на изучение Корана. Таджвид – это удивительная система с точки зрения звучания, правильного выбора слов и обработки Священных Писаний, которая используется для стандартизации чтения Корана.

2. Азан

Азан – призыв к молитве – был основан пророком Мухаммедом между 622 и 624 гг. н. э.

В самом начале возникновения ислама о начале молитвы люди узнавали по расположению солнца, но со временем призыв на молитву превратился в великолепную и трогательную форму пения пять раз в день с минарета. Для мусульман азан священен, так как воплощает собой отделение времени осуществления молитвы от светской жизни, олицетворяет преданность людей вере и символизирует существование Аллаха. Именно из-за такой священности азана требуется точное и правильное произношение при его декламации.

Нет чётких правил по выбору тональности азана. Обычно его декламируют в соответствии с местными установленными обычаями. Где-то используется только высокий тон для декламации от начала до конца; кто-то использует относительно небольшой диапазон, охватывая основной высокий тон декламации; некоторые используют более широкий диапазон и очень мелодичную структуру или даже богатое декоративное пение. Можно сказать, что при выборе мелодии исполнители подсознательно стремятся к естественной эстетике.

Во всём мире азаны произносятся на арабском языке. Арабский язык – это язык Корана, поэтому также имеет определённую священность. Содержание азанов фиксировано и обычно состоит из семи предложений. В хадисах упоминаются че тыре основных метода произнесения азана. Первый метод – это азан, который читал Биляль во времена пророка. Это всего пятнадцать предложений, где первое предложение повторяется четыре раза, 2–6 предложений повторяются дважды, а последнее повторяется единожды. Второй метод – это чтение по методу Абу Майхару, с 19 предложениями, включая четыре такбира и два повторения шахады. Третий метод – это тоже чтение по методу Абу Майхару, при котором слова азана практически идентичны предыдущему методу, за исключением того, что первый такбир повторяется лишь дважды, всего 17 предложений. Последний метод основан на хадисе, переданном Ибн Умаром, кроме последнего предложения, все остальные повторяются дважды, всего 13 предложений. Мусульмане во всём мире обычно следуют вышеупомянутым методам декламации азана, но иногда всё же встречаются некоторые отличия. Например, при декламации азана иранские шииты часто добавляют фразу «Хайя ала хайр аль-амаль» («каждый должен делать добро») между пятым и шестым предложениями.

Загрузка...