5. Стили современной флористики

Флористика, или искусство составления всевозможных композиций из цветов, обязана своим названием изысканной и благонравной древнеиталийской богине Флоре – покровительнице весны и цветения. Человек всегда стремился украсить себя и свое жилище, это можно проследить от самых первых дней в истории человечества до сегодняшнего дня. Искусство флористики переживало множество расцветов и периодов забвения, изменялось по прихоти легкомысленной моды, и в настоящий момент можно говорить о его растущей популярности и востребованности. Так, ни одно торжество не обходиться без украшения зала и стола, не говоря уже о том, сколько пылких признаний было произнесено на языке цветов, преподнесенных в изысканной композиции. Но, для создания композиций требуется не только фантазия, но и профессионализм с определенными знаниями и соблюдением правил.

Для создания букетов используют не только цветы, но и листья, корни, семена и вспомогательные элементы, такие, как бусины, ткани, перья, дизайнерские украшения. В руках талантливого флориста эти разномастные фрагменты превращаются в неподдельные произведения искусства.

Существуют основные флористические стили:

– вегетативный,

– декоративный,

– параллельный,

– форма-линейный,

– креативная флористика.

Для создания композиции из цветов используются 4 основных сочетания цветов, на которых впоследствии опирается вся стилистика букета:

– схожие цветы,

– контрастные цветы,

– союз нескольких разных цветов,

– сочетание разных цветов схожего оттенка.

Для создания цветочных шедевров используются не только живые растения, но и сухоцвет, а последние веяния моды преподносят и вовсе необычные материалы – букеты из конфет, фруктов, игрушек и подгузников.

Прежде всего необходимо мысленно уловить идею композиции, ее настроение. Конструкция – точка отсчета будущего букета и должна опираться как минимум на 3 основных параметра – ширину, высоту и глубину.

Пропорции. Гармония пропорций складывается из соотношения сосуда, предназначенного для композиции и непосредственно самого букета. В параметры пропорций входят также размеры цветов и их количество. Традиционно используется метод «золотого сечения», которому бессознательно следуют опытные флористы.

Фокусная точка. Как у любой композиции, у букета цветов должен быть центр, некая точка, на которую в первую очередь падает взгляд смотрящего. Это может быть крупный или мелкий элемент, не обязательно цветок. Фокусной точкой с успехом могут выступать листья, флористические украшения или ваза. Главное, чтобы фокус не закрывал остальную часть композиции, а служил своего рода акцентом, вокруг которого раскручивается композиция букета.

Ритм. Ритм делает композицию из цветов живой, наполненной идей и энергией. Это то ощущение движения, которое отличает шедевр флористики от обычного, наобум собранного букета. Способов задать ритм очень много: перетекание цвета от более светлых тонов к темным, размерное сочетание крупных и мелких цветов, игра фактуры и преломления света. С помощью правильно выстроенного ритма можно увеличить или сузить композицию, убрать провалы в пространстве.

Уравновешенность. Какой бы экстравагантной и ассиметричной не была композиция, она должна сохранять необходимую устойчивость или уравновешенность, не заваливаться. Выдержанность композиционной формы – отличительный знак опытного флориста. Добиться визуальной устойчивости, чаще всего, можно с помощью цвета и формы.

Цвет. Правильно подобранное цветовое сочетание может из простой композиции создать настоящее искусство или, наоборот, испортить самый роскошный букет. Новички во флористическом дизайне используют цветовой круг, разделяющий цвета на холодные и теплые оттенки, а опытные мастера салона флористики могут допустить некоторую вольность, порой смешивая, казалось бы, неподходящие тона, но создавая при этом нечто совершенно новое и удивительное.

Гармония. Восприятие каждого букета весьма субъективно: что нравится одному человеку, может оставлять равнодушным другого. Тем не менее есть некие эстетические предпочтения, которых придерживается большинство. Из них и складывается так называемая гармония букета, радующая глаз.

Искусство флористики раскрывает нам волшебный мир цветов и растений, способный навсегда изменить наше отношение к, казалось бы, простым вещам, предстающим перед нами в совершенно ином свете. Флористика, подобно самой природе, помогает раскрыть душу цветов, перевести их энергетику на понятный для восприятия язык.

Классификация стилей цветочной композиции основана на пространственных характеристиках композиции и способах крепления растительного материала.

Пространственные характеристики цветочной аранжировки определяет соотношение пустот и растительного материала. Исходя из данного принципа выделяют массивный, линейный, линейно-массивный и смешанный стили.

Массивный стиль характеризуется отсутствием свободного пространства в пределах границ композиции. Композиции объемны, формообразующий растительный материал имеет скелет из вертикального стебля и нескольких горизонтальных боковых, контурные очертания плотно заполнены большим количеством цветов и зелени. Как правило, в композиции не выделяют фокусную точку, стараясь добиться плавного перехода между элементами.

Композиции в этом стиле могут иметь разную форму и размер.

Типы букетов массивного стиля: круглый, треугольный, овальный, конусовидный.

К этому стилю относятся цветочные композиции в стиле бидермейер, в которой цветы располагаются концентрическими окружностями, а их стебли почти не видны.

Линейный стиль отличается наличием свободного пространства, линейным растительным материалом. Основной признак композиции, выполненной в линейном стиле, – скупое использование растительного материала. В композиции линейного стиля каждый элемент имеет значение сам по себе, акцент делается на линии, а общее впечатление от композиции зависит от того, каким образом обыгрывается пространство между линейным материалом.

Типы композиций линейного стиля – вертикальные, икебаны, абстрактные.

Линейно-массивный стиль характеризуется тем, что в пределах композиции существует свободное пространство, которое лишь частично заполнено зеленью. Здесь объединяются два вышеописанных стиля. Его основной принцип заключается в том, что каркас композиции, образованный линейным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими растениями.

Типы композиций линейно-массивного стиля: симметричный и асимметричный треугольник, полумесяц и обратный полумесяц, линия Хогарта, горизонтальная композиция.

К смешанному стилю относятся композиции, которые не отвечают правилам построения аранжировок вышеописанных стилей или которые сочетают в себе признаки всех трех стилей. Это очень разнородная группа. По размеру они бывают от миниатюрных до величественных; растения могут выходить как из центра композиции, так и из разных ее точек, это композиции в пейзажном стиле и параллельные композиции. Сюда же относятся композиции необычной формы: круглые венки, гирлянды, декоративные деревья.

В зависимости от расположения и крепления растительного материала выделяются вегетативный, форма-линейный, параллельный и декоративный стили.

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Вегетативный стиль отличается свободным расположением растительного материала в композиции, что придает ей естественный природный вид, при этом важное внимание уделяется внешнему виду, характеру роста и растительному сообществу растений. В композиции, выполненной в вегетативном стиле, учитывают физиологию, структуру, направление движения растений. Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка (свободный порядок). Чтобы правильно создать асимметрию, необходимо сначала познакомиться с возможностями выполнения композиции из трех различных по величине базисных групп.

При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу.

Вегетативную композицию можно построить различными способами. Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. Следует заметить, что работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально – так, как они растут в природных условиях. Однако это не означает, что художник-флорист обязан копировать природу или подражать ей; ему только следует как можно полнее раскрыть ее красоту.

При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста.

В другой форме вегетативной композиции – с мнимой точкой роста – растения зрительно как бы расходятся из одной точки роста, которая расположена не в сосуде, а под ним. При этом, как правило, точка создается пересечением трех или большего количества базисных групп. При создании такой композиции следует учитывать: растительное сообщество растений, физиологию растений, форму, направление движения, структуру, асимметрию/симметрию, пропорции, ступенчатость, группировку, окружающую среду, количество точек роста, свободное пространство, примеры в природе, цвет и форму вазы, время года.

В вегетативном стиле можно строить разнообразные типы аранжировок: композиции, букеты, венки и др.

Форма-линейный стиль предполагает создание композиций с четким представлением формы в виде круга, шара, конуса, пирамиды, креста, сердца, буквы (венки, классические гирлянды, шесты), с минимальным количеством форм и линий. Для него характерно контрастное противопоставление форм и линий, возможно ощущение движения, соблюдение пропорций и наличие свободного пространства в композиции.

Для форма-линейного стиля характерна асимметричная компоновка растительного материала, но в некоторых случаях допустима и симметрия.

В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Экспрессивные линии растений в сочетании с такой формой позволяют создать интересную композицию.

При работе в форма-линейном стиле основное внимание обращают на форму, линию и цвет, поэтому при выборе ваз эти характеристики считаются более важными, чем размеры (высота, ширина или длина).

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля, и многие флористы давно создают работы по их образцу.

Загрузка...