Фитодизайн – представляет собой сложную смесь разнообразных растительных композиций. Все композиции могут выполняться из различных материалов: живых горшечных и кадочных цветов, размещенных на специальных полках, столиках, скамейках; из срезки – в виде аранжировок (букеты и свободные композиции); из сухоцветов с добавлением искусственных материалов – витражи, коллажи, панно и т. д.
История горшечных комнатных и кадочных растений берет свое начало в Древнем Египте, об этом есть множество примеров из истории. Так, на египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и горшках. В Китае более 1000 лет назад зародилось искусство бонсай, и получило широкое распространение в Японии. Древние римляне обзаводились зимними садами как помещениями для растений в жилище. Им, так же, как и нам, не хватало в городах живой природы.
Кроме того, неотъемлемой частью богатого, дома был престижем – внутренний сад. В таких садиках, как правило, выращивали травы и цветы – розы, фиалки, лилии. Множество существует доказательств, что интерьер декорировали статуями и статуэтками.
В Европе уже несколько столетий известны такие постройки, которые специально предназначались для зимовки растений. В такой разборный деревянный домик, где одна южная стена застекленная и, отапливаемая обычными печами, растения переносили на зиму. Именно такие домики стали предшественниками больших оранжерей.
Одним из древнейших видов украшений из цветов, популярным в древние времена, был венок. В те времена в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки и гирлянды. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст – древнегреческий философ и ученый, живший в III веке до н. э. и считающийся одним из первых ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Более того, человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.
Знали плетение венков и на Руси. Белые цветы в них были рядом с красными, красные – с желтыми, а желтые и розовые – с сиреневыми. Считалось, что цветов в венках должно быть не больше двух – трех видов, разных по форме и окраске. В древних славянских обрядах венки играли большую роль. Использовали венки и при гаданиях. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут пытались узнать свое будущее.
Народные предания о любимых цветках были распространены и у наших предков. Например, ландыш связывали со смехом Мавки – лесной красавицы; водяная кувшинка связана с русалками.
В начале XV в. Появились первые цветочные композиции из различных растений. На картинах этого периода цветы изображались в емкостях и располагались в них таким образом, что самые высокие, например лилии, занимали левую заднюю часть емкости, а мелкие цветы и травы размещали на краю композиции.
Из экзотических стран моряки и путешественники начали завозить неизвестные европейцам растения, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, растения с долго хранящимися семенами. Но их не легко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Семена многих растений не выдерживали условий долгих путешествий и теряли к моменту прибытия всхожесть. Цветоводство все еще оставалось уделом элиты.
В XVII в. родиной тюльпанов стали Нидерланды. Из этих цветов составляли богатые, модные букеты и ставили их в красивые позолоченные вазы. Букеты были в форме овала и требовали большого количества растений. Во Франции с XVIII в. появился стиль рококо, в переводе с французского «осколки камней, раковины». Букет в этом стиле отличается роскошью, асимметричностью, плавностью линий. Сосуды для цветов – чарки и вазы с китайскими узорами. Стали цениться цветы с тонкими лепестками, изрезанными краями, необычными оттенками. Преобладали холодные тона в сочетании с желтыми оттенками. Во времена рококо модными цветами были: пионы, маки, кобеи.
В середине 19 столетия изменить ситуацию помогло изобретение англичанина Н. Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения и посвящал им все свое свободной время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели. Однако он был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешает насыщенный гарью воздух Лондона. Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В 1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который устанавливался на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. И теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические растения: папоротники, орхидеи и т. д. На аукционах в Англии за орхидеи платили безумные деньги. Окна же простых горожан были заставлены «полезными» растениями: лимонами, которые употребляли с чаем, «столетниками» – алоэ, дарующими избавление от многих болезней, фикусами, очищающими воздух от копоти и другими неприхотливыми растениями.
Почти одновременно с парижской была построена первая русская оранжерея в Санкт-Петербурге в летнем саду, которая располагалась среди фруктового сада около Нивы. Теплолюбивые растения держали там зимой, а летом выносили в кадках на открытый воздух.
Первые русские оранжереи представляли собой деревянные или каменные строения с множеством больших боковых окон. С появлением крупной буржуазии в середине XIX века оранжереи и теплицы начали превращаться в зимние сады. В конце XIX века все чаще к виллам стали пристраивать крытые беседки или веранды. Поскольку веранды не отапливались, двери, ведущие в дом, держали закрытыми. Температура воздуха была такой же, как и на улице, поэтому находится можно было лишь в теплую погоду. Именно в 19 веке каркасы для застекления веранд и балконов стали изготавливать серийно. Производители разработали систему строительных наборов, так что заказчик мог выбрать такой каркас, который отвечал бы его желаниям и потребностям. В Европе зимние сады оставались популярными до Первой мировой войны. И только в начале 20 века зимние сады вышли из моды. Лишь примерно 5–7 лет назад вспомнили о преимуществах зимнего сада, так как создание легких в уходе конструкций и современная техника остекления стала доступна для человека. Важную роль сыграла и возможность, благодаря солнечной энергии, экономить невосполняемые источники теплоты. В устройстве современных зимних садов на первый план выходит расширение жилого пространства и приближение его к природе. Требования к зимнему саду не ограничиваются возможностью пользоваться им только в зимний период. Зимний сад должен цвести круглый год. Растения в нем, как правило, служат для декоративных целей, а уход за ними не должен отнимать много времени.
В России первые подобия зимних садов появились, как и многое из того, что зародилось на Западе, в петровское время. Однако несокрушимой воли великого преобразователя не хватило на то, чтобы переиначить исконно русские традиции, обусловленные географическим положением.
Самыми первыми популярными букетами в России были букеты для подношения. Букеты из белых роз подносили невестам, букеты из ярких цветов – дамам в праздники. Украшали цветами бальные залы.
Красивые и достаточно пышные композиции из цветов подносили юбилярам, это были корзинки с цветами. В центре такой корзинки размещали розы, вокруг них более низкие цветы, такие как маргаритки, фиалки, крокусы, лилии, ландыши. Композицию украшали золочеными шнурами.
В силу климатических особенностей Россия пошла своим путем. Так, на пространстве между домом и садом у нас располагается веранда. Та самая веранда, которая стала обычным явлением во всех частных как городских, так и загородных домах. Именно ее можно считать прообразом русского зимнего сада, у которого в силу климатических условий крыша не была стеклянной, а окна стояли самые обычные.
Шли годы. Россия, чтобы не отставать от Запада, стала возводить классические зимние сады, т. е. отдельно стоящие оранжереи, полностью возведенные из стекла. Зимние сады были привилегией дворянства.
В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Д. П. Ознобишина, где описывалось около 400 значений растений. В основном, символы и значения цветов отображали общепринятые ассоциации, часто надуманные и вымышленные. Книга была очень популярна среди молодежи. Ознобишиным также была введена в обиход игра в фанты, известная в наши дни и начинающая словами «Я садовником родился…».
На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека.
Наряду с украшениями домов состоятельные люди из разных уголков мира разбивали целые оранжереи, предназначенные для выращивания неприспособленных к местному климату растений. Таким образом, постепенно правила обустройства оранжерей стали использоваться и для декоративного озеленения внутренних интерьеров. Ведь, чтобы украсить комнату различными растениями, важно создать для них оптимальные условия, которые будут устраивать каждый вид. Значение имеет и время, которое владелец помещения будет тратить на заботу о декоративных посадках. Только здоровые цветы, за которыми регулярно и правильно ухаживают, смогут по-настоящему украсить комнату.